Презентация "Весь мир – мой храм. Коста Хетагуров"

Подписи к слайдам:
Весь мир – мой храм Коста Хетагуров

Подготовила учитель истории

МКОУ ООШ с.Синдзикау им.А.Т.Гапбаева

Дигорского района

РСО-Алания

Бирагова Евелина Бароновна.

Урок по истории осетии в 5 классе
  • Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова.
  • Задачи:
  • Отрабатывать и совершенствовать умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
  • Развивать устную монологическую и диалогическую речь; умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
  • Развивать познавательный и читательский интерес к произведениям осетинского народа.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине, ее народным традициям, литературе, искусству; прививать добрые и светлые чувства.
  •  воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.
«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои»  НИКОЛАЙ РЕРИХ
  • «Основоположник нашей литературы стал вместе с тем ее сияющей вершиной…. Англичанин говорит –Шекспир; шотландец говорит- Бернс; немец говорит Гете; итальянец говорит – Данте; русский говорит- Пушкин. Мы, осетины, говорим –Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью….» (Васо Абаев)

В день празднования 80-летия со дня рождения Коста Хетагурова в г. Дзауджикау А. А.Фадеев сказал: "Я говорю о великой способности такого своеобразного человека, как Коста соединять в себе лучшие черты людей Возрождения. Если хотите, Koстa Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем" (Коста Хетагуров. Сборник памяти великого осетинского поэта. Москва, 1941 г., Гослитиздат). И на самом деле значение Коста в области развития живописи в Осетии не менее велико, чем в литературе.

Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

Прости, если отзвук рыданья

Услышишь ты в песне моей:

Чье сердце не знает страданья,

Тот пусть и поет веселей.

Но если б народу родному

Мне долг оплатить удалось,

Тогда б я запел по-другому,

Запел бы без боли, без слез.

Завидую тем, кто народ

Мятежною речью зажжет,

Чьего ожидают совета.

Завидую тем, кто любовь,

Честь имени, славу отцов

Хранит и в преклонные лета! 

Сам Коста в своей автобиографии писал: «Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.

У Коста есть одно четверостишие, которое отлично характеризует атмосферу окрестностей Нара того времени, когда он сам там жил – конца XIX века:

Коченеет ворон,

Страшен кручи вой,

Спит на круче чёрной

Нар, аул глухой.

Люблю я целый мир

Люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно,

Тебя, родной аул и бедный наш народ

Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Отца я не только любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным Леван Елизбарович Хетагуров

Тызмæгæй мæм ма кæс,

Мæ фыды зæронд,

Дæ зæрдæмæ ма хæсс

Мæ зæрдæйы конд!...

Дæ номыл, дæ кадыл

Нæ барын мæхи…

О матери своей Коста не помнил совсем, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество.«Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года.»

Мария Гавриловна

Губаева

Тæхудиаг, буц хъæбулæй

Йæ уалдзæджы царды хурæй

Чи бафсæст йæ мады хъæбысы!

Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сохиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам.

Меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава».

"...Он (Коста), - вспоминает Дзапаров о детстве Коста в селении Нар, - пристрастился к рисованию. Бумаги не было, и Коста углем выводил на доске разные картины. Злой мачехе не нравилось это, как она думала, баловство, она колотила пасынка".

С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

Ставропольская мужская классическая гимназия

Десять лет учился Коста в этой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Там он прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших впоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.
  • Въ советъ Императорской Академiи
  • Художествъ.
  • Бывшего воспитанника 6 клас.
  • Ставропольской гимназiи осетина
  • Константина Хетагурова
  • Прошение
  • Желая поступить въ число учениковъ Академiи, честь имею покорнейше просить допустить меня къ прiемнымъ экзаменамъ. При семъ прилагаю свои документы и свидетельство объ успехахъ Во время пребывания моего въ 6 клас Ставропольской гимназiи, метрическiя
  • свидетельства, свидетельства о дворянскомъ
  • происхождении.
  • Константинъ Хетагуровъ

Многие большие поэты и писатели неплохо рисовали. Пушкин оставил в своих тетрадях ряд острых, характерных зарисовок пером, Гоголь также, Лермонтов дал ряд полноценных живописных картин, особенно пейзажей. Жуковский же в одинаковой степени владел и рисунком, и живописью. Но в области изобразительного искусства и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Жуковский были дилетантами. Коста же, напротив, наметив себе с самого раннего детства путь художника, явился первым профессиональным художником-живописцем в Осетии. До него в Осетии не знали, что такое художник. Однако не в этом его сила. Сила его и значение велики тем, что в отсталой дореволюционной Осетии он установил фундамент подлинной живописи и повел прямой путь искусства от русских корифеев живописи, от передвижников, от идей Стасова, требовавшего служения искусства народу, изображения картин реальных, говоривших о правде окружающей жизни. Последователь великих идей Чернышевского, Добролюбова, Белинского, Некрасова и др. видных русских революционных демократов в литературе, Коста-живописец воспитался еще со школьной скамьи на традициях русских художников-передвижников. Так, первым его учителем рисования в Ставропольской гимназии был Василий Иванович Смирнов, деятельный член Общества передвижников до конца дней продолжавший участвовать на передвижных выставках.

Учиться в академии для молодого провинциального художника, имеющего за плечами лишь гимназическое образование, было непросто: не доставало не только профессиональных знаний, но и знаний по общим дисциплинам. Тем не менее Коста проявляет необходимые усердие и настойчивость, получает высокие оценки на студенческих просмотрах. Но вскоре учеба Коста в академии крайне осложняется, он оказывается без стипендии, которую ему до этого высылали из Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста вынужден зарабатывать на жизнь поденным трудом, нанимается на пристанях разгружать баржи, порой здесь же и ночует. Вскоре из-за пропусков занятий и неуплату денег за обучение Коста исключают из Академии художеств. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения. Деятельная натура молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ.

Владикавказ

По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.

Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».

Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Две страсти, две музы – поэзия и живопись – неотрывно сопровождали всю недолгую и многотрудную жизнь Коста Хетагурова. “Я художник и народный поэт...” – пишет он в своих автобиографических заметках.

Зачастую именно художнический дар вдруг пересиливает в нем влечение к поэзии. “...Жду не дождусь моих красок”... – с отчаянием восклицает он в одном их своих писем из Херсонской ссылки в другом вновь с нетерпением вопрошает: “Когда я получу свои краски? Такой художественный зуд чувствую, когда выхожу из хаты, что и сказать не могу... Так все и просится на полотно”.

Верещагин был несомненно близок к Коста своим интересом к Кавказу. Еще в начале 1860-х годов он совершил путешествие на Северный Кавказ и привез оттуда больше сотни рисунков, изображающих типы, быт и культуру горских народов. Известно, что впоследствии Коста лично познакомился с Верещагиным. В этой связи можно понять, каким тяжелым ударом могло стать для Коста-художника похищение у него во Владикавказе в 1896 году этюдника с красками, подаренного ему таким выдающимся мастером, каким был Василий Васильевич Верещагин. В полном отчаянии Коста дает сообщение об этом в местную газету, надо полагать, с надеждой, что похитители проявят человеческое участие и понимание и вернут дорогую для художника реликвию: “13 сентября, около 10 часов вечера, с открытого окна в квартире художника Коста Хетагурова, проживающего в доме Михайловой по Воронцовской улице, похищен неизвестно кем ящик с масляными красками, подаренный г. Хетагурову известным художником В.В.Верещагиным”. Но это сообщение остается без ответа: этюдник с красками бесследно исчезает

Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. «Ирон фандыр» единственная книжка стихов на осетинском языке. Она писалась им всю бытие. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке, сотрудничал со многими газетами Северного Кавказа. Его перу принадлежит этнографический очерк по истории осетин «О́соба» (1894). Шли годы, и у автора возник проект отдельной книги.

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

«Бирæгъ æмæ хърихъупп.»

.

Иу зæронд ыскъæты,-

Гас хъæуы уæлдай,

Аззади фæсвæды

Ацы бæстахай…

Артдзсты кæрæтты

Фæныкмæ æнгом

Бадынц сывæллæттæ

Чи бæгънæг, чи гом

Зындонæй фыддæр нæ цæрæн…

Нал у ныр дæ фыд йæ сæрæн

Сау хæххон куыстæй…

Ахуысс, цæй…

Бадзурин дæм:уарз дæ бæстæ,

Ма сæ суæлдай кæ дæ фæстæ,

Ма сæ бафæллай!..

А-лол-лай!...

Евсеев – первый редактор газеты «Северный Кавказ».

Здание редакции газеты «Северный Кавказ» г. Ставрополь

С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Первое серьезное чувство проснется у Коста в возрасте двадцати семи лет. Примерно в декабре 1885 - январе 1886 гг. Коста, не окончив учёбу, вернулся в отцовский дом в с. Лаба. А в конце лета - начале осени того же года он приехал во Владикавказ, где стал потихоньку осваиваться. Своего жилья у него не было, он вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой - на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. В этот период он проводил свободное время на бульваре. Там он впервые увидел Анну Попову. Она привлекла его своей особенной внешностью, одухотворённой красотой и обаянием. Девушка завладела сердцем Коста, который совершенно потерял покой .

Да, я люблю ее... но не позорной страстью,

Как объяснять себе привыкли вы любовь,—

Я не влеку ее к обманчивому счастью,

Волнуя сладостным напевом ее кровь.

 

Нет, я люблю ее, как символ воплощенья

Доступных на земле возвышенных начал

Добра и истины, любви и всепрощенья,

Люблю ее, как жизнь, люблю, как идеал,

"Посвящение А.Я.П».

Да, я уж стар...

Ты смотришь боязливо

На впалые глаза, глубокие морщины.

Мой горб рисуется в рубище некрасиво,

На плечи падают лохмотьями седины...

Да, я уж стар! <...>

По прошествии нескольких месяцев Коста, отчаявшись, написал 21 мая 1886 г. письмо Поповой, в котором говорилось: "...Вот уже почти пять месяцев, как я впервые увидел Вас на бульваре и, подчиняясь голосу сердца готов был пожертвовать бог знает чем, чтобы иметь возможность хоть на одну минуту побеседовать с Вами. <...> Все мои желания, все мои мысли сливаются в одно: "Аня, Аня! Я хочу во что бы то ни стало познакомиться с тобой!" Эта мысль становится моим девизом. Всё, что неприкосновенно к этому, не имеет с тех пор ровно никакого места в моём черепе". В конверт вместе с письмом было вложено стихотворение "Посвящение А.Я.П». Да, я уж стар... Ты смотришь боязливо На впалые глаза, глубокие морщины. Мой горб рисуется в рубище некрасиво, На плечи падают лохмотьями седины... Да, я уж стар! <...>

Помимо "Многоточий» Коста посвятил Анне и другие стихотворения. Это "А. Я. П." ("Скрывать, молчать, страдать безмолвно..."), датированное 1888 г., "Прости", "Да, я люблю её...", датированные оба 1889 г. В стихотворении "Многоточия» описан дом Поповых во Владикавказе. Дом этот сохранился до наших дней по адресу: ул. Чермена Баева, 11. "Высокий барский дом...».

Прости! Всю прошлую тревогу

Беру я в спутницы себе,—

Свою печальную дорогу

Я с ней пройду, моляся богу

Лишь только, только о тебе.

Образ Анны стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888 г., и "Святая Нина", заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.

“Терские ведомости” напишут о ней: “Картина – как живая, и положительно всех приводит в восторг. Произведение г. Хетагурова может удовлетворить любой изящный вкус”. “Скорбящий ангел” был написана художником в 29 лет, в полном расцвете творческих сил.

Не получив положительного ответа от Анны Поповой, Коста впоследствии станет добиваться руки учительницы Раисы Гайтовой, которая проживала со своими родителями в Ардоне.

Со второй своей любовью - Анной Александровной ЦаликовойКоста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой. Произошло это, по воспоминаниям сестёр Цаликовых, в 1888-89 гг.

Как известно, во Владикавказе Коста не имел своего угла .Цаликовы предоставили Коста одну из комнат с отдельным входом. Столовался он с ними. Цаликовы знали о чувствах Коста к Анне Поповой и легко впустили его в дом. Но с течением времени стали замечать, что Коста проявляет интерес к младшей из сестёр - Анне Александровне, которая в тот период училась в гимназии. На это обратил внимание друг семьи и хороший знакомый самого Коста Виктор Егорович Кизер, директор училища. Квартиранту деликатно намекнули, и он вынужден был съехать. Коста, уже серьёзно увлёкшийся Анной, был в смятении и написал в тот период стихотворение "Один, опять один без призраков родного..."

Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни "да", ни "нет". Такая неопределённость в отношениях заставляла Коста страдать.

Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это - "Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь..." (1893 г.), "Опять к тебе, любимая подруга..." (1894 г.), "О чём жалеть... Больным дыханьем бури..." (1894 г.), "Расстаться нетрудно, нетрудно убить..." (1894 г.), "Не верь, что я забыл родные наши горы..." (1896 г.), "Откровенность" (1899 г.), "Исповедь", "А.А.Ц.".

Коста писал Анне: 

Благодарю тебя за искреннее слово. 

Прости, прости навек! 

Отвергнутый тобой, Я посох и суму благословляю снова, 

Благословляю жизнь, свободу и покой.

И именно в этот нелегкий период времени он поставит себе цель: “Молиться и любить, любя страдать за всех”. Да, за всех! Воодушевление его, казалось, не имело границ… «Весь мир – мой храм,

любовь – моя святыня,

вселенная – отечество мое!» - эти известные строки поэта появились на свет именно в этот период. 

В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой. А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.

В доме Смирновых уже на закате своей жизни Коста пленился красотой Гали Смирновой. 19-летняя Гали вместе с подругой училась у хозяйки Коста вязать, рисовать; там иногда встречала поэта. Родители Гали не принимали увлечение Коста всерьёз. Однако Гали Смирнова в 1908 году вышла замуж за студента медицинского отделения Киевского университета Сергея Иванченко. В 1912 семья обосновалась в Георгиевске.

Гали Смирнова скончалась в Георгиевске в феврале 1974 году. Прекрасная любовь, полная глубокой страсти к Гали Смирновой, была последним аккордом в жизни великого поэта. Летом 1903 года тяжёлое нервное заболевание дало о себе знать, поэт оказался прикованным к постели. В воскресный день 19 марта 1906 года Коста умер.

Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям»

Деньги – не самое главное для молодого художника. Живопись, работа над большими полотнами – вот что увлекает его больше всего.

Коста создает еще одно крупное произведение – “На школьной скамье жизни” (картина имеет еще и второе название “Дети-каменщики”), где с особой любовью и теплотой выписаны образы двух маленьких горцев. По свидетельству Махарбека Туганова, народного художника Осетии, последователя Коста Хетагурова, картина “На школьной скамье жизни” была любимым детищем Коста. “Он много писал этюдов для этой картины, делал зарисовки пейзажей и типов детей. Лично мне приходилось любоваться не раз его солнечным этюдом, написанным маслом, изображавшим головку девочки-осетинки в платке. Написан он был сочно и ярко”.

Ни разу больше Коста-художник не выражал столь явного удовлетворения итогами своей работы, и было от чего. Картина “На школьной скамье жизни” – пожалую, самое крупное, сложное, многоплановое произведение в живописном наследии художника. В ней словно воплотились воедино все известные живописные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт и собственно композиционная картина, и в каждом из них художник демонстрирует свое незаурядное мастерство.

«Дети – каменщики»

СО респ. худ. музей

им. М.С. Туганова.

г. Владикавказ

Тему детства затрагивает и другое полотно Коста – “За водой”, где художник изобразил молодую горянку, спускающуюся за водой по крутым горным кручам с тяжелой бадьей за плечами. В подол матери крепко вцепился маленький босоногий карапуз, обладатель больших черных выразительных глаз, устремленных прямо на зрителей, и не менее больших оттопыренных ушей. Образ женщины-матери и ребенка, многократно и разнообразно интерпретируемый в мировом изобразительном искусстве, находит в этом произведении Коста яркое и неожиданное решение. Художник, по сути, создает образ горской мадонны, которую он отнюдь не идеализирует – женщина-мать, женщина-труженица прекрасна своей естественной природной красотой и отмечена печатью того скромного врожденного благородства, которое всегда отличало женщин-горянок. Возможно, в картине Коста предпринял попытку воссоздать образ своей матери, которую он потерял, когда ему не было еще и года, и ее смутный образ не раз вставал у него перед глазами.

Быт горского народа запечатлен и в другой жанровой картине “В осетинской сакле”. Как и в ряде своих поэтических и живописных произведений, Коста здесь прост и безыскусственен, скромен и неприхотлив. Ему нет необходимости что-либо выдумывать, жизнь сама в изобилии подсказывает сюжеты внимательному художнику, ему остается только с благодарностью их воспроизводить.

Кавказец, глубоко болеющий за свой народ и самозабвенно любящий свой край, Коста не мог не отразить в своем живописном творчестве природу Кавказа. Пейзажи “Перевал Зикара”, “Природный мост”, “Тибердинское ущелье” знакомят нас с живописнейшими уголками Кавказа и Осетии. В них необъятные горные дали наполнены прозрачным светом и воздухом, а заснеженные горные вершины залиты светом утреннего солнца.

«Перевал Зикара».

В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне - село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.

Похороны во Владикавказе 29 марта 1906 г.

Памятник Коста Хетагурову в небольшом шахтёрском посёлке Мизуре в Алагирском районе Северной Осетии, зажатом в горах открыт в 1956 г. Автор – Инал Дзантиев. На памятнике надпись «Коста Хетагурову от горняков Садона»

"Я смерти не боюсь... Холодный мрак могилы

Давно манит меня безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей.

Я счастья не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить".

Дом – музей К. Л. Хетагурова в с. Нар

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  • КОГДА И ГДЕ РОДИЛСЯ КОСТА ХЕТАГУРОВ?
  • ГДЕ ОН ПОЛУЧИЛ ПЕРВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
  • КАКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ СТАЛО ДЛЯ НЕГО ГЛАВНЫМ?
  • ДВЕ СТАРСТИ, ДВЕ МУЗЫ НЕОТРЫВНО СОПРОВОЖДАЛИ ВСЮ НЕДОЛГУЮ И МНОГОТРУДНУЮ ЖИЗНЬ КОСТА ХЕТАГУРОВА.НАЗОВИТЕ ИХ.
  • КТО НАХОДИЛСЯ РЯДОМ С ПОЭТОМ В САМЫЕ ТРУДНЫЕ ДЛЯ НЕГО МИНУТЫ?
  • «БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ИСКРЕННЕЕ СЛОВО…..» - КОМУ АДРЕСОВАНЫ ЭТИ СТРОКИ?
  • КАК НАЗЫВАЕТСЯ КНИГА СТИХОВ КОСТА, СТАВШАЯ ЛЮБИМОЙ КНИГОЙ НАРОДА?
  • ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТА. ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ.
  • НАЗОВИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПОЛОТНА КОСТА-ЖИВОПИСЦА.
  • ГДЕ ПОХОРОНЕН ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА?