Презентация "Культура России в 17 веке"


Подписи к слайдам:
ИСТОРИЯ РОССИИ 17 ВЕК

ИСТОРИЯ РОССИИ 17 ВЕК

Историческая разминка

СМУТА

БАРЩИНА

МЕСТНИЧЕСТВО

ГЕТМАН

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

БУНТШНЫЙ ВЕК

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

1. Алексей Михайлович

2. Богдан Хмельницкий

3. Никон

4. Михаил Федорович Романов

ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

1645-1676

1648

1662

1667-1671

ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

1653-1655

1654

1654-1667

1687,1689

Тема: Культура России в 17 веке

Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 10, письменно ответить на вопросы 1-5 после параграфа 10;

2.Нарисовать иллюстрацию по теме «Быт и нравы сословий в России 17 века»

Цель урока:

  • 1. Познакомится
  • 2.
  • 3.

ПЛАН УРОКА

1. Материальная культура

2. Образование и письменность

3. Литература

4. Архитектура

5. Изобразительное искусство

ОБМИРЩЕНИЕ-

Процесс освобождения культуры от жестких рамок традиции, предписанной церковью, усиление светского начала в искусстве

Выслушав выступления докладчиков, выделить главные направления в русской культуре 17 века

Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович )(1629–1680)

Поэт, переводчик, драматург и богослов. Уроженец Полоцка. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1656 г. принял монашеский постриг. В 1664 г. переехал в Москву. Преподавал в Богоявленской и Заиконоспасской школах, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, обучал детей Алексея Михайловича. Участвовал в борьбе против старообрядчества.

                                               

Славяно-греко-латинская академия

Учебное заведение, основанное в 1685 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве греками Софронием и Иоанникием Лихудами. Преподавание велось на латинском и греческом языках. Наряду с богословскими предметами преподавались логика и физика (по Аристотелю). После отъезда Лихудов из Москвы в 1694 г. в связи с жалобами духовенства академию возглавили их ученики. Среди выпускников академии – М. В. Ломоносов.

Иоанникий и Софроний Лихуды (1633–1717) (1652–1730)

Основатели и преподаватели Славяно-греко-латинской академии.

В 1685 г. по приглашению царя Федора Алексеевича приехали в Россию для создания Академии.

За время работы в Академии братьями были составлены многие учебники по грамматике, риторике, логике, физике.

Они являются авторами многих переводов с греческого, латинского, итальянского языков.

Аввакум (1620–1682)

Идейный лидер старообрядцев, протопоп, публицист. .

В 1652 г. выступил против церковной реформы патриарха Никона.

В 1653 г. арестован и сослан в Сибирь.

Испытал множество страданий, не прекращая проповедовать старую веру.

В 1664 г. возвращен в Москву, вновь сослан за проповедь старообрядчества.

В 1666 г. решением церковного собора расстрижен и проклят.

В 1667 г. сослан в Пустозерск, заключен в земляную тюрьму.

В 1682 г. заживо сожжен в срубе по приговору церковного собора.

Автор 80 публицистических произведений. Наиболее известное – «Житие».

Букварь Кариона Истомина

Федор Поликарпов. Лексикон треязычный

Москва. 1704. Первый русский словарь. Содержится 19712 словарных статей. Исторический музей. Москва

Софроний Лихуд. «Риторика»

Конец XVII в. Бумага, чернила, акварель.

Один из учебников, написанных братьями Лихудами по дисциплинам, изучавшимся в Славяно-греко-латинской Академии.

Исторический музей. Москва.

Теремной дворец Московского Кремля

Акварель. Начало XIX в.

Церковь Троицы в Никитниках

По заказу купца Григория Никитникова в 1635–1653 гг. Грузинский переулок Москвы. Расписал церковь русский изограф Симон Федорович Ушаков

Успенский собор

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь,

Успенский собор.

«Узорочье»

Получивший распространение в середине – второй  половине XVII в. архитектурный стиль, для которого характерно украшение стен, наличников, колонок и других деталей здания в целях придания сооружению нарядности, многоцветия и т. п.

Типичными примерами применения узорочья в архитектуре могут считаться Теремной дворец Московского Кремля, церковь Николы в Хамовниках и т. д.

Церковь Николы в Хамовниках

Построена в 1679–1682 гг. Москва

Барокко (от итал. barocco – странный, причудливый)

Основное стилевое направление в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII в.

Ему свойственны стремление к величию, торжественности и пышности, обилие декора, изогнутые линии.

Церковь Покрова в Филях

Построена в 1690–1693 гг. на средства владельца села боярина Л. К. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны

Предшествующий деревянный храм был сооружён в 1619 г., когда село принадлежало Милославским. Москва

Палаты Аверкия Кириллова

Городская усадьба XVII в. Москва

Сухаревская башня

Сухаревская башня (также Сухарева) была построена в 1692—1695 гг. на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города.

Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII в. охранял Сретенские ворота.

Разобрана в 1933 г.

Деревянный дворец в с. Коломенском

Иллюстрация к книге «Российский царственный дом Романовых», хромолитография. 1896 г. Издание К. А. Бороздина, Санкт-Петербург

Насаждение древа государства Российского

С. Ушаков. 1668 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Парсуна(от лат. persona – личность, лицо)

Основное стилевое направление в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII в.

Ему свойственны стремление к величию, торжественности и пышности, обилие декора, изогнутые линии.

Портрет царя Алексея Михайловича

Россия.

1670-1680-е гг.

Холст, масло.

Царь Алексей Михайлович (1626-1676) изображен в "Большом наряде", который предназначен для важнейших государственных церемоний и приемов зарубежных послов.

Портрет царя Федора Алексеевича

Иван Салтанов (?), Ерофей Елин, Лука Смолянинов.

Москва. Оружейная палата.

1686 г.

Дерево, левкас, темпера.

Парсуна (портретное изображение) написана для Архангельского собора Московского Кремля.

Спас Нерукотворный

С. Ушаков.

Спас Нерукотворный.

1658 г.

Икона «Богоматерь Всех Скорбящих радость»

Икона «Богоматерь Всех Скорбящих радость». XVII в.

Дерево, левкас, темпера.

Исторический музей. Москва.

Вопросы для повторения

  • Кто является основателем Славяно-греко-латинской академии?
  • ( братья Лихуды)

    2. Что такое «плетение словес»?

    (литературный стиль, для которого характерны пышные обороты речи)

    3. Какие сатирические литературные произведения вы знаете?

    (Повесть о Шемякине суде и Повесть о Ерше Ершовиче)

    4. Кто является основоположником автобиографического жанра в литературе 17 века?

    5. Какие новые жанры литературы появились в 17 в.?

    6.Какой дворец был резиденцией царя Алексея Михайловича?

    (Теремной)

    7. Какой стиль в архитектуре распространился в 17 в.?

    (шатровый)

    8. Каковы особенности живописи 17 в.?

    (сочетание светского и церковного в портретах)

    9. Что такое парсуна?

    10. Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе?