Проект "Воззрения Екатерины II на проблемы организации начального образования в России"


1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФУТДИНОВА
Ярова Эльмира Камиловна
Воззрения Екатерины II на проблемы организации начального
образования в России
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050708.65
«Педагогика и методика начального образования»
Рекомендуется к защите
Научный руководитель
д. п. н., проф. А. Г. Мухаметшин
«___» ______________ 20___г.
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
педагогики и психологии
им. З.Т. Шарафутдинова
к.псх.н., доцент И. Н. Федекин
«___» ________________20__г.
Набережные Челны
2012
2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Социально – исторические условия формирования педагогических
воззрений Екатерины II…………………………………………………………..6
1.1. Приход к власти Екатерины II.……………………………………………...6
1.2. Политика государства в области просвещения в России в эпоху
Екатерины II……………………………………………………………11
1.3. Образовательные реформы времени правления Екатерины II……..16
Глава 2. Воззрения Екатерины II на проблемы организации начального
образования в России……………………………………………………………20
2.1. Педагогические взгляды Екатерины II…………………………………….20
2.2. Вопросы методики воспитания и обучения в педагогических взглядах
Екатерины II ……………………………………………………………………..25
2.3. Организация начального (народного) образования в России…………....29
2.4. Первый опыт создания в России системы начального образования,
неограниченного сословными преградами…………………………………….34
2.5. Расширение народных училищ…………………………………………….42
Выводы….………………………………………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….50
Библиография……………………………………………………………………52
.
3
Введение
«Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. И
действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни
человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта
пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. Усвоение
исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных
предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю
практическую деятельность настоящего. Наше прошлое это наше
интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так бережно,
как и материальной. [26, c.13]
Педагогика и школа являются зеркалом общественной жизни, а
периоды преобразований, целенаправленных реформ и стихийных
потрясений, как правило, сопровождаются глубокими изменениями в
области образования и воспитания. Важнейшими условиями познания
педагогической истины являются объективная оценка исторической
реальности, неразрывная связь истории педагогики с современностью.
История педагогики включает в себя историю педагогических идей,
педагогических систем, процессов социализации. Следовательно, изучая
историю педагогики, особое внимание следует уделять изучению отдельно
взятой личности в единстве всех ее социальных проявлений.
Для нас особый интерес представляет вторая половина XVIII века. Это
век осуществления реформ в области начального образования, который
называют эпохой Просвещения или эпохой Екатерины II.
В последнее время интерес к личности Екатерины II и ее деятельности
как «просвещенного монарха» значительно возрос. Вышел ряд статей,
посвященных влиянию Екатерины II на состояние образования в России
XVIII века, ее педагогическим взглядам. В историко-педагогической
литературе постсоветского периода заметно усиливается внимание
отдельных исследователей к проблемам организации начальной (народной)
школы екатерининского времени. Наблюдается несомненный факт роста
4
общественного интереса, как к екатерининской эпохе, так и к самой
Екатерине II, о чем свидетельствует значительный рост количества научно-
популярных работ.
Доказательством постоянного внимания Екатерины II к
педагогическим проблемам, вопросам реформирования школы служат
законодательные акты, направленные на преобразования в области
образования, утвержденные или даже лично составленные императрицей,
сочинения Екатерины II по вопросам образования и просвещения,
опубликованные в различных изданиях и собраниях сочинений; ее
переписка, содержание материалов, опубликованных в сборниках, а также
отдельных страниц мемуаров Екатерины II. [36, с.38]
Не случайно, в современных условиях вновь открываются различные
типы образовательных учреждений, в том числе и начальных школ. Однако,
построить новую школу нельзя, отбросив все старое, созданное мудростью
народа. Без знания о том, чем жила старая школа, какими силами
располагала, какие идеалы завещала, нельзя понять, что она должна нести в
себе сейчас.
Таким образом, актуальность темы моей дипломной работы, вызвана
тем, что богатейший исторический опыт в развитии народного образования, в
том числе различных типов начальных школ, имеет практическую
значимость в наши дни.
Итак, тема моей квалификационной работы: «Педагогические
воззрения Екатерины II на проблемы организации начального образования в
России».
Цель - проанализировать просветительские и педагогические идеи и
воззрения Екатерины II, ее деятельность как организатора процесса
реформирования российской школы, выявить проблемы организации
начального образования в России в эпоху правления Екатерины II .
Объект начальное образование в России во второй половине VIII
века.
5
Предмет - педагогические воззрения Екатерины II и их реализация в
практике реформирования начальной школы 2-й половины XVIII века.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены
следующие задачи:
1.Выявить социально - исторические условия формирования
педагогических воззрений Екатерины II.
2.Раскрыть содержание педагогических воззрений Екатерины II в
образовании и воспитании, осуществить их обобщение и систематизацию.
3. Изучить пути реализации основных педагогических идей Екатерины
II по созданию начальных школ в России.
4.Выявить проблемы в организации начального образования в России в
эпоху правления Екатерины II.
Гипотеза: педагогические воззрения Екатерины II на проблемы
организации начального образования имели социальную направленность,
были нравственно ориентированы, проникнуты идеей приоритетности
воспитания перед обучением.
Методы: теоретический анализ философских, педагогических,
исторических и литературных источников, документальных материалов,
историко-логический анализ и обобщение сведений, заимствованных из
различных источников, выявление тенденций и закономерностей развития
начальной школы.
Методологической основой исследования явились труды таких авторов
как, Андреев, А. Ю. [2], Брикнер, А. Г. [8], Дени Дидро [10], Новикова Н. И.
[24], Джон Локк [20], Ж.-Ж. Руссо [33] и др.
Практическая значимость состоит в возможности использования
данного труда, учителями начальных классов и преподавателями истории в
средней общеобразовательной школе.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав,
выводов, заключения и библиографии.
6
Глава 1. Социально - исторические условия формирования
педагогических воззрений Екатерины II
1.1. Приход к власти Екатерины 2
После Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя
императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия
было София Фредерика - Августа Ангальт-Цербстская. Екатерина
родилась 21 апреля 1729 года. Отец её, принц Христиан - Август Ангальт-
Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Принц
Христиан - Август был очень беден, и ему пришлось служить. Прусский
король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой
принца Христиана стала урождённая Иоанна - Елизавета Гольдштейн -
Готторпская. Принц нежно любил свою жену и дочь, был образцовым
семьянином, управлял Померанской провинцией и командовал пехотным
Ангальт-Цербстским пехотным полком. Жили родители будущей
императрицы бедно, в обыкновенном доме, а не во дворце. Императрица
Екатерина в позднейшее время охотно вспоминала и в шутливом тоне
говорила о той сравнительно скромной обстановке, при которой она, бывшая
принцесса родилась. [36, с.38]
Известно, из записок Екатерины, что родители дали ей образование. У
неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя
капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке -
немец Религ давал ей уроки на клавесине. Благодаря своей гувернантке
Екатерина II познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером. Учитель
немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе.
Нельзя сомневаться в том, что мать Екатерины мало заботилась о её
воспитании. Вот что Екатерина рассказывает, упоминая о приезде в Гамбург
графа Гилленборга: Гилленмборг, видя, что матушка мало или почти вовсе
не занималась мною, он говорил ей, что она напрасно не обращает на меня
7
внимания, что я дитя выше лет моих и что у меня философское
расположение ума. [8, c.20]
Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору,
маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха
предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону
великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что
и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время
правила императрица Елизавета Петровна.
Красота немецкой принцессы, острый и живой ум, обратили на себя
внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью
была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю
под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя
Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в
1745г.
Из записок Екатерины видно, что она, имея тогда не более пятнадцати
лет, с первой же минуты своего пребывания при русском дворе, при всех
затруднениях, держала себя осторожно, действовала осмотрительно и
постоянно мечтала о будущем своём величии. Происходили разные
столкновения, то с матерью, которая отличалась честолюбием, не всегда
обращала достаточно внимания на интересы дочери. Обнаружила отсутствие
такта, со стороны императрицы, которая вскоре начала выказывать некоторое
недоверие к молодой принцессе, жениха, который казался весьма
малоспособным любить и уважать назначенную для него невесту. При всех
этих затруднениях, Екатерина приняла твёрдое решение не останавливаться
не перед каким препятствием, преодолевать все преграды, мешавшие ей
достигнуть желанных целей, пользоваться всевозможными средствами для
составления себе выгодного положения. В её действиях заметен холодный
расчёт, видно спокойное соображение всех обстоятельств. Она старалась
составить себе точное понятие о том, какой образ действий должен считаться
8
целесообразным. Во что бы то ни стало, она хотела надеть обещанную ей
судьбою русскую корону. [36, c.38]
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой
досуг употребляла на самообразование. С первых же дней замужества
Екатерина запасалась терпением. Для стороннего наблюдателя её жизнь
могла даже показаться приятной: она бывала на спектаклях, на балах,
веселилась. Но все эти придворные выезды и торжества не заполняли
всей жизни великой княгини: возвращаясь, домой, молодая княгиня не
встречала, ни занятий, ни дела и поэтому скучала. От скуки Екатерина
принялась за чтение и стала читать романы. Ей попались под руку письма
Севинье (Sevigne) Мари де Рабютен - Шанталь (Rabutin - Chantal), маркиза
де, французская писательница; автор писем, которые много лет писала
дочери и друзьям. В них она рассказывала о жизни Парижа и Версаля, о
политических событиях, о литературных и театральных новинках. Не без
остроумия Севинье критиковала политику иезуитов, лицемерие двора,
обременительные для страны войны. Свою эпоху видела глазами умной, но
не лишённой предрассудков аристократки. По отношению к крестьянским
волнениям занимала непримиримо враждебную позицию. Письма Севинье -
образец изящной и точной прозы классицизма. Екатерина прямо «пожирала»
их, встречая в них много ноток, созвучных её душевному настроению. В
1746 году Екатерина стала читать сочинения Вольтера, которые много
способствовали образованию и просвещению её ума и головы, она стала
разборчивее в чтении и потом писала Вольтеру, а также и другим, что
Вольтер был её учителем. [6, с.454-560]
Затем Екатерина обратилась к историческому чтению, читала историю
Генриха IV, историю Германии Бара, мемуары Брантома, сочинения
Платона, «Дух законов» Монтескье и исторические сочинения Тацита.
Чтение оказало могучее влияние на духовную жизнь Екатерины, на её
понятия и чувства. Она умела ценить пользу чтения серьёзных книг. Сначала
она читала от скуки, затем более и более привыкала к усидчивому труду.
9
Множество вопросов затронуто в записях великой княгини. Тут говорится и
о женском образовании, и о судопроизводстве в отношении к
несостоятельным должникам, о значении дворянства в обществе, о том, как
можно помочь потере военных способностей во время мира, о причинах
чрезвычайной смертности в России, о вопросах технологии, о
неблагоразумии пытать людей, вина которых не доказана, о делах Курляндии
и Голштини, о разведении устриц, о соединений Каспийского моря с Чёрным
и прочее. [18, c.82-101]
Она изучала сочинения замечательных французских просветителей и
получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти
книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была
женщина образованнее неё. Екатерина стала последовательной сторонницей
идей Просвещения. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского
народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала
сочинения, выводила цитаты. Вот некоторые из них, касающиеся
образования:
Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
Кто привык к трудам, тому труд облегчен.
Разумный человек всегда может найти упражнение.
Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах,
чему не доучился в младости.
Учение в счастье человека украшает, в несчастье же служит
прибежищем.
Переворот 28 июня 1762 года осуществил мечту Екатерины, которую
она лелеяла целых 17 лет сделал её самодержавной русской императрицей.
Так началось женское правление, продолжавшееся 34 года и
отличавшееся от прежних женских правлений тем, что во время него
был проведен целый ряд важных реформ в области государственной и
общественной жизни России. Она славилась искусством управлять
государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за
10
образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в
таком случае Пётр?».
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей,
она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых.
Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды
выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей,
художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как
правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным
собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному
признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую
дельную мысль и использовала ее в своих целях.
За все время царствования Екатерины практически не было шумных
отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более
казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании
как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень
тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее
сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим
убеждениям.
Таким образом, Екатерина, считая возможным, что ей рано или поздно
будет суждено управлять Россией, старалась приготовиться к такой
деятельности. В связи со стремлением сделаться способною к занятиям
делами, она желала приобрести популярность, быть любимою и уважаемою
всем. Ещё ко времени до свадьбы относится следующее замечание в записках
Екатерины: «Больше чем когда либо я старалась снискать расположение
всех вообще, больших и малых. Никто не был забыт мною, и я поставила
себе правилом думать, что я нуждаюсь во всех, и всячески приобретать
общую любовь, в чём я и успела». [12, c.31]
Особенно тщательно Екатерина старалась снискать расположение
императрицы, причём руководствовалась советами женщин, её окружающих.
Екатерина умела ценить то значение, которое имело для общее мнение, и
11
довольно искусно, не без некоторой мелочности, не без некоторого
хладнокровного расчёта, выбирала средства для составления себе хорошей
репутации.
Из заметок Екатерины: «Желаю и хочу только благо стране, в которую
привёл меня Господь. Слава её делает меня славною. Вот моё правило, и я
буду счастлива, если мои мысли могут в том содействовать». [12, с.285]
1.2. Политика государства в области просвещения в России в
эпоху правления Екатерины II
Не раз и не два в российской истории правителями делалась большая,
пусть и не приоритетная, ставка на образование населения. И мы знаем, как
благотворно отражалось это на прогрессе страны, но лишь в тех случаях,
когда стремлениям и возможностям соответствовали выверенные и
систематически подготовленные проекты. Сегодня, когда в очередной раз
государство решительно взялось за сферу образования, необходимо
вспомнить историю первых подобных планов, тех проектов, когда в сознании
интеллектуалов господствовали просветительские идеи возможности
осуществления прогресса человечества через разум, а значит, через
организацию воспитания и образования. В России таким периодом оказались
екатерининские времена, когда российская императрица, продолжавшая
петровскую линию европеизации страны, поставила на повестку дня вопросы
организации учебных заведений страны для разных слоёв населения. До того
Россия еще не знала светского образования в национальных масштабах.
Вполне естественно, что Екатерина II, как это свойственно многим
властителям России, решила подойти к проблеме с помощью наиболее
совершенных и передовых разработок своей эпохи, чтобы создать лучшую
систему образования. Идеи европейского просвещения пользовались особым
вниманием русской императрицы. Екатерина стремилась использовать
достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов.
12
Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое
общее образование с профессиональной выучкой. Эта мысль созрела у
Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, в
частности Дени Дидро, Жан – Жак Руссо, Джонна Локка.
Историк С. М. Соловьев отмечал, что «Побуждения, заставившие
Екатерину II сближаться с самыми видными из философов», заключались в
том, что «чуткая в сильной степени к высшим интересам человека, она
страстно следила за умственным движением столетия ...и хотела применить
его результаты к устройству народной жизни». [37, с.346]
Педагогический трактат Джонна Локка «Мысли о воспитании» в
русском переводе стал в начале царствования ее настольной книгой. Я
думаю, писал Джон Локк, что детскую душу так же легко направить по тому
или иному пути, как и речную воду; но хотя в этом и заключается основная
задача воспитания и должно заботиться главным образом о внутренней
стороне человека, однако не следует оставлять без внимания и бренную
оболочку. С последней я, поэтому начну и прежде всего, рассмотрю вопросы,
касающиеся здоровья тела. [20, c.412].
Он выступал резко против традиционного классического образования,
защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями. Он
считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность
детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При
обучении не должны применяться наказания. Его воспитанник должен был
быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и
сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к
«добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он
может быть очень полезен своей стране. [25, с.154]
Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной
II у Жан - Жак Руссо, хотя в целом к его демократическим педагогическим
взглядам она относилась отрицательно. У него же она восприняла мысль о
необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями
13
общества. Воспитание, считал Жан - Жак Руссо, дается человеку природой,
людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы,
это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание,
получаемое от людей, это обучение тому, как пользоваться этим
развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком
собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все
эти три фактора должны, по мнению Жан - Жак Руссо, действовать
согласованно. [33, c.187]
Но тезис о преимущественном «естественном воспитании» Жан - Жак
Руссо отвергли, считали приоритетным общественное воспитание.
Задумав реформу школьной системы, Екатерина II пригласила Дени
Дидро, французского писателя, философа просветителя, основавшего
энциклопедию или толковый словарь наук, искусств, ремёсел, в Россию.
Параллельно она поставила аналогичные задачи перед специально созданной
комиссией, а также перед куратором Московского университета И. И.
Шуваловым. Можно сказать, что императрица подошла к вопросу
комплексно, с размахом. И пусть планы, в конечном счете, остались
нереализованными, они представляют определенный интерес. Проведя в
России не более полугода, Дидро находился постоянно при императрице,
ведя с ней ежедневные беседы. Дидро был за всеобщее, бесплатное
начальное обучение «от первого министра до последнего крестьянина», за то,
чтобы каждый умел читать, писать и считать. Он также полагал, что «мнения
правят миром», и связывал возможность переустройства общества с
изданием мудрых законов и распространением просвещения, правильным
воспитанием.
Дидро отвергал утверждение Гельвеция, который считал воспитание
единственным источником различия между людьми и говорил об отсутствии
у людей индивидуальных природных различий. По мнению Дидро,
воспитание — это один из главных источников. [19, с.44].
Или другой пример, из полемики Дидро с Клодом Гельвецием:
14
Гельвеций: Все люди с обыкновенной нормальной организацией
обладают одинаковыми умственными способностями.
Дидро: Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот
пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание
по вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными
людьми? Почему не все пятьсот? [38, с.477]
Подобно другим французским философам-материалистам Дидро
придавал огромное значение просвещению. «Образование, писал он,
придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден
для рабства». [10, с.271]
Мысли Дени Дидро о народном образовании изложены в «Плане
университета или школы публичного преподавания наук для Российского
правительства», составленном в 1775 по просьбе Екатерины II. В работе
«Публичные школы» (1773-1774) Дидро проектировал государственную
систему народного образования, отстаивал принципы всеобщего бесплатного
начального обучения, бессословности образования. Он предлагал изъять
школы из ведения церкви и передать их в руки государства.
Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Дидро считал
необходимым организовать материальную помощь государства детям
бедняков есплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в
средней и высшей школе). Дидро восставал против господствующей в то
время во всей Европе системы образования с её классицизмом.
На первый план он выдвигал физико-математические и естественные
науки, выступая за реальную направленность образования и его связь с
потребностями жизни. Дидро стремился построить учебный план средней
школы в соответствии с системой научного знания, с учётом
взаимозависимости наук, выделяя в каждом году обучения главный предмет.
Дени Дидро советовал концентрировать обучение в каждом учебном году по
определенному разделу школьной программы: математике, механике,
астрономии, естествознанию и физике, химии и анатомии, логике и
15
грамматике, античным языкам и литературе. Параллельно
предусматривались три блока образования:
1. Философия, мораль, история, география.
2. Рисование и начала архитектуры.
3 .Музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание.
Считаясь с взглядами Екатерины II, включил в учебный план религию.
Дени Дидро писал о важности составления хороших учебников и предлагал
привлечь к этому делу крупных учёных. В целях повышения уровня знаний
он предлагал 4 раза в год проводить публичные экзамены в средней школе и
отсеивать нерадивых или неспособных учащихся. Для лучшего подбора
учителей советовал объявлять конкурсы. [17, c.79-82]
Будучи сыном простого мастерового, Дидро, правильно утверждал, что
благоприятными задатками наделены от природы все люди, а не только
избранные. Мало того, он говорил, что люди из народа значительно чаще
являются носителями гениальности и талантов, чем представители знати:
«Число хижин и прочих частных жилищ относится к числу дворцов, как
десять тысяч к единице, и соответственно с этим мы имеем десять тысяч
шансов против одного за то, что гений, талант и добродетель скорее выйдут
из стен хижины, нежели из стен дворца». [19, c.45]
Екатерина полагала, что организация образования в деле исправления
крепостнических нравов должна быть нацелена на изъятие обучаемого из
соответствующей социальной среды и погружение его в искусственные
условия образовательных учреждений. Таким образом, она рассчитывала
воспитать государственных деятелей нового поколения, соответствующих
идеалам просвещенного века. Однако Дидро исходил из более взвешенной
оценки роли образования и воспитания, ставя их в один причинный ряд с
внутренними задатками, считая также, что обстоятельства его социализации,
говоря современным языком, не формируют личность целиком, а лишь
существенно влияют на ее формирование. В этом смысле его волновали
способы выявления природных способностей человека и средства их
16
развития. Вместе с тем он не упускал из внимания российскую специфику,
связанную с почти полным отсутствием институциональных оснований
системы национального светского образования. Его притягивал сам вызов
способствовать созданию совершенно новой системы для совершенно
нового, как ему представлялось, общества. Дидро пишет, что в России «нет и
следа старых институтов, которые могли бы помешать воплощению взглядов
Екатерины II; перед ней обширное поле, свободное пространство на котором
она может строить по собственному ее желанию». [39, с.3-5]
Дидро предлагает детальную программу реформ всей системы
образования от обучения детей до подготовки специалистов. Речь идет обо
всех формах и ступенях национального образования. Дидро выступал, для
своего времени как новатор, предлагая всеобщность образования в России.
Начальное обучение должно было охватывать все население: «От первого
министра и до последнего крестьянина полезно, чтобы каждый умел читать,
писать и считать». Школы должны были быть не просто доступными, но и
обязательными для всех детей. При этом Дидро еще считает, что они
должны быть бесплатными, да еще и требует оплачивать учащихся из
государственной казны: «кормить и обеспечивать учебниками». [10, с.271]
К сожалению проект не получил никакого практического применения и
был отложен Екатериною II в сторону по причине, как она считала,
непригодности для имеющихся в России общественных условий.
1.3. Образовательные реформы времени правления Екатерины II
Период царствования Екатерины II оказался периодом наивысшего
развития школьного дела в России. (1762-1796гг).
Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века было
удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать
предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными
17
искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные
заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса.
Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:
- предметы нужные гражданскому званию;
- полезные и художественные науки предметы: физика, астрономия,
география, навигация;
- предметы, руководствующие к познанию прочих искусств: логика,
математика, красноречие, латинский и французский языки. [23, с.167]
Во второй половине XVIII века развиваются частные учебные
заведения с программами государственных школ, так как дворяне не хотели
обучать своих детей вместе с крестьянскими.
В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по
вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг). С его
именем связано с учреждением в 1763 году первого в России
Воспитательного дома.
В Доме обучали детей с четырнадцати пятнадцати лет различным
ремеслам. При выходе из дома воспитанники получали полное
обмундирование и права вольных людей. Предлагалось организовать такие
же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования.
И.И.Бецкой воспринял идеи европейских просветителей и пытался их
осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с
составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского
юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для
детей от 6 до 20 лет, для создания «особой породы людей» свободных от
пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что
необходимо внушить уважение к себе. По докладам и уставам Бецкого были
открыты:
- Воспитательный дом в Москве (1764год);
- Воспитательный дом в Петербурге (1772год);
18
- училище для мальчиков при Академии художеств (1764 год) и при
Академии наук (1765 год);
- воспитательное общество благородных девиц при Смольном
монастыре в Петербурге (1764 год);
- коммерческое училище (1772 год).
Все это были строго сословные закрытые учебные заведения.
Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон:
- физической (в здоровом теле здоровых дух);
- физически - моральной раздность - мать всех пороков, а
трудолюбие - отец всех добродетелей);
- моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока);
- учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска
хлеба).
В Воспитательный дом в Петербурге принимались «безродные
младенцы и дети». [4, с.256]
Казной на содержание дома была отпущена ничтожная сумма, которая
не покрывала расходов. Тогда было объявлено о необходимости
благотворительности, и деньги были собраны. Воспитание детей в этом доме
И.И.Бецкой представлял себе так:
- до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек;
- с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой
работе;
- с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся
читать, постигают основы веры; в эти же годы мальчики учатся вязать
колпаки, сети, а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении;
- с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают
арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и
ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к
огородной, дворовой работе;
19
- в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают
заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали. [5, с.13]
Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:
1. Люди способные к наукам и искусствам.
2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию.
3. Люди способные лишь к самой простой работе.
Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. [14,
с.2-45] Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление
ребенка от всякого порока. При хорошем воспитании наказания излишни, так
как от них дети делаются притворными, мстительными, угрюмыми, но в
случае необходимости наказанием может служить: лишение прогулки,
стояние на одном месте. Никогда нельзя бить ребенка. Цель воспитания:
создание «особой породы людей свободных от пороков общества».
При Воспитательном доме для неимущих рожениц имелся госпиталь.
Родившихся в этом госпитале передавали в Воспитательный дом, позже этот
порядок отменили - отдавали лишь тех младенцев, от которых отказывались
матери. Поступление ребенка в Воспитательный дом не сопровождалось
оформлением документов. Наиболее отличившиеся воспитанники
продолжали обучение в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок
был отменен.
Проекты 1760 года о низких деревенских училищах, об общественной
системе образования остались неосуществленными. Обучение
земледельческих детей в приходских школах должно было содержать в себе
такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском
законе, добродетельными и трудолюбивыми. Но низшие учебные заведения
для крестьян не финансировались из казны, и их существование целиком
зависело от воли и желания местных помещиков и сельских общин, которые
в свою очередь просто не выделяли деньги. Дворянство руководило местным
управлением, потому что почти половина местного населения - крепостное
крестьянство находилось в его руках, жило на его земле.
20
Глава 2. Воззрения Екатерины второй на проблемы организации
начального образования в России
2.1. Педагогические взгляды Екатерины II
Как только Екатерина II пришла к власти, она начала проявлять
интерес к проблемам образования. « La manie de cette annee est d ' ecri - re sur l
' education». «В этом году царит пристрастие писать о воспитании», писала
она в 1762 году. [29, c.314]
Анализ педагогических взглядов Екатерины II позволяет утверждать,
что ей была близка идея воспитывающего и развивающего обучения, которая
утвердилась в педагогическом сознании только в следующем столетии.
Обучение - средство воспитания: такой взгляд Екатерины II на назначение
обучения отчетливо выражен в следующих словах: «учение же, или знание,
да будет единственно отвращением от праздности и способом к познанию
естественных способностей учеников и дабы привыкли к труду и
прилежанию». [3, c.224].
Екатерины II отводила обучению роль средства умственного
воспитания.
Эти взгляды Екатерины II убедительно выразил ее единомышленник и
сподвижник И.И. Бецкой: «Опыт доказывает, что один только украшенный и
просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина;
напротив, он становится нередко вредным для того, у кого с юных лет не
вкоренена в сердце добродетель».
В конце XVIII века начинают складываться основные теории
образования. Одной из них явилась теория формального образования,
которая рассматривала обучение только как средство развития способностей
и познавательных интересов учащихся. В педагогическом наследии
Екатерины II нет конкретных указаний на то, что она знала о существовании
этой теории. Но в своих рекомендациях по отбору содержания учебного
21
материала для учащихся она считала необходимым подчеркнуть значение
развивающей функции обучения наряду с другими ее функциями. В целом
она выделяет три функции, которые должны реализоваться в процессе
обучения: образовательную («образование ума»), воспитательную
(«образование сердца») и развивающую - формирование умений
(«словесного выражения»), а также для пробуждения развития и
совершенствования чувства истины, добра и красоты. Эти функции, по
мнению Екатерины II , должны быть заложены в содержание учебных книг, в
том числе книг для первоначального обучения. Так как в тогдашней России
было очень мало книг, пригодных для детского чтения, Екатерина II сама
составила ряд учебных пособий и других книг. Учебные пособия или
«руководства», написанные ею, были составлены по образцу современных ей
немецких книг для детского чтения. Взяв за образец эти книги, Екатерина II
стремилась сделать детскую книгу «народной», собранием богатых мыслей и
наблюдений фольклорного характера, изложенных в привлекательной форме.
Изучение материала книг для чтения должно, по ее мнению, вестись в
определенной последовательности: 1) сказки; 2) «Разговоры и рассказы» и
«Выборные российские пословицы»; 3) «Гражданское начальное учение» и
«Продолжение начального учения»; 4) «Записки первой части». [3, c.225].
Содержание сказок, сочиненных Екатериной II, как учебного
материала, заключают в себе интерес, способный привлечь внимание детей и
возбудить их нравственные чувства, так как нравственные наставления
составляют практически всё основное содержание сказок. В сказках
изображён идеал молодого царевича, воспитанного в правилах добродетели
и, вопреки всем препятствиям, идущего прямой дорогой к указанной ему
цели. Такой же нравоучительный характер прослеживается в содержании
«Начального гражданского учения» и в «Продолжении начального учении».
Это - короткие рассказы из древней истории, в которых описываются
свойства и качества выдающихся личностей классической древности
(рассказы о Кире, Александре Македонском, Цезаре, спартанцах).
22
Большинство рассказов повествует о жизни монархов. Это, по-видимому,
объясняется тем, что они были предназначены, прежде всего, для конкретных
детей - будущих правителей.
Материал для детского чтения из «Записок первой части». [3, c.127-
168] отличается особым содержанием. Главные цели этой работы: 1)
сообщить воспитанникам положительные знания, расширить их кругозор и
взгляды на реальный мир вообще, и на мир русский, в частности; 2)
продолжить нравственное воспитание, «укреплять детей в добродетели».
Сведения, которые Екатерина II сообщает учащимся в этой работе,
достаточно разнообразны: это знания в области географии, этнографии,
истории, языка, торговли, промышленности. В центре внимания всей
сообщаемой информации находится Россия и материалы о ней. В начале
каждой главки сообщаются сведения о какой-либо области, о городе, о
народе. Далее следует поучительный рассказ с явной целью назидания,
например, о том, каким должен быть ребенок, чтобы считаться хорошим.
Выражение «быть умным» здесь приравнено выражению «всё делать
хорошо». Быть послушным означает «делать всё, что скажет мать». Все
остальные рассказы «Записок первой части», помимо поучающих, дают
множество так называемых «реальных сведений», преимущественно из
сибирской природы.
В высказываниях Екатерины II о том, для какого возраста
предназначались написанные ею книги, точных сведений нет. Но анализ их
содержания, присущий им стиль изложения позволяет предположить, что
они предназначались для первоначального обучения. Но этот этап обучения
не ограничивался лишь изучением данных книг. В той части «Инструкции»,
где говорится об обучении, Екатерина II четко определяет круг предметов,
подлежащих изучению на этом возрастном этапе. Среди них первое место
занимает Закон Божий. Это и дань традиции того времени, и глубокое
убеждение императрицы Екатерины II в воспитательной ценности этого
предмета.
23
С большой степенью подробности в «Инструкции» говорится о языках,
причем большее внимание обращено на русский язык: «русское письмо и
язык надлежит стараться, чтобы знали как возможно лучше». [8, с.768]
Для этого Екатерина II предлагает «читать и говорить с детьми по-
русски».
Одновременно с русским должно идти обучение и иностранным
языкам: «языкам не иначе учить, как разговаривая на них, но чтобы притом
не забывали и своего языка русского». Вместе с тем, Екатерина II
предписывает изучать разные предметы на разных языках: «Минералогию на
латинском, произращение на немецком, зверей - на французском, Евангелие -
на разных языках, сличая с русским».
Екатерина II считала, что кроме указанных языков Великих Князей
необходимо обучать и греческому языку, который она называла
«главнейшим и наиполезнейшим». Одновременно с практическим обучением
языкам должно происходить обучение чтению, письму, рисованию и
арифметике, а также каллиграфии. После предметов первоначального
обучения предписывалось начать изучение географии, астрономии,
математики, истории, нравоучения, «правил закона гражданского»,
хронология и генеалогия. Из других предметов обучения только по названию
упоминаются: естественная история в практическом применении, а также
сведения, необходимые для познания человека, «художеств», древность и
мифология, физика, все части военной, сухопутной, конной и морской
службы.
Из предметов эстетического цикла главное место всегда уделяла
театру. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-
образовательное значение, но это сознание в ее время было только
теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в
котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно
одинаковую роль. В отношении обучения поэтическому искусству Екатерина
II высказывалась отрицательно. Такое отношение к поэзии и к музыке можно
24
объяснить тем, что Екатерина II сама никогда не была особенно способной
ни к музыке, ни к стихосложению
Значительное внимание в своих педагогических работах Екатерина II
уделяла физическому воспитанию подрастающего поколения. При Екатерине
II «решающее влияние оказала система физического воспитания французской
дворянской молодежи». Главная цель телесного воспитания - крепость тела,
приученного к трудам и лишениям. [3, c.524] Специальная статья «О мыльне
и купальне», включенная в состав «Инструкции», подчеркивает большую
роль бани для здоровья. Вопросам закаливания посвящены некоторые места
в «Сказке о царевиче Февее», где «разумные» воспитатели младенца «не
пеленали, не кутали», а когда подрос, то «водили на свежий воздух летом и
зимою во всякое время, когда сие не вредило его здоровью». [34, c.435]
Таким образом, императрица выражала вполне определенное
убеждение в необходимости воспитания не только духа и ума, но и тела, что
было важно в деле формирования «новой породы людей», которых она
хотела взрастить для служения России. Она, будучи человеком, любящим
учиться и понимающим цену знаниям, в своих произведениях неоднократно
указывала на важность и значимость образования, как для конкретной
личности, так и для общества в целом. Положительное значение
высказываний Екатерины II по проблемам обучения состоит в том, что они
способствовали полному устранению влияния господствовавших тогда
вредных предрассудков Ни к чему нам эта наука... извозчики довезут»).
[40, c.45]
Исходя из основной цели в своей просветительской политике -
сформировать добродетельную личность, Екатерина II в своих
педагогических работах делает акцент на необходимость воспитательного
характера образования, пропагандируя, тесную связь умственного и
нравственного воспитания. Таким образом, несмотря на некоторую
эклектичность взглядов Екатерины II на проблемы содержания воспитания и
25
обучения, мы считаем их существование важным вкладом в развитие
педагогической теории и практики XVIII века.
2.2. Вопросы методики воспитания и обучения в педагогических
взглядах Екатерины II
Было бы ошибкой ограничить анализ педагогических взглядов
Екатерины II лишь вопросами содержания воспитания и обучения. В ее
работах мы находим также немало интересных мыслей о способах и приемах
воспитания и обучения, о роли учителя и родителей в педагогическом
процессе, то есть всего того, что в современной педагогической
терминологии именуется технологией педагогического процесса.
В педагогических произведениях Екатерины II нет четкого
размежевания различных педагогических понятий. В частности, отдельно не
рассматриваются формы, методы, средства воспитания и обучения. Это
объясняется общим уровнем педагогического знания, характерным для XVIII
века. Однако, необходимость научного знания и адекватной интерпретации
педагогических воззрений Екатерины II обязывает рассматривать их с
позиций принятой в современной педагогике классификации этих понятий.
Высказывания Екатерины II, затрагивающие вопросы методики
обучения и воспитания, адресованы, главным образом, воспитателям ее
внуков - будущих наследников престола. Это не означает, однако, что эти ее
высказывания не имеют общепедагогического смысла и значения, что в
вопросах воспитания и обучения других категорий детей она
придерживалась иных взглядов. Изучение ее педагогического наследия не
дает оснований упрекнуть ее в педагогическом классицизме. Исключение
составляет лишь ее убеждение в необходимости соблюдения сословного
принципа в образовательной политике. Но это не относится к методическим
аспектам ее педагогических воззрений. [22]
26
В качестве предварительного условия организации учебно-
воспитательного процесса Екатерина считает необходимым иметь в виду три
принципиально важных момента:
1) воспитание должно быть организовано так, чтобы им были охвачены
все стороны человека, то есть направления воспитательной работы должны
касаться всех сторон личности (нравственное, гражданское, умственное,
физическое воспитание);
2) уровень образования необходимо соотносить с тем, «смотря ... кому
оно дается»;
3) организация воспитания должна исходить из учета возрастных
особенностей воспитанников.
Первое из названных положений было рассмотрено в предыдущем
параграфе в связи с анализом взглядов Екатерины II на содержание
воспитания и обучения. Второе несет в себе мысль о том, что образование не
должно быть одинаковым для представителей различных сословий.
Прогрессивный в целом характер педагогических взглядов российской
императрицы, в основе которых лежали идеалы Просвещения, объективно
вступали в противоречие с реалиями российской действительности. Это
особенно отчетливо проявилось в вопросе, имевшем острый социальный
подтекст. В XVIII веке сословность и связанное с этим неравенство
подданных Российской империи в зависимости от их происхождения
составляли основу общественного строя и государственной политики.
Екатерина II не могла не считаться с этим. Более того, она приняла эти
установления и распространила их на сферу образования. Об этом
свидетельствуют её высказывание: «...мыслим мы, что всякое доброе
воспитание должно быть учреждено, смотря на того, кому оно дается».
В вопросах организации процесса обучения Екатерина II важную роль
отводит оборудованию учебного помещения, режиму труда и отдыха
ребенка. Продолжительность каждого вида занятий определялась ею в
пределах получаса, и при условии доброй воли и желания самих
27
воспитанников к этим занятиям. В статье «Об обучении» она неоднократно
упоминает о том, что «дети, переменяя упражнения телесные с
упражнениями ума, проводить будут