План-конспект урока "Семейные традиции" 1 класс

1
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №6
г. Горячий ключ
План – конспект урока
по кубановедению 1 класс
Тема: « Семейные традиции ».
Учитель Рябцева Алла Николаевна
2011г
2
Цели урока :
образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь
находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями;
воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов,
интерес к прошлому, традициям кубанского казачества;
развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие
способности, умение работать с книгами.
Оборудование: Оформлена выставка рисунков учащихся на тему «Моя любимая
Кубань»;
на столе у каждого учащегося имеется жетоны трёх цветов для оценивания урока;
жетоны учителя для поощрения за правильные ответы, медаль «Лучший знаток края»;
карта Кубани; компьютер, компьютерная презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прослушивание стихотворения (рассказывает ученик заранее подготовленный)
Степное раздолье –
родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя.
О славе и мужестве нашем.
Виктор Подкопав
Учитель:
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Мы узнаем какие семейные
традиции существовали на Кубани у казаков и адыгов. Тем, кто будет мне помогать, получит
жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник
2.Основная часть.
1 станция “Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь”.
Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов. (Учащиеся на
фоне слайдов рассказывают стихи).
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной!
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она моя отрада и ограда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе Всевышней мир хранить,
Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!
Кубань – моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно.
Да будет прошлое твоё непепеленно,
В трудах своих ты будь благословенна,
Кубань – моя родная сторона, -
3
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна!
2 станция “Символы нашего края”.
Учитель:
В каком крае мы живём?
Какой главный город в Краснодарском крае?
Учитель:
Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань.
3станция “Традиции казаков”
В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят предложил
станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых
переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе
набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был
открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у
Тамани 25 августа 1792года”.
Памятник черноморцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.
На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды.
А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу
между казаками.
Учитель читает стихотворение
Казачество и православная вера неразделимы.
Нам они сквозь тьму времён.
Светом истин озаряют. Нашу жизнь, покой и сон.
В мире, полном бед, страданий,
В повседневной суете. Среди серых скучных зданий
Храмы встретятся тебе.
Учитель .
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи
казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились
под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское
время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и
гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел,
шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это
объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать
выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они ─ философы и поэты в душе –
часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому
10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих
обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай
обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской
честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались
традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой
казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные
казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
4
3. Безмерное почитание гостя.
Казаки и родители
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без
благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по
наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без
согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у
казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность,
вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» -
«Вы, мама», «Вы, тату».
Отношение к старшим
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего,
проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения
некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме
приложить руку к головному убору, а без формы снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в
разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен
проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего
являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось
мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось
решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие
чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось
достоинство мужчины.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для
разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или
представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в
наделении ее правами мужчины не было необходимости.
Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери казачке. Казак
большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его
в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и
в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность
материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта.
5
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась
жена казака – мать его детей.
Отношения в казачьей среде
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все
взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не
только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся
родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение
жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец
и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для
мужа являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у
казаков считалось оскорбительным.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту -
«мамаша», к равной «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). В качестве приветствия
друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о
состоянии здоровья, семьи, о положении дел.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже
незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и
проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять, поднести что-
либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при
общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде, чем самому что-либо
съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии нищему, считалось – лучше
всю жизнь давать, чем просить.
Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя
(алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на
могилу забивали осиновый кол. Самым отвратительным пороком в человеке считали
обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или
забывший о нем, лишал себя доверия.
Рождение казака
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только
постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде
не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки
(принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все
6
непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было
конца.
Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.
Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны,
порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница
с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную
молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая
шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с
казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь
на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки
были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на
лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Честь казачья
Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на
службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние
православные народы.
Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было.
Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью
мучеников.
Слово казака
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы
соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго
соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и
дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся
оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену,
трусость, убийство и воровство - были жестоки.
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим.
Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте,
отдыхе и опеке.
Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе.
Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель
его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Наравне с
гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует
католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не
опасаясь, что они могут быть похищены.
Таковы были нравы и обычаи старого казачества.
Физ. минутка.
4 станция «Наши ближайшие соседи».
7
У адыгейского народа было немного по другому .
К слову сказать, адыги всегда были озабочены самосохранением: будучи малочисленным
народом, они к тому же подвергались частым нападениям извне. Это вынуждало их
придерживаться определенных «внутриполитических» правил, главное из которых
консолидация и избегание ненужных столкновений. Клановый «тыл» родного аула
изначально был гостеприимным домом для каждого жителя. Даже в наши дни адыгейское
гостеприимство не иссякло, став чертой национального характера.
Традиционная адыгская семья своим укладом напоминает красивый и сложный танец:
неявная ритуальность, словно невидимый каркас, пронизывает все
ее содержание. С самого начала и до конца семейную жизнь адыгов сопровождают
обряды. Создается впечатление, что они – своего рода охранная грамота, талисман,
оберегающий этнос от исчезновения. Многое в обычаях кажется странным и непонятным.
Подчас они носят характер излишней предупредительности: за редким исключением, это
действия «по умолчанию». Однако, как и в любых устойчивых традициях, в них легко
обнаружить зерна здравого смысла и жизненной необходимости.
НАЧАЛО
Как зарождается молодая адыгская семья? В отличие от своих бабушек, которых увозили
в седлах «горячие» дедушки, нынешние невесты предпочитают сами решать свою судьбу.
Говорят, в городах и аулах до сих пор еще случаются несанкционированные похищения,
однако такие случаи редки и в семьях не поощряются. Довольно редко происходят и
смешанные браки. К слову сказать, такой брак уже нарушение традиций и заведомо
чреват трудностями, выдержать которые под силу не каждой семье.
Но вернемся к традиционной паре. Юноша и девушка знакомятся обычно в каких-нибудь
родственных или дружеских компаниях и могут встречаться несколько лет, прежде чем
решаются на брак. Их отношения, как правило, не заходят дальше нежной дружбы и
ухаживаний: девушки традиционно берегут невинность как залог чистоты будущего
семейного очага.
С того момента как молодой человек делает предложение, а девушка его принимает,
наступает увлекательная пора неявной подготовки к свадьбе. Неявной?– потому что ради
соблюдения традиций избранницу сначала полагается украсть. Этот театральный акт, в
принципе, не является обязательным, но сразу повышает престиж молодого адыга.
Поскольку в похищении нет прямой необходимости, все обставляется как ритуал.
Зачастую жених и невеста заранее договариваются о дне и часе «кражи», но бывает и так,
что девушку, видимо, для остроты ощущений, заманивают в машину обманом раньше
оговоренного срока.
Итак, невеста и ее родители «в курсе» и со дня на день ожидают похитителей. Это,
безусловно, самое волнующее время в жизни молодой девушки. Выходя из дома, она на
всякий случай должна быть одета в платье или юбку: при всей эпохальной свободе в
адыгских семьях существует негласный «дресс-код». Невеста не должна предстать перед
родителями жениха в джинсах или шортах. Впрочем, похитители совершенно спокойно
могут заехать за ней домой и проследить, чтобы пленница оделась соответствующе.
И вот, наступает такой день, когда девушку под тем или иным предлогом усаживают в
8
машину и везут прямиком в дом жениха. В этой акции парня обычно сопровождает кто-
нибудь из братьев или дядьев. Когда избранницу вводят в дом, мать спрашивает у
девушки, хочет ли она остаться. Это важный момент. Она может ответить «нет», и тогда
ее обязаны вернуть родителям. Но в наши дни невесты, делающие выбор заранее, чаще
всего соглашаются. После этого мать должна обнять девушку и благословить примерно
такой фразой: «Входи и будь моей дочерью».
С этого момента вступает в силу интереснейший сценарий, в котором все роли четко
расписаны. Начинается официальная подготовка к свадьбе.
СВАДЬБА
Первым делом делегация из нескольких родственников-мужчин направляется к родителям
невесты. Именно они должны сообщить волнительную весть о предстоящей свадьбе.
Невеста остается в доме жениха, в отведенной для нее комнате; если она приехала без
вещей, ей покупается и дарится все необходимое. Она благополучно пребывает в
обществе родственниц, которые ухаживают за ней и развлекают ее разговорами.
Жених при этом из дома исчезает и до прихода муфтия живет у одного из своих друзей.
Есть и еще одно необходимое условие – невеста ни в коем случае не должна встречаться с
отцом будущего мужа. Живя в одном доме, они подчеркнуто избегают друг друга.
Вероятно, корни такого поведения уходят в глубокую древность, когда существовала
реальная угроза соперничества между отцом и сыном. Теперь же этот обычай?
неотъемлемая часть внутрисемейной этики.
В пятницу в дом жениха приходит муфтий (в Адыгее его называют эфенди, что значит
«мудрец»). Именно с пятницы начинается настоящий свадебный ритуал. Двое
родственников-мужчин (по одному со стороны жениха и невесты) особым образом
соединяют большие пальцы рук; эфенди скрепляет своей ладонью эти соединенные
пальцы и объявляет первую брачную ночь разрешенной.
В этот вечер жених и невеста ложатся спать в одну кровать; на следующий день они
официально подтверждают свой выбор в мечети. Невесту наряжают в красивый
национальный костюм. Женихами эта традиция, к сожалению, утрачена. Любопытно, что
брачная ночь предшествует духовному благословению молодой пары – возможно, таким
образом издревле подтверждалась сексуальная совместимость супругов. Впрочем, никто
не может припомнить такого скандала, чтобы жених или невеста наутро отказались от
своего решения. Муфтий объявляет их мужем и женой. Поскольку дело происходит на
российской территории, молодые, как правило, едут еще и в загс.
В субботу устраивается свадебный пир. Нет смысла описывать саму свадьбу, с обильным
кавказским застольем, поздравлениями и танцами под адыгейскую гармошку, однако есть
в ней одна особенность. На свадьбе не присутствуют родители и родственники невесты.
Исключение составляют лишь ее неженатые братья
и сестры. Вообще, считается, что чем меньше на первых порах пересекаются новые
родственники, тем лучше: вероятно, это пришедшая из древности жесткая профилактика
межклановых конфликтов.
Все время с пятницы по воскресенье в доме жениха не закрываются ворота. Это означает,
что любой незнакомый человек, идущий мимо, имеет право зайти в дом. Его встретят и
угостят как желанного гостя. Но собственно свадьба уже закончена.
В воскресенье происходит еще одно важное событие. Молодая жена в сопровождении
9
свекрови едет в свой отчий дом. Теперь наступает время второго свадебного периода,
когда собираются родственники и друзья невесты. Празднование также занимает два-три
дня, после чего молодая женщина забирает свое приданое и отправляется вместе со
свекровью в новый дом.
Затем, в течение года, происходят периодические встречи двух новых семей:
родственницы со стороны жены наносят визиты родственницам молодого мужа, а
родственники-мужчины молодого супруга устраивают «мужской клуб» в доме у
родителей жены.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
После свадьбы, живя или встречаясь с родителями, молодые ведут себя с особой
предупредительностью. Они стоя приветствуют старших, не сидят рядом обнявшись; в
присутствии родителей молодой муж не называет жену по имени; жена по-прежнему старается не
попадаться на глаза отцу мужа. Спустя какое-то время свекор подзывает
к себе невестку, дарит ей какой-нибудь подарок и называет дочерью: с этого момента их
отношения становятся проще, но не ближе. Они все же держат дистанцию и общаются достаточно
формально. Отношения между зятем и тещей также носят условно-родственный характер. Такая
нарочитая сдержанность позволяет не смешивать «мед и деготь», исключает повод для ревности и
обсуждения семей друг другом и, как результат, снижает риск возможных недоразумений. Ведь
конфликт еще пару столетий назад мог вылиться в вооруженное столкновение с риском не
досчитаться кого-либо из домашних.
Во всех адыгских семьях в той или иной степени присутствует культ мужчины. Считается, что он
передается даже на генном уровне. Мужчины являются главными фигурантами в жизненно
важных обрядах. Жены охотно признают (или делают вид, что признают) превосходство мужей.
Слово отца – закон для сына или дочери. Мужчины принимают важные решения, несут
ответственность за семейное благополучие. Когда в семье умирает кто-либо из родственников,
именно мужчины совершают ритуал погребения женщины не провожают покойника дальше
домашнего порога.
Женщины – родственницы и подруги – составляют как будто отдельный клан; они эмоционально
поддерживают друг друга, помогают друг другу во всех житейских делах. Это очень важно, когда
мужчина традиционно отвечает за «внешнюю политику» и не склонен эмоционально
подключаться к домашним проблемам. Вообще, проявление слишком сильных эмоций в
патриархальных семьях не приветствуется: здесь ценятся сдержанность и «положительный
настрой».
Несмотря на ислам, у адыгов не привилось многоженство: моногамия – еще одна отличительная
особенность адыгской семьи. Если пара по каким-то причинам решает развестись, жена имеет
право забрать свое приданое. Развод традиционно не приветствуется, но никто не может удержать
женщину или мужчину в нежеланном браке.
Когда в семье рождается первенец, ребенка никому не показывают в течение месяца: таким
образом его оберегают от сглаза. Но ровно через месяц в семье устраивается специальный
праздник в честь новорожденного. Его кладут в колыбель-качалку, а пришедшие гости
поздравляют молодых родителей и дарят подарки малышу. Обрезание мальчиков,
практикующееся во всех исламских государствах, у адыгов не принято.
Детей в семье очень любят и родители, и старшее поколение, они стараются отдать им все самое
лучшее и дорожат хорошими с ними отношениями. С первых дней жизни ребенок впитывает
семейные ценности, усваивает определенную линию поведения и учится беречь традиции.
Подросшие дети получают специальное и высшее образование в российских и зарубежных вузах,
спокойно вливаются в любой социальный контекст, дружат с людьми разных культур и
вероисповеданий. Но даже в лондонском метро они встают при виде старшего: срабатывают
семейные традиции.
Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани.
10
3.Итог урока:
Путешествие наше подошло к концу. Посчитайте свои жетоны. Награждение медалями
«Лучший знаток края».
А теперь посмотрите на карту Краснодарского края и прикрепите жетон к любому из
населённых пунктов на карте выбранного вами цвета:
Красный – вам понравился урок.
Синий – хороший урок, но что-то не понравилось.
Чёрный – урок не понравился.
Литература, используемая для подготовки урока:
Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.
Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о
жилье. – Армавир, 2006.
Гринь Л. Природа родного края.-Краснодар, 2005.
Лотышев И. П. Путешествие по родному краю.- Краснодар, 1999.
Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар:
ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1.
Москва-Краснодар, 2002.
Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Кранодар, 2005.
Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. Краснодар, 1994.
Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/.- Краснодар, 2003.
Б.А. Трехбратов. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001.
Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках.- Краснодар, 2002.