Конспект урока "Солдатами не рождаются" 9 класс


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 ус углубленным изучением
отдельных предметов»
Конспект интегрированного урока
«Солдатами не рождаются»
Автор-разработчик:
Никанорова
Екатерина Борисовна,
учитель литературы
г. Череповец
2010
КОНСПЕКТ
интегрированного урока «Солдатами не рождаются» в 9 классе.
История – литература.
(по материалам учебника истории о событиях Великой Отечественной войны
летом 1942 года и рассказу В. Тендрякова «День, вытеснивший жизнь»)
Цели:
1). Познакомить учащихся с ходом военных действий летом 1942 г., показать трагизм
событий во время отступления Красной Армии.
2). Проанализировать идейно-художественное содержание рассказа В. Тендрякова
выявить особенности его художественного мира (время, пространство, сюжет,
композиция).
3). Дать характеристику системы персонажей рассказа, показать авторское видение
проблемы становления солдата-защитника Родины.
4). Воспитание уважения к подвигу воинов в годы Великой Отечественной войны.
ИСТОРИЯ
I. Вступительное слово учителя.
Весной обе воюющие стороны стали готовиться к летней кампании. Как известно
по материалам прошлого урока, немецкие войска стояли в 25 километрах от Ленинграда и
в 250 от Москвы. Советское командование предполагало, что основные силы противника
вновь будут направлены на взятие Москвы. Именно здесь ждали решительного удара
немецких войск.
II. Работа с картой.
Отметить линию фронта весны 1942 года.
Показать, куда, по мнению советского командования, будут наступать немецкие
войска?
Показать направления удара немецких войск.
III. Планы немецкого командования были совершенно иными.
Главный удар они решили нанести на южном направлении, выйти к Волге,
захватить плодородные земли юга России, Северного Кавказа, перейти через Кавказский
хребет и завладеть нефтепромыслами Баку. Операция немецких войск держалась в
строжайшем секрете. Кроме того, по приказу Гитлера был разработан план
дезинформации советского командования. Были подготовлены документы о том, что
группа армий «Центр» начнет наступление на Москву 22 июня 1942 года. Папка с
секретными документами была вручена летчику, который должен был лететь на малой
высоте вдоль линии фронта. Его, естественно сбили советские зенитчики, а папку
переправили в штаб фронта. Советское командование получило подтверждение своим
планам, но это была провокация. Мощное наступление по всему Южному фронту немцы
начали 28 июня 1942 года. Бои развернулись в гигантском треугольнике: Воронеж
Сталинград – Ростов – на – Дону.
Это была катастрофа. События по всему Южному фронту напоминали первые дни
войны. Немцы продвигались вглубь со скоростью 30-40 километров в день. Отступление
Южного фронта превратилось в паническое бегство. Немецким войскам удалось
форсировать Дон и в августе 1942 года устремиться к Сталинграду и на Северный Кавказ.
Мы потеряли 70 млн. населения, более 800 млн. пудов хлеба, 10млн. тонн металла.
Какие меры предпринимает советское командование?
IV. Сообщение ученика «Приказ Сталина № 227»
28 июля 1942 года за подписью Сталина появился приказ 227, известный как
приказ «Ни шагу назад!»
Вот некоторые выдержки из приказа:
Отступать дальше значит загубить себя и загубить нашу Родину. Пора кончать
отступление. Ни шагу назад! Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне
железным законом дисциплины для каждого должно являться требование ни шагу назад
без приказа высшего командования. Безусловно снимать с поста и направлять в Ставку
для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный
отход войск с занимаемых позиций.
Сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов (по 800
чел.) Ставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью
свои преступления перед Родиной. В каждой стрелковой дивизии иметь хорошо
вооруженный заградительный отряд численностью не более батальона (в расчете по одной
роте на стрелковый полк) с задачей приостановления бегства. Поставить их
непосредственно в тылу неустойчивой дивизии и обязать в случае паники расстреливать
на месте паникеров и трусов.
Слово учителя: В тяжелейших условиях приходилось воевать советским солдатам.
Как выстоять? Как остановить? Как победить врага? Где для этого взять силы? Такие вот
перед нами встали проблемные вопросы. Чтобы найти ответ на них, обратимся к
участнику войны – Владимиру Тендрякову.
ЛИТЕРАТУРА
I. Слово о писателе.
Сообщение ученика о писателе В. Тендрякове.
Тендряков Владимир Федорович (1923 - 1984) русский писатель. Автор
остроконфликтных произведений о деревне («Три мешка сорной пшеницы», «Расплата»),
духовно-нравственных проблемах современников («Ночь после выпуска», «Шестьдесят
свечей»). Писатель осмысливал трагические страницы советской истории: раскулачивание
(«Пара гнедых», «Хлеб для собаки»), война («Донна Анна», «День, вытеснивший жизнь»,
«Седьмой день»), о кампании борьбы с космополитизмом («Покушение на миражи»).
Детские и юношеские годы писателя прошли на Вологодчине.
Рассказы о войне «День, вытеснивший жизнь» и «Седьмой день» написаны в 1982 году.
II. Слово учителя. Обратимся к тексту рассказа В. Тендрякова «День, вытеснивший
жизнь». Понятна ли военная лексика? Разъясните, что такое:
передовая, тыловая служба, фланг, самолет-разведчик «рама», кукурузник, «Фокке-
вульф», катушка связиста, стереотруба, реактивные минометы, карабин, портупея,
комсостав, «бог войны», танк КВ, НП.
III. Сообщение ученика «Художественный мир произведения»
Композиция произведения. (Рассказ состоит из 15 небольших глав).
Художественное время (1942 г. Июнь - «Наступило лето», один день: утром дивизион
высадился из эшелона, день вела бой, ночью наступило затишье). Один из самых
напряженных моментов Отечественной войны отступление к Сталинграду.
Художественное пространство (придонские степи, безжизненные, выжженные солнцем,
похожие на пустыню, правый берег Дона, безымянный железнодорожный разъезд, дорога
в неизвестном направлении). Сюжет: артиллерийский дивизион ночью высаживается в
степи, движется на передовую, занимает позицию. Трое разведчиков и трое связистов (они
и будут главными героями рассказа) отправляются к нейтральной полосе, чтобы устроить
НП и передавать по телефону координаты для артиллерийского обстрела. Весь день идет
перестрелка, удается остановить наступление немцев. Ночью бои затихают. В этот первый
день на войне и происходит «боевое крещение» молодых солдат, в том числе сержанта
Тенкова.
IV.Вопросы классу по тексту рассказа:
1). Каков авторский замысел: почему события рассказа происходят в один день? Автор
ставит перед собой задачу показать, как молодые солдаты вступали в бой. После мирной
жизни они начинали жить жизнью военной, в самые трагические моменты войны они
становились истинными защитниками. Этот день вытеснил жизнь.
2). Приведите примеры текста, яркие детали описания степи, летнего зноя. Покажите, как
трудно солдатам. (Буро-ржавая степь до удушья пахнет распаренной полынью. Сквозь
подметки сапог чувствую, как круто спеклась земля. Давно уже сорвал с головы
накаленную каску, пилотка насквозь мокра от пота, пытаюсь поймать лбом ветерок, но
воздух недвижим, лишь плавится от зноя, колеблет степные дали. Степь – пышущее
пекло, и каска раскалена, и гимнастерка жестяно ломка от соли, я даже разучился
потеть, вся влага из меня выжата. Небо безжалостно знойное, чистое. Застойно
жаркий воздух. За овражно-кустарниковой линией степь снова нехотя ползет вверх до
мглистого горизонта. И там она спеченно ржава, неохватно пуста).
Какие изобразительно-выразительные средства использует В. Тендряков при описании?
Восприятие передано через различные чувства. Зрение: степь пуста, овраги, кустарник,
она ползет до горизонта, цвет ее буро-ржавый, небо чистое; Осязание: сквозь подметки
чувствую, как круто спеклась земля, каска раскаленная; Запах: до удушья пахнет
полынью; Обоняние: гимнастерка соленая, пересохло во рту.
Ряды контекстуальных синонимов передают зной, жару: распаренный, спеклась,
накаленная, мокра от пота, пышущее пекло, , безжалостно-знойное, застойно-жаркий
воздух.
Повтор цвета: ржавая, ржавая.
Промежуточный вывод: солдатам приходится воевать в тяжелейших условиях, когда
невыносимый зной, жара, воды нет.
3). Кто они, герои рассказа? Обратимся к системе персонажей.
Жанр произведения – рассказ, поэтому персонажей немного. Связисты: Тенков, Михеев,
Нинкин, разведчики: Глухарев, Чуликов, помкомвзвода Зычко, лейтенант Смачкин.
IV. Автор пишет: «Но бывают критические моменты, когда неизвестность столь близка
и столь зрима что не спрячешься от нее за самообман ,принимай все как есть. Тогда
каждый отметает в себе случайное и наносное, обращается к одинаково тревожному
для всех, главному, великому…» Как раскрылись эти персонажи в минуты опасности?
Получалось, как замечает автор, по принципу «Все кругом выворачивалось наизнанку»:
Сашка Глухарев образцово-показательный боец, разведчик, с него хоть картину пиши
(цитата описание внешности, с. 321). В минуты опасности меняется, боится разрывов
мин, осколков снарядов до такого состояния, что бесчувственно валится на землю,
приговаривая: «Меня убьют, все равно убьют». «Дохлую ворону за орла принимали», -
говорит Смачкин.
Чуликов разведчик совсем другого покроя. (портрет, с. 321).Над ним все смеются, он
нелепо выглядит, падает. Малосильный, с трудом переносит физические нагрузки.
Преображается. «Никто лучше его не делает расчеты для стрельбы: без всяких таблиц
мгновенно соображает в уме и никогда не ошибается». Стр. 349 «Ай да Чуликов! Спорит,
и лейтенант не ставит его на место. Спор кончается тем, что они меняются местами
Чуликов прилипает к стереотрубе…»
Зычко обстоятельный и расчетливый помкомвзвода. Всегда все просчитывал наперед.
Подводу для раненого нашел Тенков, а в тыл сопровождать поехал Зычко. Просчитался
погиб от случайной пули (стр. 369)
Промежуточный вывод: на войне, в критические моменты проверяются люди. Какую бы
ты роль до этого ни играл, война высветит истинное лицо каждого человека.
V. Мгновения опасности переданы глазами молоденького сержанта Тенкова, только что
прибывшего на фронт.
«Неизвестен зловещий мир, в который ты вступил. Растворяюще неизвестна твоя судьба
абы скоро, абы нет, будешь, не будешь?». Каким изображен сержант Тенков?
1). «В воздухе запели пули… Внезапный, взахлеб яростный визг, я ныряю каской вперед,
в смущении поспешно распрямляюсь».
2). Давящий – до терпеть нельзя – вой. Возрос и обрубился. На миг тишина. Предсмертная
ни мысли, ни дыхания. И земля рвется к небу.
3). Снайпер. «Резкий свист, фонтанчик пыли у самой заросли»
Промежуточный вывод: привыкает сержант к фронту, становится «обстрелянным
солдатом». «Никто мне не говорил, где тот рубеж опасного и безопасного, я сам его
определил».
4). «Самолеты двигались прямо на меня». Обреченный мир. Никого в нем нет, кроме меня.
Стр. 355. Описание бомбежки. «Я ослеп, я оглох, я перестал чувствовать, смирился с
концом»
5). Артиллерийский обстрел. «С визгом распарывается небо. Поднявшееся на дыбы поле
на секунду закрывает солнце». Небытие.
6). Спасение раненого Феоктистова. «Феоктистов умрет, я буду жить. До чего простой
выход». Кого раньше, ее или меня?
Промежуточный вывод: молоденький сержант учится быть солдатом. Он боится, но
преодолевает страх. Он выполняет свою работу связиста, делает то, что должен делать:
таскает тяжелые катушки, ищет и устраняет обрыв на линии, копает в каменистой земле
траншею, находит подводу и спасает раненого. Не ищет выгоды, не прячется от
опасности, не ловчит.
Авторский вывод (через сорок лет): война есть, никуда не денешься, размышлять о ней
поздно. Умей бороться – да, с ней, да, против смерти, да, за жизнь.
VI. Что же такое война? Как стать настоящим солдатом защитником? Какой вывод
делает Владимир Тендряков?
Это тяжелый и рискованный труд, труд до изнеможения, труд рядом со смертью.
Я ни разу не был в рукопашной, всего раз или два выстрелил в сторону противника,
наверняка никого не убил, зато… (стр. 353)
Общий вывод урока
У Владимира Тендрякова рядом два рассказа: «День, вытеснивший жизнь» и «День
седьмой». Читатель должен понять их основную идею. Она связана с библейским
мотивом? Вопрос учащимся: какими? Может быть, они догадаются сами?
Сотворение мира, сотворение человека. В первый день бог создал Твердь. В шестой день
сотворил Человека. В седьмой день закончил дела свои. У Тендрякова в эти шесть дней
происходит сотворение солдата защитника Отечества. Это человек, хорошо
владеющий военной специальностью, человек труженик, внимательный, находчивый и
осторожный, умеющий преодолеть страх и выполнять свои обязанности. Именно
благодаря таким людям была одержана победа в Великой Отечественной войне.
ИСТОРИЯ
Сталинград закрыли 62 и 64 армии под командованием генералов Чуйкова и
Шумилова. Не дрогнули, не отступили. Не потому, что боялись неизбежной смерти сзади.
Не думали об этих отрядах сталинградцы не до них было Все решалось каждым
конкретным бойцом. Штыком, прикладом, лопатой, кулаком дрались за истерзанную
землю. С такими людьми фашисты совладать не могли.
19 ноября 1942 года советские войска перешли в наступление северо-западнее и
южнее Сталинграда. В окружение попала 330-тысячная группировка войск 2 февраля 1943
года она капитулировала. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало
коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и II мировой
войны в целом. На берегах Волги началась наша победа в жесточайшей войне, каких еще
не знала история человечества.