Конспект урока "Судьба поэта в годы репрессий" 11 класс


Свердловская область
ГО Ревда
МКОУ «СОШ№4»
Авторы: Филатова Наталья Анатольевна,
учитель истории и обществознания,
I кв. кат-я;
Чернышенко Людмила Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
I кв. кат-я.
Конспект и презентация интегрированного урока по литературе- истории
Тема : Судьба поэта в годы репрессий.
Аннотация:
В данной разработке представлен интегрированный урок по теме: «Судьба
поэта в годы репрессий». Разработка сопровождается мультимедийной
презентацией. Разработанный урок может быть использован как учителями
истории, так и литературы при изучении темы «политические репрессии 30-х
годов XX века» .
Цель: сформировать у учащихся представление о особенностях развития нашей
страны в 20-30 ее годы XX века и посмотреть их влияние на судьбы рассийской
интеллегенци на примере жизни и творчества О. Мандельштама.
Задачи:
1. Рассмотреть основные события жизни и творчества О. Мандельштама в
контексте событий Истории России 20-30 х годов XX века;
2. определить отношение поэта к революционным событиям;
3. выявить связь между биографией поэта и его лирикой.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Методические приемы: лекция с элементами литературной композиции.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: революция, гражданская война,тоталитарный режим,
раскулачивание, саботаж, вредительство.
« … настоящая литература
создавалась всегда писателями-еретиками,
безумцами,
говорящими, чего бы им это ни стоило, правду…».
Е.Замятин.
Посох мой – моя свобода,
Сердцевина бытия!
Скоро ль истиной народа
Станет истина моя?
О. Мандельштам.
Учитель
В начале 1917 года всеобщее недовольсьтво, вызванное усталостью от войны,
ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усиливается из-за постоянных
перебоев в поставках продовольствия в Москву, Петроград ; хлебные очереди
начинают громить лавки и магазины. В ряде мест настроения переносятся и
на производство. В конце февраля экономические забастовки перерастают во
всеобщую политическую стачку, проходящую под лозунгами «Долой царизм!»,
«Долой самодержавие!», «Долой войну!».Царь не нашел рычагов
урегулировать ситуацию сверху, а вскоре отрекся от престола. Страна
оказалась на распутье.Образовалась ситуация двоевластия: временное
правительство и Петросовет. Далее все зависело от каждой из властей. В
этой ситуации именно большевики смогли найти самые точные методы,
самые правильные слова и на протяжении весны-осени 1917 года смогли
перетянуть поддержку народных масс на свою сторону и большевизировали
Советы. Вместе с тем временное правительство не смогло предложить
достойной альтернативы действиям большевиков и погрязло в собственных
кризизах. В итоге 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и
революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту ,
телеграф, вокзалы. Никто не оказывал им ни малейшего сопротивления. К
утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. ВРК в обращении к
гражданам России объявил о взятии власти. Небольшая заминка произошла
лишь с захватом Зимнего дворца, который остались защищать небольшой
юнкерский отряд и добровольческий женский батальон. В ночь на 26 октября
Зимний пал.
(На протяжении рассказа учащимся демонстрируются слайды событий
февраля-октября 1917 года)
Стихи 1917 года рисуют тропу забвения и мрака, на которую ступила
революция. В стихотворении «Кассандре» (1917), обращенной к Анне
Ахматовой, он писал:
Мандельштам
И в декабре семнадцатого года
Все потеряли мы, любя:
Один ограблен волею народа,
Другой ( народ) ограбил сам себя.
1 ведущий
В стихах Мандельштама появляется Ленин («октябрьский временщик»,
уготовивший … «ярмо насилия и злобы») в окружении других участников
«омерзительного скифского праздника». В стихотворении «Сумерки свободы»
образы церкви и государства сливаются в единый традиционный символ
корабля, а сатирические деятели- в один незабываемый портрет народного
вождя, в слезах берущего «роковое бремя власти». Мандельштам призывает
«мужей и братьев» на тонущем корабле времени собраться с духом в «великом
сумеречном году» свободы вынести что сулит им «… неуклюжий, скрипучий
поворот руля». Написанное в честь первой годовщины Февральской
революции, это одно из самых сложных мандельштамовских стихотворений не
было понято большинством его тогдашних читателей и было опубликовано в
советской прессе, а образ народного вождя, созданный в нем, стал со временем
отождествляться с Лениным.
Мандельштам.
Век. Известковый слой в крови больного сына
Твердеет.Спит Москва,как деревянный ларь,
И некуда бежать от века-властелина…
2-й ведущий.
В декабре коммунисты запретили свободу печати.
Для поэта начинается тягостный путь неохотного «приспособления» к
действительности. «Решающую роль в обуздании интеллигенции сыграл не
страх и не подкуп,… а слово «революция», от которого ни за что не хотели
отказаться».( вдова Мандельштама). Любые попытки Мандельштама найти
свое место в новой, Советской России, в условиях беспощадной классовой
борьбы и усиливающегося идеологического контроля над всеми сферами
интеллектуальной деятельности, с самого начала и до самого горестного конца
легко укладываются в единую схему.
Сначала Мандельштам пытался уверить себя, что его работа в народном
комиссариате просвещения ( на этой своей первой советской службе он
продержался до лета 1918г.) или в качестве литературного редактора в
несносной газете «Московский комсомолец» ( в 1929г.) была честным трудом
на благо рабочего класса. Однако революция требовала от каждого не честной
службы, но рабства и лести. В конце концов взбунтовавшийся Мандельштам
бросал работу и обращался к своим покровителям уладить инцидент. И
навсегда распрощавшись с государственной службой, он уехал в Крым.
До конца гражданской войны он постоянно мигрировал с юга, захваченного
немцами и белой гвардией, на север, находившийся в руках красных, и обратно.
Учитель
Захват власти большевиками ознаменовал переход гражданскогго
противостояния в новую, вооруженную фазу – гражданскую войну.
Гражданская война –самое страшное и трагичное событие в истории любого
государства, потому что брат идет на брата, сын на отца. Россия была не
исключением. Противостояние между белыми и красными длилось с 1917 до
1922 года. Военные действия проходили на нескольких фронтах: восточном,
южном, северном, что усугублялось постоянными натисками интервентов. На
всех фронтах победу одержами большевики и их союзники. Хотя героизм и
волю к победе проявляли и те и другие,белым не хватило организованности,
слаженности в действиях. Кроме того, изначально основные ресурсы
находились в руках красных. На своих захваченных территориях большевики
проводили политику «красного террора» и «военного коммунизма», главные
правила которых были следующие: «кто не снами, тот против нас» и «кто не
работает, тот не ест».Белые также не гнушались методами террора и
пытались восстановить частную собственность, что оттолкнуло от них
крестьянство.Последствия войны были страшные. «Разорение, нужда,
обнищание», - так характеризовал сложившееся после войны положение В.И.
Ленин. К 1921 году население России, по сравнению с осенью 1917 года,
сократилось более чем на 10 млн. человек, промышленное производство
уменьшилось в 7 раз и т.д.
-
1-й ведущий.
Летом 1920г. он был по неизвестным причинам арестован. Вскоре его
освободили по ходатайству дружественного ему белогвардейского полковника,
и он немедленно уехал в Грузию, которая в то время была независимой
республикой. Тут же посаженный в тюрьму по приказу меньшевистского
правительства «как двойной агент» ( Москвы и Врангеля), он с трудом
выбрался оттуда…
В октябре 1920 года он приехал в Петербург, где удостоился почестей как
жертва белого террора и ,главное, как автор новых стихов. Блок писал: «Он
очень вырос…Его стихи возникают из снов - очень своеобразных, лежащих в
областях искусства только»; Гумилев провозгласил его «создателем вечных
человеческих ценностей».
В марте 1921года, «чуя грядущие казни», как писал Мандельштам десять лет
спустя в одном из своих стихотворений, «от рева событий мятежных» он
«убежал к нереидам на Черное море». Новости о казни Гумилева по
сфабрикованному обвинению в « монархическом заговоре» дошли до
Мандельштама в Тифлисе. Судьба поэта, о которой когда-то сокрушались
акмеисты, оказалась реальной и устрашающей.
В то время. Как многие эмигрировали, Мандельштам и Ахматова
отказались от эмиграции. Мандельштам был убежден, что «судьба людей
повсюду та же».
Выходит второй томик стихов. Мандельштам признавал необходимость
«социального прспособления». Мандельштам выражал надежду найти место в
новой жизни. Когда Мандельштам работал над «Второй книгой», сам воздух
как на заре христианства, дышал, казалось, неотвратимостью конца света.
Конец света не наступил, но историческая ткань российской жизни была
разорвана. Стихотворение «Концерт на вокзале» было реквиемом по
ушедшему веку:
Мандельштам
Нельзя дышать- и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит-
Но, видит Бог, есть музыка над нами:
Дрожит вокзал от пенья Аонид,
И снова, паровозными свистками
Разорванный, скрипичный воздух слит.
Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.
Железный мир опять заворожен.
На звучный пир, в Эллизиум туманный
Торжественно уносится вагон.
Павлиний крик и рокот фортепьянный.
Я опоздал. Мне страшно. Это сон.
И я вхожу в стеклянный лес вокзала:
Скрипичный строй в смятеньи и слезах,
Ночного хора дикое начачло
И запах роз в гниющих парниках-
Где под стеклянным небом ночевала
Родная тень в кочующих толпах…
И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит;
В стеклянные я упираюсь сени.
Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит.
2-й ведущий.
В 1922 году Пастернак провозгласил «мораторий страшных судов, не
съезжавшихся к сессии». Впоследствии он писал Мандельштаму, что
«финальный стиль» эпохи потерял свою значимость : «Кончается всё, чему
дают кончиться».
Мандельштам пребывал в сомнении. В 1921 году он приветствовал конец
истории. И он начал поиск собственного талисмана, отвращающего конец
истории
Мандельштам
Язык булыжника – мне голубя понятней;
Здесь камни – голуби, дома- как голубятни,
И светлым ручейком течет рассказ подков
По звучным мостовым прабабки городов.
Здесь толпы детские- событий попрошайки,
Парижских воробьев испуганные стайки-
Клевали наскоро крупу свинцовых крох,
Фригийской бабушкой рассыпанный горох.
И в памяти живет плетеная корзинка,
И в воздухе плывет забытая коринка,
И тесные дома- зубов молочных ряд
На деснах старческих- как близнецы стоят.
2-й ведущий.
Стихи Мандельштама «были талисманом для всех, кроме его собственного
владельца». Интриги собратьев- писателей вынудили его покинуть Москву и
отправиться в 1924 году в Ленинград, где его тут же обрекли на молчание по
каклму-то секретному указу партии, напрвленному против последних
могикан «бывшего акмеизма».
В 1928 году Николай Бухарин, ангел-храниеть Мандельштама, наиболее
образованный и достойный представитель ленинской старой в высших
партийных кругах, попмог ему опубликовать сборник «Стихотворений», куда
вошли стихи 1908-1925 годов, и том избранных критических работ «О
поэзии», однако оба издания были изуродованы железной рукой цензуры.
Особенно пострадала статья «Конец романа» (1922), которая лишилась самых
главныз своих постулатов о необходимости «социальной адаптации» и
«выживания» романа в нгвых исторических условиях, когда «реальные силы»
жестоко расправляются с биографиями персонажей и их чувством собственного
достоинства.
Жестокие испытания для самого Мандельштама начались в том же 1928
году. На публикацию книги сплоченная гвардия советских писак ответила
попыткой снова наступить ему на горло. Поэта публично обвинили в
переводческм плагиате, после чего развернулась длительная и злобная
кампания, в результате которой он лишился ленинградской квартиры, вынуден
был переехать в Москву и в конце концов выйти из Федерации писателей.
Бесконечные тяжбы Мандельштама с его мучителями принесли
бессмертные плоды. В 1929 году он пишет «Четвертую прозу», остроумный и
уничижительный вердикт «кровавой Советской земле» и «её залапному