Конспект урока "Искусство XIX в. в поисках новой картины мира" 8 класс

1
Урок по истории Нового времени в 8 классе по теме: « Искусство XIX в. в поисках
новой картины мира»
Материал разработан учителем истории
МОУ Будинской ООШ
Антоненковой А.В.
Цели: продолжить знакомство учащихся с культурой 19 века;
- выявить основные направления в культуре 19 века;
- познакомиться с представителями живописи и музыки 19 века;
- развивать умение находить нужный материал; конспектировать
- воспитывать чувство прекрасного
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока:
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о развитии литературы в XIX веке. А сегодня мы
окунёмся с вами в мир живописи XIX века, познакомимся с выдающимися художниками
данной эпохи, попытаемся рассмотреть их картины, познакомимся с выдающимися
композиторами и попытаемся проникнуть в мир их музыки.
( сл. 2) План урока.
1. « Огненные кисти романтиков.
2. « Надо омужичить искусство!»
3. « Салон отверженные»
4. « Поэт Парижа»
5. « Живописец счастья»
6. В поисках собственного пути.
7. Неистовый художник.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя
( сл. 3) - В Испании на рубеже 18-19 веков абсолютизм, католическая церковь и
инквизиция подавляли всякие попытки свободомыслия. И именно в этот период
формируется творчество Франсиско Гойи.
Франсиско Гойя Лусиентес родился в 1746 году в Сарагосе в семье среднего
социального класса, которая в том году переехала в деревеньку Фуендетодос,
находившаяся в 40 км на юге от столицы, пока ремонтировался дом, в котором они жили.
Его отец был известным мастером по золочению. В 1760 году семья переезжает в
Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через
несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя
попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников,
совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии
художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-
Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме,
где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой
авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский
монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он
вынужден покинуть Рим.
( сл. 4) « Портрет семьи Карла 4»
Семья Карла IV» кисти Франсиско Гойя. Слева направо: Дон Карлос Старший, будущий
король Испании Фердинанд VII, сестра Карла IV Мария Хосефа Кармела, неизвестная
женщина,Мария Изабелла, супруга Карла IV королеваМария-Луиза Пармская, Франциско
де Паула де Бурбон, король Карл IV, его брат Антонио Паскуаль, Картола Жоакина (видна
2
только часть головы), Людовик I с супругой Марией Луизой, на руках их сын Карл II,
будущий герцог Пармский. На заднем плане в тени Гойя изобразил самого себя.
Волшебные, сверкающие краски не в силах скрыть чванства, глупости, нравственного и
умственного убожества персонажей.
( сл. 5) «Третье мая 1808 года в Мадриде» историческое полотно Франсиско Гойи,
написанное в 1814 году и выставленное в мадридском музее Прадо.
На картине запечатлено начало освободительной борьбы испанцев с французскими
оккупантами, а именно, сцена расстрела испанских повстанцев оккупационными
французскими войсками в ночь на 3 мая 1808 года.
Испанские повстанцы и французские солдаты изображены Гойей как две противостоящие
друг другу группы: несколько безоружных мадридских ремесленников и шеренга военных
с поднятыми ружьями. Лица и позы испанцев прописаны Гойей довольно чётко
(патриотизм, отвага, злость, бесстрашие и пр.) в то время, как французские солдаты
прописаны бегло и как бы сливаются в одну безликую массу.
( сл. 6) глубокий интерес к внутреннему миру человека проявлял и современник великого
испанца – Теодор Жерико. Ученик в течение недолгого времени Карла Верне, а
потом Пьера Герена .
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены,
однако после путешествия в Италию в 181719 гг. он исполнил большую и сложную
картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий
драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения
не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со
стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого
и смелого новатора.
Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться
в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он
сошёл в могилу в результате несчастного случая падения с лошади. Этюды с натуры,
мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние
годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются
необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему
написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Помимо полотна «Плот „Медузы“», в Лувре находится семь батальных картин и шесть
рисунков этого художника.
( сл. 7) На картине « Офицер конных егерей», бросающийся в атаку» запечатлён офицер,
мчащийся в бой на своём коне, поле боя, взрыв снарядов. Нам предстаёт картина
наполеоновских побед Франции. Отблеск дальнего пожара, контрастные цвета, света и
тени усиливают героическое звучание картины.
( сл. 8) Плот « Медузы»
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля1816 года у
берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел
крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись,
высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день
скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли
современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во
французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности
попыток спасения потерпевших.
( сл. 9) Под влиянием искусства Жерико складывался характер его друга Эжена
Домье. Его картины полня смятения, тревоги. Кумиром с детва был Байрон, сцены
из его паломничества нашли отражение в написании полотна « Резня на Хеопсе»,
рисующей эпизоды греко – турецкой войны. ( сл. 10) Резня на Хеопсе» - так
историки назвали жестокую расправу 11 апреля 1822 г. турками над жителями
острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за
3
независимость Греции. Из 155 000 жителей острова после бойни уцелело лишь
около 2000. До 25 000 были вырезаны, остальные порабощены либо оказались
в изгнании.
( сл. 11) В 1830 году художник закончил полотно « Свобода, ведущая народ»
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года,
положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После
многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца,
чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет:
«Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Впервые
«Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в
мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена
государством. Из-за революционного сюжета полотно в течение приблизительно
25 лет не выставлялось на публике. В центре картины изображена женщина,
символизирующая свободу. На голове у неё фригийский колпак, в правой
руке триколор, в левой ружьё. Обнаженная грудь символизирует
самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на
врага. Художник изобразил себя в виде мужчины в цилиндре слева от главной
героини.
Иногда картина ошибочно ассоциируется с событиями великой французской
революции.
( сл. 12) Ещё большим мятежным оказался Оноре Домье, который начал своё творчество
как карикатурист, делал сатирические рисунки для журнала. Его литографии мгновенно
раскупались, они были известны всем. Одна из его картин « Законодательное чрево»
( сл. 13) на ней изображены унылые ряды бесконечных скамеек, на которых
расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды –
символ Июльской монархии.
( сл. 14) « Убийство на улице Транснонен»
- первая работа, в которой он создал образ рабочего, придав ему полный достоинства
облик. Эта гравюра была написана вослед кровавым событиям рабочего восстания в
Париже в 1834 г.
( сл. 15) Гюстав Курбе - французский живописец, пейзажист, жанрист и
портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в
живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая
фигура французского реализма.
( сл. 16) Родился во Франции, его вступление во французскую живопись было
скандальным. Одни яростно ругали его работы, называя из безобразными, другие
напротив – пророчили ему великое будущее.
На его картине « Дробильщики камня» старик-рабочий в грубой заплатанной одежде и
потрескавшихся деревянных башмаках, опустившись на колено, разбивает молотком
приготовленные для строительства камни. Юноша в лохмотьях с трудом удерживает в
руках тяжёлую корзину.
( сл. 17) - творчество Курбе
( сл. 18) Жан Милле- французский художник, один из основателей барбизонской школы.
Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими
пейзажистами
4
( сл. 19) «Сборщицы колосьев» Сельская жизнь была одной из любимых тем
Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой
сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и
подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил
трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне только так им удаётся
собрать оставшиеся после жатвы колосья.. В них Милле показал три фазы
тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз
за разом сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться.
Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на
заднем плане. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов.
Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян, их нищету и
смирение. Однако работа вызвала разные оценки публики и критики, что
заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам
крестьянского быта
( сл. 20) - картины Милле
( сл. 21 ) Эдуард Мане - французский живописец, гравёр, один из родоначальников
Импрессионизма. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых
мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически
внося в известные классические композиции изображение современного человека.
- 2) работа по учебнику
Стр. 56 – « Салон отверженные» ( 1 абзац)
( сл. 22) картины Э. Мане
« Портрет Эмиля Золя» - художник изображает своего друга в рабочем кабинете у
письменного стола, заваленного бумагами и книгами. Интерьер свидетельствует о вкусах
хозяина: японская ширма с фантастическим пейзажем, репродукция картины Моне.
( сл. 23) Клод Моне прожил долгую и трудную жизнь. Утончённый пейзажист, влюблённый
в пригород Парижа, он был страстно увлечён водной стихией
( сл. 24) картины Мане + репродукции в учебнике
( сл. 25) Камиль Писсарро - французский живописец, один из первых и наиболее
последовательных представителей импрессионизма
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в
искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем
распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее
естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и
изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином
«импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли
своё воплощение в литературе и музыке.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа,
который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов»,
взяв за основу название этой картины Клода Моне.
( сл. 26) « Бульвар Монмартр в Париже Художник переносит нас на оживлённую
магистраль Множество экипажей движутся в разных направлениях, деловито спешат
прохожие. Всё окутано прозрачно – сиреневой дымкой. Художник пишет стремительным
мазком, едва касаясь кистью холста. Но из данных точек и штрихов появляется картина
солнечного весеннего дня, оживлённая и кипящая.
( сл. 27) Огюст Ренуар - французский живописец, график и скульптор, один из основных
представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер
5
светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов
снискал успех у состоятельных парижан..
( сл. 28) - картины
(репродукция в учебнике) -« Жанна Самарии» - Ренуар писал её несколько раз.
Молодость и красота воплощены в образе этой девушки. Перед ним личность:
талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница..
( сл. 29) Эдгар Дега - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших
представителей импрессионистского движения
( сл. 30) «Голубы
́
е танцо
́
вщицы» - картина французского художника-
импрессиониста Эдгара Дега, написанная в 1897 году. Хранится в Государственном
музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила
в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918
года находилась в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после написания
картина хранилась в собрании Дюран - Рюэля в Париже.
( сл. 31 ) Поль Сезанн - французский художник-живописец, яркий представитель
Постимпрессионизма
Постимпрессиони
́
зм (фр. postimpressionisme) направление в изобразительном
искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не
придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно
передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся
представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген,
Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века
( сл. 32 ) картины П. Сезанна
( сл. 33) Поль Гоген- французский живописец,
Скульптор -керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим
представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься
живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880
года участвовал в выставках импрессионистов.
( сл. 34- 36) картины
( сл. 37) Винсент Ван Гог - всемирно известный нидерландский
художник-постимпрессионист. После первой выставки картин в конце 1880-х годов,
известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и
коллекционеров. После его смерти, мемориальные выставки были организован
в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене.
( сл. 38 – 39)
«Подсолнухи» название двух циклов картин голландского художника Винсента ван
Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам.
Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе.
Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.
«И́ рисы» картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были
написаны художником в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла
Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти в 1890 году.
В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих
работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал,
что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние
японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это
сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии
6
детально прорисованных областей и областей, залитых сплошным цветом, не
соответствующим реальности.
«Портрет доктора Рея» картина Винсента ван Гога, написанная в 1889 году.
На картине изображён Феликс Рей, практикант в больнице Арля, где содержался
Ван Гог. Доктор Рей помогал художнику во время приступов, и в благодарность
ван Гог написал этот портрет, который, по свидетельству современников,
получился очень похожим. Винсент ван Гог смог передать основные черты
доктора физическую крепость и уверенность в себе. Однако Феликс Рей был
равнодушен к искусству и спрятал подаренную ему картину на чердаке. Потом она
прикрывала дыру в курятнике. Лишь в 1900 году художник Шарль Камоэн,
оказавшись в Арле, обнаружил этот портрет во дворе доктора Рея
[1]
.
До 1918 года портрет находился в собрании С. И. Щукина в Москве, потом в
Государственном музее нового западного искусства, а с 1948 года и по сей день
находится в Музее имени Пушкина в Москве.
Об истории создания портрета существует одноимённая пьеса
«Розовые розы» одна из последних картин Винсента Ван Гога.
В течение последних двух месяцев жизни — с мая по июль 1890 года —Ван Гог
прожил в Овер-сюр-Уаз под Парижем, где он среди прочего написал несколько
картин с цветами. «Розовые розы» — одна из лучших картин этой серии. Она
является характерной для позднего творчества художника. В отличие от ярких
оранжевых и жёлтых оттенков, которые он использовал в Арле (например, в цикле
«Подсолнухи»), здесь Ван Гог применяет более мягкое и меланхоличное
сочетание цветов, говорящее о более плодородном и влажном северном климате.
Эта картина типична для последнего периода творчества Винсента Ван Гога ещё
и тем, что в ней практически отсутствует тяготение (на первый взгляд кажется, что
картину можно перевернуть, а эффект от этого не изменится) и
пространственность (цветы как бы выдвинуты из плоскости картины в
пространство, где находится зритель). Ван Гог сумел передать чувство
непосредственной близости роз к наблюдателю. На то, где у картины низ,
указывает практически невидимая чаша под цветами, а на глубину намекает лишь
слегка изменяющаяся форма мазков и лёгкое изменение оттенков зелёного.
Резкие тёмно-синие контуры листьев и стеблей роз, а также вибрирующие и
извивающиеся линии являются примером влияния на художника японской резьбы
по дереву. Эти приёмы хоть и напоминают стиль Поля Гогена и Эмиля Бернара,
но ван Гог использует их в собственной непередаваемой манере.
Музыка
( сл. 40) Франц Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников
7
романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого
количества камерной и сольной фортепианной музыки.
( прослушивание фрагмента записи « Лесной царь»)
( сл. 41) Фредерик Шопен - автор многочисленных произведений для фортепиано.
Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому
истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал
фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы мазурку,
полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.
( прослушивание фрагмента записи)
( сл. 42) Джузеппе Верди - Великий итальянский композитор, творчество которого
является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и
кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы
более 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад»,
«Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества последние оперы:
«Аида», «Отелло».
( прослушивание фрагмента музыки)
( сл. 43) Жорж Бизе - французский композитор периода романтизма, автор
оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой
известной из которых стала «Кармен».
( прослушивание фрагмента музыки)
( сл. 44) Клод Дебюсси - был не только одним из самых значительных
французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в
музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную
форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
( прослушивание фрагмента музыки)
( сл. 45 – 49) - чтение материала в учебнике с просмотром слайдов
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание
Параграф 7-8, записи, вопросы.