Конспект урока "Образование и философия" 6 класс


1
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Образование и философия»
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории МОУ Будинской ООШ
Тверская область
Цели: - познакомить учащихся с тем, благодаря чему расширялись
представления средневековых жителей о мире ;
- познакомиться с развитием средневековых университетом, его структурой
- познакомиться с новым направлением – схоластикой и её яркими
представителями;
Оборудование: компьютер, презентация, тесты
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Тестирование по теме: « Завоевание турками-османами
Балканского полуострова»
1. В конце какого века болгары восстали и добились освобождения от власти Византии?
А) в конце XII века
Б) в конце III века
В) в конце XIV века
2. Самым мощным на Балканском полуострове было:
А) Сербское царство
Б) Византийское царство
В) Болгарское царство
3. Византийская империя была ослаблена:
А) междоусобными войнами
Б) бесконечными восстаниями крестьян
В) вереницей часто сменяющихся императоров
4. Османская империя получила такое название в связи с:
А) её местоположением
Б) именем её основателя
В) с населяющими её народами
5. По какой причине османские воины перешли от набегов к завоеваниями Балканских стран?
А) слабость Балканских стран
Б) неумение править императоров
В) они хотели получить добычу и земли
6. Как назывался город, который стал столицей Османской империи?
А) Константинополь
Б) Стамбул
В) Адрианополь
7. В каком году состоялась битва на Косовом поле?
А) 1364 г.
Б) 1389 г.
В) 1410 г.
8. Храброго сербского воина, который сумел пробраться к султану и убить его, звали:
А) Ян Жижка
Б) Милош Обилич
В) Иован Миклош
9. Битва на Косовом поле окончилась для сербов:
А) победой над турками
Б) страшным поражением
В) трудно определить, кто выиграл в этой борьбе
10. Кто из турецких султанов, желая избавиться от соперников, приказал даже убить своего 9-
месячного брата?
А) Мехмед II
Б) Баязид I
В) Осман-паша
2
11. В каком году Константинополь был переименован в Стамбул?
А) в 1384 г.
Б) в1420 г.
В) в 1453 г.
Критерии оценки:
Менее 5 – «2»
От 5 до 7 – «3»
От 8 до 10 – «4»
11 «5»
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
а
в
а
б
а
в
б
б
б
а
в
4. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План урока:
1. Представления о мире расширяются.
2. Переводы с греческого и арабского.
3. Средневековые университеты.
4. Схоластика.
5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
6. « Ангельский доктор»
5. Изучение нового материала:
1) рассказ учителя:
1. Представления о мире расширяются.
( сл. 3)
Прочитайте материал на стр.208 и ответьте на вопрос: « Благодаря чему
расширялись представления людей о мире»
1) С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей,
2) в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и
3) переселений люди стали чаще покидать родные места.
4) На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих
ремесленников и веселых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов,
дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно
двигались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и
аббаты.
5) Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и
разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах.
Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили
интересные сведения о разных народах.
( сл.4) Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил
венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел
он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу,
где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое
время служила руководством для составления географических карт.
2. Переводы с греческого и арабского.
( сл. 5) Жители Западной Европы V—X веков почти забыли греческий язык и
вовсе не стремились знать восточные языки. Они относились враждебно,
настороженно ко всем «чужакам», «иноверцам»:мусульманам, иудеям,
язычникам, позднее —православным христианам.
3
( сл. 6) В XI—XII веках появилось большое количество переводов на латинский
язык книг греческих и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные
труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине.
Центрами перевода были Испания (здесь еврейские ученые переводили арабские
и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с еврейского на латынь) и
норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок
мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг
знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.
3. Средневековые университеты.
( сл. 7) Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек имел
свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию
( сл.8) – запишем определение
Корпорация - обособленную группу людей, которые занимаются опре-
деленным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются
особым правилам и распорядкам.
( сл. 9) Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального
труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова
«студере» — усердно заниматься).
( сл. 10) - запишем определение
Само слово «университет» означает «корпорация». Учеба и преподавание наук
стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили
студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет
профессоров.
- Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли
учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужаки» не могли
рассчитывать на поддержку городского суда в столкновениях с местными жите-
лями. В борьбе с городскими властями университеты добивались
самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.
( сл. 11) запишем термины
Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а
преподаватели создавали объединения по предметам факультеты ,
возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — изби-
рали главу университета — ректора.
( сл. 12) Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три
факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы,
и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, —
читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и
записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).
( сл. 13) Лекции дополнялись диспутами — словесными поединками. Это были
состязания в знаниях и красноречии — споры по заранее выдвинутым вопросам,
например: «Сотворен ли человек в раю?» Нападающий старался своими воп-
росами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же
собственными доводами, либо с Библией и сочинениями церковных писателей,
признанных отцами церкви. Толпы учеников и сторонников каждого участника
диспута с неослабным вниманием и азартом ловили каждое слово, оценивали
вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались
потасовками между участниками или «болельщиками».
- В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Парижский университет
славился преподавателями философии и богословия, университет Болоньи
(Италия) —права, Салерно (Сицилия) — медицины. Университеты
4
способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного
чиновничества, общему подъему культуры.
4. Схоластика.
( сл. 14) В XI—XIII веках в соборных школах и университетах расцветает новая
религиозная философия — схоластика (от греч. «схолэ» школа).
2) работа по учебнику:
Прочитать материал на стр.211 - 212
3) рассказ учителя:
5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
( сл. 15) Одним из самых известных философов-схоластов XII века был француз
Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр с детства проявлял большие способности к
науке и уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошел всех
своих профессоров и побеждал их в диспутах.
В 1117 году Абеляр стал преподавать в Парижской соборной школе. Его лекции
пользовались огромной популярностью, слушатели и ученики стекались к нему
толпами. Но и врагов становилось у него все больше: обсуждая тот или иной
вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения отцов
церкви, а предлагал свое толкование.
( сл. 16) В 1119 году началась история любви Абеляра и Элоизы, ставшая
знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника,
удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не
могли посещать школу, и Абеляра попросили стать ее домашним учителем.
Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. «И над раскрытыми книгами
больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем
мудрых изречений; ...глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным»,
вспоминал потом Абеляр в замечательной книге «История моих бедствий».
Элоиза родила Абеляру сына. Разъяренный дядюшка счел себя опозоренным и
решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на фи-
лософа и изувечили его. Элоиза ушла в монастырь, но любила Абеляра до конца
жизни; ее письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью.
( сл. 17) Ученики уговорили искалеченного философа продолжить лекции. Но тут
на Абеляра обрушились его идейные противники. Самым мощным из них был
знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель второго
Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).
- Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры
можно только при помощи разума. «Нельзя уверовать в то, чего ты
предварительно не понял, и смешны проповеди о том, чего ни проповедник,
ни его слушатели не могут постигнуть разумом».
( сл. 18) Нужно понимать, чтобы верить.
- Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть
простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка. Божественные тайны
выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования мешают
силе и чистоте веры, ведут к гордыне и заблуждениям. Только в любви к
Иисусу, в глубоком переживании веры человек мистически соединяется с
Богом.
- Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли:
рационализма — опоры на разум (от лат. «рацио») и мистики — опоры на
сверхъестественные силы.
( сл. 19) Враги Абеляра добились того, что его учение было осуждено на
церковном соборе в 1121 году. Абеляра заставили собственноручно бросить свою
книгу в костер. Философ бедствовал, скитался по монастырям, но ученики по-пре-
5
жнему шли к нему, и он продолжал преподавать.
- Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность
«еретика». В 1140 году Бернару удается собрать новый церковный собор. Абеляр
приехал на него в надежде отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но
Бернар и его сторонники не хотели открытого диспута. В ночь до собора было
принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его самого заставить молчать.
Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора.
- Больной и сломленный философ удалился в монастырь. В 1142 году он умер.
Элоиза похоронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их
гробнице написали: «Да отдохнут они от скорбного труда и любви».
6. «Ангельский доктор».
( сл. 20) Вершиной средневековой схоластики были труды ученого XIII века Фомы
Аквинского (1225—1274). Фома был сыном итальянского графа, учился в
монастырской школе и университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он
стал монахом доминиканского ордена.
- Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком.
Самая знаменитая его книга — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге
Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем.
( сл. 21) Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму, он создал картину
всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой ее «детали», от человека
до муравья, свое место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богосло-
вия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, о
которых вы еще узнаете из этой книги, — с готическими соборами и
«Божественной комедией» Данте. В них тоже изображен весь христианский
космос.
- После смерти Фому называли «ангельским доктором», а вскоре церковь
объявила Фому Аквинского святым.
4) самостоятельная работа:
7. «Удивительный доктор».
- Прочитать и рассказать об « удивительном докторе»
Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин
Роджер Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал,
что для познания истины авторитет и разум недостаточны, а нужны также
наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши
знания.
- Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты
с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стеклами. Он
предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали
«удивительным доктором».
5. Подведение итога урока:
( сл. 24 – 25)
Игра « Крестики-нолики»
- если утверждение верное – «Х», если нет «О»
Х
Х
Х
О
Х
О
Х
Х
Х
1(Х) С развитие городов, торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе
войн и переселений средневековые жители стали больше узнавать мир.
6
2(Х) Яркий рассказ о странах Дальнего Востока составил Марко Поло, который
путешествовал более 25 лет.
3(Х) В 11-12 веках появилось большое количество переводов с латинского и
греческого.
4.(О)Университеты представляли собой корпорации людей физического труда.
5 (Х) преподаватели создавали свои объединения по предметам –
факультативам.
6 ( О) В университетах, кроме подготовки существовало очень много факультетов
7 (Х) схоластика – это религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир
при помощи логических рассуждений.
8(Х) Пьер Абеляр и Бернар Клервонский были идейными противниками.
9(Х) Церковь объявила Фому Аквинскому святым за его смирение и добродетель.
6. Домашнее задание:
Параграф 27, вопросы, 7 вопрос - письменно