Конспект урока "Культура и искусство первой половины XX века" 9 класс


1
Конспект урока по Новейшей истории в 9 классе по теме: « Культура и
искусство первой половины XX века»
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории 1 категории
МОУ Будинской ООШ Тверской области
Предлагаю конспект урока который поможет познакомить учащихся с развитием
культуры искусства в первой половине X века. Это урок изучения нового
материала.
Цели: познакомить учащихся с основными направлениями культуры и искусства в
первой половине XX века;
- познакомиться с основными достижениями культуры первой половины XX
века;
- развивать умение анализировать информацию, уметь излагать свои
мысли, высказываться
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска
Методы: беседа, рассказ
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и целей урока.
- нА прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих
европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии
культуры, познакомимся с основными направлениями развития культуры и
искусства первой половины XX века.
( сл.3) План урока:
1. Революция в естествознании.
2. Особенности художественной культуры.
3. Символизм
4. Литература
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
( сл.4 – 5 )
- На рубеже XIX XX века появились новые открытия в разгадке тайн микромира.
Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда
назвали революцией в естествознании, т.к. они привели к пересмотру прежних
представлений о материи и в целом о мироздании.
- За первую треть XX века учёные проникли в тайну строения атома ( были
открыты электрон, протон, позитрон и нейтрон) и уже к концу 1930-х годов
подошли к практическому освоению атомной энергии
- Теория относительности Эйнштейна изменила понимание пространства,
времени и движения.
( сл. 6)
- в I половине XX века были заложены основы науки генетики. Больших успехов
достигли микробиология и фармацевтическая промышленность.
2
- На смену классической ( ньютоновской) научной картины мира пришла новая
неклассическая картина мира. В ней особое место отводится случайности
( индетерминизм) : человек – песчинка в мире случайных атомов, в то же время от
позиции человека зависит описание картины мира.
- Популярными стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэр
и Ф. Ницше. Которые призывали к признанию иррациональных ( недоступных
разуму) сторон поведения психики и поведения человека.
( сл. 7) Популярность приобретают работы Зигмунда Фрейда о психоанализе по
своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения.
Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом
восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментов
художественного творчества. Его учение легло в основу многих трудов по
философии, истории, искусству и литературе.
( сл. 8) Большое значение для понимания особенностей художественного
творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона.
( сл. 9) В конце XIX начале XX ВЕКА В Европе и США получает популярность
социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей.
Популярными становятся труды
М. Вебера
( сл.10) В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения
человеческого сознания. В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США
получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и
общественного поведения людей
2. Особенности художественной культуры.
( сл. 11) Культуру первой половины XX века условно можно разделить на 3
периода.
1 период ( 1900-1914 гг.):
- Получил название « декаданс» - упадок
- Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание
старого и рождение нового
- Время взлётов, талантов, новых идей
2 период 20-30- е годы:
- Влияние оказали совершенно новые явления и события;
- Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой
интеллигенции
- Худ. мир переселился в Нью - Йорк
- Искусствоведы датируют начало нового периода в развитии культуры с конца
1880-х годов, который получил название « модернизм» ( современный) , а его
окончанием считается условно 1960-е годы. Но культура не стоит на месте, а
постоянно развивается и появляется очень много направлений, с которыми мы
сейчас и познакомимся.
( сл.12) Умозаключения новой эпохи и идейные искания легли в основу нового
направления – неоромантизма, который стремился к синтезу и осмыслению
прошлого европейской и мировой культуры.
3
Символизм
( сл. 13 ) одно из крупнейших направлений
в искусстве литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х
гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в
самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только
различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский
характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон
влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность,
загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами,
являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось
лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
( сл. 14) Первооткрывателями в этом направлении в музыке стал Р. Вангер, в
литературе – Ш. Бодлер, П. Верлен, С. МАларме.
( сл. 15) Символизм имеет свои особенности:
1) Предполагает сочетание реального и таинственного, социального и
индивидуального, обращение к мифам, поиск мистического откровения
2) В основе – символ
3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ
высшего совершенства
( сл. 16) В изобразительном искусстве символизм представлен следующими
художниками: Одри Бердслей ( Англия)
( сл. 17) Пюви де Шаванн ( Франция)
( сл. 18) Густав Климт
( сл. 19) Арнольд Бёклин
( сл. 20-21)
- В начале 20 века большую популярность начинает приобретать новый вид
синтетического искусства – кинематограф. Звёзды кино – Андре Дид. Макс Линдер
ЧАрлз Чаплин, Мэри Пикфорд – приобрели мировую популярность. Кино стало
массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.
( сл. 22) Первым направлением живописи новейшего времени стал
импрессионизм - направление, появившееся в последней трети XIX века,
стремящееся передать неуловимые изменения в природе, движение света в
воздухе, писали дробными мазками
Яркими представителями данного направления являются
( сл. 23) Эдуард Мане
( сл. 24) Эдгар Дега
( сл. 25 – 26) Огюст Ренуар
( сл. 27 – 28 ) Камиль Писсарро
( сл. 29 -30) Клод Моне
- ( сл. 31) Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению
постимпрессионизма.
( сл. 32) Крупнейшим представителем этого направления были В. Ван Гог,
( сл. 33- 34) Поль Сезанн, ( сл. 35) Поль Гоген
4
( сл. 36) Кубизм - авангардное направление в живописи начала XX века,
представители которого изображали мир в виде геометрических знаков и
композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов
( сл. 37) - представителями направления кубизма были французских художник П.
Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде
геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик
реальных предметов.
( сл. 38) Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого
используются яркие контрастные цвета.
( сл. 39) - представители
( сл. 40) экспрессионизм - Художественное направление XX века, для которого
характерно субъективное восприятие действительности, деформированное
изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием
( сл. 41) - представители
( сл. 42) Неопримитивизм характеризуется интересом к Востоку, детскому
творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи.
Мастерами этого направления – профессиональные художники, сознательно
обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место
занимают А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М.Ф. Ларионов, Н.С. гончаров и др.
( сл.43) Абстрактный экспрессионизм своеобразный вклад русского искусства
в мировой авангардизм. Основоположник – В.В. Кандинский. Для этого
направления характерно отказ от изображения реальных предметов и создание
образа на основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.
( сл. 44) Супрематизм одно из течений абстрактного искусства, относится к
типу геометрической абстракции
( сл. 45) Дадаизм крайнее авангардное течение. Ему свойственно отрицание
существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание
абсурдных произведений.
( сл. 46) Сюрреализм Авангардное течение в искусстве XX века, представители
которого обращались к сновидениям, автоматическому сознанию,
подсознательному.
4. Литература.
Стр. 131 – 132
5. Подведение итога урока.
6.