Конспект урока "Военный реквием» - изображение трагедии I мировой войны в культуре" 9 класс

1
Бурыкина Надежда Бояновна
Учитель истории и обществознания
МАОУ Гуманитарная гимназия им. А.С. Пушкина
Класс: 9
Тема урока: «Военный реквием» - изображение
трагедии I мировой войны в культуре
(литература, живопись, музыка) (2 час.)
Форма проведения урока: вводный урок в изучение истории ХХ века, который
строится на основе историко-культурного стандарта и по темам: «Первая
мировая война: причины, участники, этапы войны, театры боевых
действий. Россия в Первой мировой войне» (2 час.).
Цель: ввести учеников 9 класса в историческую эпоху (ХХ век), используя
богатейший материал культуры разных народов.
Задачи:
Личностные понимание культуры как мира смыслов человеческого бытия;
развитие способности понимать мир культуры как необходимый в жизни
человека; воспитание понимания войны как зло;
Метапредметные выработать способ работы с историческим знанием через
исторический и художественный материал с целью использовать этот
метод для работы с другим материалом; научить анализировать
исторические события через художественные образы;
Предметные привести школьников к пониманию основных тенденций
развития ХХ века; знакомство с именами и событиями ХХ века; изучение
еще одной страницы истории I мировой войны и произведений писателей,
поэтов, композиторов, художников, которые были участниками этой
войны и создавали произведения о ней.
Оборудование:
Учебники.
1. Загладин М.В. Всеобщая история. Новейшая история. М.: «Русское слово».
2. Данилов, А.А. История России XX - начало XXI в. 9 класс /А.А. Данилов,
Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт - М.: Просвещение.
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
4. СД-диск Б. Бриттен «Военный реквием» части I и II.
План:
1. Этап I. Постановка проблемы и поиск методов ее решения, так как
старым способом эту проблему решить невозможно.
2. Этап II. Формулировка проблемы урока.
3. Этап III. Решение проблемы.
4. Этап IV. Рефлексия
2
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
На вводном уроке по истории I мировой войне, обращаясь к
произведениям искусства, созданных солдатами и офицерами разных армий и
стран, которые участвовали в войне, которые описали войну, которую они
видели, пережили, мы должны увидеть войну и эпоху, людей на войне, и понять,
что случилось с человечеством, которое породило первую, вторую мировые
войны.
Задание на урок: Работая с каждым произведением искусства, выпишите
те тенденции, которые развиваются в обществе разных стран в начале ХХ века.
Этап I. Постановка проблемы и поиск методов ее решения, так как старым
способом эту проблему решить невозможно.
Учитель:
20 век. Первые его десятилетия связаны с поразительным расцветом
русского искусства. Сергей Саковский назвал тот период «Парнасом
серебряного века», имея в виду прежде всего поэзию. Но ведь и прозаикам не
составило труда предъявить список великолепных мастеров. Еще творил Лев
Толстой и Чехов, а уже заслужили европейскую славу Максим Горький,
Короленко, Мережковский, Бунин, Куприн.
На художественных выставках полотна Репина, Сурикова, Васнецова,
Левитана соседствовали с работами Бенуа, Лансере, Бакста, Нестерова.
Яростные споры вызывали Кандинский, Шагал, Малевич, Ларионов.
Восторженная публика неистово аплодировала на спектаклях МХАТа и
Мейерхольда, на бенефисах Ермоловой и Комиссаржевской, на концертах
Шаляпина и Собинова, на музыкальных вечерах Скрябина и Рахманинова.
Прекрасны были и русские сезоны С. Дягилева в Париже с Нижинским и
Павловой.
Наметился прогресс и в русской науке. Достаточно назвать имена
Менделеева, Павлова, Вернадского, Жуковского.
С одной стороны, прогресс, движение вперед, наши таланты растут как
грибы. И вдруг… появились такие высказывания.
Александр Блок: «20 век – уничтожение влюбленных»;
Осип Мандельштам: «Век-волкодав»;
Анна Ахматова: «Одной надеждой меньше стало…»
Марина Цветаева: «Время не мое. Век мой – ад мой».
Сергей Саковский: «Парнас серебряного века».
Наши таланты росли как грибы. Похоже, в этом случае народная примета
оправдалась дело шло к войне. Сначала мировой, потом гражданской, а затем
и более страшной – необъявленной, тоталитарной.
И уже тут-то все, что поднималось над средним уровнем, косили
безжалостной косой – тюрьмы, лагеря, эмиграция.
А мы говорим: «Серебряный век».
3
Этап II. Формулировка проблемы урока.
Слайд 2.
Прочитав высказывания Ф. Кафки, А. Барбюса, Э. Хемингуэя, стихи Н.
Гумилёва, У. Оуэна, рассмотрев работы К. Малевича, других художников,
послушав Военный реквием Б. Бриттена, посвящённый героям I мировой войны,
почувствуйте те перемены, которые произошли в начале ХХ века в
мироощущении великих людей, ведь они раньше всех и тоньше чувствуют время
(почувствуйте через их произведения).
Проблема: Что произошло с человеком ХХ века, что при таком расцвете
культуры, он позволил мировые войны, тоталитарные системы, фашизм и
Освенцим?
Этап III. Решение проблемы.
Задание: Работа с литературными и художественными и музыкальными
работами для поиска решения проблемы.
Слайд 3.
1. Чтение фрагмента новеллы Франца Кафки «Сельский врач» и работа по
тексту:
Работа учеников. Выписываем: ХХ в представлении Ф. Кафки:
(Выделенный текст).
Франц Кафка описывает свое понимание времени следующими образами:
«…худенький мальчик, без рубашки, температура нормальная, не
высокая и не низкая, глаза пустые, он высовывается из-под пуховой перинки,
обнимает меня за шею и шепчет на ухо: “Доктор, позволь мне умереть”».
Рецепты выписывать нетрудно, трудно сговориться с людьми.
Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырех
стенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача,
от слабых рук хирурга. Что ж, как вам угодно, сам я в святые не напрашивался;
хотите принести меня в жертву своей вере - я и на это готов.
Слайд 4.
Голый, выставленный на мороз нашего злосчастного века, с земной
коляской и неземными лошадьми, мыкаюсь я, старый человек, по свету»
2. Чтение фрагмента: Анри Барбюс «Огонь»
Слайд 5.
Сопоставление Эдокси у А. Барбюса
с Венерой Боттичелли
Учитель: Анри Барбюс говорит о том перевороте, который произошел в
восприятии мира, описывая картину Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», но
в реалиях ХХ века и I мировой войны:
Работа учеников. Выписываем А. Барбюс о ХХ веке:
« - Я видел Эдокси. Она сгнила! Я убирал один за другим наваленные
куски дерева, и вот смотрю: стоит что-то вроде большого мешка, набитого
землей; на нем что-то висит.
4
Вдруг балка подалась, и этот чудной мешок свалился на меня. Он меня
придавил; я чуть не задохся от трупного запаха... Из этого мешка торчала голова,
а то, что на нем висело, оказалось волосами. Понимаешь, было темно, плохо
видно. Но я все-таки узнал эти волосы (других таких волос не сыщешь в целом
свете), узнал и лицо, хотя оно совсем распухло и покрылось плесенью; вместо
шеи какая-то каша; Эдокси умерла, может быть; месяц тому назад.
Да, это была женщина, к которой я раньше никогда не мог подойти; ведь я
смотрел на нее только издали и никогда не мог к ней прикоснуться: она была не
для меня, как жемчужина.
Понимаешь, в чем дело? Мне пришлось кое-как поддерживать ее одной
рукой, а другой работать. Эдокси валилась на меня всей тяжестью. Да, брат, она
хотела меня поцеловать, а я не хотел. Это было страшно. Она как будто
говорила: "Ты меня хотел, что ж, целуй". У нее на... вот здесь был приколот
букет цветов; он хлестал меня по носу, он тоже сгнил, как труп какого-то
зверька. Пришлось поднять ее на руки и вместе с ней осторожно повернуться,
чтобы сбросить ее по ту сторону насыпи. Было так тесно, что, поворачиваясь, я
невольно прижал ее к груди изо всех сил, как прижал бы ее живую, если б она
только пожелала...»
Слайд 6.
3. Эрнест Хемингуэй.
«Прощай, оружие» Предисловие:
Выписываем:
«Называется эта книга «Прощай, оружие!», а кроме первых трех лет после
того, как она была написана, в мире почти все время где-нибудь да идет война.
Многих тогда удивляло - почему этот человек так занят и поглощен мыслями о
войне, но теперь, после 1933 года, быть может, даже им стало понятно, почему
писатель не может оставаться равнодушным к тому непрекращающемуся
наглому, смертоубийственному, грязному преступлению, которое представляет
собой война.
Я принимал участие во многих войнах, поэтому я, конечно, пристрастен
в этом вопросе, надеюсь, даже очень пристрастен.
Но автор этой книги пришел к сознательному убеждению, что те, кто
сражается на войне, самые замечательные люди, и чем ближе к передовой,
тем более замечательных людей там встречаешь».
Слайд 7.
4. Казимир Малевич «Черный квадрат»
Выписываем:
Работа с произведением Казимира Малевича «Черный квадрат».
Данное произведение написано почти 100 лет назад в 1915 году.
Вопрос:
Что произошло в этом году, если К. Малевич описывает мир так?
(можно обратиться и к таким работам этого времени, которые написаны в
стиле кубизма: работы П. Пикассо, А. Лентулов, П. Кончаловский).
Слайд 8.
5. Композитор Бенджамин Бриттен и поэт Уилфрид Оуэн.
5
Рассказ учителя о замысле произведения «Военный реквием».
Произведение посвящено героям I и II мировых войны.
«Военный реквием» самое значительное произведение Бриттена. Он
продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но
использует и опыт недавнего прошлого. Новаторским в Военном реквиеме
Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты
заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами Оуэна.
В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом.
Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания
разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны.
Город восстанавливался, восстанавливался и собор, являвшийся его главной
достопримечательностью. Открытие его должно было стать торжеством.
Бенджамин Бриттен:
«Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я
не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем
много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием
обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны
предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».
Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах
мировой войны:
Роджера Бурнея, младшего лейтенанта добровольческого резерва
Королевского военно-морского флота,
Пирса Данкерлея, капитана Королевской морской пехоты,
Дэвида Джилла, рядового матроса Королевского военно-морского
флота,
Майкла Халлидея, лейтенанта добровольческого резерва Королевского
новозеландского военно-морского флота.
Слайд 8.
6. Английский поэт Уилфрид Оуэн (1893-1918)
Эпиграф к «Военному реквиему» стали строки У. Оуэна:
«Моя тема — война и скорбь войны.
Моя поэзия скорбна.
Все, что поэт может сделать —
это предостеречь».
Он завербовался в армию после вступления Англии в Первую мировую
войну. В январе 1917 года он оказался на Западном фронте. Именно тогда, до
ноября следующего года, появляется основная масса его стихов.
Вопросы и задания:
1. Прочитайте высказывания поэта У. Оуэна, чьи стихи вошли в Военный
реквием, и ответьте на вопросы.
«Наконец я постиг истину, которая никогда не просочится в догматы какой-
либо из национальных церквей: а именно что одна из самых главных заповедей
Христа: покорность любой ценой!
6
Сноси бесчестие и позор, но никогда не прибегай к оружию. Будь
оклеветан, поруган, убит, но не убивай... Христос воистину на ничьей земле. Там
люди часто слышат Его голос. Нет выше любви, чем у того, кто отдает жизнь за
друга».
2. О чем говорит Оуэн в этом письме с фронта?
(Поэт уподобляет Христу тех солдат, кого привыкли называть пушечным
мясом).
Несколько первых месяцев 1918 года, после тяжелого ранения, которое
привело его в тыл, он занимался подготовкой пополнения. Своему другу он
писал об этом. Прочитайте это письмо Оуэна.
Слайд 9.
3. О чем говорит Оуэн?
«Вчера в течение 14 часов я работал учил Христа поднимать крест по
счету, подгонять по голове терновый венец и не помышлять о жажде до
последней остановки.
Я присутствовал на Его Вечере, чтобы знать, что Он ни на что не жалуется.
Я проверял Его ступни, чтобы они были достойны гвоздей.
Я следил за тем, чтобы Он молчал и стоял навытяжку перед своими
обвинителями. За серебряную монету я покупаю Его каждый день и по карте
знакомлю с топографией Голгофы».
В конце лета Оуэн настоял на отправке в действующую армию. 1 сентября
он приехал во Францию. 1 октября награжден Военным крестом за мужество.
4 ноября он был убит. Война закончилась 11 ноября 1918 года.
Задание: Объясните картину Эдварда Мунка с позиций писем У. Оуэна с
фронта.
Рассказ учителя: «Военный реквием» Бенджамина Бриттена строится из
сопоставления трех планов:
Генрих Орлов:
«Эта трехплановость и порождаемые ею исключительно напряженные
контрасты могут напомнить о Дантовом триптихе Ад, Чистилище, Рай».
Передний план — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны
со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека Ад. В ней действуют
не конкретные люди, а аллегорические образы: Воин и его Друг, Англия – поёт
Питер Пирс;
Второй план ритуальное выражение траура месса в исполнении
сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Чистилище,
милосердная Медсестра и почтенная седовласая Матушка, Германия поёт
Дитрих Фишер-Дискау;
Третий план - невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков
и органом. Рай - монументальные персонажи кровавых библейских легенд.
Россия – поёт Галина Вишневская.
Бенджамин Бриттен:
«Как это замечательно, что в сочинении, являющемся призывом к миру,
встретятся представители трех народов, больше всего пострадавших в войну:
7
англичанин Питер Пирс, немец Дитрих Фишер-Дискау и русская - Галина
Вишневская».
СД-диск
Рассказ учителя о произведении Б. Бриттена и прослушивание «Военного
реквиема»: Реквием состоит из 6 частей, озаглавленных соответственно
традиционным разделам заупокойной мессы.
1 часть. Requem aeternam (Вечный упокой)
Requem aeternam траурное шествие, сопровождаемое погребальным
звоном колоколов. Его прерывает хор мальчиков
«Те dece thymnus Тебе поем гимн»,
звучащий спокойно и отрешенно, словно голоса ангелов. Траурное шествие
возобновляется, прерываясь во второй раз теперь полным экспрессии
трагическим монологом тенора: «Не служат месс для жертв кровавой бойни». В
эту часть включены стихи (перевод Дж. Далгата):
«Не служат месс для жертв кровавой бойни;
Лишь канонада по ним прогремит,
И, заикаясь, дробный залп обоймы
Свой «Отче наш» им наспех отстучит...»
2 часть. Dies irae (День Господней гневной силы)
Diesirae открывается воинственными фанфарами, полными необычайной
силы. Традиционный образ траурной мессы наполняется новым смыслом
военного сигнала. Трижды проводится четко скандированная основная тема
части, предваряемая каждый раз все более мощными фанфарами и раскатом
ударных — словно жуткой канонадой, после чего монолог баритона «Горн пел»
повествует о кратком, полном тревоги отдыхе солдат.
Кульминация следующего раздела Recordare Jesupie припомни,
Иисусе) отчаянный вопль солдата, доведенного до предела страдания.
Сопрано, сопровождаемое траурными звучаниями хора и оркестра, исполняет
трогательную мольбу о пощаде (Lacrimosa Слезная).
Эта часть написана в основном на ставший каноническим текст Фомы
Челанского (ок. 1190 - ок. 1260) содержит строки
«Горн пел, тоски вечерней полн,
И столь же грустно пел ответный горн.
Говор солдат смолкал вблизи ручья;
Сон крался к ним, беду в себе тая.
Грядущий день людьми уже владел.
Горн пел...
Мук прежних отзвук в их сердцах молчал,
Завтрашней болью заглушённый, спал».
3 часть. Offertorium (Приношение Даров «Господи Иисусе Христе»)
8
В Offertorium рассказ (баритон) о жертвоприношении обрамляет хоровая
фуга. В этой части появляется стихотворное изложение библейского эпизода
жертвоприношения Авраамом Исаака. Но вместо ветхозаветного спасения сына,
замененного овном, —
«Спесь обуяла старика, сын был убит,
И пол-Европы вслед за ним».
4 часть. Sanctus (Свят)
Центр реквиема Sanctus, состоящий из резко контрастных разделов.
Праздничный, ликующий, с медными инструментами, он внезапно сменяется
апокалипсическим монологом баритона. В этой части У. Оуэну принадлежит
заключительный эпизод:
«После того, как стихнет лютый смерч,
И лавры победы стяжает Смерть,
А барабан Судьбы свой треск прервет,
И горн Заката зарю пропоет,
Вернется жизнь к убитым? Правда ль то,
Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст
И, живою водой омыв его,
Навек ему весны цветенье даст?
Откликнулось седое Время так:
«Мой цепенеет шаг...»
Припав к Земле, я услыхал в ответ:
«Огня в остывших недрах больше нет.
Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя.
Не высохнут лишь слез моих моря».
5 часть. Agnus Dei (Агнец Божий)
Эта часть начинается строками Оуэна:
Слайд 10.
«На перекрестке всех дорог
Он с креста на битвы глядит
Предан, поруган, одинок...»
И далее горькое повествование поэта то перемежается, то сопровождается
словами католической молитвы.
6 часть. Libera me (Избави мя, Господи)
После краткого Agnus Dei в надломленно-усталом ритме наступает
заключительная часть, Libera me грандиозная фреска, в которой впервые
объединяются все исполнители. Ее заключение спокойная, постепенно
стихающая колыбельная.
6 часть заканчивается безнадежно:
«Из боя исключен, я вдруг попал
В глубокий беспросветный лабиринт.
9
Людьми он до отказа был набит;
Но без движенья каждый здесь лежал,
Порой, стеная тихо, как во сне.
...
Орудий гул не долетал извне.
«О, друг, — сказал я, — причин для горя нет».
«Нет, — он ответил, — кроме юных лет, погубленных…»
Вопросы и задания:
1. Прослушав «Военный реквием» Бенджамина Бриттена, сравните его
с «Реквием» Моцарта. Прослушайте по очереди оба произведения.
2. Какие эмоции, образы вызывают эти шедевры музыкального
искусства?
3. Зачем Б. Бриттен вводит стихи Оуэна в Реквием? Усиливает или
ослабляет он смысл реквиема этими стихами? (для ответа на вопрос прочитайте
слова Г. Орлова)
Генрих Орлов: «Латинские тексты и стихи Оуэна независимы друг от друга и
соотносятся как вечное и сегодняшнее, как прямая и косвенная речь, говорят об
одном и том же, но на разных языках — не только в буквальном, но и в
переносном смысле. Их можно понять лишь как параллельные линии,
сходящиеся в бесконечности».
Слайды 11-13.
7. Отто Дикс
1. Рассмотрите репродукции картин Отто Дикса о первой мировой
войне. Объедините эти образы с музыкой.
В 1914 г. художник Отто Дикс пошел добровольцем на фронт. Он
участвовал в артиллерии как пулеметчик на западном и восточном фронтах. С
собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на
Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань).
Был ранен и награжден Железным крестом.
Слайд 14.
8. Николай Гумилев
Один из них ярчайший представитель поэзии Серебряного века
Николай Степанович Гумилёв добровольцем ушел на фронт:
«В немолчном зове боевой трубы
Я вдруг услышал песнь моей судьбы».
Но его не берут. У него «белый билет». Еще в 1907 г. Гумилёв был
освобожден от воинской повинности из-за болезни глаз. Он добивается
зачисления на военную службу и разрешения стрелять с левого плеча. Он
выбирает кавалерию.
«Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
10
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки».
«… В жизни пока у меня три заслуги мои стихи, мои путешествия и
эта война».
Вопрос:
1. Почему? Ведь для нас это забытая война? Империалистическая война?
Николай Гумилев
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь.
9. Задание:
Прочитайте произведение еще одного солдата I мировой войны, великого
немецкого писателя Эриха Марии Ремарка, которые описал все ужасы этой
войны в повести
Чтение фрагмента произведения Ремарка «На западном фронте без
перемен». Выписываем:
«Железная молодежь! Молодежь! Каждому из нас не больше двадцати.
Но разве мы молоды? Разве мы молодежь? Это было давно. Сейчас мы старики.
С тех пор как мы здесь, наша прежняя жизнь резко прервалась, хотя
мы со своей стороны ничего для этого не предпринимали. Порой мы пытаемся
припомнить все по порядку и найти объяснение, но у нас это как-то не
получается. Особенно неясно все именно нам, двадцатилетним, Кроппу,
Мюллеру, Лееру, мне, всем тем, кого Канторек называет железной молодежью.
…Мы почти ничего не знали: у нас были свои мечтания, кой-какие
увлечения да школа; больше мы еще ничего не успели пережить. И от этого
ничего не осталось.
Канторек сказал бы, что мы стояли на самом пороге жизни. В общем, это
верно. Мы еще не успели пустить корни. Война нас смыла. Нас она
11
подхватила и понесла, и мы не знаем, чем все это кончится». (Потерянное
поколение)
Вопросы и задания:
1. Отвечая на вопрос по тексту Ремарка, объедините ответ со словами
из «Военного Реквиема» Бриттена:
«О, друг, — сказал я, — причин для горя нет».
«Нет, — он ответил, — кроме юных лет, погубленных» ...
2. О чем говорит Ремарк, называя двадцатилетних юношей стариками,
о чем говорит Бриттен в этих строчках?
3. В чем еще проявляется зло войны?
Выписываем:
Этап IV. Рефлексия
1. Что произошло с человеком в ХХ веке? Прочитайте текст, который вы
выписывали по ходу урока:
Мальчик, глаза пустые, он шепчет на ухо: “Доктор, позволь мне
умереть”;
Рецепты выписывать нетрудно, трудно сговориться с людьми.
Старую веру они утратили,
нынче ждут чудес от врача,
Голый, выставленный на мороз нашего злосчастного века;
Она сгнила; Это было страшно;
сын был убит, И пол-Европы вслед за ним;
Огня в остывших недрах больше нет;
Сейчас мы старики; наша прежняя жизнь резко прервалась; Мы еще не
успели пустить корни. Война нас смыла;
юных лет, погубленных.
мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются
войны;
логовище огня;
залитые кровью недели;
Будь покорен; никогда не прибегай к оружию. Будь оклеветан, поруган,
убит, но не убивай.
2. Какими способами вы искали ответ на вопрос?
3. Можно открытый вами способ использовать при изучении других
проблем?
4. Напишите эссе по тем цитатам, которые выписали из произведений, по
картинам, которые написали художники, участники войны: «Человек на войне.
Реквием».
12