Презентация "Духовная жизнь в 30-е гг. XX в."


Подписи к слайдам:
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

Тема: Духовная жизнь в 30-е гг. XX в.

Развитие образования.

В 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Власть и наука.

Во главе с Т. Д. Лысенко группа биологов и философов: Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова, А. С. Серебровского выступила против генетики, объявив её «буржуазной наукой».

Власть и наука.

В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую И. Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для неё параграф.

Научные достижения.

Советская физическая школа имени С. И. Вавилова получила мировое признание: А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики).

Научные достижения.

Советские физики: Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы начали интенсивное исследование атомного ядра.

Научные достижения.

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы учёных-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Научные достижения.

Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, В. С. Пустовойта.

Научные достижения.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых — нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Социалистический реализм - политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб). Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссёры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссёры Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссёр Е. Л. Дзиган) и др.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк). Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель».

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссёр Н. В. Экк).

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова — «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева— «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Пётр I» (режиссёр В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссёр С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссёр В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова и другие талантливые артисты.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Талантливые артисты

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Талантливые артисты

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 1930-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Талантливые композиторы

И. О. Дунаевский

Б. А. Мокроусов

М. И. Блантер

братья Покрасс

Музыкальное и изобразительное искусство.

Классиком соцреализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идёт», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший своё знаменитое поэтическое полотно «Будущие лётчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др.

Музыкальное и изобразительное искусство.

А. А. Дейнека «Будущие лётчики»

Ю. И. Пименов «Новая Москва»

Литература. Театр.

В 1931 г. М. Горький закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Пётр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя).

Литература. Театр.

Литература. Театр.

Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского.

Литература. Театр.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьём»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.).

Литература. Театр.

Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нём собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актёры нового поколения О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Г. Добронравов, К. Н. Еланская, Б. Н. Ливанов, А. К. Тарасова, М. М. Яншин.

Литература. Театр.

О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актёры нового поколения О. Н. Андровская, А. Н. Грибов, Б. Г. Добронравов, К. Н. Еланская, Б. Н. Ливанов, А. К. Тарасова, М. М. Яншин.

Вывод.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.