Конспект урока "Средневековая архитектура, скульптура, живопись" 6 класс




Класс: 6
Предмет: история.
Тема урока: Средневековая архитектура, скульптура, живопись.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с памятниками архитектуры,
скульптуры и особенностей живописи. Продолжить формирование умений
составлять связный четкий рассказ по тексту учебника, давать оценку
отдельным явлениям культуры.
2. Развивать память, мышление.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Методы: словесные, практические, частично – поисковые.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация ранее изученного.
Тест.
1.Когда появилась «Песнь о Роланде»?
а) в XII веке
б) в XIII веке
в) в XIV веке
2. Что было отражено в средневековом эпосе?
а) героический труд простых людей
б) рыцарская культура
в) подвиги героев средневековья
г) верно б) и в)
3. Как назывались поэты-певцы на юге Франции?
а) трубадуры
б) жонглеры
в) артисты
4. Каким был идеальный рыцарь?
а) агрессивный и злой
б) смелый, благородный, знающий этикет
в) неграмотный, никому не подчиняющийся
5. Кто написал «Божественную комедию»?
а) Уильям Ленгленд
б) Роджер Бэкон
в) Данте Алигьери
III. Формирование новых понятий и убеждений.
1. Вступительное слово.
Частью культуры любого народа является не только литература, орудия
труда, различные изделия ремесленников, но и здания, которыми были
застроены средневековые города и населенные пункты, памятники
скульптуры, картины, которыми здания украшались. Зная специфические
особенности архитектурного стиля, художественных приемов, можно
безошибочно определить период их создания. С такими особенностями
архитектуры, скульптуры и живописи мы познакомимся на нашем уроке,
ведь тема нашего урока «Средневековая архитектура, скульптура и
живопись».
2. Прослушивание записи «Средневековье».
3. Слово учителя.
В Средние века архитектура становится главным видом искусства,
подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля:
Романский и Готический.
4. Рассказ ученика «Романская архитектура».
В XI веке в Западной Европе началось большое строительство. Богатая
церковь расширяла храмы, чтобы они могли вмещать возросшие массы
местных жителей и паломников. Непрочные плоские деревянные перекрытия
заменялись долговечными каменными сводами. Только очень толстые стены
могли выдержать тяжесть сводов. Строители того времени, обычно монахи
вместе с нанятыми ремесленниками, многое восприняли от архитектуры
древних римлян, и поэтому сооружения XIXII веков называют ро-
манскими.
Романский храм удлиненное массивное здание с почти гладкими
стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой
арки на сводах, оконных проемах, входах в храм. Своей суровостью и
мощью романские храмы напоминают крепости. И действительно, они
нередко служили убежищем для населения округи.
На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен
стройный замысел.
Внутри он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф обычно
сильно поднят над боковыми. Продольное помещение пересекалось
поперечным залом; он отделял алтарную часть от основной части зала, где
собирались верующие. Таким образом, романский храм в плане имеет вид
креста, в центре его высился не купол, а башня, завершавшаяся
пирамидой.
Уже тогда, на заре Средневековья, повсюду в Европе появляются
монастыри, первые и тогда главные очаги культуры.
Один из таких знаменитых монастырей основанное в конце 9 века в
Аквитании аббатство святого Марциала. Это был первый епископ
обращавший в христианство. Приняла христианство и наследница Аквитании
римлянка Валерия, отказавшись стать женой царедворца императора Нерона
жестокого, гонителя христиан. Жених приказал казнить Валерию, и на
глазах толпы палач отсек ей голову. Но поддерживаемая «десницей божьей»
Валерия подхватила свою голову и принесла ее к алтарю, за которым служил
литургию святой Марциал. Эта поэтичная и наивная история рассказана на
стенках драгоценного ларца, украшенного выемчатой эмалью.
5. Рассказ ученика «Готическая архитектура».
С середины XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров,
горожане сооружали ратуши, торговые помещения, больницы, гостиницы.
Главным украшением города был собор. Постройки XIIXV веков
получили позже название готических.
Дальнейший рост мастерства строителей позволил заменить тяжелый
полукруглый свод более легким и высоким стрельчатым сводом. Он
опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, но в основном силы
тяжести и распора берут на себя не стены, как в романском храме, а
вынесенные наружу массивные опорные столбы; на них передают давление
свода соединительные арки. Залы стали более просторными и поднялись в
высоту, в них поступало больше воздуха.
Толстые стены стали ненужными, на их месте появились широкие
проходы и сквозные галереи. В отличие от полутемных романских храмов
готические соборы кажутся прозрачными от множества огромных окон.
Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш,
высокие башни колоколен все создает впечатление стремительного
порыва ввысь. Высота башен самых больших готических соборов
приближается к 150 м, превышая египетские пирамиды.
Долгое время собор был самым большим зданием в городе нередко
он мог вместить всех городских жителей. В нем не только проводили
церковную службу, но и устраивали собрания горожан, театральные
представления на религиозные темы, чтения лекций профессоров
университета. В огромном нарядном соборе посетитель проникался ощуще-
нием могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства. Он
испытывал вместе с тем восторг перед красотой и величием самого здания.
Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и
фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих
десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество
городских ремесленников, даже целые поколения каменщиков, столяров,
скульпторов, стекольщиков. На время строительства мастера городских
артелей объединялись под руководством ведущего мастера — архитектора.
Образ готического собора воссоздан таллиннским мастером Гансом
Риссенбергом в серебряном реликварии: тянутся вверх стройные башенки,
стрельчатые арочки, фигурки святых, плетется вязь ажурного орнамента,
галереек решеток. Руки ювелира превратили металл в легкое серебряное
кружево, так же, как строители соборов превращали в резное кружево
камень. Преодолевая его тяжесть, громады соборов поднимались все выше и
выше, вонзая в небеса острия шпилей, увлекая за собой душу верующего от
бренностей земной жизнь к вечности и Богу. Сотни скульптур смотрели на
входящих в порталов: библейские цари и пророки, святые, Христос в
окружении проповедников и грешников, но чаще всего святая Дева, Дева
Мария.
6. Задание.
- Посмотрите на два здания изображенных на иллюстрациях. Ребята, как
вы думаете, какое здание к какому стилю Средневековья относятся?
7. Слово учителя.
Одним из выдающихся памятников средневековой архитектуры,
относящееся к готическому стилю и сохранившихся до сих пор является
«Нотр-Дам».
8 Рассказ ученика «Нотр-Дам».
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в
Париже. Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять
продольных нефов, а на фасаде собора имеется соответственно пять
порталов. Вот как описан собор Парижской Богоматери в одноименном
романе В. Гюго.
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той,
какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности
предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними зубчатый карниз,
словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное
центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по
бокам... Высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме
трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и,
наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти
гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в
пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии раз-
ворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и
чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным
величием целого. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное
творение и человека, и народа».
9 Стихотворение «Нотр-Дам».
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
10 Слово учителя.
- Какое чувство вызвал у писателя увиденный собор в Париж?
- Неотъемлемой частью Средневековой архитектуры является
скульптура.
11 Рассказ ученика «Скульптура».
- Посмотрите на две статуи изображенных на экране. Какая статуя к
какому стилю относится? Почему?
- Живопись так же была неотъемлемой частью Средневековой культуры.
12 Рассказ ученика «Искусство витража».
До нашего времени дошло немало витражей Средневековья конца XII—XIV
вв. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей
находится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена
Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря
сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-
торжественный характер. Праздничность также подчеркивается
композиционными средствами: восседающую на троне Богоматерь славят
расположенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне
оправдан. Художник с удивительным вкусом и мастерством сочетает густоту
красного цвета, сияние золотистых оттенков, нежность голубого тона,
глубину темно-синей краски. У зрителя, попадающего в собор, возникало
сказочное ощущение от того, что чистые и яркие тона удивительным образом
смешиваются в пространстве и весело играют в пучках колонн, на полу и
фигурах людей.
13 Выскажите свое мнение.
Один церковный деятель писал о назначении витражей в соборе:
«Картины в окнах предназначены, естественно для того, чтобы показать
простым людям, не умеющим читать Священное писание, то, во что они
должны верить».
- В чем служители церкви видели назначение произведений искусства,
украшавших храм?
14 Рассказ ученика «Книжная гравюра».
15 Кроссворд.
1. Название каменного перекрытия в соборе.
2. Картины или узоры из кусков прозрачного или цветного стекла.
3. Назовите имя девушки, которая была казнена женихом за то, что
приняла христианство.
4. На что похож в плане романский храм.
5. Стиль в архитектуре Средневековья, в котором храм был грубоват и
приземист.
16 Задание.
Слово «Готика» возникло в эпоху Возрождения как синоним
Средневекового варварства (от германского племени готов, разорившего
Италию). Тогда оно выражало презрение ко всем типичным явлениям
средневекового искусства.
- Согласны ли вы с такой оценкой искусства того времени? Ответ
обоснуйте.
IV. Домашнее задание: параграф 41