Конспект урока "Понятие истории. История как наука"

Тема 1.1.: Понятие истории. История как наука.
Данный материал предназначен для обучения студентов 1 курса средних
специальных учебных заведений и рассчитан на 4 часа занятий.
Продолжительность 1 занятия: 2 час (90 мин.)
Тип урока:
Комбинированный урок (элементы вводного урока, урока изучения
новых знаний, умений и навыков, урока обобщения и систематизации
знаний).
Цели занятия
Образовательные:
- усвоение учащимися целей обучения в курсе отечественной
истории; понимание общих основ методологии истории.
Развивающие:
- способствовать индивидуальному развитию познавательной
деятельности через активизацию психических процессов
восприятия, памяти, мышления, обобщения и систематизации;
продолжить формирование хронологических и картографических
умений ориентироваться во времени и пространстве.
Воспитательные:
- способствовать формированию целостной картины мира,
основанной на научном мировоззрении.
Основные методы
В целом изложение материал предполагает использование частично
поискового метода обучения как способа формирования опыта творческой
деятельности. Формально можно выделить:
1. Словесные методы
- устное изложение материала (рассказ);
- беседа;
- объяснение;
- проблемное изложение.
2. Наглядные методы
- иллюстрация;
- сопровождение проблемного изложения.
ТСО: компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация «1.1. (2 час)»; «1.1.2. (2 час)»
артефакты (примеры материальных, графических, письменных
источников).
Рекомендации:
В ходе занятия особое внимание рекомендуется уделять
грамотности речи, научности и, в то же время, доступности
изложения.
В ходе выслушивания ответов учащихся, необходимо следить за
формированием правильной методики ответа: в начале ответа
повторяется часть вопроса.
Желательно привлекать к ответам на вопросы всех, в том числе
слабых учащихся. С помощью различных педагогических приемов
стараться активизировать психические процессы восприятия,
памяти, мышления, обобщения и систематизации. Желательно
включить в урок работу с учебником.
Желательно объяснить критерии оценки ответов учащихся.
Записи в ходе урока желательно делать краткие, схематичные,
больше использовать обобщение.
Общий план занятия:
Занятие 1.
1. Введение. Цели курса отечественной истории.
2. Предмет и объект изучения истории.
3. Виды и свойства людских сообществ.
4. Особенности исторических знаний.
Занятие 2.
1. Хронология истории.
2. Источники изучения истории.
3. Методы и подходы в изучении истории.
КРВТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ И ОБЩИЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Занятия в колледже будут иметь связь с занятиями в общеобразовательной школе.
При изучении школьного курса отечественной истории вы уже знакомились с основными
фактами, событиями, историческими личностями. В вашем уме неизбежно и незаметно
для вас самих происходил процесс уяснения полученных исторических фактов. Иными
словами, вы учились понимать то, о чем вам рассказывали учителя. Кому-то это удавалось
лучше, кому-то хуже, но у всех есть этот навык, его лишь надо развить.
В ходе наших занятий вам помимо обязательного знания фактического материала
нужно развить умение понимать имеющиеся факты.
«Знание и понимание» истории заключается в умении не просто знать хронологию
событий, называть действующие силы и лица, но научиться связывать различные
события, уметь находить и выделять закономерности развития. Вы должны научиться
анализировать (то есть осмысливать) услышанное на уроке и прочитанное в учебнике и
делать верные выводы.
Еще одной целью изучения курса истории является умение наиболее полно и точно
пересказывать материал, выделяя главное и логически связывая его со второстепенным,
определять личное отношение к материалу. Для этого необходимо обязательно читать и
перечитывать, перечитывать и пересказывать, раз за разом пересказывать более и более
точно. Это умение не сложно, но оно не придет само по себе и сразу. Нужен труд,
ежедневные усилия воли и «принуждение» совершать умственные усилия.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.
Каждая наука имеет свой предмет и объект изучения. Предмет это та область, которая
интересует данную науку; а объект это непосредственно то, что наука изучает. Например,
предмет науки «астрономия»» - строение и развитие космоса, а объект изучения космические
тела. Или, предмет науки «анатомия человека» - строение организма, а объект тело человека.
Предмет физики – природа (вселенная), а объект – природные явления. И так далее.
У нескольких наук может быть общий объект изучения, а предметы (то есть области
изучения) разные. Попробуйте сами ответить на вопрос: какие еще науки, кроме, анатомии,
изучают человека? Одинаковые ли эти науки или они исследуют различные области?
Или наоборот: у наук общий предмет, но объекты изучения различные…
Давайте теперь перейдем к определению предмета изучения истории. Что изучает история?
«Жизнь человечества», — говорим мы обыкновенно. Но этот термин «жизнь человечества» -
слишком общая фраза.
Человечество – не просто математическая сумма индивидуумов. Это весьма сложная и
особым образом упорядоченная структура. Предметом исторического изучения должен быть поиск
ответа на главные вопросы:
- как и откуда произошли люди?
- какие условия нужны для людей, может ли человек жить в одиночестве?
- какие формы существования свойственны людям и почему.
Таким образом, можно сказать, что предметом истории, является прошлое, настоящее и
будущее человечества; а вот объектом исторического изучения являются союзы людей (например:
род, племя, община, семья, общество) и то, что с этими союзами происходило и происходит, как
они меняются и развиваются.
ОДИНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Давайте попробуем применить метод критики и зададим себе вопрос: может быть мы
ошибаемся, в том, что объект изучения истории это союзы людей? Может ли быть предметом
исторического изучения деятельность отдельного человека?
Для примера индивидуальной деятельности человека очень походит умственное и художе-
ственное творчество. Известно, что произведения ума, как и произведения художественные,
вырабатываются не коллективно, а всегда индивидуально. Здесь присутствует единичный талант
личности. Однако, так ли эти произведения индивидуального творчества индивидуальны и
изолированы от среды, окружающей талантливого человека? При ближайшем рассмотрении мы
увидим, что во-первых по происхождению своему эта, казалось бы, индивидуальная деятельность
не вполне индивидуальна, а подготовлена совокупной работой общества. Во-вторых, эти
произведения не остаются одиночными по своему действию; их действие касается всех.
Следовательно, как по происхождению, так и по влиянию своему в жизни союза не может быть
абсолютно одиночной деятельности.
Теперь, используя предыдущее размышление, попробуйте самостоятельно ответить на
вопрос может ли быть предметом истории человек сам по себе?
ЛЮДСКИЕ СОЮЗЫ.
Какие бывают людские союзы? Они разделяются на два вида, которые в истории
последовательно следовали один за другим.
- первичные (естественные);
- вторичные (искусственные).
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СОЮЗЫ.
Первичные, или естественные, союзы предшествуют вторичным, хотя и не перестают
существовать после образования вторичных.
Уже давно утвердилось мнение, что первичным союзом, созданным самой природой, была
первобытная (патриархальная) семья. Это простое объединение людей, выражавшееся в союзе
мужчины и женщины и их детях.
В дальнейшем своем развитии эта первобытная семья усложняясь, принимает формы
различного вида родовых союзов:
1) род, т. е. семья, в дальнейших поколениях не перестающая чувствовать свое общее
родство;
2) племя разветвление рода уже утратившее чувство общего происхождения, но еще
сохраняющее воспоминание об этом;
Однако исторические исследования показывают, что патриархальная семья не была первым
союзом. Так, скорее всего, патриархальной семье предшествовала семья непатриархальная.
В самом названии патриархальной семьи указывается на ее основание, которым служит
власть отца (pater); союз этот держится на происхождении от отца, причем мать остается в тени,
что объясняется отчасти и древним многоженством. Матери могли быть разные, отец один; он
основной ствол, из которого группируется семья.
Но этому союзу предшествовал семейный союз, в котором основанием родственной связи
служила мать, а отца не было, т. е. он был неизвестен; это семья материнская.
Следы такой семьи можно обнаружить еще и сегодня на территориях, не захваченных еще
культурой и цивилизацией. Матриархат предполагает время, когда семейный союз имел другой
вид, непохожий на современный. Отец был случайностью, им мог быть тот или другой ак
обстоит дело в стаде животных, где «отцовство» самцов вовсе не определяется).
Но и это не первичная форма человеческого общежития. Материнскому роду предшествовал
более простой союз. В такой форме людского союза господствовало случайное смешение мужчин
и женщин. Это человеческое стадо.
Итак, вот наиболее полный ряд естественных союзов:
1) первобытное человеческое стадо;
2) материнская семья (матриархат);
3) патриархальная семья (патриархат);
4) род;
6) племя.
ИСКУССТВЕННЫЕ СОЮЗЫ.
Мы знаем два главных искусственных союза, которыми живет в настоящее время
цивилизованное человечество
- государство;
- церковь.
У каждого из этих искусственных союзов есть цели, служащие основанием их соединения.
Цель государства:
1) внешняя безопасность;
2) внутренний порядок или общее благо.
Целью союза, называемого церковью, служит порядок нравственный.
Под покровом этих двух общих союзов развиваются союзы частные, каждый из которых
примыкает к цели того или другого главного союза.
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННЫМИ И ИСКУССТВЕННЫМИ СОЮЗАМИ.
Союзы искусственные развивались из союзов естественных, не уничтожив их. Какие от-
личительные черты между ними могут быть? Чем отличается естественный союз от
искусственного? Это необходимо решить, чтобы знать момент перехода.
На чем основан союз естественный? На природном инстинкте (бессознательном
побуждении); это союз непроизвольный, он возникает без мысли о цели, не видит своих
последствий.
Напротив, союз искусственный основан на сознательной активности человека.
Такой искусственный союз как государство появляется тогда, когда появляется потребность
поддержания общего блага. По устройству своему естественный союз может быть, и часто бывает,
совершенно похожим на государство, но становится им, когда основанием союза служит не
естественный признак, а цель поддержания общего блага. Поэтому, если ряд людских союзов
имеет общий язык, общие верования, нравы и другие естественные признаки общения, но не
чувствует себя связанным для достижения общего блага, он не является еще государством, хотя
является обществом, так как есть общие интересы.
Итак, мы определили момент перехода естественного союза в искусственный, когда есте-
ственные признаки людской общины перестают считаться главным основанием объединения,
уступая место целям общего блага.
Как только племя приобретает это новое основание объединения (взамен смутного
осознания далекого кровного родства соплеменников), его следует называть народом. Итак, народ
есть племя, которое стало государством и кроме прежних естественных связей усвоило себе еще
новую, выражающуюся в цели общего блага.
ХРОНОЛОГИЯ
Весь огромный период прошлого человечества принято разделять на два больших этапа:
доисторию и историю. Доистория это период времени от появления человека (около 5 млн. лет
назад) до конца каменного века и начала века металлов (медного, бронзового) (около 6 тыс. лет
назад) или до возникновения цивилизации.
С момента появления цивилизации начинается исторический этап человечества.
Доисторию принято делить на три неравномерных по продолжительности части: наиболее
длительный этап «древнекаменный век» или палеолит; «среднекаменный век» или мезолит и
«новокаменный век» или неолит.
Историю принято также подразделять на ряд неравномерных по продолжительности этапов:
«история древнего мира» (от 4 тыс. лет до н.э. до V в. н.э.), «история средних веков» (V XVII
вв.), «новая история» (XVII - конец XIX вв.) и «новейшая история» (XX наши дни).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Исторические источники это любые свидетельства о прошлом, дошедшие до наших дней.
Выделяют четыре основные группы исторических источников:
1) вещественные;
2) письменные;
3) изобразительные;
4) фонические.
(примеры)
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Термином «метод» обычно называют тот или иной способ достижения цели. Методы
изучения чего-либо бывают весьма различные. Например метод «анализа и синтеза». Наверное
каждый может вспомнить эпизод из собственного детства, когда вам очень хотелось выяснить: как
же это работает подаренная вам заводная кукла или машинка ? И вы тайком от мамы с «научным»
упорством развинчивали по деталям любимую игрушку. Такое «разделение целого на части» и
есть «анализ». То есть выяснение из чего конкретно состоит данный объект. Удовлетворили
любопытство, убедились, что внутри игрушки только пружинки, шестеренки и проводки, и вот вы
пытаетесь собрать игрушку обратно (что к сожалению не всегда, наверное, удавалось сделать). Это
и есть «синтез», то есть составление из разрозненных деталей общей картины. Метод анализа и
синтеза часто применяют при изучении истории: берем «игрушку» - древнерусское общество и
сначала рассматриваем его «детали» (одежда, пища, обычаи, язык, верования, связи между
людьми, звания, титулы, предметы быта и т.п.), а затем соединяем детали в общую картину жизни
и вот уже перед нами сложенное как из «пазлов» непростое понятие «раннефеодальное общество
Древней Руси»; или «страны православно-христианской цивилизации».
Еще проще метод наблюдения и сравнения. Берем два однородных, но различных по
времени события (например, рабство в Древнем Риме и рабство на Руси) и сравниваем. В итоге мы
понимаем, что казалось бы «рабство оно и в Африке рабство», а все же римское и русское
рабство различно. Попробуйте сами сказать чем они различаются…
Современные историки, исследуя исторический источник, ставят перед собой следующие
вопросы:
1. Когда исторический источник был написан?
2. Где он был создан?
3. Кем он был создан?
4. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
5. Какова была оригинальная форма источника?
6. Насколько источник заслуживает доверия?
Историки, как и любые другие ученые, пользуются арсеналом общенаучных методов и
приемов изучения. Однако, отметим, что основными (но не единственными) методами изучения
истории являются методы:
- наблюдения и сравнения;
- анализа и синтеза;
Вопросы для закрепления.
Выставление оценок за урок. Комментарии, замечания, пожелания.
Домашнее задание