Конспект урока "Культура России после 1917 года" 11 класс




1
Урок по истории России в 11 классе.
Учителя ЛСОШ № 2
Зверевой Светланы Владимировны.
Тема: Культура России после 1917 года.
Цели:
1. Сформировать представления об основных тенденциях
искусства после 1917 года.
2. Сформировать представление о возрастании роли
государственно идеологического контроля за культурной
жизнью страны.
3. Способствовать развитию аналитического мышления
учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной
литературой.
Ход урока:
Так как тема включает достаточно обширный материал, проверка
домашнего задания не проводится.
Урок - лекция проводится с показом презентации, так как
использование слайдов дает возможность лучшего восприятие
материала по культуре.
План урока.
1. Создание творческих союзов.
2. Живопись после 1917 года.
3. Окна Роста и агитационная посуда.
4. Архитектура и скульптура.
После революции перед страной стояли многочисленные задачи
в сфере духовной жизни.
Объективно требовалось повысить грамотность населения;
принять меры к развитию новых приоритетов направлений в науке;
подготовить кадры научно технической и творческой интеллигенции,
соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить
связь науки с производством.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как в стране
проходила работа по ликвидации неграмотности населения, какие
2
появились литературные произведения, какие открытия были сделаны
учеными.
Но одной из главных задач власти была необходимость
утвердить свое идеологическое влияние в обществе через литературу и
искусство.
На сегодняшнем уроке мы и поговорим о том, каким образом
через живопись, скульптуру и архитектуру шло идеологическое
воспитание.
При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917
года был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания
помощи художникам, скульпторам и другим деятелям искусств.
Стали проводиться открытые выставки (за 1918 1919 год было
организовано более 140), конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты
и системы преподавания в художественных ВУЗах составили картину
небывалого творческого подъема.
Сразу после революции 1917 года создается много творческих
союзов.
(на экран вывести слайд 3, на котором выписаны наиболее
известные творческие объединения, это поможет ребятам
оперативно сделать записи в тетради)
ОСА – объединение современных архитекторов.
АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов.
ОБМОХУ – общество молодых художников.
ЛЕФ – Левый фронт искусств.
АХРР – Ассоциация художников революционной России.
ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.
Пролеткульт организация, выступающая за «чистую» культуру.
Каждый творческий союз отстаивал свое направление.
(на экран вывести слайд № 4, на котором выписаны лозунги, я
считаю, что данный текст необходимо иметь перед глазами, так как
по этому тексту предлагаю несколько вопросов)
У сторонников Пролеткульта были лозунги:
- «Никогда пролетарская культура не говорит «да» там, где говорит
«да» буржуазная!»
- «Рабочий – писатель должен не учиться, а творить!»
- «Буржуазный язык, буржуазная литература должны быть
ликвидированы!»
- «Создадим новую, чисто пролетарскую культуру! Создать ее
может только пролетариат. Да здравствует пролетарская культура!»
3
1. Какую роль сторонники «Пролеткульта» отводят пролетарской
культуре?
2. Как они относятся к наследию прошлого?
Сторонники ЛЕФа пытались внедрить новое искусство в
строительство новой жизни, внедрить свое искусство в быт, в
повседневность. Маяковский, Асеев, Брик пытались разработать новее
образцы мебели, тканей, оформление книг, театральных постановок.
С этим направлением боролись представители Ассоциации, которые
не только выступали против ниспровержения старого, но наоборот,
сохранили наследие реализма. Это и Бродский, и Герасимов. Картины
этих художников были более понятны народу.
Общество молодых художников (ОБМОХУ) стремились
усовершенствовать среду, окружающую человека.
(показ слайда 5 дает возможность познакомиться с одной из
работ Э. Лисицкого)
Эль Лисицкий, один из представителей этого общества, свои
работы называл проуны, проекты утверждения нового. Он говорил,
что его проекты это «пересадочная станция из живописи в
архитектуру».
Вместе с тем в начале 1920 годов партийное руководство
воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь,
но во второй половине десятилетия художественная жизнь начала
испытывать все нарастающее идеологическое и административное
давление государства.
Многие мастера были вынуждены выехать за границу, другие
подвергались травле в печати, лишились возможности выставляться,
некоторые были арестованы. Основной удар пришелся на тех, кто
тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.
Среди них – Казимир Малевич.
(сообщение учащегося иллюстрируется демонстрацией слайдов
6, 7, 8, что дает возможность познакомиться с некоторыми
работами К.Малевича ).
Сообщение о Марке Шагале.
(сообщение также иллюстрируется демонстрацией слайдов 9,
10, 11).
Сообщение о Роберте Фальке.
(сообщение иллюстрируется демонстрацией слайда № 12.
4
Нужно отметить, что полотна этих художников, за исключением
«Черного квадрата» К.Малевича редко представлены массовому
зрителю. Поэтому у ребят есть возможность увидеть работы,
которым многим представителям власти были непонятны).
Особенностью изобразительного искусства стало преобладание
парадной живописи, а так же картин на темы революции, Гражданской
войны. Суровый, аскетический быт был опоэтизирован в
произведениях тех художников, которые стали певцами революции.
Среди них нельзя не отметить Кузьму Петрова – Водкина.
(Сообщение учащегося с демонстрацией слайдов 13, 14, у ребят
появляется возможность увидеть разницу между его картинами и
картинами абстракционистов ).
Понятны народу были и полотна Кустодиева. Его мадонны,
купчихи, на смену которым пришел новый герой – большевик.
(сообщение учащегося с демонстрацией слайдов 15, 16. Ребята
видят, как в изображении своих героев художник показывает
насколько велика власть Советской власти в изображении
Большевика).
Отличительная черта первых послереволюционных лет выход
искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения
доступности искусства народу.
Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было
организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский,
Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов
Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов.
Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины
магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не
хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с
фронта.
Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем
их суть.
(на экран вывести по очереди слайды 17, 18, 19, которые
знакомят ребят с плакатами времен Гражданской войны).
Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст,
размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала
несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что
авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность
5
быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над
плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше.
У авторов плакатов были одни и те же герои: Рабочий, Матрос,
Швея, Красноармеец, Прачка, - их писали красной краской.
Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп,
Бюрократ – писали черной краской.
Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве.
В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция
мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть
мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала
обучить грамоте».
(заслушать сообщение о Маяковском В.В. демонстрация слайда
№ 20. Данный слайд помогает активизировать внимание учащихся,
так как ребята видят и портрет поэта и художника, кроме того
могут прочитать его слова).
Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное
правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации
стали выпускать агитационный фарфор.
(на экран вывести слайд 21, который демонстрирует образцы
пролетарского фарфора)
На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе
осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды.
Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и
пастушек появились революционные символы и лозунги.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!»,
«Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!».
Авторами подобных изделий были Чехонин, Кузнецов, Петров –
Водкин.
Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую
миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие,
крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила
революционные шахматы: «Белые и красные».
Например, Красный король был изображен в виде рабочего с
кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки
крестьяне со снопами, а белые рабы, окутанные черными цепями.
Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом
экспорта.
6
В зодчестве наметился символ преобразования общества,
строительство нового мира. Спектр направлений был различен от
продолжения традиций неоклассицизма 10-х годов до самого дерзкого
новаторства.
«Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе
архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая или большую
выразительность.
Популярно наследие зодчество Древнего Востока. Простой и
емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности прослеживается в
Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 1930 гг. архитектор А.В.
Щусев.
(вывести на экран слайд 22, который дает возможность
заметить схожесть мавзолея и архитектурного сооружения
Востока).
Яркий пример технического новаторского московская радиобашня,
В 1922 по проекту и под руководством инженера Владимира
Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции
двоякой кривизны – гиперболоиды.
(вывести на экран слайд 23, который демонстрирует различные
направления архитектуры, обратить внимание на разницу форм).
И традиционалисты и новаторы создавали строго продуманные
сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальных
затратах труда и материалов.
Константин Степанович Мельников - Д.К имени Русакова 1927-
1929 гг. собственный дом архитектора.
(вывести на экран слайд 24, который дает возможность
познакомится с архитектурными сооружениями, авторам которых
является К.С. Мельников).
Зодчие 20 х годов были утопистами. Их романтические
представления оказались далеки от вкусов простого советского
человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой
жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы
им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона.
После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело
общественно – политическое значение.
Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как
героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью.
7
Памятники и монументы стали играть ключевую роль в советской
скульптуре.
(вывести на экран слайд 25, на котором цитаты из декрета
Совнаркома о памятниках. По тексту задать вопросы: какая судьба
ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь
должны были установить памятники?
В.И.Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и
культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и
других крупных городах. В их числе оказались: К.Маркс, Ф.Энгельс,
С.Разин, П.Пестель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак,
Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил
А.В.Луначарский.
Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шервуд,
С.Т.Коненков, Шадр, Мухина.
Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о
том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время
утверждается навсегда.
Самым известным произведение этого периода является работа
Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия - Иванов)
«Булыжник – оружие пролетариата».
(вывести на экран слайд № 26, который знакомит учащихся с
работой Шадра и одним из памятников К.Марксу)
Вера Игнатьевна Мухина, прежде чем создать знаменитую
скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу –
«Колхозница». Она является автором памятника А.С.Пушкину в городе
Твери перед филармонией.
На площадях крупных городов появляются памятники вождям
пролетариата – К.Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны.
В городе Тверь, у ограды городского сада был установлен один из
первых памятников Карлу Марксу, который сохранился и до
сегодняшнего дня.
(Вывести на экран слайд 27, который демонстрирует памятник
К.Марксу в городе Твери).
На смену отдельным фигурам появляются монументы, состоящие из
групп. Это и памятник героям революции на улице Баррикадной в
Москве.
8
В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 1920
одах было установлено около 40 новых памятников.
Начиная со второй половины 20 х годов литература и искусство
рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения
и воспитания.
Позже будет принято постановление правительства о создании
единых творческих союзов писателей, художников, композиторов, с
образованием которых ликвидировалась относительная свобода
художественного творчества.
В качестве закрепления провести тестирование.
(тестирование предложить в форме презентации, что даст
возможность оперативно проверить, как учащиеся усвоили материал
урока).
Объяснение домашнего задания.