Презентация "Культура и быт XIV -XV вв." 10 класс


Подписи к слайдам:
Культура и быт 14 -15 вв.

Культура и быт XIV -XV вв.

  • Урок по истории России.
  • 10 класс.
  • (Учитель истории
  • Староатлашской СОШ
  • Старокулаткинского района
  • Ульяновской области
  • Муслимова Г. К. )

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV вв.;
  • Объяснить, что создание этих памятников – великий подвиг народа;
  • Учить анализировать основные направления русской культуры XIV - XV вв.
  • Способствовать формированию бережного отношения к памятникам культуры.

Литература:

  • История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник для 10 кл. П.р. А. Н. Сахарова. М. 2005.
  • Кацва Л. А., Юрганов А. Л.. История России 8 – 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995.
  • Методическое пособие по истории СССР 8 кл. П. р. А. А. Преображенского. М. «Просвещение» 1989.
  • История России с древнейших времен до к. XVII в. По учебнику А. Н. Сахарова. Составитель Н. С. Кочетков. Волгоград. 2004.

Основные понятия:

  • Культура – материальные и духовные достижения человечества.
  • Фольклор – устное народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки).
  • Архитектура – искусство строить и украшать здания.

План урока:

  • Фронтальная беседа.
  • Характерные черты эпохи.
  • Фольклор (былины, сказания, песни)
  • Литература.
  • Архитектура.
  • Живопись.
  • Быт и нравы.

Фронтальная беседа:

  • Что было нового в историческом развитии России в XIV - XV вв.?
  • Как развивалось хозяйство страны в указанный период?
  • Какие перемены происходили в политическом строе?
  • Какие земли присоединены?

Характерные черты эпохи:

  • Раздробленность (появление местных культурных центров).
  • Ордынское иго (страшный урон культурным ценностям, упадок культуры)

Фольклор

  • Устное народное творчество – былины, песни, пословицы, поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире.

Былины

  • О Владимире Красном Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.

Сказания

  • О битве на Калке , о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.

Литература

  • «Житие святого Александра Невского».
  • Его герой – идеальный правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.

Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после Батыева нашествия

  • «Повесть о Меркурии Смоленском».
  • Легендарный юноша Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.

Литературный отклик на Куликовскую битву.

  • «Задонщина». Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными кочевниками.
  • «Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»

Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных произведениях.

Зодчество

  • Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных построек – изб и хором, часовен и церквей возобновилось после монгольского нашествия довольно быстро.

Каменное строительство , появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало о восстановлении архитектурного мастерства.

Живопись

  • Русская живопись 14-15 вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.

Феофан Грек

  • Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.

Андрей Рублев

  • Новая ступень в средневековом искусстве связана с именем А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале XV в. Рублев создает икону «Троица», ставшую надолго предметом восхищения и подражания.

«Троица». Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение?»

  • На иконе изображены одухотворенные фигуры трех прекрасных юных ангелов. Они олицетворяли единство трех божественных начал: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Икона как бы дышит умиротворенным покоем, внутренней сосредоточенностью, отрешенностью от всего суетного. Светлые тона одежд ангелов подчеркивают сдержанную торжественность в изображении тех, кто размышляет о Мире и Добре.

Быт и нравы.

  • И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах – затягивались бычьим пузырем.

Пища

  • Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная. Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады.

Посуда

  • Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными.

Одежда и обувь.

  • Одежда горожан и крестьян была похожей. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. На голову зимой надевали шапку, летом – войлочные шляпы, горожане- колпаки. Обувались крестьяне в лапти, горожане – в кожаную обувь. Поверх рубахи носили плащи, зимой - шубы. Простолюдин носил домотканую одежду, боярин – из сукна, бархата, атласа, парчи

Закрепление

  • Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV - XV вв.
  • Феофан Грек , Андрей Рублев – религиозные люди, их искусство носит религиозную форму, но он поднимет человека, заставляет думать, чувствовать, освобождает его мысль. Почему?

«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался ,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.

Задание на дом:

  • Параграф 24, ответить на вопросы учебника, подготовить сообщения о шедеврах культуры XIV – XV вв.