Интегрированный музейный урок "Трудовая жизнь русского крестьянства" 7-8 классы




Тема: Трудовая жизнь русского крестьянства.
Тип урока - интегрированный музейный урок (интеграция
истории , технологии, музыки).
Цели:
1. знакомство детей с основным занятием русских крестьян –
земледелием, видами полевых работ, а также процессом выпечки
хлеба, ремеслом (ткачеством, прядением), изготовлением игрушек.
2. учащиеся не только знакомятся с тяжёлым трудом хлебороба, но и
учатся относиться к хлебу с должным уважением, учатся уважать труд.
3. развивать умения учащихся описывать исторические вещественные
источники и узнавать по ним новое, делать выводы о быте и культуре
русского народа.
4. воспитание патриотизма, любви к своей истории, культуре,
продолжить погружение учащихся в мир русской старины.
Оборудование: экспонаты музея, солома, полено, лоскуты, нитки для
изготовления игрушек.
Вступление (учитель истории):
Занятие начинается с того, что музейный педагог, встречая детей, выносит
им полотенце и хлеб-соль и объясняет смысл этого древнего обычая.
Педагог: «Хлеб – всему голова», хлебом обед начинается, хлебом и
заканчивается. По обычаю, хлеб-соль подносили дорогим гостям, а на
свадьбе – молодым (жениху и невесте). Если мы с вами вместе отведаем
хлеба-соли, то будем жить дружно.
1. Основные виды работ на поле.
Самая трудная работа – растить хлеб. Вот послушайте, как об этом в
старину рассказывали.
Учащийся – экскурсовод рассказывает былину «Вольга и Микула»
Педагог: эта былина не случайно передавалась из поколения в поколение.
О чём она? Как вы думаете, что труднее – воевать или землю пахать?
Раньше говорили:»Землю пашут – не руками машут»; «Шапка с головы
упадёт, не подниму… некогда».
Ранней весной, когда земля, если её сжать в ладони, уже не превращается
в липкий мокрый комок, но ещё не рассыпается в пыль, - самое время
пахать. Первая помощница крестьянину лошадь. Пахали сохой.
«Матушка-сошка, золотые рожки». О каких рожках идёт речь?(раздвоение
сохи).
«Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник» (Конь).
Педагог. Вспахали землю, а можно ли сеять? Нет, ещё рано. Надо сначала
бороной пройти по полю несколько раз.
Сито свито,
О четырёх углах,
О ста ногах.
Что это? Это – деревянные колья бороны. Они хорошо разбивают комья
земли. Борону и соху тянет по полю лошадь. Основные посевные
культуры: овёс, гречиху, рожь. «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».
Педагог. Сеял зерно обычно самый опытный в семье мужчина (дедушка,
отец). Он выходил в поле с лукошком –севалкой в чистой рубахе (чтобы
сорняков было мало, хлеб был чистым), не подпоясывался и не завязывал
мешки с зерном (чтобы взошли все семена).
Учитель музыки с учащимися поют песню «Я посеяла ленку».
Педагог. Посеяли хлеб. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети старались
помочь родителям вырастить хороший урожай. Если солнце было очень
жаркое, оно высушивало землю так, что и всё на ней могло сгореть. Чтобы
позвать дождь, дети бежали на край деревни, прыгали и кричали:
Дождик, дождик, посильней!
Мы поедем на свинье –
Богу молиться, Царю поклониться.
Я у Бога сирота,
Отпираю ворота
Ключиком,
Замочком,
Золотым платочком.
Если же все время шёл дождь, то дети кричали:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретенечко,
Насыплю горошечка!
Радуга – дуга,
Перекинься на луга,
Выйди, солнышко,
Из-за брёвнышка.
Вот и вырос урожай. Женщины надевали белые рубахи, подпоясывались и,
взяв в руки серпы, шли рожь жать. Ребятишек оставляли дома, а грудничков
брали на поле. Работали крестьянки с зари до захода солнца, сжинали
(срезали серпом) созревшие колоски. Жатва считалась женским занятием.
Педагог. Когда урожай собран, нужно отделить зернышки от соломы. Это
делали цепом. Цеп представляет собой две палки, соединённые куском кожи.
Про цеп есть загадка:
Летят гуски,
Деревянные носки,
Шейки кожаные.
Цепом молотили – били по колосьям, выбивая из них зерно. Эту работу
выполняли мужчины. Женщины сгребали зерно в кучу, убирали мусор.
Педагог. Затем веяли зерно – очищали его от шелухи. Помогала в этом
деревянная лопата. Лопатой подгребали зерно и подбрасывали его вверх.
Только надо было выбрать ветреный денёк, тогда лёгкая шелуха отлетала в
сторону. Провеяв зерно, убирали его в амбар.
Чистое зерно везли на мельницу. Но если муки нужно было не много (на
блины, оладьи) то зерно мололи на ручных жерновах.
2. Выпечка хлеба (учитель технологии).
Педагог. Как пекли хлеб в старину? Муку просеивали через сито или
решето. Затем в большом глиняном горшке или деревянной кадке –
квашне – замешивая тесто, затем ставили его в тёплое место, чтобы оно
поднялось:
Сидела баба на печи,
На калёном кирпиче,
Не смогла стерпеть,
Начала пыхтеть.
Чтобы тесто быстрее поднималось накрывали квашню чистым
полотенцем. (от дурного глаза)
В печку хлеб сажали на деревянной лопате. С её помощью готовый хлеб
из печи доставали и клали на чистое полотенце, разостланное на столе.
(Ребята получают свою долю готового хлеба и пробуют его. Вспоминают
пословицы и поговорки о хлебе).
Ребята делают вывод о значении этого продукта питания для человека на
Руси.
Выписывают новые слова в тетради: амбар, борона, веять, жать, жернова,
квашня, крестьянин, сеялка, мельница, молотить, молоть, пахарь, решето,
рожь, серп, соха, цеп.
3. Знакомство учащихся с технологией изготовления крестьянами
одежды.(учитель истории)
Педагог. А теперь мы поговорим о старинной одежде: в чём-то она
похожа на современную, а чем-то отличается. Отгадайте народные
загадки:
Один вход – три выхода. (Рубашка).
Днём как обруч,
А ночью как уж. (Пояс).
В липовом корытце
Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях).
Учитель истории: Самой главной одеждой была рубаха. Её носили все от
мала до велика, независимо от достатка. Чтобы сшить рубаху, девушки и
женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах растили лён,
из него делали нити, а из них – полотно.
Педагог показывает детям прялку. Рассматривая её вместе с педагогом,
ребята определяют назначение деталей: донце – на него садилась
мастерица, «зеркало» - к нему привязывалась кудель. Девочек
«присаживают» за прялку. Педагог сравнивает веретено с катушкой, на
которой хранятся нити.
Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь, тем больше толстею.
(Веретено).
Скорчится – с кошку,
Растянется – с дорожку. (Нить и веретено).
Сообщение учащегося, члена Совета музея. Прошли зима,
весна,лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок),
натянул нити – основу для ткани и начал ткать. Забегал челночок между
нитками и тут стало видно как выходит холст. Самое важное в станке –
рама. На раму натягивают нити – это основа будущей ткани. Для
переплетения берём другую нить, намотанную на челнок. Она
сматывается с челнока, как бы утекает и называется уточная нить или
уток. Главный рабочий инструмент – бердо (гребёнка с зубчиками и
отверстиями в них для ниток). Бердо то поднимают, то опускают, поэтому
ниточки меняются местами, а в пространство между ними пропускают
челнок.
Холст отбеливают, расстилая его на улице и сбрызгивая водой. Мать и
сёстры шили рубашки к празднику. Рубаха, как считали наши предки
хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не
потерялась, создавали «границу», «порог» - расшивали подол, рукава,
горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому
человеку.
Игра «Кто быстрее смотает полотно». Для этого потребуются две
палочки, яркий лоскут и длинная лента. Концы её прикрепляют к
палочкам, а середину отмечают. Двое участников натягивают ленту и по
команде сматывают лоскут . Победителю надевают рубаху.
4. Полотенце в жизни людей. Ткачество.
Самое важное в ткацком станке – рама. На раму натягивают нити – это
основа будущей ткани. Для переплетения берём другую нить, намотанную
на челнок. Она сматывается с челнока, как бы «утекает», и называется
«уточная нить», «уток». Главный инструмент – бердо (гребёнка с
зубчиками и отверстиями для ниток). Бердо то поднимают, то опускают.
Поэтому ниточки меняются местами, а в пространство между ними
пропускают челнок.
Педагог. Вот мы и освоили самый простой способ тканья. Что можно
сшить из ткани? Рубаху, платок, полотенце. Вспомним каждый своё
полотенце и сравним с музейным. Чем они отличаются? Не жалко ли им
вытираться?
Раньше словом «полотенце» называли только длинные (около трёх
метров) полотна ткани. Они были белые с узорами на концах. Полотенца
использовали для украшения жилища («божник», «накрючник»).
Полотенце могло быть частью праздничного костюма (головной убор,
пояс). Полотенце было необходимо при проведении праздников, обрядов
(крестильное полотенце, свадебное). Хитроумные узоры на концах не
просто для красоты. (Учащиеся получают по полотенцу и стараются
определить наиболее часто встречающиеся мотивы). Выделяют
геометрический, растительный и зооморфный орнаменты.
Педагог. В давние времена люди верили, что полотенце может спасти
человека от болезни, разных неприятностей, а в сказке даже от Бабы Яги.
Вспомните сказку, где девочка спаслась, бросив позади полотенце.
Закрепление слов: бердо, уток, ткацкий станок.
5. Ремесло. Русская народная игрушка.
«Умелые руки голодными не останутся» - ремесло было всегда в
почёте.
Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам
потешных дел – игрушечникам, изделия которых дарили людям тепло и
радость. Наиболее характерными были игрушки из глины и дерева.
Все игрушки были со своим лицом и характером.
( Учитель технологии проводит эту часть урока).
Пожалуй, любимой в старину куклой была кукла, сделанная из тряпок. В
одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Давайте
попробуем сделать такую куклу.
Учитель труда: лицо куклы раньше рисовали угольком из печки или
вышивали цветными нитками. После этого её рядили. По кукле ценили
будущую хозяйку.
Любимой куклой крестьянских детей была кукла-полено. Такую куклу
наряжали в разноцветные тряпки и раскрашивали ей лицо.
Очень забавны были соломенные куколки - стригушки. Снизу их
подравнивали, подстригали ножницами. Если стригушка поставит на
поднос и потрясти, то он начинает танцевать, поворачиваться.
Часть у крестьян были куклы без лица. Таких кукол использовали в
обрядах, куклы-обереги. Обережную куклу использовала Василиса
Прекрасная в сказке.
(учащиеся изготавливают куклы из дерева, тряпок и соломы).
Учитель музыки: Всякая работа в крестьянской избе сопровождалась
русской народной песней. Песня помогала в работе, делала её спорой. С
песней и работалось веселей. Давайте ,во время вашей творческой работы
,попробуем спеть русскую народную песню. ( Учащиеся поют песню «Во
поле берёзка стояла»).
Закрепление.
Учитель. Давайте назовём те предметы крестьянского быта, которые вы
сегодня изучили. (закрепление новых слов).
Что дало вам изучение быта крестьян России? Какие эмоции у вас вызвал
урок?