Интегрированный урок - панорама "Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века"


ГБОУ гимназия г.Сызрани Самарской области
Интегрированный урок-панорама на тему «Глоток свободы.
Диссидентство как явление общественной и культурной
жизни 60х-70х гг. ХХ века»
Выполнили
Учитель истории:
Казаченко И.А.
Учитель литературы
Лимановская Т.Г.
2011 год
Глоток свободы
(Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60-х
70-х годов двадцатого века).
( Урок- панорама)
Цели урока:
- информирование учащихся о причинах возникновения диссидентского движения в СССР, о его
основных участниках, их роли в пробуждении гражданского и правового сознания в обществе;
- формирование у них через критическое осмысление отечественной истории чувства
исторической памяти, уважения к людям, боровшимся за права человека;
- воспитание уважения к ценностям демократического общества – торжеству
права,справедливости, гуманизма;
- формирование коммуникативной, речеведческой, литературоведческой компетенции.
Методика: форма урока – урок-панорама; тип урока – интегрированный урок истории,
обществознания и литературы; групповой метод работы.
Адресат: учащиеся 11-х классов гуманитарного профиля гимназии.
Количество часов: 2 часа.
Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии участников диссидентского движения,
фонограмма песни Игоря Талькова «Я вернусь», «Адажио» Альбиони, выставка книг писателей,
поэтов, публицистов.
Эпиграфы к уроку:
«Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и
государства является обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности.»
А. Сахаров. Из проекта новой Конституции, 1989 год.
«Правозащитники сделали гениально простую вещь – в несвободной стране стали вести себя как
свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной
традицию…»
А. Амальрик, участник диссидентского движения.
Ход урока
Звучит музыкальный эпиграф к уроку – песня Игоря Талькова «Я вернусь».
… Я точно знаю, что вернусь,
Быть может, через сто веков
В страну не дураков, а гениев.
И истерзанный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения
Страны,
Вернувшейся с войны.
Вступительное слово учителя истории: объявляет тему, цели и задачи урока, его структуру.
Обращает внимание учащихся на словарь урока, разъясняя значения слов «диссидентство»,
«нонконформизм». На экране – календарь диссидентского движения.
Уважаемые старшеклассники!
Урок на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни
60х-70х гг. ХХ века» проходит в рамках окружного тура Девятого конкурса учителей истории,
обществознания и литературы «Лучший урок по теме: «История политических репрессий и
сопротивления несвободе в СССР» в 2010-2011 учебном году.
Сегодня урок проводят два учителя: историк и словесник. На уроке представят свою работу
группы учащихся гуманитарного профиля - историки и литературоведы. Нам хотелось дать
знания о том, в каких исторических условиях формировалось диссидентское движение, какими
событиями недавней истории представлено диссидентство, чьи имена стали символами
инакомыслия. Мы вместе постараемся ответить на вопрос, какова роль диссидентского движения
60х-70х гг. XX века в общественной и культурной жизни страны.
Тема урока принципиально новая для школьных курсов истории и литературы. В школьные
учебники информация по этой теме пробивалась постепенно, по строчкам, по страницам. В
учебниках нового поколения диссидентство представлено именами и событиями более полно.
В 60е годы ХХ столетия очень многие представители интеллектуальной элиты общества,
деятели науки и культуры сохраняли веру в преимущества социализма как строя, но были
убеждены, что их полному выявлению препятствует верхушка партийно-бюрократического
аппарата. Идея ограничения её власти, особенно в духовной сфере, создания правовых гарантий,
дабы не допустить повторения массовых репрессий, пользовалась большой популярностью.
Особое влияние на изменение духовного климата общества оказала правозащитная
деятельность. Властям уже не удавалось обеспечить единодушного одобрения обществом
силовых мер против инакомыслящих. Наоборот, эти меры вызывали осуждение.
Начинаем работу в тетради со словаря, где записываем основной термин урока:
Диссиденты-люди, не разделяющие господствующую в обществе коммунистическую
идеологию.
К середине 60х годов ХХ века возникло диссидентское движение, в которое входили движения
и организации:
национально-освободительные,
правозащитные,
религиозные.
Нам необходимо зафиксировать в тетради календарь основных событий диссидентского
движения:
28 июля 1958 года на Триумфальной площади (бывшая площадь Маяковского) в Москве был
открыт памятник Владимиру Маяковскому работы скульптора Александра Кибальникова. После
окончания официальной части торжеств, включавшая в себя «литературный концерт» с участием
известных советских поэтов и чтения стихов Маяковского, «в неофициальном порядке» его
продолжила собравшаяся на площади молодежь.
1965г. Арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А.Синявский и
Ю.Даниэль за публикацию произведений за границей.
1966г. В их защиту и защиту прав автора на свободу творчества с письмом в адрес 23 съезда
КПСС выступили деятели культуры К.Чуковский, В.Шкловский, П.Антокольский, В.Каверин
1967г. Арестованы поэт Ю.Галансков и публицист А.Гинзбург.
1968г. 95 человек-учёных, артистов, писателей - обратились с письмом в Верховный Совет СССР,
в защиту студентов –организаторов демонстрации на Красной площади в Москве в знак протеста
против ввода войск в Чехословакию
1969г. Создана первая Инициативная группа защиты прав человека в СССР(Н.Горбаневская,
С.Ковалёв, Л.Плющ, П.Якир и др.)
1970г.Создан Комитет защиты прав человека
1973г. Возникла русская секция организации «Международная амнистия»
1976г. В Москве создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР во
главе с Ю.Орловым (арестован в 1977г.)
1969г. Разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за
демократические права».
1975г. Произошло восстание на корабле «Сторожевой» во главе с замполитом В.Саблиным.
Команда обратилась к народу с призывом «Граждане! Отечество в опасности…»Корабль был
атакован с воздуха, организаторы расстреляны.
15 сентября 1974 г. - Бульдозерная выставка в Москве
«Бульдозерная выставка» одна из наиболее известных публичных акций неофициального
искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими
художниками-авангардистами. Была жестоко подавлена властями с привлечением большого
количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила
своё название.
Учитель литературы: Как начиналось диссидентское движение? Давайте мысленно перенесемся
в сентябрьский вечер 1960 года. Москва, площадь Маяковского. С подножия памятника великому
поэту доносятся странные слова (ученик читает стихотворение):
Это – я,
Призывающий к правде и бунту,
Не желающий больше служить,
Рву ваши черные путы,
Сотканные из лжи.
Видишь, как вечера тьма
Жует окровавленный стяг.
И жизнь страшна, как тюрьма,
Построенная на костях…
Не нужно мне вашего хлеба,
Замешанного на слезах.
И падаю, и взлетаю
В полубреду, в полусне.
И чувствую. Как расцветает
Человеческое во мне.
Это читал свой «Человеческий манифест» молодой поэт Юрий Галансков.
Вообразите себе, что все это произносится в центре Москвы, под открытым небом, где еще семь –
восемь лет назад за такие слова, сказанные шепотом, влепили бы 10 лет без всяких разговоров. Ни
литераторы, сменявшие друг друга на ступеньках постамента, ни люди, пришедшие их послушать,
еще не подозревали, что они стоят у истоков нового общественного движения, которое вскоре
назовут диссидентским.
Учитель истории: Чтения у памятника В. Маяковскому становятся важной вехой в истории
диссидентского движения.
Группа историков: Первые ростки сопротивления были непосредственно связаны с литературой.
29 июня 1958 года в Москве открылся памятник Маяковскому. Вспоминает известный диссидент
Владимир Константинович Буковский: «Это было время, когда свобода творчества, проблемы
искусства и литературы стали центральными в жизни общества и самыми большими
революционерами оказались художники- нонконформисты, поэты-«формалисты» и т.д.
Произошло это по вине властей, не желавших признавать за людьми свободу творчества и всем
пытавшихся навязать свой соцреализм…Народ подбирался у нас самый разношерстный. Были и
такие, кого интересовало только чистое искусство, и они отчаянно боролись за право искусства
быть чистым… Были и такие, как я, для которых право искусства на независимость являлось лишь
поводом, одним из пунктов несогласия, и мы были здесь именно потому, что это оказалось
центром политических страстей…
6 октября 1961 года , за три дня до открытия двадцать второго съезда КПСС, Владимира
Буковского и двух его товарищей арестовали за антисоветскую деятельность, а за два месяца
перед этим – поэта Илью Бакштейна.
В своей книге воспоминаний « И возвращается ветер…» Буковский так прокомментировал разгон
«Маяка»: «Кончался поэтический этап в медленном пробуждении нашего общества. Поэтов и
чтецов всерьез увозили за их стихи в самый настоящий концлагерь».
Группа литературоведов: Следующим важным этапом в развитии диссидентского движения стал
процесс над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским в феврале 1966 года. Все
преступление литераторов состояло в том, что они опубликовали свои произведения на Западе под
псевдонимами соответственно Николай Аржак и Абрам Терц. Это был первый после «процесса
эсеров» в 1922 году публичный политический процесс, на котором обвиняемые отказались
признать свою вину и покаяться.
5 декабря 1965 года , в преддверии суда, на Пушкинской площади состоялась демонстрация
молодежи под лозунгами «Соблюдайте советскую Конституцию!» и «Требуем гласности суда над
Синявским и Даниэлем!». Находившиеся на площади сотрудники КГБ стали вырывать лозунги из
рук демонстрантов.
«Митинги гласности» было решено проводить ежегодно в День Конституции – 5 декабря. С этого
времени 5 декабря считается днем рождения правозащитного движения. В 1977 году, в связи с
принятием новой Конституции, дату митинга перенесли на 10 декабря – Международный день
прав человека.
Андрей Синявский получил семь лет лагерей, Юлий Даниэль – пять.
Учитель литературы: Хочу добавить, что в 1968 году подвергся серьезным нападкам в
советской печати поэт и драматург Александр Аркадьевич Галич. В 60-е годы он приобрел
огромную популярность в кругах интеллигенции благодаря выступлениям с собственными
песнями, исполнявшимися под гитару. Магнитофонные записи с его балладами быстро
распространялись по рукам – так появился «магнитиздат» - внецензурные популярные песни.
В 1971 году Галича исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов, а в 1974 году он
вынужден был эмигрировать из СССР. Глубоко переживая предстоящую эмиграцию, Галич
послал в редакцию «Литературной России» «Открытое письмо», в котором были такие строки: «Я
писал свои песни не из злопыхательства, не из желания выдать белое за черное, не из стремления
угодить кому-то на Западе. Я говорил о том, что болит у всех и у каждого здесь, в нашей стране…
Я жив. У меня отняты мои литературные права, но остались обязанности – сочинять свои песни и
петь их».
Осталась и магнитофонная запись текста «Я вернусь», сделанная накануне его прощания с
Родиной (29 июня 1974 года): «Понимаете, добровольность этого отъезда … - фиктивная
добровольность, по существу вынужденная. Но все равно это земля, на которой я родился. Это
мир, который я люблю больше всего на свете… Единственная моя мечта, надежда, вера, счастье,
удовлетворение в том, что я все время буду возвращаться на эту землю. А уж мертвый-то я
вернусь в нее наверняка…» В 1977 году Галич умер в Париже от сердечного приступа. Похоронен
на русском кладбище Сен-Женевьев- де- Буа. На памятнике – белым по черному мрамору
выбиты слова из Библии: «Блаженны изгнанни правды ради». Нам остались его стихи.
Послушайте одно из самых знаменитых – «Когда я вернусь». (Ученик читает стихотворение).
Когда я вернусь – ты не смейся, -
Когда я вернусь,
Когда пробегу, не касаясь земли,
По февральскому снегу,
По еле заметному следу к теплу и ночлегу
И, вздрогнув от счастья,
На птичий твой зов оглянусь,
Когда я вернусь, о, когда я вернусь…
Послушай, послушай, - не смейся,-
Когда я вернусь
И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней,
И прямо с вокзала в кромешный, ничтожный, раешный
Ворвусь в этот город,
Которым казнюсь и клянусь,
Когда я вернусь, о. когда я вернусь…
Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем…
Когда я вернусь.
А когда я вернусь?
Группа историков: Одним из событий, вызвавших преследование диссидентов, стала
демонстрация на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию. 25 августа
1968 года семь человек вышли на Красную площадь, протестуя против подавления «пражской
весны» - выступлений жителей Праги за демократизацию чешского общества.
Ровно в 12 часов дня протестующие сели на брусчатку у Лобного места и подняли плакаты с
надписями: «Руки прочь от ЧССР!», «Долой оккупантов!», «За вашу и нашу свободу!»
Шестеро – Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Павел Литвинов, Владимир Дремлюга, Вадим
Делоне и Виктор Файнберг – были арестованы. Четверо из них были потом приговорены к
различным срокам лагерей или ссылке. Наталью Горбаневскую с грудным ребенком тут же
отпустили.
Файнбергу во время ареста выбили ударом ноги четыре передних зуба, поэтому власти решили не
показывать его на открытом суде. Файнберга признали невменяемым и отправили на
принудительное лечение в психиатрическую спецбольницу, где абсолютно нормальному человеку
пришлось пробыть целых пять лет. Это был один из первых случаев применения в СССР
«карательной психиатрии». Впоследствии многих диссидентов, чтобы избежать суда и связанной с
ним шумихи, признавали психически больными, ставили специально изобретенный для этих
целей диагноз «вялотекущая шизофрения» и отправляли в специальные лечебницы, где режим
был еще хуже тюремного.
Группа литературоведов: Мы вам расскажем про такое явление общественной и культурной
жизни 60-х – 70-х , как «самиздат». В это время появилось огромное количество машинописных
копий статей и художественных произведений, которые по цензурным соображениям не могли
быть опубликованы в Советском Союзе. Первым произведением «самиздатской» публицистики
стало письмо Лидии Чуковской Михаилу Шолохову в связи с делом Даниэля и Синявского.
Наибольшей популярностью в «самиздате» пользовались произведения Александра Солженицына
«В круге первом», «Раковый корпус», статья академика Сахарова «Размышления о прогрессе,
мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».
Голос из 70-х: Учитель литературы
Я –живой свидетель тех далеких лет. Родилась в марте 1953-его, когда умер «отец народов» -
Иосиф Сталин. В 70-е годы училась в Самарском госуниверситете на филологическом факультете.
Преподаватели у нас были самые разные. Русскую литературу, к примеру, читал профессор Лев
Адольфович Финк – глубокообразованный человек, талантливый ученый. Среди студентов ходили
слухи, что он 8 лет провел в сталинских лагерях, куда попал за политические убеждения по чьему-
то доносу. Были и откровенные идеологи советского строя, для которых поэты серебряного века
просто не существовали. Так что «дообразовывались» мы сами. Собирались на квартире у Юры
Орлицкого (он давно уже защитил докторскую диссертацию), читали стихи Осипа Мандельштама,
Анны Ахматовой, рассказы Аркадия Аверченко, сами делали доклады, слушали западную музыку
. Однажды о наших собраниях узнало университетское начальство. Вызывали в деканат по
одному, расспрашивали, кто там бывает, чем занимаемся, нет ли какой антисоветчины. Запрещали
носить западные джинсы…Но какого-либо сильного давления мы не испытывали, а вот ощущение
какой-то фальши, лицемерия было. И – катастрофически не хватало книг – хороших, честных
книг. Поэтому, когда в руки попал номер роман-газеты с солженицынской повестью «Один день
Ивана Денисовича», это было откровением. Собирались в комнатах общежития, читали вслух,
обсуждали. И хотя в ней не описывались никакие пытки, издевательства – это потом мы
прочитаем «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Факультет ненужных вещей» Юрия
Домбровского – приходило осознание: как это страшно – попасть в лагерь ни за что, быть
обвиненным в шпионаже – преступлении, которого ты не совершал!
Мы создавали свои книги. Именно создавали. Потому что это гигантский подвижнический труд –
разрозненные стихотворения, иногда публиковавшиеся в толстых журналах или взятые из
дореволюционных изданий, чудом сохранившихся в некоторых семьях, мы переписывали от руки
или печатали на машинке и сами переплетали в книжечки. Две такие книжечки - со стихами Саши
Черного и Анны Ахматовой – у меня сохранились, и я вам их сейчас покажу.
Группа историков: Календарь диссидентского движения будет неполным, если не рассказать о
«бульдозерной выставке». 15 сентября 1974 года 24 московских художника (среди них – Оскар
Рабин, Юрий Жарких, Владимир Немухин, Евгений Рухин, Лидия Мастеркова) при активном
участии коллекционера Александра Глезера решили устроить выставку своих произведений под
открытым небом, поскольку руководство Союза художников не давало им возможности
выставляться в залах и галереях. Они отправились на пустырь у пересечения улиц Островитянова
и Профсоюзной и хотели разместить здесь свои картины. Однако путь им преградили бульдозеры,
грузовики и машины с зелеными насаждениями. Сначала какие-то люди в штатском заявили
художникам, что здесь разбивается парк культуры и потребовали разойтись, а затем стали
вырывать из рук картины, портить их, бросать в грязь. Потом на художников двинулись
бульдозеры. Оскар Рабин уцелел только потому, что ухватился за верхний нож бульдозера,
подмявшего под себя его картину, и поджал ноги, чтобы их не отрезал нижний нож. Взятые как
«трофеи» картины сожгли на костре.
С организаторами выставки вскоре расправились. Оказался изгнан из страны Глезер, вынужден
был покинуть Родину Жарких, погиб при невыясненных обстоятельствах при пожаре в
собственной мастерской Рухин. Рабин был лишен советского гражданства. Ныне многие
участники «бульдозерной выставки» признаны на Западе выдающимися мастерами.
Учитель истории: Здесь прозвучало множество имен борцов за права человека, но два из них
заслуживают особого внимания это Андрей Сахаров и Александр Солженицын.
Группа историков:
Имя академика Андрея Дмитриевича Сахарова давно уже стало в нашей стране символом совести
и неподкупной честности. Само его существование повышало нравственный градус жизни нашего
общества. Отец водородной бомбы, он прекрасно осознавал опасность ядерного оружия. С конца
50-х годов он стал активно выступать за прекращение или ограничение испытания ядерного
оружия. В 1961 году в связи с этим у него возник конфликт с Хрущевым, а в 1962 году – с
министром среднего машиностроения Славским. Тогдашнее руководство страны не захотело его
слушать. Известны слова Хрущева: «Сахаров от техники переходит к политике. Тут он лезет не в
свое дело. Сахаров, не пытайтесь диктовать нам, политикам, что нам делать».
Переломный момнгь в жизни Сахарова наступает после написания статьи «Размышления о
прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Вслед за ее публикацией за
рубежои Андрея Дмитриевича отстранили в июле 1968 года от секретной работы.
С 1970 года главнным для Сахарова станотся правозащитная деятельность, и в этом ему активно
помогает жена Елена Георгиевна Боннэр. Вместе с физиком Валерием Турчиным и историком
Роем Медведевым Сахаров обратился с письмом к руководителям партии и правительства,
предлагая провести ряд мероприятий, направленных на демократизацию общественной жизни в
стране. Ответа не последовало. Вскоре Сахаров и несколько его единомышленников основали
Комитет по правам человека. Андрей Дмитртевич информировал советскую и западную
общественность о процессах над инакомыслящими, сам присутствовал на многих из них. Его
письма и заявления имели большой международный резонанс.
В 1975 году за свою правозашитную деятельность Сахаров был удостоен Нобелевской премии
мира. Это вызвало волну осуждения в советской печати. Газета «Труд» писала: «Сахарову
обещано более ста тысяч долларов. Трудно сказать, в какой мере это соответствует по курсу 30
сребреникам древней Иудеи». Сахарову не позволили отправиться за премией как «лицу,
обладающему знанием государственных тайн. Вместо него премию получила жена Елена Боннэр.
В знаменитой Нобелевской лекции Сахаров сформулировал основные гуманитарные принципы, за
утверждение которых в мире он боролся: «международное доверие, взаимопонимание,
разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы
убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания».
В конце 1979 года начался ввод советских войск в Афганистан. Сахаров резко осудил вторжение.
8 января 1980 года его лишили всех правительственных наград и званий , а 22 января арестовали и
отправили в ссылку в Горький (ныне Нижний Новгород). Газета «Известия» писала: «Такой исход
является логическим завершением долгой, неприглядной и грязной истории падения человека,
отрекшегося от своего народа, поставившего себя на службу иностранным хозяевам». На
президиуме Академии наук был принят вопрос о выводе Сахарова из числа академиков. Говорили,
что при обсуждении академик Петр Капица заметил: «Подобный прецедент уже имел место. Из
рядов Германской академии изгнали Альберта Эйнштейна. Только стоит ли повторять этот
прецедент?!» Эти слова решили дело в пользу Сахарова.
Однако травля ученого продолжалась. В Горьком в знак протеста против фальсификации его идей
Андрей Дмитриевич трижды объявлял голодовку. В ответ на это его подвергли принудительному
кормлению , а с 7 мая по 8 сентября 1984 года не выпускали из больницы.
Свобода пришла неожиданно. 16 декабря 1986 года Сахарову позвонил Михаил Сергеевич
Горбачев. «Вы получите возможность вернуться в Москву… Возвращайтесь к патриотическим
делам!»
23 декабря Сахаров и его жена возвратились в Москву. В 1989 году в СССР проводились выборы в
Верховный Совет. Сахаров был избран народным депутатом. Первоначально руководство
Академии наук отвергло его кандидатуру. Лишь благодаря демонстрациям протеста научной
общественности Сахаров был все-таки избран по академическому списку. На перввом съезде
народных депутатов СССР он стал одним из лидеров демократической ориентации. Сахаров
заявил на съезде: «Народ избрал нас и послал на этот съезд для того, чтобы мы приняли на себя
ответственность за судьбу страны, за те проблемы, которые перед ней стоят, за перспективы ее
развития». Коммунистическое большинство устроило академику настоящую обструкцию. Ему
отключали микрофон, его «захлопывали» во время выступления. Все это видели в прямой
трансляции миллионы телезрителей, и авторитет Сахарова в стране только вырос. В своем
последнем выступлении на съезде Сахаров призывал не наделять Горбачева , избранного главой
Верховного Совета, неограниченной властью. Он рекомендовал принять декрет о передаче всей
власти съезду, отменить статью Конституции о руководящей роли партии и ограничить функции
КГБ проблемами международной безопасности страны.
14 декабря 1989 года Андрей Дмитриевич Сахаров скончался от внезапной остановки сердца. В
момент смерти он работал над новой Конституцией.
Группа литературоведов:
Имя Александра Солженицына невольно связывается у многих читателей с самым впечатляющим
его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным «работягой» с номером Щ-854
Иваном Денисовичем Шуховым из повести «Один день Ивана Денисовича» (1962). Этот
терпеливый, всё выносящий герой, своего рода Платон Каратаев ЧЧ века, в стёртом ватнике-
бушлате, с портянкой у лица от мороза в своём шествии в замерзающей колонне, среди ледяных
просторов, освобождал, распрямлял сознание. Хотя рассвет был ещё холодным, очередной день
нелёгким и всё шествие колонны скорее печалило, чем вселяло надежды:
Не будет! Не было сверкающего мира!
Портянка в инее – повязкой у лица.
О кашах спор, да окрик бригадира,
И день, и – день, и – нет ему конца…
И как бы ни менялись исторические обстоятельства, Иван Денисович продолжает скорбный путь в
той легендарной уже колонне. Эта повесть сразу же породила неубывающий интерес к личности
Солженицына, к истокам его творчества. Последующее присуждение ему Нобелевской премии
(1970) и высылка из СССР (1974) этот интерес к биографии и его творчеству ещё более обострили.
«Один день Ивана Денисовича», после долгих хлопот А. Т. Твардовского и с благословения
самого Н. С. Хрущёва увидел свет в «Новом мире» (1962 г, №11)
К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьёзный писательский опыт –
около полутора десятилетий: «Двенадцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом
дрогнул. Это было лето 1960 года. От написанных многих вещей – и при полной их
безвыходности, и при полной безвестности, я стал ощущать переполнение, потерял лёгкость
замысла и движения. В литературном подполье мне стало не хватать воздуха», - писал
Солженицын в автобиографической книге «Бодался телёнок с дубом». Именно в литературном
подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину
танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключённых, начата работа над «Архипелагом
ГУЛаг», замыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся
спустя десятилетия в эпопею «Красное Колесо».
В середине 60-х гг. создаётся повесть «Раковый корпус» (1963-1967) и «облегчённый» вариант
романа «В круге первом». Опубликовать их в «Новом мире» не удаётся, и оба выходят в 1968 году
на Западе. В это же время ведётся ранее начатая работа над «Архипелагом ГУЛаг» и эпопеей
«Красное Колесо».
В 1970 году Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии; выехать из СССР он не
хочет, опасаясь лишиться гражданства и возможности бороться на родине, личное получение
премии и речь нобелевского лауреата пока откладываются. В то же время положение
Солженицына в СССР резко ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и
литературная позиция приводит к исключению из Союза писателей, в прессе разворачивается
кампания травли Солженицына.
Он пишет целый ряд открытых писем: письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей
(1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР (1969), письмо вождям
Советского Союза (1973), но, не получив ответа, распространяет их в самиздате. (Самиздатом он
называл то, что перепечатывают или переписывают вручную люди, живущие в Советском Союзе).
В феврале 1974 г. На пике разнузданной травли, Солженицына арестовывают и заключают в
Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не
позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают
советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ, ставшей первой страной, принявшей
изгнанника, он останавливается у Генриха Бёлля, после чего поселяется в Цюрихе.
В 1976 г. Писатель с семьёй переезжает в Америку, в штат Вермонт. Здесь он работает над полным
собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в
основу эпопеи «Красное Колесо».
Солженицын всегда был уверен в том, что вернётся в Россию. Даже в 1983 году, когда мысль об
изменении социально-политической ситуации в СССР казалась невероятной, на вопрос западного
журналиста о надежде на возвращение в Россию писатель ответил: «Знаете, странным образом, я
не только надеюсь, я внутренне в этом убеждён».
Предвидение Солженицына сбылось: уже в конце 80-х годов это возвращение стало постепенно
осуществляться. В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, 1989 г. В «Новом
мире» публикуется Нобелевская премия и главы «Архипелага ГУЛаг», а затем, в 1990 г. – романы
«В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994 г. Писатель возвратился в Россию. С 1995 г. В
«Новом мире» публикуется новый цикл – «двучастные» рассказы.
Структурный принцип «двучастных рассказов» соотнесенность двух половин текста, в которых
описываются судьбы разных персонажей, часто вовлеченных в одни и те же события, но не
ведающих об этом. Солженицын обращается к теме вины, предательства и ответственности
человека за совершенные им поступки. В 2001–2002 выходит двухтомный монументальный труд
«Двести лет вместе», который автор посвящает истории еврейского народа в России. Первая часть
монографии охватывает период с 1795 по 1916, вторая – с 1916 по 1995.
А. И. Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, на своей даче в Троице-
Лыкове, от острой сердечной недостаточности. 6 августа его прах был предан земле в некрополе
Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка В. О.
Ключевского.
Учитель истории: Перед вами - скорбный список имен борцов за права человека. Почтим их
память минутой молчания. Звучит «Адажио» Альбиони. Ученики зажигают свечи и несут их к
портретам ушедших из жизни участников диссидентского движения.
Затем – вопросы дискуссионно-обобщающего характера:
- Какое значение имело диссидентское движение 60-х - 70-х годов для общественной и
культурной жизни страны?
- Как вы воспринимаете их идейно-творческое наследие – как факт истории или как явление
нашей современности?
- Чувствуете ли вы себя свободными?
Ответы учащихся:
- Диссиденты показывали путь, по которому нужно идти к свободному обществу. Это был путь
непростой, тернистый, часто через тюрьмы и психушку. Но это был путь к духовной свободе!
- К этому времени было много людей, осуждающих курс коммунистов. Но дальше кухонных
дебатов-обсуждений люди не шли. Диссиденты показали, что можно, нужно защищать свою
свободу на площадях, даже на главной площади страны – на Красной площади.
- 60-е 70-е годы – это поколение часто называют «обманутым». Людям вбивали в голову идеи
марксизма-ленинизма, в вузах даже предмет такой изучали – научный коммунизм. Многие,
конечно, верили, но многие и сомневались. Сомневающийся человек – это думающий человек,
ищущий правду. Диссиденты своей жизнью, поступками показывали сомневающимся, что правда
есть, что за нее нужно бороться.
- Они учили «жить не по лжи». Как бы призывалиопределить свой внутренний мир, свою
внутреннюю свободу, выбрать – с кем я?
- Это все было важно для развития общественной мысли, для развития отдельной личности. А
посмотрите, что они сделали для культурной жизни? Ведь они отстаивали принцип свободы
творчества, пробивали дорогу новому искусству! А «самиздат»? Ведь именно с него началась
новая, открытая, независимая пресса!
- А я не могу понять, почему с ними так жестоко расправлялись? Ведь они не призывали к новой
революции, не были какими-то террористами, как сейчас. Они призывали только соблюдать права
человека, действующую Конституцию.
- Расправлялись потому, что они выступали против Системы.. Их деятельность представляла
собой страшную угрозу самому существованию тоталитарного государства.
- Конечно, диссидентское движение нельзя воспринимать только как факт истории: было да
прошло. Ведь и сейчас в обществе кое-кто начинает тосковать по «железной руке», вспоминает
Сталина…Да и в мире есть еще и авторитарные, и тоталитарные режимы – посмотрите на
Белоруссию. Так что уроки истории забывать нельзя. И людей, которые сражались за глоток
свободы для себя, для нас с вами, забывать нельзя.
Учитель истории обобщает ответы учащихся, подводит итоги.
Учитель литературы делает заключение:
Инакомыслие было в нашей стране всегда. Как и стремление отстоять свое человеческое
достоинство, свои права. Вспомним А.С. Пушкина:
Для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи …
Вот счастье, вот права!
А Петр Яковлевич Чаадаев? Его упекли в желтый дом только за то , что в своих «Философских
письмах» он доказывал экономическую несостоятельнсть крепостничества. Но диссидентское
движение 60-х – 70-х годов доказало, чего можно достичь, если объединиться.
Неистребимо в человеке, а значит, и в обществе, стремление к внутренней, духовной свободе. И в
этом – приговор любому тоталитарному режиму.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать эссе на тему «Мы помним вас,
борцы за свободу».
Список литературы:
А.Галич. Я выбираю свободу.-/Вступ. ст. Ю.Куханова. Публ. Н.Крейтнер и В.Гинзбурга //
Ленингр. Рабочий 1988 .
Возвращение понятий «диссидентство» и «застой» в современной России. М; «Свобода»
2007 .
Голубков М.М. Солженицын А.И. Русская литература XlX-XX в.в. т-ll М, Московский
университет, 2001 .
Кара Мурза С.Г. Евреи, диссиденты и еврокоммунизм». – М; «Алгоритм» 2002 .
«Когда я вернусь» Послесл. И.Грековой. Публ. В. Гинзбурга // Лит. Россия – 1988 .
Солженицын А.И Двести лет вместе. М; «Вагриус» 2008 .
Улицкая Л.В. Зеленый шатер. – М; РИА «Новости» 2010 .
Энциклопедия для детей[том 5]. История России и её ближайших соседей. Ч. 3. XX век/
ред. коллегия: М.Аксёнова, А.Элиович, О.Елисеева и др. – М.: Мир энциклопедий, 2006 .