Конспект урока "Русская культура в XV - начале XVI вв." 6 класс

Русская культура в XV - начале XVI вв.
(комбинированный урок)
Цель урока.
- Познакомить учащихся с достижениями русской культуры XV начала XVI в.;
выделить новые черты.
Задачи урока.
- Познакомить учащихся с достижениями русской культуры XV начала XVI в.;
выделить новые черты.
- Показать исторические условия развития культуры.
- Раскрыть роль культуры в усилении единства страны.
- Продолжить развивать умения учащихся работать с первоисточниками, схемами,
таблицами, давать полный ответ на поставленный вопрос.
План урока.
1.
Особенности русской культуры XV начала XVI вв.
2.
Развитие общественной мысли и летописания.
3.
Зодчество.
4.
Живопись.
5.
Литература.
Орг. момент.
Оборудование:
Ход урока.
Проверка Д/з.
1. Расскажите о возвышении княжеской власти. ( Что свидетельствует о возвышении
княжеской власти? ) ( царские регалии )
2. В чём состоял политический смысл женитьбы Ивана /// на Софье Палеолог? (герб,
скипетр, держава, шапка Мономаха, Россия, титул-государь всея Руси, самодержец)
3. Как управлялось Московское государство при Иване /// ? (Боярская дума,
кормление, местничество)
В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания:
Как на культуру русских земель повлияло монголо-татарское владычество и междо-
усобные войны князей?
Выводы учащихся станут
переходным моментом к изучению новой
темы
развития русской культуры в XV начале XVI в. При этом необходимо
вспомнить основные черты литературы, зодчества, живописи XIVв.
Изучение нового материала.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с достижениями русской культуры в XV-XVI веке,
выделим новыеи черты в культуре, рассмотрим особенности культуры, развитие
общественной мысли и летописания, зодчество, живопись, литературу.
1.Особенности русской культуры XV начала XVI вв.
Формирование централизованного государства определило специфику русской культуры.
Она была подчинена задачам служения «государеву делу». Заботами о государстве
проникнуты общественная мысль и литература, усиление государственной власти
отразилось в зодчестве и живописи.
В процессе формирования единого Русского государства преодолевались местные
культурные особенности, складывалась единая русская культура. Она впитывала в
себя самые лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также
черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время
процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного ос-
вобождения от византийского влияния. Русская культура приобретала самобытные
национальные черты.
Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи
единого государства. Но в то же время большой интерес стал проявляться к семье,
человеку, его внутреннему миру.
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возмож-
ность расширить культурные контакты России с другими странами. Особенно успешны-
м и б ы л и с в яз и с Ит а ли ей . В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские
зодчие и другие мастера. Они оставили глубокий след в истории русской культуры.
2. Развитие общественной мысли и летописания.
Крепнувшая великокняжеская власть получила в первой четверти XVI века свое
обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основе лежали две легенды.
Одна из них утверждала, что московские государи вели свое происхождение от
римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император
Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские
регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и
преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды
обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на
самодержавную власть.
2) В «Сказании о князьях Владимирских» подчёркивалась идея преемственности власти
московских государей от византийских императоров.
Тогда же оформилась идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована
монахом Филофеем в посланиях к Василию III. Согласно взглядам Филофея, мировой
центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» —
Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя на
унию с католической церковью в 1439 году, что привело к завоеванию ее турками.
Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром
христианства, «третьим Римом», «а четвертому Риму не бывать». В теории «Москва
третий Рим» воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию
иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.
Учащимся предлагается ответить на вопрос; в чьих интересах была создана теория
“Москва третий Рим?
В XV веке возродилось общерусское летописание. Первая летопись, так называемая
Троицкая, преодолевшая местные интересы и вставшая на позиции единства Руси,
была составлена в Москве в начале XV века. Московские летописцы провели большую
работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года
при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи,
главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским
населением местных центров в целях политического объединения Руси. Эти летописи
легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений
русского летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного
единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводят идею о
том, что Москва является наследницей и преемницей политических традиций Киева и
Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды
начинались с «Повести временных лет».
2) Особенно тесно с общественно-политической жизнью было связано летописание.
Являясь историческими трудами, летописи в то же время были политическими
документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе. В
первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок.
Но прервавшись на время в одних городах, оно возобновлялось в новых политических
центрах. С возрастанием политической роли Москвы летописание постепенно приобретало
общегосударственный характер. О росте национального самосознания свидетельствовало
возрождение общерусского летописания в конце XIV начале XV в. Первый
общерусский свод, порвавший с узкими местными интересами и ставший на позиции
единства Руси, был составлен в Москве в начале XV в. (так называемая Троицкая летопись,
погибшая во время московского пожара 1812 г.)
Известный историк С. Ф. Платонов так характеризует черты, появившиеся в русской
культуре XV в.: “ После Куликовской битвы народ осознал свое единство, почувствовал
свою силу, оценил, быть может даже выше меры, свои политические успехи и стал
смотреть на себя как на Богом избранный народ, которому суждено играть
первенствующую роль среди других православных народов “.
3. Зодчество.
На рубеже XVXVI вв. начался новый этап в развитии зодчества. Превращение Москвы в
столицу Российского государства активизировало строительство в городе. Иван ///
привлекал для работы итальянских архитекторов, самых умелых в то время.
В 1475-1479 под руководством Аристотеля Фиораванти был построен Успенский собор
кафедральный храм митропалита всея Руси.
Вероятно Фиораванти составил проэкт и новых кремлёвских стен, которые были
сооружены в 1485-1516 гг. под руководством итальянских мастеров.
В Кремле были возведены:
Грановитая палата для торжественных приёмов.
Архангельский собор усыпальница московских великих князей.
Благовещенский собор домовая церковь государей (построен псковскими мастерами).
Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются:
Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.),
собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405)
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422).
Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во
Владимире, хотя постройки начала XV в. более приземисты и суровы, а их убранство
скромнее. Подчеркнутый интерес к архитектуре Владимира обусловливался политической
идеей владимирского наследства, пронизывавшей всю московскую политику и
отразившейся в других сферах культуры.
Однако московские зодчие не копировали имевшиеся образцы, а разрабатывали новые
подходы к возведению храмов. Стремление к преодолению «кубичности» и приданию всей
композиции динамизма особенно ярко проявилось в соборе Андроникова монастыря
(около 1427 г.).
В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное
строительство элементов шатрового храма (с конструкцией верха в виде шатра). Один из
лучших образцов этого стиля — церковь Вознесения в Коломенском (1530—1532).
Творческие работы учащихся.
Какого было значение строительства Московского Кремля ?
4. Живопись.
В конце XIV начале XV века в Москве складывается русская национальная школа
живописи.
Наиболее ярким ее представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев.
Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405
году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал
стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом
Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили
фресками Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев
расписал собор Андроникова монастыря, где и был похоронен.
Лучше всего сохранились фрески Успенского собора во Владимире. В них ярко
проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая
умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана
Грека.
Самая известная работа Рублева икона «Троица» написана для иконостаса Троицкого
собора. Великий мастер впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных
юношей ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут
неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы
княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи
мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.
В творчестве Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения
русской живописи от византийской. Рублев и его последователи окончательно
отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они
создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения
русского человека того времени.
Глубокий смысл «Троицы» Рублева был близким и понятным для людей его времени.
Икона Рублева лишена детального изображения сюжета библейской легенды и носит более
философский характер, воплощая представление о единстве трех существ,
символизирующем духовное единство мира.
Сюжет легенды таков: к библейскому патриарху Аврааму явились трое прекрасных
юношей, и он щедро угостил их, угадав в дивных странниках воплощение извечного во
многих религиях троичного начала Божества. Художник в своем произведении выявил то,
что вечно: добро, жертвенность и любовь. Среди всех созданий древнерусских художников
рублевские ангелы представляются самыми бесплотными. Ничто не отягчает их — ни
крылья, ни облачения; они предельно легки, как и вся композиция.
В конце XV в. в русской живописи ведущую роль играло рублевское направление.
Художники чаще обращались к сюжетам Ветхого Завета, к легендарно-историческому
жанру, проявляли интерес к национальному быту.
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV начала XVI века
был бывший князь, ставший монахом, Дионисий. Творческое наследие Дионисия было
огромно. Только для Иосифо-Воло-коламского монастыря он написал 87 образов, но до
наших дней дошло всего несколько икон. Сохранилась почти в первозданном виде
последняя и наиболее значительная работа Дионисия фрески Ферапонтова
монастыря. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.
Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. На иконах
Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды
их жизненного пути.
Творческие работы учащихся.
Обобщая знания учащихся о развитии живописи XV первой половины XVI в., учитель
предлагает ответить на вопрос: в чем вы видите сходство и различие в творчестве
Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия?
5. Литература.
Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального
самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. В эти годы возникает
целый цикл произведений, которые объединяет главная мысль о единстве Русской
земли как основе победы над врагом. Эта идея все более связывалась с Москвой. О росте
национального самосознания свидетельствует цикл произведений, посвященных победе
над ордынцами. Четыре основных памятника, входящие в этот цикл, различны по своему
характеру, стилю, содержанию.
Наиболее глубоким и значительным произведением является Задонщина “, написанная
Сафонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Автор не стремился дать
последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель-воспеть великую победу
нал ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников. Сафоний
подчеркивает едино
душие князей, их решимость совместно выступить под руководством
великого князя; он перечисляет города, откуда стекаются войска, и сознательно
замалчивает факт измены Олега Рязанского. В поэме подчеркнута роль Москвы в
организации победы, а князь Дмитрий Иванович представлен как подлинный организатор
русских сил.
В так называемой Летописной повести о Куликовской битве впервые дается связный
рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность русских сил вокруг
великого князя, поход против татар расценивается как дело общерусское. Однако в повести
заметно отступление от реальных исторических фактов, которые осмысливаются с точки
зрения религиозной морали: конечной причиной поражения татар выступает
«божественная воля»; в духе религиозных понятий осуждается поведение рязанского
князя Олега.
«Сказание о Мамаевом побоище» самое популярное произведение куликовского цикла.
Оно противоречиво в идейном и художественном отношении. В нем сосуществуют два
различных подхода к пониманию событий: с одной стороны, куликовская победа видится
автору как награда за христианские добродетели, свойственные русским, с другой — автор
хорошо разбирается в политической ситуации того времени, высоко оценивает героизм и
патриотизм русских людей, дальновидность великого князя, понимает значение единства
между князьями. В «Сказании» находит обоснование идея тесного союза церкви и
княжеской власти. Князь Дмитрий Иванович изображен человеком, полным религиозного
благочестия: он постоянно молится и уповает на Бога.
Лишь в связи с жизнеописанием Дмитрия Донского говорится о Куликовской битве в
«Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Это
торжественный панегирик умершему князю, в котором восхваляются его дела и
определяется их значение для настоящего и будущего Руси. В образе Дмитрия Ивановича
сочетаются черты идеального житийного героя и идеального государственного деятеля.
Учащимся предлагается ответить на вопрос и обосновать свое мнение: какие идеи
объединяют эти литературные произведения?
В рассматриваемое время большое развитие получила житийная литература. Церковная
проповедь в ней сочеталась развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном
союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось
церковной власти) как главном условии усиления Руси. Публицистический характер
носило «Житие митрополита Петра», написанное митрополитом Киприаном, который
усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским
князем, со своей собственной и своими сложными взаимоотношениями с московским
князем Дмитрием Ивановичем.
Закрепляя изученное, учащимся предлагается на примерах показать влияние церкви на
литературу.
Работа с историческими источниками:
О строительстве в Московском государстве (отрывок).
“Хождение за три моря купца Афанасия Никитина
(отрывок).
( см. приложение )
Творческие работы учащихся.
Закрепление изученного материала.
Создание единогоРусского государства, избавление от ордынского владычества
привели к формированию национальной русской культуры, к культурному взлёту
России.
Таким образом, в заключение урока учащиеся должны уметь определять связь
политического развития государства и культуры, подтверждать свои выводы
примерами. В ходе урока они развивают навыки аналитического мышления, выделяя
особенности московского зодчества иконописной манеры Ф. Грека, А. Рублева и
Дионисия, сравнивая их и делая выводы. Также учащиеся закрепляют свои знания о
понятиях «летопись», «икона», «фреска», «регалии», «хронограф».
Как изменившаяся политическая обстановка повлияла на русскую культуру?
Тесты для закрепления:
1. Знаменитую икону «Троица» написал:
а) Дионисий;
б) Феофан Грек;
в) Андрей Рублев.
2. Сафоний Рязанец был автором:
а) «Задонщины»;
б) «Сказания о Мамаевом побоище»;
в) «Слова о полку Игореве».
Итог урока.
Д/з 25, с. 222-231.