Презентация "Киевская Русь в IX-XII в.в."


Подписи к слайдам:
Киевская Русь в IX-XII в.в.

Киевская Русь в IX-XII в.в.

Автор разработки учитель истории высшей квалификационной категории Е.В. Чичиланова г.о. Электросталь Московской области.

Происхождение слова «Русь»

Учёные спорят и о том, каково происхождение названия «Русь»:

  • Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами.
  • Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» — не славянское, а скорее пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции — «Руслаген».

Древний Киев

Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, — значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование — показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой — торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев — два важнейших восточнославянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882—912 гг.), прозванный Вещим.

Княжение Олега (879-912гг)

  • во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще непокоренных восточнославянских племен;
  • во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов;
  • в-третьих, обеспечение выгоных условий для Руси в торговле с Византией.
  • Для обороны от кочевников Олег "нача городы ставити". Племена северо-запада Руси (словене, кривичи, меря) продолжали подчиняться ему и платили дань, причём новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна — слиток серебра весом около 200 г) «мира для». Северяне и радимичи (восточнославянские союзы племён) по-прежнему платили дань хазарам. Но Олег потребовал от них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Таким образом начала формироваться государственная территория «империи Рюриковичей». Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинялись поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. Вероятно, в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи и, возможно, уличи и тиверцы.

К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба.

ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира — Византийскую империю.

В 907 г. он совершил успешный поход на её столицу — Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград.

Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружины.

907,911г.г.- походы Олега на Царьград. Договоры Руси с греками.

Императоры Византийской империи Лев VI и его брат и соправитель Александр:

  • Выплатили баснословную сумму контрибуции — по 12 гривен на уключину (весло лодьи, за которым сидело по нескольку человек). Всего в русской флотилии насчитывалось две тысячи кораблей по сорок воинов в каждом.
  • Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам — Киеву, Чернигову, Переяславлю и др.
  • Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание.
  • Купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями — привилегия, которую имели только жители Константинополя.
  • Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. 911г.- первый письменный договор (13 статей).

Игорь Старый (912-945г.г.)

Покоряет уличей, тиверцев ,древлян;

941-944г.г. – русско- византийская война (договор 944г.)

  • Денежная дань
  • Военная контрибуция
  • Отмена беспошлинной торговли
  • Право Руси владеть территориями в устье Днепра, на Таманском п-ве
  • Подтвержден военный союз против Хазарии ( русские отряды должны приходить на помощь Византиии)
  • Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.

Использование славянами «греческого огня»

Сбор князем Игорем «полюдья»

Казнь князя Игоря

Ольга(945-957г.г.)

«Предание   нарекло   Ольгу Хитрою, Церковь — Святою, История — Мудрою», — пишет Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского». Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях?

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что родом она из Пскова. В древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — под 903 г. записано: «...И привели ему (Игорю. — Прим. ред.) жену из Пскова именем Ольгу». Некоторые авторы утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом говорит и её варяжское имя — Ольга (Хельга). Но как бы то ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами, ей принадлежали Вышгород под Киевом, сёла Будутино, Ольжичи и другие владения. Не исключено, что она имела собственные вооружённые отряды.

Встреча князя Игоря и Ольги

Ольга Мудрая

Ольга Святая

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

  • В договоре князя Игоря с византийцами (944 г.) упомянут особый посол княгини Ольги, который занимает третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах.По-видимому, именно Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа.
  • Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря, убитого в 945 г. древлянами во время сбора «полюдья»
  • «Полюдье» – сбор князем дани.

  • Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, по свидетельству летописи, был ещё слишком мал. На плечи княгини легла вся тяжесть управления.

Древнерусское государство в IX-XI в.в.

Строительство княжества

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти:

  • Как пишет летописец, «отправилась Ольга к Новгороду и установила на Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани (иными словами, точных размеров платежей в пользу великих князей киевских)
  • Ловища (охотничьи угодья) её сохранились по всей земле.
  • «погосты», становились небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения.
  • ВЫВОД: Благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства.

Крещение Ольги в середине 50-х гг. X столетия

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа». Её крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси.

Историки до сих пор спорят, когда и где именно — в Киеве или Константинополе — крестилась Ольга?

Крещение княгини Ольги в Константинополе.

Крещение Ольги в середине 50-х гг. X столетия

  • Согласно летописи, в середине 50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала» (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.

Путешествие Святой Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Кремле.

Крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол.

Значение крещения княгини Ольги

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже ее сын Святослав "не думал и не прислушивался к этому... продолжая жить по языческим обычаям". Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду.

Князь-воин 957-972г.г.

«...Легко ходил в походах, как пардус (т. е. гепард.), и много воевал, — писал о нём летописец. — В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"».

Сохранилось также описание облика Святослава, сделанное византийским историком. По его словам, князь был среднего роста, довольно строен, видом мрачен. У него были широкая грудь и толстая шея, голубые глаза, густые брови, плоский нос, длинные висячие усы.

Походы Святослава

То, что известно нам о Святославе, доказывает, что он не был обделён ни честолюбием, ни мужеством, ни отвагой, однако летопись молчит о нём до 964 г. В 964 г. — если верить летописи — Святославу исполнилось 22 года, и он повёл войско на восток.

1. Разгром Хазарского каганата появление Тьмутараканского княжества

2. Поход на Дунай

3. Поход наВизантию

На Дунай прибыли гонцы от киевлян, которые сказали Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе твоей отчизны, старой матери, детей своих?»

Во главе конницы Святослав поспешил к Киеву, оставив часть войск в Переяславце. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако князь смириться с этим не пожелал.

После победы над печенегами он заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки (драгоценные ткани. — Прим. ред.), вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии — серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Только просьбы умирающей Ольги задержали его в Киеве.

После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, а второго сына Олега — в Древлянской земле. Тогда же и Новгород попросил себе князя. Святослав отправил туда Владимира, сына Малуши, ключницы Ольги. «Сын рабыни», как звали Владимира в Киеве, впоследствии стал великим князем киевским, Владимиром Святым, хотя сам Святослав вряд ли считал его своим наследником.

Переговоры князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием.

Гибель Святослава 972г.

Поредевшему войску Святослава предстояла опасная дорога через степи, где кочевали печенеги. Византийцы позволили русским беспрепятственно уйти из Доростола, даже дали хлеба на дорогу. Во время переговоров с Цимисхием Святослав просил его обеспечить безопасный проход через земли кочевников, и император обещал это сделать. Цимисхий был не прочь расправиться с ним руками печенегов. На уговоры византийских послов беспрепятственно пропустить войско Святослава печенеги ответили отказом.

Дорога на Киев оказалась закрытой, и воинам князя пришлось зимовать на берегу моря в устье Днепра. Видимо, Святослав и не спешил в Киев, скорее всего он ожидал подкрепления, рассчитывая вернуться на Дунай. Но не дождавшись его, двинулся на север.

Часть воинов во главе с воеводой Свенельдом отправилась домой кружным путём и благополучно добралась до Киева, Святослав со своей дружиной поднялся вверх по Днепру. Здесь, у днепровских порогов, и подстерегли его печенеги.

Гибель Святослава 972г.

И князь, и вся дружина погибли в бою. Из черепа Святослава печенежский князь Куря повелел сделать чашу для пиров. Такие же чаши были сделаны и из черепов дружинников Святослава.

Большая часть земель, завоёванных Святославом, была потеряна для Руси. Договор, заключённый с Византией, ничего не прибавил к тому, чего уже добились Олег Вещий и Игорь Старый; напротив, Святослав обещал Византии оказывать ей в случае необходимости военную помощь. Сыновья Святослава, посаженные им в разных частях Русской земли, после гибели отца сразу же перессорились между собой. Сначала в сражении с Ярополком погиб Олег, потом по приказу Владимира был убит Ярополк...

Трудно не согласиться с Карамзиным, который сказал, что Святослав, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризны историка. И всё же память народная хранит слова князя: гордое «иду на вы» и мужественное «мёртвые сраму не имут», а самого Святослава чтут как отважного и удачливого воителя, мечом своим умножавшего Русскую землю.

Памятник князю Святославу в Киеве

Русь после гибели Святослава

  • первая княжеская междоусобица на Руси ознаменовалась братоубийством (972-980г.г.).

Киев

(Ярополк)

Победа Новгорода

Новгород

(Владимир)

Жертвоприношение Перуну во времена князя Владимира Святославича.

Правление Владимира Красное солнышко(980-1015гг)

  • В 981 г. киевская дружина во главе с князем идёт походом на Волынь и изгоняет поляков из захваченных ими Червенских городов — Перемышля, Червена и др).
  • В 981—982 гг. Владимир дважды выступает в поход против вятичей на Оку;
  • 983г.следующий год ознаменован победой над ятвягами, вынужденными прекратить свои набеги на русские земли и стать данниками Руси.
  • В 984 г. воевода Владимира усмиряет мятежных радимичей,

Все первые годы своего правления Владимир Святославич проводит в военных походах, возвращая Руси всё утраченное за время междоусобиц, укрепляя её рубежи:

Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Он покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместниками своих сыновей. Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли — всё это определял великий князь киевский, князь всея Руси:

  • Новгород – Вышеслав, Ярослав
  • Ростов – Борис
  • Муром – Глеб
  • Древляне – Святослав
  • Владимир – Всеволод
  • Таманский п-ов – Мстислав
  • Туров – Святополк ( усыновлен)

Крещение Руси 988г.

Причины принятия христианства:

  • Потребность дальнейшего развития русского государства и общества, необходимость идеологического средства консолидации господствовавшего класса и распространения его власти на все общество;
  • Укрепление единовластия;
  • Цементировало семью – ячейку общества;
  • Развитие культуры, приобщение к культуре античного мира; вызревание на Руси новых социальных отношений

Крещение киевлян

Последствия принятия христианства

  • Христианство цементировало семью, вводило новую мораль с гуманным отношением к женщине, к матери , к детям, к человеку вообще;
  • Правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти- христианскую религию, а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывающегося феодального строя ( княжеская власть от бога);
  • Идеологически закреплялось единство древнерусского государства; ускорение славянизации неславянских элементов в русском обществе; стабилизация системы иерархических общественных ценностей;

Последствия принятия христианства

  • Русь получила письменность и возможность приобщения к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
  • Расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

  • Но не всегда гладко складывались отношения Владимира с сыновьями. Старший сын Ярослав, княживший в Новгороде (а ещё ранее — в Ростовской земле, на Верхней Волге, где он основал город, носящий его имя — Ярославль), отказался платить дань Киеву, сочтя её чрезмерной. Владимир прогневался на непокорного сына и собрался походом на Новгород. Но не суждено было отцу с сыном встретиться в бою: 15 июля 1015 г. Владимир скончался. «Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нему — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем» — гласит русская летопись.

Вторая междоусобица на Руси (1015-1024гг)

После смерти Владимира вновь вспыхнула на Руси братоубийственная междоусобица. Сын Владимира Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем. Приняли мученическую кончину сыновья Владимира Борис и Глеб, впоследствии признанные церковью первыми русскими святыми. Их брат Святослав пытался бегством спастись от людей Святополка, но был настигнут ими и убит близ Карпатских гор. Потрясённый жестокостью Святополка, народ дал ему прозвание Окаянный (т. е. братоубийца — тот, кто уподобился библейскому Каину, убившему брата своего Авеля).

Святополк же   опирался   на   помощь   поляков   и   исконных врагов Руси — печенегов. Наконец в 1019 г. разгромленный в битве на реке Альте, Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсечённую голову князя-братоубийцы Ярославу.

Четыре года вёл нелёгкую войну со Святополком Ярослав (новгородский князь) Помогали ему новгородцы и варяжские воины из Швеции, откуда была родом королевна Ингигерда, жена Ярослава.

1024г.- столкновение между Ярославом и Мстиславом князем Тьмутараканским. 1026г. - русское княжество разделено на две части

Мстислав

(левобережье Днепра, Чернигов)

Ярослав

(правобережье Днепра, Киев, Новгород)

Ярослав правил 35 лет (1019—1054 гг.)

Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом.

  • В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды ( память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии). Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира — собору Святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана — величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава. Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Полоцке и Новгороде. Для новгородцев Святая София стала главной святыней их вольнолюбивого города.

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Стамбуле(Константинополе)

Храм Святой Софии в Великом Новгороде)

Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве, по свидетельству немецкого хрониста начала XI в. Дитмара из Мерзебурга, имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало несметное множество народа. Немецкий автор второй половины XI в. Адам Бременский называл Киев соперником Константинополя — крупнейшего города христианской Европы. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласования с константинопольским патриархом, назначил для Руси главу церкви — митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

«Золотые ворота» в Киеве

Дмитриевский монастырь XI век

Андреевский монастырь XIвек

В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Ещё Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 г. первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит  «Слово о законе и Благодати»  — первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли.

Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам её правителя. Ярослав был твёрдым христианином, сторонником «книжного почитания». Сам он много читал, и нередко ночь заставала его за книгой. Собрав в Киеве писцов и переводчиков с греческого, он поручил им перевод книг, привезённых на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов. Так Русь приобщалась к великой культуре античного мира и Византии.

Династические браки

При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира.

Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха.

Дочери Ярослава — Анна, Анастасия и Елизавета — вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Любопытно, что во время коронации во Франции Анна Ярославна пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезённой из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймском соборе, где до 1825 г. включительно короновались французские монархи; и, как это ни поразительно, последующие поколения французских королей присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.

Жена Ярослава Мудрого  — с 1019 Ингегерда (в крещении — Ирина, в иночестве Анна), дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе:

Владимир (10201052) — князь новгородский.

Изяслав (10251078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.

Святослав (10271076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (10301093) — женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (10331057) — князь смоленский

Игорь (10361060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.

Сыновья

Дочери

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I, сына Владислава Плешивого.

Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник

«Русская правда»

«Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала:

  • судопроизводство;
  • определяла наказания за те или иные проступки или преступления;
  • из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени.

Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, т.е. свободных граждан; устанавливала положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, разбирала споры между свободными людьми уравнивала в правах новгородских и киевских "мужей" и другое.

Согласно "Русской правде", закупы и рядовичи находились в экономической зависимости и не могли уйти от владельца по своей воле. Их жизнь оценивалась в 5 гривен (так же как и лично зависимого холопа). Князь становится не только олицетворением силы, нор и справедливости. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная.

«Русская правда»

  • Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошёл в русскую историю под именем Мудрого, было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или же «Правда Ярослава». Позднее преемники Ярослава дополняли его новыми статьями.

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/2966/2527.jpg

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространённая в обществе тех столетий. По меткой оценке Н.М. Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя.

Управление государством при Ярославе Мудром.

Категории земельной собственности:

  • Общинная- совместная собственность всей общины
  • Княжеская- личная собственность князя и его семьи
  • Вотчина- наследственное земельное держание, пожалованное князем за службу

Формы зависимости крестьян

  • Смерд - человек, выполняющий какие- либо обязанности в пользу князя
  • Закуп- разорившийся общинник, взявший ссуду, проценты с которой отрабатывает на поле человека, ссудившего его деньгами
  • Рядович - человек, заключивший договор о выполнении определённых обязанностей в пользу господина
  • Холоп - человек, попавший в полную зависимость от господина, раб.

Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, старый князь ещё при жизни постарался распорядиться державным наследием.

  • Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода.
  • Святослав Ярославич получил в княжение Чернигов,
  • Всеволод — Переяславль,
  • Игорь — Владимир-Волынский,
  • Вячеслав — Смоленск.
  • В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич.
  • По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю.

    В 1054 г., прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался.

Великий князь Ярослав Мудрый

(1019-1054гг)