Учебно-методическая разработка ролевой игры "Ветви власти в России" 4 класс


Учебно-методическая разработка ролевой игры
«Ветви власти в России»
Внеурочный курс «История Отечества», 4 класс.
В рамках данной программы для 4 класса учащиеся знакомятся с такими
понятиями, как: Родина, Россия, народы, нации, религии, национальные
праздники. Эти понятия усваиваются детьми в ходе работы на уроках,
творческих домашних заданиях. Когда начинают вводиться такие понятия,
как ветви власти, выборы, референдум, демократия, то усвоение этих
понятий вызывает сложности у третьеклассников. Смысл учебно-ролевой
игры «Ветви власти в России» - донести эти понятия через игру.
Обучение в игре происходит незаметно для учеников. Усвоение знаний
осуществляется через практику. Дети рассматривают изучаемый материал с
различных сторон. В ходе игры школьники активизируются, увлекаются
поиском ответов, размышляют.
Игра должна быть интересной и увлекательной, вызывать положительные
эмоции, основываться на свободном творчестве и самостоятельной
подготовке школьников. Игровой материал должен быть построен логически
и усложняться по мере усвоения. Обязательно должен присутствовать
элемент соревнования. Учитель выступает участником игры.
Структура организации игры:
I. Выбор игры.
Объясняю детям тему «Демократия и ветви власти в России». Подробно
останавливаюсь на исполнительной, законодательной и судебной власти в
России. Рисуем дерево власти. Объявляю детям о начале игры. Наш класс –
государство. Ученики – народ, проживающий в государстве. В ходе игры
дети должны выбрать президента государства, министров, государственную
Думу, суд. Написать государственные законы и утвердить их. В ходе игры
отработать понятия «голосование» и «референдум».
II. Подготовка игры.
Детям даётся задание – продумать, кто какую должность хотел бы занимать в
государстве. Каждый будущий кандидат должен придумать свою
предвыборную компанию. Школьники сами должны проявлять
самостоятельность. Подготовка непосредственно перед игрой создание
эмоционального игрового настроения.
III. Введение в игру
Объявление детям о начале игры. Краткое и конкретное объяснение правил
игры.
IV. Ход игры
Игра рассчитана на несколько недель. Заранее оговаривается помощь
родителей.
1 урок. Отводится на придумывание названия государства, герба государства,
выборы президента. Сначала выбирается счётная комиссия, которая будет
подсчитывать голоса. Комиссия состоит из 5 человек. Затем каждый из
заявленных кандидатов в президенты рассказывает свою предвыборную
программу. Эти программы обсуждаются детьми на предмет их
выполнимости/невыполнимости. После этого детям раздают бюллетени и
они голосуют (счётная комиссия и кандидаты голосуют тоже). Если
максимальное количество голосов отдано не за одного кандидата,
происходит второй тур голосования. Задание на дом – президенту
подготовить приветственную речь. Желающим быть министрами
придумать министерство и свою программу.
2 урок. Президент произносит свою приветственную речь. Кандидаты в
министры озвучивают свои программы. Дети обсуждают, нужны ли такие
министерства и выполнимы ли программы. После этого президент набирает
себе кабинет министров. Учитель закрепляет те ветви власти, которые уже
выбраны. Задание на дом – решить, кто хочет быть в составе Думы, а кто –
суда; и нужна ли классу армия.
3 урок. Всеобщим голосованием выбирают Думу. Счётная комиссия – та же.
Выбирается суд. Обсуждается, какие законы могут быть у государства.
Задание на дом – написать те законы, которые, по мнению детей, очень
нужны нашему классу-государству.
4 урок. Озвучиваются наиболее интересные законы, после чего все
написанные детьми законы передаются в Думу. Она выбирает чаще всего
повторяющиеся законы и составляет общий список законов класса. Проект
законов обсуждается последний раз всем народом.
5 урок. Ещё раз останавливаемся на понятии «демократия» и происходит
голосование в форме референдума. Подсчитывает всё та же счётная
комиссия, а дети осваивают новое понятие «референдум», разбираясь, чем
оно отличается от выборов. Учитель объявляет об окончании игры.
V. Рефлексия.
Дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием,
чему новому научились). Игровой результат (кто оказался лучшим, что
помогло достичь победы). Объявление результатов игры. Анализ игры
(обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
АОУ Гимназия № 12 г. Долгопрудный Московской области
Учитель Истории Бушмина Евгения Александровна