Классный час "Герои Первой Мировой войны" 9-10 класс

Подписи к слайдам:
Словарь литературных терминов (подготовка к ЕГЭ, ОГЭ) Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г.Реж Акмеизм
  • течение в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Анна Ахматова *** Сжала руки под тёмной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911 (сборник "Вечер") Аллегория
  • изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. В отличие от многозначного смысла символа, символ аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь). Как троп аллегория используется в баснях, притчах и т.д.
Альтруизм
  • бескорыстная забота о благе других людей.
Амфибрахий Анапест Антитеза
  • противопоставление понятий, положений, образов.
  • Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь» (Н.А. Некрасов)
Антиутопия
  • произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства. (Роман Е.Замятина «Мы».)
Гипербола
  • намеренное преувеличение («реки крови»).
  • - «что взмах – то готова копна» Н. А. Некрасов; - «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах; - «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки; - «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров; - «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.
Градация
  • такое расположение слов, выражений или образов, при котором последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабляющее значение. («Пришел, увидел, победил». Ю.Цезарь).
Гротеск
  • изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. («Сидят людей половины» из стихотворения В.Маяковского «Прозаседавшиеся»).
Дактиль Драма
  • 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы: сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
  • В драматургии изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. («Бесприданница» А.Островского, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Жанр
  • исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного рода литературы:
  • эпоса,
  • лирики,
  • драмы.
Классицизм - метод и направление в литературе XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследие как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов. Комедия
  • жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя).
Критический реализм
  • художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность – изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
  • Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Лирический герой
  • образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Лиро-эпический жанр
  • жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью. («Евгений Онегин) А.С. Пушкин.
Метафора
  • переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причем можно использовать и сходство, и контраст.
  • «Природой здесь нам суждено
  • В Европу прорубить окно».
  • А.С. Пушкин
Метонимия
  • замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).
Олицетворение
  • вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.
  • «О чем ты воешь, ветр ночной,
  • О чем так сетуешь безумно?»
  • Ф.И. Тютчев.
Образ рассказчика
  • условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Петр Андреевич Гринев в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимович из «Бэлы».
Олицетворение
  • вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.
  • «О чем ты воешь, ветр ночной,
  • О чем так сетуешь безумно?»
  • Ф.И. Тютчев.
Пейзаж
  • изображение картин природы в художественном произведении. Функции пейзажа определяются методом, жанром, стилем и конкретными художественными задачами.
Пейзаж
  • "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")
Реализм понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Степень реалистичности произведения определяется степенью проникновения в реальность, глубиной и полнотой ее художественного познания. Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведении типичных характерах и типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображаемых с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, гротеска). Реализма XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М.Горького). Роман-эпопея
  • разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. («Война и мир» Л.Н. Толстой, «Тихий дон» М.А. Шолохова).
Романтизм
  • художественный метод, сложившийся в конце XVIII – начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность. («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М.Горького, «Алые паруса» А.Грина).
Сентиментализм
  • течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. (Представитель сентиментализма в России – Н.М. Карамзин)
Символизм
  • направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
  • Главные представители символизма в русской литературе – В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.
Футуризм
  • авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов ХХ века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).
Хорей Эпитет
  • образное определение, дающее дополнитель­ную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одино­кий»).
Ямб Источники изображений:
  • Автор шаблона:
  • Демьянова Елена Юрьевна г. Тверь http://msalisa.ru/wp-content/uploads/2012/02/1a9aab6b7e3e.png http://www.coollady.ru/pic/0002/051/2.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e7b/000440b2-82c6de34/640/img17.jpg http://ppt4web.ru/images/288/20047/640/img9.jpg http://fmdon.ru/img.php?aHR0cDovL2NzNjE4ODI5LnZrLm1lL3Y2MTg4MjkxMzgvMTIzYTUvSDVZRzR4WVpkRXMuanBn.jpg http://www.kuchaknig.ru/knigi/oblogki/ltr_7444105.jpg http://900igr.net/datas/literatura/Stikhotvornyj-razmer/0009-009-Trekhslozhnyj-razmer-v-kotorom-udarenie-padaet-na-pervyj-slog-a-dva.jpg http://creativity.mypartnershop.ru/image/1012376022.jpg http://rupoezia.ru/wp-content/uploads/2013/05/wpid-lnAmjCggQUY.jpg http://www.nat-geo.ru/upload/iblock/b34/b347417228a7fa5efdd783e85d9f4f5e.jpg http://fo-rj.com/images/56ab4e7402429.jpg http://boleznov.ru/img/stihotvornyiy-razmer-horey.jpg http://www.stihi.ru/pics/2014/04/16/7926.jpg