Конспект урока "Исламская цивилизация" 10 класс


1
Дата _____ 10 класс. Всеобщая история. Урок _____
ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Цели урока:
1. Рассмотреть процесс возникновения ислама, выявить его отличия от других мировых
религий.
2. Охарактеризовать особенности исламской цивилизации.
3. Продолжить формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы
о роли религиозных разногласий.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: ислам, Коран, халиф.
Ход у р о к а
I. Проверка выполнения домашнего задания.
Проверку домашнего задания можно провести в форме устного опроса.
Вопросы:
- Укажите особенности социально-экономических отношений раннего Средневековья.
- Как происходило складывание системы крупного землевладения в раннефеодальных
государствах Европы? Укажите особенности феодального землевладения.
- Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневековье? Какими были отношения
между церковной и светской властями?
II. Изучение новой темы.
ПЛАН
1. Возникновение исламской религии.
2. Создание Арабского халифата и его распад.
1. Возникновение исламской религии.
Особенности исламской цивилизации. Исламская цивилизация возникла одновременно с новой
религией спасения. В чем же отличительные черты ислама, их влияние на личность человека и на
цивилизацию в целом?
Еще в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспринимался в Европе как «край света». На большей
части «каменистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуинов. Лишь на юге, в Йемене -
«счастливой Аравии», - существовало древнее Сабейское государство с процветающими
торговыми городами. В западной части Аравии также было несколько городов, в которых
2
правило купечество. Среди них выделялись Ятриб (Медина) и Мекка - центр территории, занятой
племенем курейша (курейшитов).
К началу VII в. в жизни арабов-кочевников произошли значительные изменения. Выделилась
племенная знать, владевшая большими стадами и рабами-пленниками.
В это же время в Европе происходил переход германских и славянских племен к феодальному
обществу. Активно продолжала развиваться посредническая и внутренняя торговля, сложились
единый североарабский язык и арабская буквенная письменность.
Дальнейшая история арабов оказалась связанной с именем Мухаммеда, происходившего из
рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммеда арабам были известны
монотеистические религии - иудаизм и христианство, в качестве самостоятельной формы
монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в
610-612 гг. началась религиозная проповедь Мухаммеда, первоначально не признаваемого и
гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки
в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления,
ведущегося по лунному календарю) Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как
теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях
жизни.
Основной источник мусульманского вероучения - Коран, понимаемый мусульманами как
предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране
преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммеду через
своего ангела - Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для
мусульман Он открыл Себя в Книге - в Коране.
Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное предание, примеры
из жизни Мухаммеда как источник материала для решения религиозных, социально-
политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной.
Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному
конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из
двух частей: собственно краткого рассказа и так называемой опоры - перечня передатчиков
данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.
Важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный
характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и
в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его
шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...».
То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности.
Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В
откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому они научаются различать
добро и зло.
Проявлением благочестия считается у мусульман частое упоминание Бога и Его имен. Однако
через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл
божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для
человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина.
3
Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и
действуют законы Корана. Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждым
мусульманин, - это прежде всего «пять столпов ислама»:
1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в
произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед -
раб Его и Посланник Бога»;
2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;
3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
4) пост в месяц рамадан (см. Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья
и любых увеселений в светлое время суток;
5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне - Каабе.
Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует
прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и
культурных различий.
После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник -
Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества
приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама.
Второй по значимости мусульманский праздник - Ураза-байрам, праздник разговенья в честь
окончания поста в месяц рамадан.
В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-
политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все
уровни жизни человека.
Вопросы для обсуждения:
- Назовите особенности ислама.
- Как он возник?
- В чем его отличия от других мировых религий?
2. Создание Арабского халифата и его распад.
Вопрос об арабских завоеваниях учащиеся изучают самостоятельно, используя текст учебника и
карту «Арабский халифат».
Задание:
- Покажите на карте направления арабских завоеваний.
- Почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные территории?
- Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.
4
III. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного материала составить таблицу «Особенности арабской
цивилизации».
Государственное
устройство
Арабского халифата
Факторы кризиса
Арабского халифата
Культурные
достижения
Арабского халифата
Домашнее задание: § 15, вопросы.