Презентация "Костюм Архангельской губернии"


Подписи к слайдам:
Презентация PowerPoint

  • Составила
  • Сергиенко О.Н.
  • Педагог дополнительного образования
  • МБОУ Роговская СОШ
  • Тарасовский р-он
  • Костюм Архангельской губернии

Архангельская губерния (до 1780 года - Архангелогородская) была образована в 1708 г. В 1719 г. была разделена на провинции: Архангелогородскую, Великоустюжскую, Вологодскую, Галицкую;

  • Архангельская губерния (до 1780 года - Архангелогородская) была образована в 1708 г. В 1719 г. была разделена на провинции: Архангелогородскую, Великоустюжскую, Вологодскую, Галицкую;
  • в 1780 г. первые три вошли в Вологодское наместничество, в составе которого была образована Архангельская область, выделенная в 1784 г. в Архангельское наместничество (с 1796 г. - Архангельская губерния).
  • В конце XIX века Архангельская губерния включала уезды: Архангельский, Кемский, Кольский (с 1899 года Александровский), Мезенский, Онежский, Печорский (центр - село Усть-Цыльма), Пинежский, Холмогорский, Шенкурский.
  • Архангельская губерния 

Архангельск находится в Северо-западном регионе на берегах Белого моря в 1250 км от Москвы. 

 Важною «павой», «душой голубицей» 

  •  Важною «павой», «душой голубицей» 
  • Издавна так называли девицу.
  • Девичьи руки в труде и заботе
  •  С ранней поры привыкали к работе: 
  • Ткали и пряли, вязали и шили, 
  • Сеяли, жали и тесто месили. 
  • В трудной работе сгибалась спина...
  •  Но выходила на праздник она 
  • В дивном наряде крестьянской одежды,
  •  Где весь узор о мечте и надежде:
  • Красным расшиты запон и рубаха 
  • (Черное — скорбь, что на родине свято), 
  • По подолу, как на вспаханном поле, 
  • Ромбы узорной легли полосою; 
  • Символы солнца и знаки земли.
  •  Матери-жизни и птицы любви.
  •  Шею украсили бусы, мониста, 
  • Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
  •  Всех драгоценней убор головной –
  •  Жемчугом шитый и битью златой: 
  • Кика, сорока — убор молодицы, 
  • Косник , венец — украшенье девицы, 
  • Сборник, повойник — убор для старухи... 
  • Самый красивый — убор молодухи. 
  • Так испокон сохранен на Руси 
  • Женский костюм небывалой красы!

В Архангельской губерний носили косоклинные сарафаны сшитые из выкроенных по косой клиньев. Украшали нашивками с вышивкой по центральной планке и по бретелям, цветные горизонтальные полосы были на подоле.

  • В Архангельской губерний носили косоклинные сарафаны сшитые из выкроенных по косой клиньев. Украшали нашивками с вышивкой по центральной планке и по бретелям, цветные горизонтальные полосы были на подоле.
  • В старину, для того что бы сшить полный косоклинный сарафан необходимо было около 45 метров узкого тканого полотна.
  • Одежда, сшитая из ткани
  • красного цвета, была самой
  • популярной не только в XIX веке,
  • но и в более ранние времена.  
  • Костюм Архангельской губернии

  Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа — драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава — «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.

  •   Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа — драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам, да и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха под стать. Низ ее («стан») делали из полотна, а рукава — «воротушку» из тонкой кисеи с золотным рисунком.
  • Поверх сарафана надевалась душегрея – нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей – бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка – с подкладкой, часто на вате или кудели.
  • Епанечка являлась разновидностью душегреи, шилась свободной на широких лямках и была составной частью сарафанного комплекса.

Архангельские  костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

  • Архангельские  костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
  • Северные красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели «коруну» или кокошники разных форм, искусно унизанные жемчугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения.
  • Такой наряд могли иметь только зажиточные крестьянки, богатые поморы да купеческие дочери и жены.

Костюм свадебный

  • У простой крестьянки был наряд попроще. Однако русская северная холщевая рубаха, свадебные полотенца, ширинки (непременная часть обряда) — не менее нарядны.

  • На первый взгляд, наряды девушек из архангельской губернии были простоваты, но они всё же притягивали взгляды. И за внешней простатой скрывались — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!

  • Костюм женский: сарафан, пояс, рубаха, повязка, ожерелье.  Архангельская губерния  Россия.
  • Вторая половина 19 в.  Набойка по холсту, кумач, полотно, шелковая лента, цветная нить, галун, янтарь; шитье, набивка, огранка. 

Головной убор Архангельской губернии

  • Многочисленные реки, озера, ручьи северного края были в те далекие времена полны небольшими, невзрачными на вид моллюсками, в раковинах которых находили белые, розовые, дымчатые жемчужины, переливающиеся всеми цветами радуги. «Русским камнем» называли жемчуг и расшивали им головные уборы, царскую и церковную одежду, из него делали серьги, бусы и ожерелья.

Одним из наиболее употребляемых способов украшения ткани на Русском Севере наряду с ткачеством была вышивка. Вышитые незатейливые узоры украшали одежду и прочие предметы быта поморов. Занятие вышивкой было распространено, так как не требовало особо сложных приспособлений.

  • Одним из наиболее употребляемых способов украшения ткани на Русском Севере наряду с ткачеством была вышивка. Вышитые незатейливые узоры украшали одежду и прочие предметы быта поморов. Занятие вышивкой было распространено, так как не требовало особо сложных приспособлений.
  • Архангнльская вышивка

Архангельские мастерицы используют швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Они называются "счетными", потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно  связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

  • Архангельские мастерицы используют швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Они называются "счетными", потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно  связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Все наряды украшались вышивкой

  • Чаще всего применяется старинный шов роспись, состоящий из мелких красных стежков. Они создают на белом холсте тонкий графический узор-контур, который потом заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Вышивальщицы используют также счётную гладь, косую стёжку, набор. 

Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственны:

  • Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственны:
  • строгая симметрия мотивов в узоре;
  • вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора.
  • Архангельские мастерицы вышивают на льняном полотне белого или сурового цвета. Типичные сюжеты: геометрические, растительные мотивы, птицы, звери, всадники.

Особая роль в работах архангельских мастериц отводится тамбурному шву. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор. Сохранилось немало русских названий этой техники: «в петлю», «петелькой», «в цепочку», «цепочкой», «косичкой», «в плетешок», «тропкой», «мышиная тропка». Она относится к несчётным видам вышивки, выполняется по заранее нанесённому рисунку.

Рисунку в народном творчестве придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми "оберегами", которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

  • Рисунку в народном творчестве придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми "оберегами", которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.
  • В Архангельской губернии вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце.
  • Солнце - солярный знак, почиталось как источник жизни, к нему обращали в язычестве молитвы о плодородии, обладало очистительной и охранительной силой. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. 
  • Магическое значение вышивки

Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.

  • Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.

Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции  являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.

  • Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции  являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.

Птица - этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки.

  • Птица - этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки.

Женские праздничные фартук и рушник 19 в Вышивкой украшали предметы интерьера избы и различного ритуального назначения: каймы простыней, скатерти, полотенца, ширинки и пр. Большое значение отводилось вышивке в оформлении праздничной и обрядовой одежды. 

Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Золотошвейным делом на Севере занимались уже в 16-17 вв., тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18  веке, золотное шитье получило большее распространение. Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. 

  • Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Золотошвейным делом на Севере занимались уже в 16-17 вв., тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18  веке, золотное шитье получило большее распространение. Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. 

Вопросы для повторения

  • 1. Где расположен Архангельск?
  • 2. Из чего состоял костюм Архангельской губернии?
  • 3. Какие носили сарафаны в Архангельской губерний?
  • 4. Из каких тканей шили сарафаны?
  • 5. Что такое душегрея?

6. Какие головные уборы носили девушки в Архангельской губернии? Чем их украшали?

  • 6. Какие головные уборы носили девушки в Архангельской губернии? Чем их украшали?
  • 7. Каким видом рукоделия украшали одежду?
  • 8. Какие виды вышивки применяли северные мастерицы?
  • 9. Какие сюжеты применялись в вышивке?
  • 10. Какие основные цвета нити применялись в вышивке?

11. Какое расположение узора характерно для архангельской вышивки?

  • 11. Какое расположение узора характерно для архангельской вышивки?
  • 12. Что обозначали в вышивке символы оленя, птицы, женщины?
  • 13. Какое шитьё было распространено в Архангельском крае?

Задание для выполнения Используя образцы, нарисовать на ткани узор и вышить его тамбурным швом. Технология выполнения тамбурного шва «цепочка» 1. Иглу с ниткой выводим на лицевую сторону.  2. Кладём нитку петлёй и придерживаем её большим пальцем левой руки.  3. Вводим иглу с лица на изнанку в место предыдущего прокола (т.е. откуда выходит рабочая нить).  4. Направляем иглу вниз на 3-4 нитки и прокалываем с изнанки на лицо так, чтобы игла оказалось над петлёй. В результате получается петелька с ниточкой.