Конспект урока "Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди" 6 класс


Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди.
Преподаватель Иванова Татьяна Петровна
Предмет – литература
Продолжительность занятия – 90 минут
Класс шестой
Образовательное учреждение Томская область, Кривошеинский район село Кривошеино,
МБОУ «Кривошеинская СОШ»
Задачи занятия:
1. Дать представление о мифе, его природе;
2. Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту
образов древней мифологии;
3. Показать, как античные образы отразились в мировой культуре.
Учебно-методическое обеспечение «Литература. 6 клас. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель В.П. Полухина»
Авторский медиапродукт презентация 23 слайда (среда Power Point, Paint, Word)
МЕДИАПРОДУКТ
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор
Paint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Наглядная презентация учебного материала
III. Схема взаимосвязи кадров презентации:
IV. Содержание кадров:
1. Титульный лист.
2. Словарь понятий.
3. Олимп.
4. Боги Древней Греции. Олимпийцы
5. Аполлон. Арес. Артемида. Афина.
6. Афродита. Гермес. Гестия. Гефест.
7. Гера. Деметра. Зевс. Посейдон.
8. Древнегреческая мифология в искусстве. Приам, просящий вернуть ему тело Гектора.
Александр Иванов, 1824 г.
9. Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г
10. Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг.
11. Кузница Вулкана. Диего Веласкес, 1630 г.
12. Смерть Орфея. Альбрехт Дюрер, 1494
13. Голова Медузы. Караваджо, 1598-99 гг.
14. Пейзаж с Орфеем и Эвридикой. Никола Пуссен, 1648 гг
15. Парнас. Рафаэль Санти, 1509-10 г
16. Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией
17. Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией
18. Олимпийские игры (заставка)
19. Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
14
15
11
20
19
18
17
16
22
21
23
20. Второй тур «Мифические животные» (бег)
21. Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска)
22. Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)
23. Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба)
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в
учебнике.
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля,
увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи
материала)
3. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного
изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Оборудование: компьютер, проектор
Карта занятия
Комментарий хода урока
Время
(мин)
слайдов
Развитие личностных качеств и психических
процессов
Продуктивные формы
деятельности
Слово учителя: обоснование
темы урока, целеполагание
2
1
Игровая ситуация, во время
которой дети моделируют
ситуации, проблемы и пути их
решения
10
1
Рефлексивность
Аргументированность
Культура эмоций
Точность речи
Слово учителя: обобщение
сказанного и вступление в
тему
2
1
Беседа, выявляющая глубину
понимания причин
возникновения мифов и т.д.
5
2
Рефлексивность
Аргументированность
Самостоятельность
Точность речи
Работа с книгой Н. Куна:
чтение отрывков, ответ на
вопрос: «Каким вы
представляете Олимп и его
обитателей?».
10
3-7
Культура эмоций
Коммуникативная
культура
Выразительность речи
Мифы Древней Греции
вошли в сокровищницу
мировой культуры. Работа с
репродукциями
10
8-15
Аргументированность
Точность,
выразительность речи
Любознательность
Мотивы античности в
русском языке: работа над
крылатыми выражениями, их
значением и происхождением
5
16-17
Самостоятельность
Выразительность речи
Игра-конкурс «Олимпийские
игры»: объявляются условия
40
18-23
Организованность
Самостоятельность
Аргументированность
Культура эмоций
Коммуникативная
культура
Выразительность речи
Ход урока:
1. Слово учителя (Слайд 1)
Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и
летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы,
придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти
мифы, называют «мертвыми».
Мы просто не отдаем себе отчета в том, насколько глубоко проникла культура античности
в культуру и язык людей! Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Создавая
сказания о богах и героях, человек делал первые шаги к самопознанию и творчеству. Чтобы
понять путь, пройденный человеком за два тысячелетия новой эры и много-много веков до
нее, надо вернуться к началам его культуры. Как писал А.С. Пушкин: «Каждый образованный
европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности».
Поэтому тема урока звучит так «Мифы Древней Греции. Боги, люди и герои Древней Греции».
В течение урока мы погрузился в мир, в котором жили и творили древние эллины,
познакомимся с их богами и героями, снова вернемся в современность для того, чтобы пройти
по великолепной картинной галерее, и поучаствуем в малых олимпийских играх.
2. Игровая ситуация
Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас
подстерегают? Кто нам может помочь? (Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает
сказанное.)
Слово учителя
Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна
неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и
согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то
хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом.
Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы
человек видит себя или похожие на себя существа. Только эти существа более
могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе
как же объяснить мир?
Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти
еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только
предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о
происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать
мироздание, природу и место человека в этом мире. И мифы оказались настолько
интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением
и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы,
впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником
литературы и искусства.
3.Беседа (Слайд 2)
- Что такое миф?
- Можно ли назвать мифы сказками?
- Что общего между мифом и сказкой?
- Как вы думаете, чем отличается миф от сказки?
- Кто рассказывал мифы, передавал их людям, сохранял их?
- Почему создавались мифы?
- Каково значение мифов для человека древности?
- Как вы считаете, когда мы говорим о мифах, мы имеем в виду только Древнюю Грецию?
4. Работа с книгой Н. Куна (Слайд 3 – 7)
Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним
возникла Гея (Земля) и Тартар – глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем
появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего
пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире.
Любые события совершались по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, - это
знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.
Итак, мифология античности – это прежде всего Олимп, гора богов, где царит
громовержец Зевс в окружении блистательных и всемогущих. «Здесь и супруга его Гера, и
златокудрый Аполлон…» (читаем фрагмент книги Куна «Боги Древней Греции». – М.,
1992, стр. 7-9)
- Каким вы представляете Олимп и его обитателей?
Слушаем ответы, дополняем и обобщаем их. Олимп – это игра солнца и света, золота и
лазури, величественность и красота богов, ведущих себя зачастую как простые смертные.
- Почему мифы Древней Греции называют сокровищницей мировой культуры?
5. Работа с репродукциями (Слайд 8-15)
Древнегреческая мифология – источник творчества поэтов, писателей, художников,
скульпторов, композиторов.
Рассмотрим некоторые репродукции на мифологические темы, расскажем, какие мифы легли
в основу сюжета картин. Если некоторые сюжеты незнакомы, о картине рассказывает
учитель или ученикам дается домашнее задание: найти миф, ставший основой сюжета
картины (по желанию).
6. Слово учителя (Слайд 16-17)
Современное человечество заимствовало у Древней Греции множество слов и понятий.
Например, название многих планет, звезд и созвездий Солнечной системы взяты из античной
мифологии: Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун, созвездия Ориона, Плеяды и др.
Из античных времен пришли к нам и некоторые устойчивые выражения, крылатые слова.
Вспомним мифы, из которых они взяты и определим их значение.
7. Игра – конкурс «Олимпийские игры» (Слайд 18-23)
Слово учителя:
Начинаются Олимпийские интеллектуальные игры, где каждый будет прокладывать путь к
победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места
ссорам и обидам. В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать,
что, читая мифы, вы прошли эти испытания и допускаетесь на второй день к пятиборью: бег,
борьба, метание диска и копья, прыжки. За каждый правильный ответ игрок получает фишку
лавровый листок.
В первом туре участвуют все игроки. Во второй тур выходит примерно половина участников в
зависимости от числа набранных фишек. В третьем туре побеждает тот, кто не только
объяснит значение фразеологизмов, но и расскажет об их происхождении. В четвертый тур
выходит 4 человека. В пятый тур выходит 2 человека. Пятый тур «Борьба» - последний вид
пятиборья. Он выявит победителя олимпиады. Честная борьба выявила сильнейшего.
Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна
всем участникам нашей Олимпиады!