Презентация "Идеология и культура СССР 1945-1953 гг."


Подписи к слайдам:
Экономика: наука и хозяйство.

ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА СССР. 1945-1953 гг.

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353.

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»

Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание.

Б.Л.Пастернак. Доктор Живаго.

Лидеры «Большой тройки»

на Потсдамской конференции.

Германия. 1945 год.

  • союзнические отношения со странами антигитлеровской коалиции;
  • заграничный поход Красной Армии.

Объясните, почему возникли такие надежды?

Солдат американской армии Бак Л. Кацебу

и красноармеец Иван Нумладзе

в момент встречи на Эльбе. Германия, 1945 год.

Старший сержант санинструктор Люба Козиченко прикалывает цветы медбрату Карлу Робинсону.

Эльба. Германия. 1945 год.

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»

Почему эти надежды не оправдались?

Советские и американские солдаты и офицеры.

Эльба. Германия. 1945 год.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.

Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта

1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом. 

Черчилль во время произнесения Фултонской речи.

Советская карикатура.

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»

Советские плакаты времен «холодной войны».

Как изменилось в СССР отношение к бывшим союзникам?

МЫ МИРНЫМ ЗАНЯТЫ ТРУДОМ, И ЗНАЮТ ПУСТЬ ЗА РУБЕЖОМ, ЧТО ТРОГАТЬ НАС ВЕСЬМА ОПАСНО! ЯСНО?

(надпись на плакате)

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

Летом 1946 года развернулось широкое наступление против «западного влияния» на духовную жизнь советского общества.

  • возглавил эту борьбу ответственный за идеологию в СССР А.А.Жданов;
  • вновь восстановлен «железный занавес», страна оказалась в культурной изоляции от остального мира;
  • в конце 1948 года началась кампания по борьбе с «космополитизмом».

А.А.Жданов.

КОСМОПОЛИТ-

человек (гражданин) мира.

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б)

«О журналах «Звезда» и «Ленинград».

  • пропаганда идей, «чуждых духу партии»;
  • предоставление литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений»;
  • особой критике подверглись М.М.Зощенко и А.А.Ахматова;
  • журнал «Ленинград» был закрыт, в журнале «Звезда» заменено руководство.

Обложки журналов

«Звезда» и «Ленинград».

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

Михаил Зощенко

… Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.

Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б)

О журналах "Звезда" и "Ленинград»

от 14 августа 1946 года.

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

Анна Ахматова

… Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б)

О журналах "Звезда" и "Ленинград»

от 14 августа 1946 года.

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ

Сборник постановлений ЦК ВКП(б). Издание 1952 года.

Резкой критике подверглись также:

  • В.Мурадели (опера «Великая дружба»);
  • Д.Шостакович, С.Прокофьев, В.Шебалин (за «формализм» в музыке);
  • С.Эйзенштейн (2 серия фильма «Иван Грозный»);
  • Л.Луков (фильм «Большая жизнь) и др.

В 1946 году в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

3. НОВЫЙ ВИТОК РЕПРЕССИЙ

Судебные процессы и репрессии:

  • 1946 год – «Дело авиаторов»; косвенно затронуло Г.К.Жукова;
  • 1948 год – «Дело ЕАК» (Еврейский антифашистский комитет);
  • 1949год - «Ленинградское дело»; 
  • 1949 год - «Мингрельское дело»; косвенно затронуло Л.П. Берия (он – мингрел); 
  • 1953 год - «Дело врачей».

Указы 1953 года о награждении

и отмене награждения орденом Ленина Лидии Тимашук

за «разоблачение врачей-убийц».

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (биология)

Научные дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки».

Т.Д.Лысенко,

Президент ВАСХНИЛ.

Дискуссию инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д.Лысенко, обещавший в короткие сроки резко повысить урожайность в стране.

Началась кампания в печати против ученых-генетиков (мухолюбов-человеконенавистников).

Генетика была объявлена лженаукой, на долгие годы исследования генетиков были свернуты, хотя в 30-е гг. советские ученые занимали в мире ведущие позиции.

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (языкознание)

Товарищ Сталин, вы большой учёный — В языкознаньи знаете вы толк, А я простой советский заключённый, И мне товарищ — серый брянский волк.

Из песни Юза Алешко́вского. 1959 год.

Титульный лист

работы И.В.Сталина

«Марксизм и вопросы языкознания»

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (экономика)

В данной работе Сталин:

  • обосновывал еще большее огосударствление экономической жизни в СССР;
  • доказывал несовместимость рыночной экономики и социализма.

Титульный лист

работы И.В.Сталина

«Экономические проблемы социализма в СССР»

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (история)

Изменения претерпела и история:

  • Иван Грозный и опричники были объявлены «прогрессивными деятелями»;
  • якобинский кровавый террор во Франции был объявлен «неминуемым»;
  • лидеры национальных движений (например Шамиль) стали «агентами зарубежных стран».
  • Сталин лично правил школьные учебники истории.

Фрагмент учебника истории

с правками И.В.Сталина.

5. МОСКОВСКИЕ ВЫСОТКИ

После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре. Ярким памятником этому стилю стали московские (сталинские) высотки – здания повышенной этажности,

возведенные в столице в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

Семь высотных зданий:

  • Главное здание МГУ на Воробьёвых горах;
  • Жилой дом на Котельнической набережной;
  • Гостиница «Украина»;
  • Здание Министерства иностранных дел;
  • Жилой дом на Кудринской площади;
  • Административно-жилое здание возле «Красных ворот»;
  • Гостиница «Ленинградская».
  • Восьмой высоткой должен был стать Дворец Советов (не был построен).

Гостиница «Украина».

Панорама высоток Москвы: 1 — Здание МГУ, 2 — Гостиница «Украина», 3 — Жилое здание на Кудринской площади, 4 — Здание МИД, 5 — Дворец Советов (не построен), 6 — Административное здание в Зарядье (высотка — не построена, вместо неё «выросла» гостиница «Россия»), 7 — Гостиница «Ленинградская» , 8 — Административно-жилое здание на площади Красных Ворот ,9 — Жилое здание на Котельнической набережной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА (ВСХВ)

Выставка должна была демонстрировать достижения социализма.

Она была открыта еще в 1939 году.

С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен.  На площади 200 гектаров были построены десятки павильонов представлявших все союзные республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР.

Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года.

Фонтан «Каменный цветок»

на ВСХВ (ВВЦ). 1954 год.

Панорама выставки.

На переднем плане фонтан

«Дружба народов СССР». 1954 год.

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ

В первое мирное десятилетие художников продолжала волновать тема войны.

Художник А.И.Лактионов написал картину «Письмо с фронта». С фотографической точностью он передал событие, которое в военные годы переживали многие тысячи советских людей, остававшиеся в тылу. Некоторые критики обвиняли Лактионова в «бездушии», «фальшивом блеске».

Однако «Письмо с фронта» понравилось зрителям. Репродукции картины разошлись массовым тиражом, а ее автору была присуждена Сталинская премия.

А.И.Лактионов.

Письмо с фронта. 1947 год.

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ

А.А.Пластов.

Сенокос. 1945 год.

Как ни сильны были воспоминания о войне, людей все больше тянуло к мирной жизни, к созидательному труду.

Уже в 1945 году художник А.А.Пластов написал ряд картин, посвященных крестьянской жизни: «Сенокос», «Жатва».

В них показана красота природы и человека, занятого привычным крестьянским трудом.

А.А.Пластов.

Жатва. 1945 год.

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ

После войны успешно продолжалась творческая деятельность П.Д. Корина.

Он создал серию блестящих портретов своих современников:

  • скульптора С.Т. Коненкова,
  • художника М.С. Сарьяна,
  • Кукрыниксов.
  • Всех этих разных людей объединяет величие человеческого духа.

П.Д.Корин.

Портрет скульптора С.Т.Коненкова. 1947 год.

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ

Г.Г. Нисский.

Подмосковная зима. 1951 год.

Родную природу с  вдохновением писал замечательный пейзажист Г.Г.Нисский. Этого мастера отличает особая манера.

Он влюблен в геометризм линий. Не случайно его любимыми мотивами в живописи были железнодорожные пути, автострады, линии электропередач.

Вывод:

После

окончания войны партия усилила идеологическое давление

на культуру.

В этих условиях искусству

трудно было создавать что-то новое

и значительное.