Конспект урока "Архитектура Московского княжества XV - XVI вв."

Тема: Архитектура Московского княжества XV - XVI вв.
Цель образовательная: рассказать о развитии архитектуры Московского
княжества и познакомить учащихся с выдающимися
архитектурными памятниками XV - XVI вв.; обеспечить
усвоение учащимися понятий – ренессансные тенденции,
шатровый стиль; выявить и осмыслить характерные
черты и особенности архитектуры Московского княжества;
на основе анализа строений памятников архитектуры
подвести учащихся к пониманию того, что архитектура XV
века сочетала в себе черты как русского так итальянского
стиля эпохи Возрождения, что являлось различием в
отношении архитектуры XVI века, которая была
ориентирована только на русские архитектурные
традиции;
развивающая : использовать систему познавательных заданий для
учащихся , с целью развития мышления; с помощью
вопросов и заданий повторить материал по всеобщей
истории , тема «Эпоха Возрождения»; используя приемы
исследовательской работы развивать у учащихся умения
выступать с докладами, делать сравнения и выводы
воспитывающая: формировать умение учащихся адекватно
воспринимать и оценивать произведения искусства;
способствовать формированию чувств прекрасного, чувства
гордости , показав шедевры архитектурного зодчества нашей
страны XV XVI вв. ; вызвать у школьников позитивное
отношение к наследию наших предков.
Оборудование урока: презентация «Архитектура Московского княжества XV -
XVI вв.», карта «Российское государство во второй половине XV- начале XVI вв,
плакат «Эпоха Возрождения», модель 1,2, интерактивная карта.
Оформление доски: тема урока «Архитектура Московского княжества XV - XVI
вв», 1462-1505 правление князя Ивана 111, 1533- 1584гг. – правление Ивана IV,
проблемное задание.
Тип урока интегрированный урок - исследование с использованием компьютерной
технологии
Учитель: Я думаю, что все кто посетил Московский Кремль, согласятся со мной, что
очень часто им приходилось слышать иностранную речь, а порой и чаще чем русскую.
Да, туристы со всех концов мира стремятся познакомиться с культурой нашей страны,
культурой нашей столицы.
Сегодня на уроке мы ставим перед собой такую же цель: познакомиться с культурой
Московского княжества XV - XVI вв. Выясним черты и особенности архитектурных
памятников данного периода, попытаемся установить взаимосвязь между чертами
Московсковского княжества и Владимиро-Суздальского.
?? Давайте вспомним особенности архитектуры и главные памятники Владимиро-
Суздальского княжества.
Показ-Церковь Покрова Богородицы на Нерли С XII XIIIвв. Владимиро-
Суздальское княжество –крупнейший архитектурный центр Руси. Строили здесь в
основном из тесаного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной
главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими апсидами. Стены храмов
были разделены на три части пилястрами, каждая из которых завершалась закомарами.
Посередине фасада проходит широкая ажурная лента аркатурный пояс. Храм Покрова
на Нерли – гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии
человека и природы. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование. У
стен этого дивного храма вспоминается известный афоризм : «Мы сами обретаем
вечность пред этой дивной красотой».
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая , небольшая
Так подобрана складна ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени – белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал – и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали.
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли. (учебник Мировая художественная архитектура. Автор
Данилова Г.И.)
Показ Модуль 1. Воспроизвести фото и модель арх. памятника
Показ- Успенский собор во Владимире. Центром Владимира, самым крупным его
сооружением стал Успенский собор. Первоначально он был одноглавым, но позднее к
центральному шлемовидному куполу были добавлены еще четыре главы. Он повторяет
все черты Храма Покрова Богородицы. В 1238 г. собор пострадал при разгроме и
сожжении города татаро-монгольскими ордами. Однако он сохранил значение главного
храма Северо-Восточной Руси: собор был кафедрой митрополита, в нем происходил
обряд вокняжения великих князей. В 1408 г. собор был украшен живописью присланным
из Москвы гениальным художником Андреем Рублевым. Его фрески вместе с
фрагментами росписи XII в., расчищенные советскими реставраторами, стяжали собору
славу музея древней монументальной живописи.
Показ Икона Сретение Икона «Сретение» из иконостаса Успенского собора во
Владимире. Совместный труд Андрея Рублева и Даниила Черного. Около 1408 г.
Показ –Дмитриевский собор во Владимире. Среди многочисленных храмов
Владимира выделяется своей нарядностью и обилием скульптурных украшений
Дмитриевский собор. Показ- Скульптурные украшения Дмитриевского собора.
Прозрачное тонкое кружево покрывает массивные поверхности стен, придавая им
легкость и изящество, создавая иллюзию движения.
2. Изучение нового материала Архитектура Московского княжества XV - XVI вв
Оформление доски: тема урока «Архитектура Московского княжества XV - XVI вв.
Цель: Выявить архитектурные особенности памятников Московского княжества XV -
XVI веков.
План
1. Архитектурные памятники начала XV века.
2. Соборная площадь Кремля.
3. Архитектура Московского княжества в XVI веке.
Проблемное задание: Установить основные отличительные характеристики
архитектуры Московского княжества XV века от XVI?
Показ –Троице-Сергиева Лавра. В конце XIV века Москва уже прочно утвердилась как
политический центр северо-восточной Руси. Именно московский великий князь Дмитрий
собрал общерусское сопротивление Золотой Орде. А на полвека раньше, в 1326 г.
митрополит Петр, глава русского православия, перенес свою кафедру из Владимира в
Москву (работа с настенной картой), подчеркнув тем самым ее приоритет. В новой
резиденции митрополита и вокруг Москвы началось строительство каменных храмов.
Многие , к сожалению, не уцелели, но есть все основания полагать , что это были весьма
красивые храмы, поскольку в своем культурном развитии Москва опиралась на
культурные традиции Владимирского княжества.
Показ- С тех далеких времен стоит Троицкий собор в Троице-Сергеевой Лавре и собор
Спаса Нерукотворного в московском Спасо -Андрониковом монастыре. Правда построены
они уже в начале XV века, но по своему внешнему виду вряд ли сильно отличаются от
храмов середины XIV века, которые не пощадило время. Строили церкви из
добывающегося белого камня, весьма искусно обработанного. Показ - Храма Троица.
Храмы имеют стилевые особенности, характерные для раннемосковского зодчества.
Прежде всего, это высоко поднятая глава на световом барабане, позакамарное
перекрытие декорировано килевидными завершениями.
В Троице Сергеевой лавре во второй половине жил монах, а впоследствии стал
знаменитым иконописцем Андрей Рублев.
Показ иконы Андрея Рублева – Троица . Вершиной творчества Андрея Рублева,
вершиной творчества всей древнерусской живописи является «Троица». Он написал ее в
память Сергия Радонежского для церкви (эта церковь перед вами) . На иконе изображены
три прекрасных юноши. Символически это – Бог отец, Бог сын, и Бог Дух Святой,
явившееся Аврааму в образе трех ангелов.. Изображая Троицу как нераздельное
триединое божество, Андрей Рублев избрал очертания круга, символизирующего
вечность. Стол, за которым они сидят, - жертвенник, в чаше - голова жертвенного тельца,
символизирующего грядущую жертву Иисуса Христа во имя спасения человечества.
Босые ноги ангелов –символический знак их божественного происхождения. За левым
ангелом изображен дом как символ «Божественного домостроительства», так называли в
старину устроение вселенной. За средним – встает дерево как напоминание о деревянном
кресте, на котором был распят Иисус. За правым – виднеется гора, знак возвышенного.
Рублеву удалось показать необыкновенно нежные и вместе с тем величавые образы,
душевное согласие. В годы кровавых вражеских набегов на Русь и междоусобиц
иконописец создал образ мира , спокойствия, человеческой близости. Ангелы
сочувствуют страданиям человечества, их беседа - это раздумье о судьбе мира. Рублев в
своих работах использовал изысканную цветовую гамму и был воистину гениальным
колористом. Икона, написанная яркими сочными красками – синей, красной, темно-
вишневой, - проникнута оптимизмом, верой в будущее.
Учитель: Работа с картой. Во второй половине XV века, в годы правления Ивана III,
произошло дальнейшее укрепление Русского государства.
Работа с интерактивной картой Москва присоединила к себе княжества
Ярославское, Ростовское, Рязанское, ей подчиняются сначала Новгород, затем Псков и
могущественное Тверское княжество. Возникает идея «Москвы – третьего Рима»,
утверждающая преемственность власти великого князя московского от власти
Византийских императоров.
Завоевания Москвы положили конец феодальной раздробленности и вместе с тем
культурному обособлению княжеств. Московская архитектура значительно обогатилась
не только за счет владимиро-суздальских традиций, но и псковско-новгородских.
Впрочем, главное состояло в том, что доминирующими стали ренессансные тенденции.
?? Что в переводе означает Ренессанс. (Возрождение.)
?? Какая страна считается родиной Возрождения. (Италия)
?? В каком веке начинают зарождаться ренессансные черты. ( начало зарождения XIV
век, XV - расцвет эпохи Возрождения. (показать плакат «Эпоха Возрождения» если дети
затрудняются вспомнить ранее изученный материал)
Вторым браком Иван III был женат на византийской принцессе Софье Палеолог, вслед за
которой в Москве появились итальянские художники, архитекторы, оказавшие большое
влияние на развитие русской культуры, прежде всего зодчества.
Показ –Кремль при Дмитрии Донском. Особое значение Ивана III придавал
фортификационным сооружениям, поэтому в первую очередь приступили к замене
полуразвалившихся известняковых стен старого Кремля, построенного при Дмитрии
Донском, и возведению башен. Для перестройки Кремля пригласили миланских
инженеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антона Фрязина и др. Показ- Кремль
при Иване III Заверщено строительство Кремля было в 1515 г. Алевизом Новым,
поставившим Стену вдоль реки Неглинной. Все стены и башни построены из кирпича, а в
XVII веке они получили шатровые покрытия. Кремль стал одной из лучших крепостей
Европы.
Стремясь создать резиденцию, которая бы соответствовала мощи и великолепию его
власти,
Иван III приступил к сооружению нового Успенского собора. Показ- Успенский собор.
Он должен был затмить величием новгородскую Софию. В основу планировки
кремлевского ансамбля легли новые архитектурные принципы: живописная асимметрия и
живописная увязка с рельефом местности.
Сооружение Успенского собора было поручено приглашенному из Италии архитектору
Фиорованти, прозванному Аристотелем за «строительную мудрость». За образец им был
взят Успенский собор во Владимире, но обогащенный ренессансными деталями.
Аристотель Фиорованти повторил в Успенском соборе московского Кремля основные
черты владимирского: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурный пояс на фасадах,
перспективные порталы. Однако московский собор производит впечатление более
монолитного, более величественного, и по образному выражению художника М. Врубеля
, более «сановитого», что отвечало идее государственности того времени. Новшеством
стало декоративное крыльцо на западном фасаде. Показ – Интерьер Успенского собора.
Новый собор сооружен по типу зального храма, что характерно для готической
архитектуры: массивные столбы, поддерживающие свод, заменены легкими и тонкими
колоннами. Отсутствие хоров создает впечатление небывалого простора. Успенский собор
является шедевром мировой церковной архитектуры и лучшим творением Аристотеля.
В подражание ему были воздвигнуты храмы в Ярославле, Ростове и Новгороде. В нем
короновались русские цари, он служил усыпальницей для митрополитов и патриархов
земли Русской.
Показ- Архангельский собор. Черты, свойственные архитектуре итальянского
Возрождения, узнаваемые в облике Успенского собора, еще нагляднее проявились в
Архангельском соборе, великолепной усыпальнице, построенной Алевизом Новым в
1505-1508гг. Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные
детали венецианского чинквиченто. Стены собора по высоте были разделены поясом-
карнизом (показ) , что придавало зданию вид двухэтажного дворца. Закомары украшены
белоснежными раковинами (показ), излюбленным мотивом венецианской архитектуры.
Однако все эти ренессансные детали так органично соединились с русскими
архитектурными традициями, что не породили дисгармонии и не нарушили
традиционный внешний облик православного храма.
Показ- Интерьер Архангельского собора. Впоследствии Архангельский собор стал
усыпальницей московских князей и русских царей.
Показ= Грановитовой палаты. Грандиозный дворцовый комплекс Кремля, включавший
множество каменных построек , получил свое завершение после постройки Марком
Руффо и Пьетро Салари Грановитовой палаты в конце XV века, получившей название по
облицовке фасада гранеными камнями(показ) .
Показ – Интерьер Грановитовой палаты. Палата служила тронным залом для
торжественных церемоний и приема иностранных послов. В палате она представляет
собой русскую трапезную, перекрытую четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на
мощный столп по середине помещения. Однако рустовка, размер и декоративное
оформление оконных проемов, портретная скульптура на главном фасаде являются
отражением ренессансных тенденций.
Показ – Колокольня Ивана Великого. В начале XVI века итальянский зодчий Бон
Фрязин соорудил храм башню, получившую название колокольни Ивана Великого по
имени стоявшей на этом месте деревянной церкви Иоанна Лествичника. Храм башня
напоминает силуэтом ранние романо-готические кампаниллы, строившиеся в северной
Италии вплоть до XV века. В то же время «Иван Великий» является отражением
псковско- новгородской традиции, согласно которой вблизи храмов возводились столпы-
звонницы.
Показ – Благовещенский собор. Отражением псковской архитектурной школы, одной из
лучших на Руси того времени, считается Благовещенский собор в Кремле.
Благовещенский собор, бывший домовой церковью великих князей, целиком отвечает
русским архитектурным традициям, и в его внешнем облике соединились черты
различных стилей.
Показ- Интерьер Благовещенского собора. В 1405 году Благовещенский собор был
расписан «модным» художником того времени Феофаном Греком. Перед вами
иконостас Благовещенского собора и фрагменты этого иконостаса,( Показ – Богоматерь)
работы «Богоматерь» и
(показ – Иоанн Предтеча) «Иоанн Предтеча». На лицах читается мука, сомнение,
страстное стремление к Богу. Святые предстают перед зрителями полными внутреннего
движения и драматизма.
Показ Соборной площади с высоты птичьего полета
Заполнение таблицы в тетрадях
Архитектурные памятники Московского княжества 15-16вв.
наименование
Имя архитектора
Назначение, функции
памятника
Соборная площадь
Кремля
Успенский собор
1475-1479гг.
Аристотель Феорованти
Кафедральный собор
Архангельский собор
1505-1508гг.
Алевиз Новый
Усыпальница московских
князей
Грановитая палата
Конец 15 в.
Марко Руффо
Пьетро Салари
Для торжественных
церемоний и приема
иностранных послов
Колокольня Ивана Великого
Начало 16 в.
Бон Фрязин
Благовещенский собор
Псковские архитекторы
Домовая церковь великих
князей
XVI век
Храм Вознесения в
Коломенском
Неизвестен
Шатровый стиль
Покровский собор (собор
Василия Блаженного)
1555-1561гг.
Барма , Постник
Указать в таблице - XVI век и продолжить заполнение.
Показ –Церковь Вознесения в Коломенском.
Учитель: Иван III добился объединения русских земель. Но строй и облик государства
окончательно определились лишь при его внуке, Иване IV, Грозном. Все искусство этой
эпохи было связано с богословием и ориентировано на русскую старину.
?? Чем данное архитектурное строение отличается во внешнем облике , от тех которые
только что были нами рассмотрены.
Ученик: Ориентация на русскую старину проявилась в появлении столпообразных
шатровых церквей XVI века. Поскольку на Руси леса было всегда в изобилии, строили
главным образом из дерева, и в русском народном зодчестве в давних пор существовала
традиция шатрового завершения деревянных крепостных башен и деревянных церквей с
шатровыми главками.
Ученик: Родоначальноком целого ряда шатровых храмов стал храм Вознесения в селе
Коломенском под Москвой, сооруженный по величию Василия III в честь рождения
наследника – Ивана IV. Это была первая каменная шатровая постройка, форма которой ,
как сообщала летопись, «не бывала прежде того на Руси». Храм Вознесения необычное
для церковного зодчества, ибо в нем отсутствовала алтарная апсида. По замыслу
неизвестного зодчего, его порыв ввысь должен был зримо воплотить легенду о
вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти. Мастеру
гениально удалось создать впечатление невесомости, легкости камня, несмотря не то , что
толщина стен достигает почти двух метром. Особенность Коломенского храма был
постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему – восьмерику. Сверху на него как
бы накинута легкая, изящная сетка тесаных камней, словно жемчуг, образующих ромбы.
Величественная , стройная башня –храм и сегодня возвышается на берегу Москвы – реки.
Он рвется ввысь, торжественен и строен,
Певучей силой камень одарен,-
Для Бога он иль не для Бога строен,
Но человеком был возвигнут он.
И нет в нем лицимерного смиренья,-
Безвестный зодчий, дерзостен и смел,
Сам стал творцом –и окрылил каменья,
И гордость в них свою запечатлел…
Показ Модуль1. Показать в движении церковь
Показ –Покровский собор ( Собор Василия Блаженного). В 1555-1561гг. на Красной
площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен
Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван
Грозный поручил его строительство мастерам Барме и Постику. Есть гипотеза , что это
мог быть один человек. Существует легенда, что после возведения собора царь велел
ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного.
Центральная шатровая церковь храма окружена разными по высоте восемью церквами .
Храм представляет собой сложную в плане звездчатую форму. Архитектурная
жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима.
Один из патриархов так описывал этот храм: «Множеством куполов возглавлен этот
собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и
китайские, а по середине высится над всеми купол русский – объединяющий все здание.
Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные
народы и быть их водителем к небу».
4. Закрепление материала
Работа с проблемным заданием. В XV веке архитектура Московского княжества
ориентируется на ренессансные итальянские традиции, и они являются
основополагающими при строительстве храмов. В XVI веке начинают преобладать
русские традиции , что явилось особенностью архитектуры XVI века- распространение
шатрового стиля в Русском государстве.
Задание: Узнав об основных архитектурных событиях XV - XVI вв в России ,отметьте
главные основные события этого периода в Европе. Установите хронологическую
взаимосвязь.
( обсуждение)
Подведение итогов обсуждения закончить хронологической лентой времени показ
модуль2 Сцена 1.
Д/З п. 13. 4, 13. 5 подготовить доклад о деревянных архитектурных памятниках
Русского государства 17 века.