Презентация "Казахи в Саратовской области"

Подписи к слайдам:
Казахи в Саратовской области Районы проживания
  • Казахи в Саратовской области расселены в основном в её заволжской части. Наиболее многочисленно казахское население в Александрово-Гайском (где казахи составляют абсолютное большинство населения 52 %), Озинском (28 %),Новоузенском (25,2 %), Перелюбском (10,2 %), Дергачёвском (20,8 %), 
  • Питерском (9,6 %, по другим данным 20,5 %), Краснокутском (13,0 %),
  • Ершовском (9 %), Фёдоровском (10,6 %), Краснопартизанском (9,9 %), 
  • Марксовском (почти 5 тыс. чел., 7 % населения), Энгельсском (2,0 %), 
  • Ровенском (18,5 %) районах.
  • Ал - Гайский
  • район
  • Дергачёвский
  • район
  • Новоузенский
  • район
  • Озинский
  • район
История заселения
  • Датой рождения казахского народа Заволжской степи следует считать 1425-1428г., когда из Джугиева Улуса, из Золотой Орлы выделились казахский ойрат и узбеки во главе с ханом Абульхаиром.
  • Этнодемографическая история саратовского Поволжья Сложна и интересна. Выгодное расположение региона в центре Евразии повлияло и на тесные контакты с Азией, и на постоянные миграции племен. И это определило многонациональный состав население Саратовской области. Здесь проживают русские, украинцы, казахи, татары, мордва, чуваши, белорусы, немцы и другие.
  • По данным переписи 1989 года в области проживало 73 тыс. казахов, то есть казахами являются третьими по численности этносов Саратовщины. В Нижнем Поволжье казахи поселились в XVIII веке на землях, оставленных 177 году калмыками. По переписи 1897 года казахи составляли 6% населения Нижневолжья.
  • В начале ХХ века казахи проживали в сельской местности, активно занимаясь животноводством: разведением лошадей, верблюдов, волов, овец и коз.
Традиционные занятия
  • Традиционное занятие казахов – скотоводство. Казахи держали лошадей, овец, коров, верблюдов.
Добыча соли
  • В 19 веке около 3 тысяч казахов ежегодно нанимались на разработку соли на озере Баскунчак.
КАЗАХИ 19 ВЕКА В ФОТОГРАФИЯХ Сайт Библиотеки Конгресса США опубликовал архивные фотографии, рассказывающие о жизни и быте казахов XIX века. Это так называемый «Туркестанский альбом», выпущенный в 1871-1872 годах в Российской империи. Альбом имел четыре части: археологическую, этнографическую, часть ремесел народов Средней Азии и историческую часть. Доспанова Хиуаз Каировна (1922—2008) — единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. Народный Герой Республики Казахстан. Бауыржан Момышұлы (1910 — 1982) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, панфиловец, участник битвы за Москву, писатель. В должности командира батальона 1073-го Талгарского стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии (с ноября 1941 — 8-я гвардейская стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) старший лейтенант Момыш-улы при обороне Москвы участвовал в 27-и боях.
  • Бауыржан Момышұлы (1910 — 1982) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, панфиловец, участник битвы за Москву, писатель. В должности командира батальона 1073-го Талгарского стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии (с ноября 1941 — 8-я гвардейская стрелковая дивизия, 16-я армия, Западный фронт) старший лейтенант Момыш-улы при обороне Москвы участвовал в 27-и боях.
Маме́това Маншук (Мансия) Жиенгалиевна ( 23 октября 1922, аул Жаскус, Урдинский район, Уральская область, Казахская ССР — 15 октября 1943, под Невелем) — пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.
  • Маме́това Маншук (Мансия) Жиенгалиевна ( 23 октября 1922, аул Жаскус, Урдинский район, Уральская область, Казахская ССР — 15 октября 1943, под Невелем) — пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.
Национальная кухня
  • Пища была преимущественно мясной (бешбармак, баранина, конина)
  • Мясо для бишбармака
  • Деликатес из конины
  • Суп-лапша
Национальная кухня
  • Пили кислое молоко (айран), кумыс и чай – в виде крепкого настоя с молоком и мёдом. Ещё употребляли масло (май), топлёные сливки (каймак) и сыр (крут).
Юрта у казахов. Символика. История казахской юрты.
  • Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта. До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию. С юртой была связана вся жизнь казаха. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние». Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых, человеческое общество.
Летом казахи жили в юртах или переносных кибитках. Богатые казахи стелили ковры, бедные – кошмы. Вдоль стен размещались сундуки, шкафчики, полки для посуды, подушки, постель. В женской части юрты, справа от входа, находилась хозяйственная утварь.
  • Летом казахи жили в юртах или переносных кибитках. Богатые казахи стелили ковры, бедные – кошмы. Вдоль стен размещались сундуки, шкафчики, полки для посуды, подушки, постель. В женской части юрты, справа от входа, находилась хозяйственная утварь.
Зимовали казахи в постоянных поселениях, жили в небольших саманных мазанках – полуземлянках или землянках с плоской или невысокой двускатной крышей.
  • Зимовали казахи в постоянных поселениях, жили в небольших саманных мазанках – полуземлянках или землянках с плоской или невысокой двускатной крышей.
Семейный уклад
  • Часто встречались большие семьи в 5-10 кибиток, во главе которых стоял ата. Его имя носил весь семейный аул.
Семейный уклад
  • У казахов допускалось многожёнство. При этом каждая жена размещалась в отдельной юрте, старшая жена называлась «Байбише». За невесту давался калым – выкуп деньгами или скотом.
Национальный костюм
  • Казахская одежда изготавливалась из шкур, войлока собственного производства, шерстяной ткани и покупной материи.
Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. На голове – коническая шапка или шляпа, на ногах – кожаные сапоги. Зимой они одевались на войлочные чулки.
  • Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. На голове – коническая шапка или шляпа, на ногах – кожаные сапоги. Зимой они одевались на войлочные чулки.
Женщины носили штаны, платья с несколькими оборками внизу, надевая поверх халат или камзол. Голову покрывали платком (ураман). Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Украшения – браслеты, кольца и накосники.
  • Женщины носили штаны, платья с несколькими оборками внизу, надевая поверх халат или камзол. Голову покрывали платком (ураман). Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Украшения – браслеты, кольца и накосники.
Неотъемлемой частью казахского костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти - "белдік". Мужской костюм не всегда застегивался, поэтому пояс был его обязательным элементом. При изготовлении поясов для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свои умение. Ремни казахов в основном были двухслойными, правая часть имела крючок-застежку. Это самый древний тип поясов. Их носили охотники, военные люди, кочевники скотоводы. Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховицей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональные и декоративные подвески называются "окшантай". Пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса - древний элемент одежды. Их казахское название -"кісе". 
  • Неотъемлемой частью казахского костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти - "белдік". Мужской костюм не всегда застегивался, поэтому пояс был его обязательным элементом. При изготовлении поясов для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свои умение. Ремни казахов в основном были двухслойными, правая часть имела крючок-застежку. Это самый древний тип поясов. Их носили охотники, военные люди, кочевники скотоводы. Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховицей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональные и декоративные подвески называются "окшантай". Пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса - древний элемент одежды. Их казахское название -"кісе".