Презентация "Русские красавицы"


Подписи к слайдам:
Slide 1

Русские красавицы

Происхождение кокошника

Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

Венецианов, Жница

Древнерусские женские головные уборы

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли,

в. п. XII в.)

 

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусские женские головные уборы

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой

и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв.

( По материалам Киевских кладов.)

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв.

С использованием накладной коруны.

(По материалам кладов Старой Рязани .)

Девичьи уборы древних славян

Только девушки могли ходить

с непокрытой головой.

Украшением служили повязки.

Девушка вятичей в уборе,

с височными кольцами и

шейной гривной.

По материалам курганов

вятичей, конца XI – XII вв.

Реконструкция костюма и украшений

девушки из Ярославля,

конец XII – начало XIII вв.

Византийское влияние

Одна из версий происхождения кокошника - византийская. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе.

Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин

Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом.

Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом.

Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. 

Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)

Кокошник златоглав был обтянут парчой  и вышит бисером и золотом.

Кокошник златоглав был обтянут парчой  и вышит бисером и золотом.

Традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе. 

Даже Екатерина II неоднократно позировала

Даже Екатерина II неоднократно позировала

в кокошнике, стремясь подчеркнуть

свое почтение к русским традициям.

 Художник Стефано Торелли.

Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.

Художник Франц Крюгер.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров.

 

Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года

Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника.

Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника.

Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:

Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы.

 «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.

Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра, нанизанными на конский волос.

Коса – девичья краса

Кокошник был не только главным женским украшением, но и семейной ценностью: их давали и в приданое, и передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский  кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы.

Портрет дочери К.Маковского Ольги

(Цилиндрический кокошник)

На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.

На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.

 «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский

Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором была самым торжественным из девичих уборов.

Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами.

«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.

«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.

Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста своим подругам дарила ленты, косники.

К. Маковский. Под венец.

Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790

Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак.

Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак.

Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.

К.Е.Маковский «Рассказчица»