Научно-исследовательская работа "Как человек овладел огнём"


1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 132 Дёмского района городского
округа город Уфа Республика Башкортостан
секция история
Научно-исследовательская работа
«Как человек овладел огнём»
Выполнила ученица 5 А класса
МБОУ СОШ № 132
Васильева Ангелина
Научный руководитель:
Галлямутдинова Айгуль Фидаретовна
Учитель истории
МБОУ СОШ № 132
Уфа, 2015
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сила огня………………….………..……..………………….………………5
2. Источники огня…………….….……….………………………………………7
Заключение………………………………….……………………………..……..11
Список литературы………………………...…………………………………....13
Приложения 1…………………………………………………………………….14
Приложения 2…………………………………………………………………….15
Приложения 3………………………………………………………………….16
3
Введение
Актуальность темы обусловливается тем, что, полтора миллиона лет
назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие
в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и
делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вёл от дикости к
цивилизации, от природы к культуре. Благоговейно склонял первобытный
человек свои колени перед природой. Но подчинив себе огонь одну из самых
грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни ещё на
очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы,
а её равным партнёром.
Структура исследовательской работы: введение, две главы,
заключение, список основной использованной литературы, приложение.
В данной исследовательской работе нашей целью является
рассмотреть основные способы овладения человеком огнём.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем основные
источники и способы добычи огня.
Предметом нашего исследования является огонь.
Гипотеза – существование нескольких способов добычи огня.
Основные методики:
Приём обобщения обобщение известных фактов, явлений и
построение на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать
правильный вывод. В ходе использования данного приёма нам понадобилось
увидеть проблему, выдвинуть гипотезу её решения, систематизировать и
обобщить данные и на этой основе сформулировать основные выводы,
подтверждающие правомерность гипотезы.
Историография данной проблемы охватывает широкий круг
литературы. В ходе относительно активной собирательской работы в странах
мира накопилось большое число описательных материалов, отражающих
овладение человека огнём и его роль в жизни людей.
Одни авторы подробно описывают первые свидетельства и способы
добычи огня, другие уделяют огромное внимание значению огня в жизни
людей.
К первой группе относятся работы Борисковского П.И. «Древнейшее
прошлое человечества» и Поршнева Б.Ф. «Происхождение огня».
Очень ярко и образно пишет о значении огня французский писатель Ж.
Рони-старший в трилогии, посвященной жизни формирующихся людей.
Утрата огня ордами, не научившимися его добывать, зачастую ставила их на
грань вымирания. Так случилось и с племенем уламров. Даже в самые
тяжелые времена, пишет автор, поддерживали уламры жизнь огня, «охраняли
его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый
при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его
4
могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей,
мамонта, тигра и леопарда».
1
Дольник В.Р. в своей работе приводит доводы тяги людей к огню:
«Культы огнепоклонников. Разрушительные блаженства пироманов.
Подожженный и заново отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь
в честь павших...»
2
Уайт Эд, Браун Д. М. уделяют большое внимание именно значимости
огня для людей: «Ведь добывание огня трением впервые доставило человеку
господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило
человека от животного царства».
3
Согласно нашей цели, нам предстоит решение следующих задач: во-
первых, изучить силу и значение огня для человека; во-вторых, выявить
главные способы добывания огня человеком.
1
Андреев И.Л. Происхождение Человека и общества (Современные методологические проблемы
и критика немарксистских взглядов. – М.: Мысль, 1982. – С. 71.
2
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц,
зверей и детей. – СПб, М., 2004. – С. 3.
3
Уайт Эд, Браун Д. М. Первые люди. (Возникновение человека). М.: Мир, 1971. С. 20.
5
1. Сила огня
В жизни первобытного человека огонь играл важнейшую роль он был
его лучшим помощником.
Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над
определенной силой природы. Он положил основу человеческому хозяйству,
поставив человека в условия постоянной деятельности, активности и
напряжения. Его нельзя было отложить в сторону и забыть хотя бы на время,
как можно было поступить с любым предметом. Огонь надо было
поддерживать, чтобы он не погас. За ним надо было следить, чтобы он не
воспламенил другие предметы. В результате должно было возникнуть
разделение труда между женщиной и мужчиной. Женщина, связанная с
жилищем функциями деторождения, выращивания и воспитания детей,
оказалась главной хранительницей огня, основательницей домашнего
хозяйства.
Огонь стал основой жилища, а также источником тепла и света,
средством для приготовления пищи, защитой от хищников. Он служил
средством обработки деревянных орудий путем обжигания их для придания
твердости и облегчения работы, орудием охоты. Огонь дал человеку
возможность заселять различные широты земного шара. Недаром все народы
на какой-то стадии своего развития прошли период огнепоклонства, почти в
каждой религии одним из самых могущественных богов был бог огня.
4
Огонь был универсальным «орудием» приготовления пищи, что
способствовало переходу ископаемых предков от растительной пищи к
употреблению мяса, облегчало его усвоение. Огонь служил мощным оружием
обороны и складывавшейся загонной охоты. Огонь стал источником
искусственно регулируемого «производства» тепла и света, а тем самым
важной материальной предпосылкой формирующегося труда. Словом, костер
продлил время жизни, труда и досуга, расширил кругозор, увеличил время
общения представителей не только одного, но и разных поколений, позволил,
изгнав хищников, заселить пещеры, стал местом совместного
времяпрепровождения за пределами светового дня и в холодное время года.
Рассмотрение процесса вовлечения огня в жизнедеятельность
«переходных существ» и формирующихся людей по аналогии с
использованием, хранением и затем изготовлением вещественных орудий
труда позволяет оценить его роль, а также выделить этапы освоения: 1)
эпизодическое использование естественного огня (независимо от источника),
2) поддержание естественным образом возникшего огня, 3) разработка
способов искусственного получения огня различными путями.
5
4
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц,
зверей и детей. – СПб, М., 2004. – С. 3.
5
Уайт Эд, Браун Д. М. Первые люди. (Возникновение человека). М.: Мир, 1971. С. 20.
6
Как мы видим, значение огня было велико не только для культурного
прогресса человечества; он сыграл большую роль и в самом процессе
становления человека. Сначала его применяли для согревания и освещения и
лишь потом стали использовать для приготовления пищи. Как доказали
ученые, это постепенно изменило и внешний вид человека, и энергетику
человеческого организма, сделав её мощнее, чем у любого другого
млекопитающего.
7
2. Источники огня
Первые свидетельства использования огня относятся к таким
археологическим стоянкам древнего человека в Восточной Африке, как
Чесованья и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют
собой осколки обожжённой красной глины, имеющие возраст около 1,42
миллиона лет. В районе Олоргесайлие обнаружены образования,
напоминающие ямы для обжига.
Также первые бесспорные свидетельства использования людьми огня
были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших
камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а
также камней с отметками, нанесенными человеком. Убедительнейшие
доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии - при раскопках
обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми
огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, а также
деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст
локации составляет примерно 61 000 лет.
Что касается исследований в странах Ближнего Востока, то в 2009 году
близ моста дочерей Иакова в Израиле доказано применение огня примерно
790-690 тысяч лет назад. В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее
Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня
примерно 382—200 тысяч лет назад. В пещере Табун все слои отложений
моложе 350 тысяч лет содержат кремний с явными признаками воздействия
огня.
На Дальнем Востоке в Сихоуду, провинции Шаньси, о горении
свидетельствуют обнаруженные чёрные, серые и серо-зелёные кости
млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была
обнаружена ешё одна стоянка с почерневшими костями млекопитающих.
В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют
возраст от 500 тысяч до 1,5 миллионов лет. Вывод о применении огня в
Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей,
обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг
окаменелостей. Остатки костей были охарактеризованы скорее как
обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эта древняя стоянка сама по
себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение
почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о
том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнём.
Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют
свидетельства использования огня древними людьми. Древнейшая
обнаружена в деревне Венгрии, где найдены свидетельства в виде обгоревших
костей, но без древесного угля.
8
Во Франции имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей
земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет.
6
Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный
человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех
народов мира, их персонажи Гефест греков, Прометей, феникс древних
римлян, ведический бог Агни индусов, жар-птица североамериканских
индейцев. Во всех этих созданиях народной фантазии ярко отражается взгляд
на огонь как на элемент небесного происхождения. Молния вызвала огонь на
земле, хотя возможно, что кое-где человек познакомился с огнем и его
применением при вулканических извержениях.
Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню
поклонялись, как божеству, его хранили веками, ведь сначала добывать огонь
человек не умел, он зажигал его от другого огня во время лесных пожаров
или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными
источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны.
Интенсивная вулканическая деятельность на Земле в рамках антропогена
совпадает с ранними этапами древнего палеолита.
Другими, но менее важными источниками огня в природе были лесные
и степные пожары, самовозгорание вследствие деятельности
микроорганизмов, возгорание деревьев от удара молнии, а также вечное пламя
естественных газовых скважин, являющееся наиболее стабильным
источником огня в областях, богатых залежами нефти.
И все же самым верным источником огня в период, когда им уже умели
пользоваться, но еще не умели его добывать, была передача его от человека к
человеку.
Так как небо не всегда предоставляло в распоряжение человека свой
огонь, то, естественно, он задумал вызывать его сам. Возможно, что толчок к
изобретению первого огневища, какое и теперь иногда встречается у народов,
стоящих на низшей ступени культуры, дало наблюдение, показавшее, что
некоторые камни при ударе об известные предметы высекают искры. Для
добывания огня высеканием искры у первобытных людей имелись
специальные приспособления. Подтверждением этого служат находки
приспособлений своеобразной формы, изготовленных из толстых
призматических камней, найденные при раскопках жилищ и гробниц рядом с
кусками выветрившегося серного колчедана, которые и представляли собой не
что иное, как древние огневища. Ударным камнем для этих огневищ служили
толстые призматические ножи, края которых умышленно делались
шероховатыми. В позднейших огневищах огонь получался таким образом:
кремень, покоящийся в одной руке, отрывает от скользящего по нему
продольным краем огнива мельчайшие частички, которые, окисляясь при
6
Поршнев Б. Ф. Глава 7. Происхождение огня. О начале человеческой истории. М.: ФЭРИ-В, 2006.
9
своем прохождении в воздухе, накаливаются и воспламеняют подставленный
сухой мох, трут и тому подобное.
Этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым
климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая
искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к
состоянию атмосферы.
Другим способом добывания огня в древние времена служило трение.
Один из первобытных людей, сидя на земле, быстро вращал между ладонями
сухую палку, упирая ее конец в сухое дерево. От нажима в дереве
высверливалось углубление, в котором накоплялся древесный порошок.
Наконец, порошок загорался, а от него уже легко было поджечь сухую траву и
развести костер. Если по недосмотру огонь угасал, то его добывали снова тем
же способом – трением друг о друга кусков сухого дерева.
При добывании огня трением дерева о дерево возможно использование
трех способов: пиления, выскабливания («огневой плуг») и сверления. О
добывании огня способами пиления и выскабливания было известно из
этнографических данных, относящихся к Австралии, Океании и Индонезии.
Добывание огня этими способами известно у многих отсталых народов, в том
числе у негритосов острова Люсон, использующих две половинки
расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит
и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племён
Новой Гвинеи, которые пользовались гибкой лучиной, снятой с верхнего слоя
бамбука.
Огневая пила напоминала огневой плуг, но деревянная дощечка
пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также
получался древесный порошок, который начинал тлеть. Выпиливание огня
было распространено у австралийцев, было известно на Новой Гвинее, на
Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и
Западной Африки. Иногда дерево пилилось не ножом из твердого дерева, а
гибким растительным шнуром.
Что касается способа «огневого плуга», применяемого у океанийцев, то
здесь, вероятно, получение огня связано с особым видом древесины. Ботаники
указывают на древовидное растение из семейства мареновых, способное
давать искру через 2–3 мин.
Выскабливание огня один из наиболее простых, но в то же время
малораспространенных способов. Оно производилось с помощью деревянной
палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной
дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный
порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или
древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к
легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся
быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий.
Больше всего им пользовались на островах Полинезии. Изредка этот
способ встречался у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых
10
примитивных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преоб-
ладало высверливание огня.
Способ высверливания в XVIII—XIX вв. был широко распространен у
культурно отсталых племен Азии, Африки, Америки и Австралии. В виде
пережитков, связанных с культом, он сохранялся в Европе до конца XIX в.
Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую
на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень
быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымящийся и тлеющий
древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя.
Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук.
7
Получение огня сверлением было трудным делом для неопытного
человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие
головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны,
способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась
древесная мука. Для переноски огня с помощью древесной муки
использовался кусок тростника с отверстиями, которым махали время от
времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее
собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и
воспламеняющиеся вещества.
8
Таким образом, рассматривая использование и добывание огня, ученые
считают, что в течение всего древнего и среднего палеолита огонь получался
от естественных источников и постоянно поддерживался в очагах. Передача
огня от одной группы охотников-собирателей к другой в критические
моменты являлась важн