Развитие творческих способностей на уроках истории

« Развитие творческих способностей
учащихся на уроках истории»
учителя истории
Макеевской общеобразовательной
школы І-ІІІ ступеней № 59
Медведевой Татьяны Ивановны
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности развития творческих способностей у детей …………….4
1.1 Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения .5
Глава II. Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории…6
2.2. Классификация заданий по развитию творческих способностей ……………7
Заключение……………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………..........13
Приложения:
Приложение № 1. «Полные тексты песен 30-х гг.» ……………………………….14
Приложение № 2. Кроссворд по теме: « Репрессии 30-х годов ХХ века в
СССР »…………………………………………………………...23
Приложение № 3. «Плакаты СССР 30-х гг.» ……………………………………..33
Приложение 4. План - конспект урока по всемирной истории в 9 классе по
теме: «Модернизация Российской империи»……………….34
Введение
Творчество - это не сумма знаний,
а особая направленность интеллекта,
особая взаимосвязь между интеллектуальной
жизнью личности и проявлением ее
сил в активной деятельности.
Сухомлинский В. А.
Выбранная мной тема является актуальной, так как в наше время существует
потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда
перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить
внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного
творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать
разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает
актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом
педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы -
способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие
возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета
индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в
положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой
образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие
познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в
интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил:
"Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы. Это развращает"[3, с.14]. Другой отечественный
педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой.
Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к
наибольшим излишествам"[4, с.33].
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать
учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать
над собой, стремление к творчеству?
Я выдвинула следующую гипотезу: развитие творческих способностей
школьников на уроках истории будет осуществляться эффективнее при
реализации следующих педагогических условий:
- применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у
учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности.
Особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению.
- включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности
учащихся;
- приобщение к изобретательству на уроках и внеклассных занятиях;
- организация индивидуальных учебных заданий творческого характера.
Глава I. Особенности развития творческих способностей у детей
Люди совершают каждый день массу дел. Но при всём их внешнем разнообразии,
все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой -
старая это задача или новая. Диапазон творческих задач широк по сложности, но
суть их одна: при их решении происходит акт творчества. Вот здесь и требуются
особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и
анализировать, комбинировать, находить связи и т.д. - всё то, что в совокупности
и составляет творческие способности.
Творческая способность это способность увидеть или найти проблему,
мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность
теоретически и практически проверять её и в результате создать оригинальный
продукт, научное открытие, решение задачи и т. п.
Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их
упражняющей.
Достижение цели развития творческих способностей позволит решить
многие задачи обучения:
1) обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала;
2) подготовить учащихся к активному участию в производственной
деятельности, умению самостоятельно пополнять знания;
3) получить выпускника, подготовленного для дальнейшей учёбы, способного
творчески овладеть выбранной профессией;
4) поддерживать и развивать интерес к предмету;
5) формировать приёмы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез и
т. д.;
6) развивать логическое мышление;
7) учить основам самообразования, работе со справочной и научной
литературой;
8) показывать практическую направленность знаний.
1.1. Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе
обучения:
1) задания, направленные на развитие творческих способностей;
2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития
творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия:
1) раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.
2) различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий,
проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.).
3) творческий потенциал самого учителя, его тактичность. Рассмотрим условия
развития творческих способностей:
Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало.
Второе условие - насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и
такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную
его творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого
процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвёртое - ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-
либо делом, в выборе способов работы и т.д.
Пятое - предоставление ребёнку свободы не только не исключает, а наоборот
предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но
нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он
сам может додуматься [15,с.13].
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках
которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью
творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их
познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные
задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного,
всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем
любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
- замечать любые творческие проявления учеников;
- создавать условия для развития творческих способностей на уроках; Идея
К.А.Макаренко: «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках,
свободная мысль - являются непременными условиями детского творчества.
Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий,
проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность
учащихся, но и значительно повысить интерес к учению.
Глава II. Развитие творческих способностей учащихся на уроках
истории
Существует множество приемов, развивающих творческие способности на уроке,
благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в
любом деле - творческий склад ума, нацеленность на творчество, развивается
логическое мышление. Успешное развитие творческих способностей возможно
на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания
должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них
уверенность в своих возможностях.
Для формирования творческой личности, способной к саморазвитию, необходимо
следующее:
1. развивать творческую активность учащихся;
2. включать учащихся в творческую деятельность;
3. вносить проблемность в учебный процесс;
4. развивать качества творческого мышления: самостоятельность,
критичность и т. п.
В основе обучения применяю следующие современные педагогические
технологии:
1.«технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в
общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта,
осмыслении его и применении на практике;
2.«технология проектного обучения» - создаю условия для реализации
умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой
поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;
В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую
такие типы проектов, как информационные, игровые, исследовательские,
творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
3.«технология развития критического мышления» - целевое назначение
которой, в формировании таких гражданских умений и навыков, как умение
вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить
цепь доказательств, выразить себя.
2.2. Классификация заданий по развитию творческих способностей
Классификация заданий по развитию творческих способностей:
языковые;
логико – математические;
визуально – предметные;
музыкальные;
интерперсональные;
познавательные.
Предлагаю Вашему вниманию дифференцированные задания для развития
творческих способностей учащихся на уроке по всемирной истории.
Тема: «Репрессии 30-х гг. ХХ в. в СССР» (10 класс) .
1) Языковые
придумать акростихотворение со словами «сталинизм», «репрессии», «культ
личности», «тоталитаризм»;
написать письмо – послание будущему поколению от имени невинно
осуждённого «врага народа» ;
взять интервью у Сталина или у одного из членов его окружения,
причастных к массовым репрессиям 30-х гг. ХХ в. ;
написать статью в школьную стенгазету об отношении к детям «врагов
народа»;
написать название темы урока по вертикали и продолжить каждую букву
предложением , относящимся к изучаемой теме;
написать эссе, составить синквейны – пятистишия по изучаемой теме.
2) логико - математические
Составить таблицу «Тонких и толстых вопросов»
В таблице в правую колонку записываются вопросы, требующие простого,
односложного ответа, например: « Кто? Что? Когда? Как звали…? Верно ли…?»
и др. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа,
например: « Объясните, почему…? В чём различие…? Что, если…?» и т. д.;
Подобрать кадры из кинофильмов, призведений искусства,
проиллюстрировать 5 афоризмов, раскрывающих политическую обстановку в
СССР в 20-30-х гг.
Составить «Ромашку вопросов»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов:
- Простые (назвать факты, вспомнить и воспроизвести определённую
информацию)
- Уточняющие
- Интерпретационные или объясняющие (обычно начинаются со слов
«Почему?»)
- Творческие (если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,
предположения, прогноза)
- Оценочные (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных
событий, явлений, фактов)
- Практические (эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между
теорией и практикой).
Написать закодированное сообщение, связанное с выученным материалом,
используя закодированный шифр. Высказать свою точку зрения по
расшифрованному тексту.
Подобрать 5 эпиграфов к уроку.
Например, Мы живём, под собою не чуя страны…
О. Мандельштам.
Каждый поступок противодействия власти
требовал мужества, несоразмерного с
величиной поступка.
А. И. Солженицын
В плохие времена мыслящие
оказываются инакомыслящими.
Вернер Мич
…надобно иметь большое мужество,
чтобы высказывать громко вещи,
потихоньку известные каждому…
А. И. Герцен
Смерть решает все проблемы.
Нет человека и нет проблем.
А. Н. Рыбаков
Придумайте кросворд, ребус ( см. Приложение № 2 )
Составить опорные схемы и конспекты по теме.
Составить ассоциограмму или ментальную карту.
3) визуально - предметные
Нарисовать плакат, шарж, карикатуру, иллюстрацию по изучаемой теме;
Составить виртуальную карту памятных мест города Макеевки, связанных
с именами политических деятелей, военачальников, представителей
творческой интеллигенции, ставших жертвами сталинских репрессий.
Составить "Портфель экскурсовода"
"Портфель экскурсовода" - условное наименование комплекта наглядных
пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно
помещаются в папке или небольшом портфеле. В "портфель экскурсовода"
включаются фотографии, карты, схемы, рисунки и т. д. Такие "портфели"
создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником
экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее
более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» – информация о
политических деятелях, военачальниках, представителях творческой
интеллигенции, ставших жертвами сталинских репрессий. Собранные
материалы ученики впоследствии могут использовать для подготовки к реферату
по предмету или сообщению на уроках истории.
Сделать презентации по темам: «Репрессии в Красной Армии в 30-х гг.
ХХ в.»; «Репрессии 30-х гг.»; «Культ личности Сталина».
4) музыкальные
найти в различных песенниках полные тексты песен 30-х гг.
Творческой группе необходимо выбрать одну песню для колективного
исполнения (возможно с элементами театрализации). При этом ставятся условия
«социалистического соревнования» в пении, определяется награда победителю:
за 1-2-е места «Сталинская премия», за 3-4-е «Премия ЦК ВКП(б)»
( см. Приложение № 1 )
путешествие в «машине времени» в прошлое (в 30-е гг. ХХ в.).
Учитель предлагает сомкнуть руки, т.е. «пристегнуть ремни безопасности»,
закрыть глаза. Раздаётся щелчок, означающий «старт». По мере приближения к
прошлому начинает звучать музыка, сначала едва слышно, затем всё отчётливее
и громче. Это песня «Марш энтузиастов» (стихи А. Д. Актиля, муз.
И. О. Дунаевского). Затем песня затихает. «Путешественники» прибыли в
прошлое, в 30-е гг. ХХ в. узыка играет ключевую роль в создании
эмоционального характера жизни того времени). Выйдя из «машины времени,
«путешественники» рассматривают плакаты, коллажи, вывешенные на стендах
(все это заранее подобрано и изготовлено творческими группами см. раздел
«Интерперсональные способности»). Рассматривая эти работы, учащиеся видят
жизнь страны глазами художников того времени, накапливают личные
впечатления от живописного ряда.
Затем все «путешественники» делятся на творческие группы. Группам
выдаются тексты песен 30-х гг. (всего 12 различных текстов на группу).
Каждой группе предлагается ещё раз посмотреть картины, предложенные
тексты песен и попытаться охарактеризовать с их помощью страну, в которую
они «попали». Дополнительный материал для этой характеристики привлекать не
разрешается. Учащиеся на основании материала искусства должны представить
экономику, политику, идеологию государства. Каждая группа даёт свою
характеристику. Вот несколько примеров таких выступлений.
1-я группа:
экономика: «могучая, кипучая»; центром являются Москва и Кремль; «за годы
сделаны дела столетий»; «страна стройка»; отмечается богатство ресурсов;
много больших городов;
политика: «советская земля»; «никем не победимая»; «нам нет преград»;
«звёзды алые»;
идеология: «труд, забота и жизнь пополам»; «человек хозяин»; общие
праздники; постоянно ощущается присутствие врага; «даже дождь на нашей
стороне»; «звёзды алые светят над всеми странами»; всеобщая эйфория,
выраженная словами: «смейся, улыбайся»; идеологическая платформа: «мечта
прекрасная, ещё неясная, уже зовёт тебя вперёд» - идея коммунизма как некого
идеального общества будущего.
2-я группа:
экономика: «страна учёных»; «будни великих строек»; «за годы сделаны дела
столетий»; «как крепнет флот воздушный»; «стальные руки крылья»; «вместо
сердца пламенный мотор»; «к станку ли ты склоняешься, в скалу ли ты
врубаешься» - страна индустриальная, где развивается машиностроение, горно- и
рудодобывающая промышленность, много внимания отводится обороне;
политика: «труд наш есть дело чести»; «счастье берём по праву»; «могучая,
кипучая, никем не победимая»; «крепнет всё кругом»; «нет ни чёрных, ни
цветных»;
идеология: свобода, «вольно дышит человек»; «человек проходит как хозяин»;
«счастье берём по праву»; «несокрушимая, могучая, никем не победимая»;
патриотизм, оптимизм, уверенность, энтузиазм гордость всё подтверждается
словами песен.
3-я группа:
экономика: развиты промышленность, сельское хозяйство, экономика
работает на оборону; территория страны 1/6 суши; освоение страной новых
территорий; суровая трудовая дисциплина;
политика: «нет ни чёрных, ни цветных»; «за годы сделаны дела столетий»;
«страна в окружении врагов»; «никто на свете не умеет лучше нас смеяться и
любить»; «всегда мы правы»; цель оправдывает средства; «мечта неясная» - цель
далёкая, до конца не ясная;
идеология: коммунистическая, воспитывается патриотизм, несмотря ни на
что, и коллективизм; общественное преобладает над личным; места личности в
стране нет.
В целом групповой итог работы следующий: изученные материалы дают
возможность представить страну, в которой:
трудовая дисциплина доведена до уровня террора;
сын за отца отвечает;
чувствуется сильное стремление к военизации жизни;
великая идея построения коммунизма доведена до уровня зомбирования всей
нации.
5) интерперсональные
Написать киносценарий о репрессиях 30-х гг;
Провести опрос, чтобы определить отношение одноклассников, учащихся
школы, взрослых к деятельности Сталина и его окружения, подготовить
аналитическую справку;
собрать коллекцию рекламних материалов, вырезок, почтовых марок, вещей,
которые бы иллюстрировали жизнь общества в 30-е годы. ( см. Приложение
3)
6) познавательные
Построить систему защиты своей точки зрения относительно репрессий 30-х
гг. ХХ в., приводя в качестве аргументов исторические документы;
Выработать собственные критерии оценки комплекса документальных источ-
ников с целью анализа исторического процесса.
Подобрать коллекцию стихотворений, анекдотов, призведений
изобразительного искусства по теме;
Ю. Фучик когда то произнёс: «Мир выжил, потому что смеялся». Жизнь
общества 20-30-х гг. тоже нашла своё отражение и в анекдотах, и в
расшифрованных аббревиатурах, и в поговорках.
Анекдоты
- Что будет при коммунизме?
- Солнечное отопление, лунное освещение, райское одеяние, гробовое
молчание.
На улице нашли повесившуюся курицу с запиской: «Прошу в смерти
моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить
государственную повинность – нести по 2 яйца в день».
Разговор в тюрьме: «Ты за что сидишь?» «Я за то, что ругал Иванова»,
«Я – за то, что хвалил Иванова», «А я сам Иванов».
У Сталина пропала трубка. Вызывает он Берию. Тот сразу: «Членов ЦК
на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашёл свою трубку в кармане
кителя. Снова зовёт он Берию: «Нашлась трубка». «Поздно, - ответил тот.
Уже все сознались».
«Как вы живёте?» - спрашивали в 20-х годах. «Как вы? Живёте?» -
спрашивали в начале 30-х годов. «Как? Вы живёте- в конце 30-х годов.
ГПУ «Господи, помяни усопших», ОГПУ «о, Господи, помоги убежать»,
НКВД «не знаем, когда вернёмся домой», СССР «смерть Сталина спасёт
Россию».
Задание: в творческих группах обменяться анекдотами о партии,
правительстве, партийных лидерах. Самый острый анекдот от группы рассказать
всему классу. По окончании этого задания проводится «премирование»: «10 лет
строгого режима», «15 лет строгого режима», «расстрел» (это задание даёт
возможность увидеть другую сторону советской действительности того времени,
когда за один анекдот можно было не только получить 10 лет тюрьмы, но и
поплатиться жизнью).
Заключение
Развитие творческих способностей на уроках истории способствует
формированию и развитию личностных качеств учащихся: ответственности,
инициативности, креативности, изобретательности, самостоятельности,
способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации,
способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных
сложных социально-экономических реалиях.
Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит
разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью,
возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу
вечного поиска.
Список использованной литературы
1. Гин А.А. О творческих учебных задачах Электронный ресурс. / А.А. Гин.
Режим доступа: http://www.trizminsk.Org/e/234001 ,htm#02
2. Евтушенко С.В. Педагогика творчества: учебно-методическое пособие. М.,
2006.
3. Енина Л. Развитие творческих способностей детей/ Л. Енина /Палитра
педагога. - 2002. - № 1 .- С . 14-17.
4. Пузыни Т.Г. Педагогическая поддержка в творчестве учащихся Текст. / Т.Г.
Пузыни // Ярославский педагогический вестник. — 2004.- № 3. С. 32-41.
5. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., 2002.
6. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся.
Электронный ресурс. / А.В. Хуторской: Интернет-журнал "Эйдос". 2005. - 21
апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0421 .htm
7. Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания Текст. / Г.Д.
Шкарлупина. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 188с.
8. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой
образовательной среде. – М., 1998.
Приложение № 1
МОЛОДЕЖНАЯ
(И. Дунаевский - В. Лебедев-Кумач)
Вьется дымка золотая придорожная
Ой, ты, радость молодая, невозможная!
Точно небо, высока ты, точно море, широка ты,
Необъятная дорога молодёжная!
Припев: Эй, грянем сильнее!
Подтянем дружнее!
Точно небо, высока ты,
Точно море, широка ты,
Необъятная дорога молодежная!
В море чайку обгоняем мы далекую,
В небе тучу пробиваем мы высокую!
Улыбаясь нашей стае, всей земли одна шестая
Нашей радостью наполнена широкою!
Припев.
Улыбаясь нашей стае, всей земли одна шестая
Нашей радостью наполнена широкою
Что мечталось и хотелось, то сбывается,
Прямо к солнцу наша смелость пробивается!
Всех разбудим будим-будим, все добудем будем-будем!
Словно колос, наша радость наливается!
Припев.
Всех разбудим будим-будим, всё добудем будем-будем!
Словно колос, наша радость наливается!
В пляске ноги ходят сами, сами просятся,
И над нами соловьями песни носятся!
Эй, подруга, выходи-ка и на друга погляди-ка,
Чтобы шуткою веселой переброситься!
Припев.
Эй, подруга, выходи-ка и на друга погляди-ка,
Чтобы шуткою веселой переброситься!
МАРШ ЭНТУЗИАСТОВ
(И. Дунаевский - А. Д Актиль)
В буднях великих строек, в веселом грохоте, в огнях и звонах!
Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу, ты к тропикам, ты к полюсу
Легла родимая, необозримая, несокрушимая моя.
Припев: Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!
Нам ли стоять на месте! В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш - есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься, в скалу ли ты врубаешься, -
Мечта прекрасная, еще неясная, уже зовет тебя вперед.
Припев.
Создан наш мир на славу. За годы сделаны дела столетий,
Счастье берем по праву, и жарко любим, и поем, как дети.
И звезды наши алые сверкают, небывалые,
Над всеми странами, над океанами осуществленною мечтой.
ВСЁ ВЫШЕ (Марш Авиаторов)
(Муз. Юлия Хайта Сл. Павла Германа )
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.
Припев: Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц;
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот.
Припев.
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет.
И верьте нам - на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ.
ЛЕЙСЯ ПЕСНЯ НА ПРОСТОРЕ
(Муз. В. Пушков сл. А. Асполон )
Лейся песня на просторе не грусти не плачь жена
Штурмовать далеко море посылает нас страна
Штурмовать далеко море посылает нас страна
Густо в берег невидимый бьется сердце корабля
Вспоминаю о любимой у послушного руля
Буря ветер ураганы ты не страшен океан
Молодые капитаны поведут наш караван
Лейся песня на просторе здравствуй милая жена
Штурмовать далеко море посылала нас страна
. КОМСОФЛОТСКИЙ МАРШ
(К. Корчмарев - А. Безыменский)
Низвергнута ночь. Подымается солнце
Над морем рабочих голов.
Вперед, краснофлотцы, вперед, комсомольцы,
На вахту грядущих веков!
Припев: Вперед же по солнечным реям
На фабрики, шахты, суда!
По всем океанам и странам развеем
Мы алое знамя труда.
Мы, дети заводов и моря, упорны.
Мы волею нашей – кремни.
Не страшны нам, юным, ни бури, ни штормы,
Ни трудные, страдные дни.
Припев.
Сгустились на западе гнета потемки,
Рабочих сдавили кольцом.
Но грянет и там броненосец «Потемкин»,
Да только с победным концом.
Припев.
Пусть сердится буря, пусть ветер неистов,
Растет наш рабочий прибой.
Вперед, комсомольцы, вперед, коммунисты,
Вперед, краснофлотцы, на бой!
Припев.
МОСКВА МАЙСКАЯ
(Дм. и Дан. Покрасс - В.Лебедев-Кумач)
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!
Припев: Кипучая, могучая,
Никем непобедимая
Страна моя, Москва моя, —
Ты самая любимая!
Разгорелся день веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы
Слышны крики октябрят.
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой,
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.
Припев.
День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
Припев.
Стала ночь на день похожей,
Море света над толпой.
Эй, товарищ! Эй, прохожий,
С нами вместе песню пой!
Погляди! Поет и пляшет
Вся Советская страна...
Нет тебя, светлей и краше,
Наша красная весна!
Припев.
Голубой рассвет глядится
В тишину Москвы-реки,
И поют ночные птицы
Паровозные гудки.
Бьют часы Кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает тень...
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый, светлый день!
МЫ КУЗНЕЦЫ
(Слова Ф. Шкулева )
Мы – кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы счастия ключи.
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!
Мы светлый путь куем народу,
Свободный путь для всех куем,
И за желанную свободу
Мы все боролись и умрем, умрем, умрем!
Мы – кузнецы Отчизны милой,
Мы только лучшего хотим,
И мы недаром тратим силы,
Недаром молотом стучим, стучим, стучим!
И после каждого удара
Редеет мгла, слабеет гнет,
И по полям земного шара
Народ измученный встает, встает, встает!
ПЕСНЯ О ВОЛГЕ
(муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева - Кумача)
Много песен про Волгу пропето,
Но еще не сложили такой,
Чтобы, солнцем советским согрета,
Зазвенела над Волгой-рекой.
Припев: Красавица народная,
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,
Широка, глубока, сильна!
Словно тучи, печально и долго
Над страной проходили века,
И слезами катилася Волга —
Необъятная наша река.
Не сдавалась цепям и обманам
Голубая дорога страны, —
Не задаром Степан с Емельяном
Вниз по Волге водили челны.
Много песен над Волгой звенело,
Да напев был у песен не тот:
Прежде песни тоска наша пела,
А теперь наша радость поет.
Мы сдвигаем и горы и реки
Время сказок пришло на Яву
И по Волге, свободной навеки
Корабли приплывают в Москву
Много песен над Волгой звенело,
Да напев был у песен не тот:
Прежде песни тоска наша пела,
А теперь наша радость поет.
Много песен про Волгу пропето,
Но еще не сложили такой,
Чтобы, солнцем советским согрета,
Зазвенела над Волгой-рекой.
Грянем песню и звонко и смело,
Чтобы в ней наша сила жила,
Чтоб до самого солнца летела,
Чтоб до самого сердца дошла!
Наше счастье, как май, молодое,
Нашу силу нельзя сокрушить,
Под счастливой советской звездою
Хорошо и работать и жить.
Разорвали мы серые тучи,
Над страною весна расцвела,
И, как Волга, рекою могучей
Наша вольная жизнь потекла!
Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы, —
Не видать им красавицы Волги
И не пить им из Волги воды!
ПЕСНЯ О ВСТРЕЧНОМ
(муз. Д. Шостаковича, сл. Б. Корнилова )
Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
Припев: Не спи, вставай, кудрявая,
В цехах звеня.
Страна встает со славою
Навстречу дня
И радость поет нескончая,
И песня навстречу идет,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встает.
Припев: Горячее и бравое
Бодрит меня.
Страна встает со славою
Навстречу дня.
Бригада нас встретит работой,
И ты улыбнешься друзьям,
С которыми труд и забота,
И встречный, и жизнь - пополам.
Припев: За Нарвскою заставою,
В громах, в огнях,
Страна встает со славою
Навстречу дня.
И с ней до победного края
Ты, молодость наша, пройдешь,
Покуда не выйдет вторая
Навстречу тебе молодежь.
Припев: И в жизнь вбежит оравою,
Отцов сменя.
Страна встает со славою
Навстречу дня.
Такою прекрасною речью
О правде своей заяви,
Мы жизни выходим навстречу,
Навстречу труду и любви.
Припев: Любить грешно ль, кудрявая,
Когда, звеня,
Страна встает со славою
Навстречу дня.
ПЕСНЯ О РОДИНЕ (ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ)
(Муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача)
Припев: Широка страна моя родная
Много в ней лесов полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек
От Москвы до самых до окраин
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей
Всюду жизнь привольно и широко
Точно Волга полная течёт
Молодым везде у нас дорога
Старикам везде у нас почёт
Припев.
Наши нивы взглядом не обшаришь
Не упомнишь наших городов
Наше слово гордое товарищ
Нам дороже всех красивых слов
С этим словом мы повсюду дома
Нет для нас ни черных, ни цветных
Это слово каждому знакомо
С ним везде находим мы родных
Припев.
Над страной весенний ветер веет
С каждым днём всё радостнее жить
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить
Но сурово брови мы насупим
Если враг захочет ас сломать
Как невесту Родину мы любим
Бережём как ласковую мать
Припев.
МАРШ ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ
(Муз. И. Дунаевского, сл. В.Лебедева-Кумача)
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.
Припев: Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтоб улыбки цвели.
Мы покоряем пространство и время,
Мы - молодые хозяева земли.
Припев.
Мы все добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой.
Припев.
Мы можем петь и смеяться, как дети,
Среди упорной борьбы и труда,
Ведь мы такими родились на свете,
Что не сдаемся нигде и никогда.
Припев.
И если враг нашу радость живую
Опять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою.
ПЕСНЯ О ТРЕВОЖНОЙ МОЛОДОСТИ
Забота у нас простая забота наша такая
Жила бы страна родная и нету других забот
Припев: И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт
Меня моё сердце в тревожную даль зовёт
Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою
Но дружба моя с тобою лишь вместе со мной умрёт
Припев.
Пока я ходить умею пока глядеть я умею
Пока я дышать умею я буду идти вперёд
Припев.
И так же как в жизни каждый любовь ты встретишь однажды
С тобою как ты отважна сквозь бури она пройдёт
Припев.
Не думай, что всё пропели, что бури все отгремели
Готовься к великой цели, а слава тебя найдёт
Припев.
Василий Блюхер был одним из самых прославленных полководцев 20-30-х годов XX века, героем Каховки и Перекопа,
первым кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды, одним из первых Маршалов Советского Союза. При жизни
о нем слагали легенды, стихи и песни, но звездная судьба маршала имела трагичный финал: он не только был объявлен
«врагом народа» - подвергся сомнению и его полководческий талант..."
Маршал Советского Союза А.М. Василевский полагал, что эти события 1937 года сыграли значительную роль в
истории СССР: «Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер
решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у
нас произошел».
Как назывались масштабные карательные меры против
командного состава Красной Армии, начавшиеся весной
1937 года с так называемого «дела Тухачевского»?
Чистка партии
Р
С
Т
Репрессии в РККА 1937—1938 гг.
Раскулачивание
Эта система включала в себя спецпоселения (ссылка), колонии (для осужденных на срок менее 3 лет) и лагеря. Через неё прошли многие
известные всей стране лица. В отсутствие развитой политической традиции, политическая борьба, ведшаяся в СССР 30-х годов, приводила к тому,
что проигравшие получали смертный приговор. А затем репрессивная машина отправляла в лагеря их соратников, выдвиженцев, назначенцев и
многих других. Лагеря прошли многие люди, составлявшие интеллектуальную, административную, военную элиту СССР 30-50-х годов.
Заключенными, например, побывали Сергей Королев, Андрей Туполев, известные ученые и инженеры такие, как Роберто Бартини, Лев Термен,
Аксель Берг и другие. Одним из самых известных полководцев, прошедших лагеря, был Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский,
которого еще в звании комкора арестовали в 1937 году. На следствии, Рокоссовский, обвиненный в сотрудничестве с польской и японской
разведками, подвергался пыткам, однако, не оговорил себя и не дал ложных показаний на других. В 1940 году будущий Маршал был освобожден по
ходатайству наркома обороны Тимошенко.
Труд заключенных использовался при строительстве и реконструкции каналов, сооружении ГЭС, ряда промышленных предприятий, железных
дорог и целых городов – таких, как Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Северодвинск, Воркута и других. Заключенные
использовались также в горнодобывающей отрасли, на лесозаготовках и в сельском хозяйстве.
Как называлась созданное в СССР в 1934-1956 гг. подразделение НКВД
(МВД), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых
лагерей (ИТЛ). В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не
соблюдались элементарные человеческие права, применялись жестокие
меры за малейшие нарушения режима.
ГУЛАГ
А
И
О
СИБЛАГ
СВИТЛ
В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными
аббревиатурами с номерами.
21 октября 1937 года был арестован А. Н. Туполев. Ему и авиаконструктору В.М. Петлякову было предъявлено обвинение в
организации и руководстве «Русско-фашистской партии». 28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст.
58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. 19 июля 1941 судимость сняли, а в 1944
присвоили звание генерал-майора. Находясь в заключении, А. Н. Туполев работал в ЦКБ-29 НКВД (Гениальное изобретение НКВД -
тюрьма на базе Конструкторского бюро). В этой тюрьме им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2). Андрею Николаевичу
дали возможность привлечь к работе тех, кого он считал нужным, и он составил список из 200 человек, необходимых ему в работе. Все
эти люди были за решеткой, список Туполева многих спас от урановых рудников и лесоповалов (Туполев рассказывал, что при
составлении своего списка силился вспомнить, кто на воле, а кто уже нет, чтобы ненароком не "посадить" еще свободных сотрудников).
Кстати, одним из первых в "списке Туполева" был Сергей Королев, "доходивший" в лагере.
Жаргонное название для секретных Научно – исследовательских
институтов и Конструкторских бюро, созданных в местах
заключения и подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых
работали инженеры, учёные, конструкторы.
Санаторий - профилакторий
Н
З
Т
Общага
Шарашка (шара
́
га)
Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается
необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание
народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения,
возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать
замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к
нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, это явление
наиболее часто проявляется при социалистических и тоталитарных режимах. Например, сам Сталин 2 июля 1951 года подписал
постановление министров СССР, в котором предусматривалось сооружение на Волго-Донском канале монументальной скульптуры
Сталина, а 4 сентября того же года издал распоряжение об отпуске на сооружение этого монумента 33-х тонн меди. На его сооружение
было затрачено много средств, и это в то время, когда люди в этих районах после войны еще жили в землянках.
Возвеличивание отдельной личности (как правило,
государственного деятеля) средствами пропаганды, в
произведениях культуры, государственных документах, законах
называется …
Персонализация
У
И
Я
Культ личности
Обожествление
"Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После его ареста я удивительным образом все-таки окончила
школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь
никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за
потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье. Трудное было время - я работала на
овощебазе, где не платили денег, но можно было взять несколько килограммов овощей домой. Но надо сказать, что после
ареста отца мне встречались люди, готовые помочь. Как-то меня вызвал секретарь райкома и поинтересовался, как мы
живем. Он сказал: сожалению, не могу вам дать никакой другой работы, кроме как в архиве НКВД". Поскольку это в
любом случае было лучше, чем овощебаза, я с радостью согласилась "
Как называли детей репрессированных видных большевиков из
числа соратников Ленина, мешавших установлению абсолютной
власти Сталина, оппонентов «в политической сфере», а также все,
заподозренные в малейшей нелояльности режиму?
Дети «врагов народа»
М
Г
Т
Дети шпионов
«Вражины»
1937 год на февральско-мартовском пленума ЦК ВКП(б) Сталин провозгласил начало «очистки страны от враждебных элементов»,
связывая это с новым этапом советской демократии: «Мы приняли советскую конституцию, но у нас есть еще враги, которые мешают
нам жить, портят нам нашу пролетарскую работу. Их надо выкорчевывать».
СМЕРТЬ БАНДИТАМ! езолюция рабочих ленинградской фабрики "Скороход") "Обвинительное заключение по делу заклятых
врагов нашего народа и родины - правотроцкистских предателей, шпионов и убийц показало всему миру звериное лицо бухариных,
рыковых, ягод и других фашистских мерзавцев. Презренные наемники фашизма по заданию обер-бандита, обер-шпиона Иуды-
Троцкого пытались распродать нашу родину, продать в рабство наш счастливый, свободный народ, сделать колонией империалистов
наши земли, затопить в океане крови нашу цветущую родину. Коварная фашистская лиса, прожженный провокатор и убийца
Бухарин, матерый изменник и враг народа Рыков, наемная сволочь на службе фашистской разведки - троцкисты, бухаринцы, эсеры,
меньшевики, национал-фашисты, агенты царской охранки - это отребье человеческое, составившее "правотроцкистский блок",
превзошло все пределы низости. Предательский удар фашистских негодяев сразил прекрасных сынов родины, наших дорогих
товарищей Кирова, Куйбышева, Менжинского и Горького. … Расстрелять злодеев всех до одного - вот наше единодушное
требование, единодушный приговор народа. Слава доблестной советской разведке! Слава стальному наркому тов. Ежову! непобедим
народ, создавший такую разведку. …Мы клянемся в вечной верности великой большевистской партии, нашему великому Сталину -
солнцу народов!»
Как называлась серия репрессий и политических преследований в СССР в 1936
1938 (название дано по книге американского автора Р. Конквеста). Этот период
репрессий 1937—1938 гг. также называется «Ежовщиной» и связан с народным
комиссаром внутренних дел Ежовым?
Чистка партии
Б
К
З
«Охота на ведьм»
Большой террор
Крупный чиновник советской эпохи Иван Григорьевич Большаков, наводивший когда-то страх на кинорежиссеров, на личном примере доказал,
что перед лицом Вождя все были равны и все одинаково боялись расстрелов.
Однажды Большаков смог добиться приема у Сталина. Разговор этот был для него чрезвычайно важным. В ходе этой встречи он даже уговорил
Иосифа Виссарионовича подписать какие-то документы, направленные на упрочнение положения и повышения статуса Мосфильма. Поскольку
прием проводился не в кабинете Сталина, а ручки у Вождя с собой не оказалось, Большаков предложил ему воспользоваться своей авторучкой. Но с
письменной принадлежностью произошла какая-то неполадка: то ли канал забился, то ли чернила на кончике засохли. Большаков быстренько взял
ее из рук высокопоставленного собеседника и встряхнул, чтобы вернуть к жизни. По роковой случайности траектория полета брызнувших чернил
пролегала через белоснежные брюки вождя. Попросту говоря, обляпал Большаков нарядные начальственные штаны. Лицо у него побелело, сердце
замерло, в глазах потемнело, в ушах зазвенело, ноги подкосились – в общем, все как положено при обляпывании начальства. А Сталин это
состояние еще больше усугубил: встал и принялся в упор смотреть в глаза подчиненному.
Сцена «удав гипнотизирует кролика» длилась всего несколько секунд, но бедный Иван Григорьевич за это время успел вспомнить все
существующие виды смертной казни. Однако Сталин, заметив серьезный испуг на лице собеседника, все же смягчился. Он усмехнулся и вполне
добродушно произнес:
Ну что ты так расстроился? Думал, у Сталина последние штаны?
В годы «большого террора» в СССР ничто: ни безусловное следование
линии ЦК, ни высокая должность, ни личная преданность Сталину не
могли гарантировать человеку личной безопасности. Это было время,
когда все жили под постоянным страхом репрессий. Как называется
такая форма правления?
Деспотия
Л
В
Д
Авторитаризм
Охлократия
Пословицы и речёвки советского народа
При царе слёзы лили, при Сталине счастье куём.
Вождь без народа – не воевода, а народ без вождя, что пашня без дождя.
За Сталиным идти – в счастье жить и цвести.
Потому и идём вперёд, что нас Сталин к победам ведёт.
Что в Советском Союзе родится, то для всего мира годится.
СССР богат и славен, в нём каждый другому равен.
СССР – всему миру пример.
Свет Кремлёвского маяка виден издалека.
Без пролетарской диктатуры нет ни стройки, ни культуры.
От ленинской науки крепнут разум и руки.
И один в поле воин, если по-советски скроен.
И работа всласть, коль Советская власть.
Как назывался процесс подчинения определенным идеологическим
концепциям, идеям и установкам?
Пропаганда
Я
Е
И
Агитация
Идеологизация
Как называлась кампания против зажиточного крестьянства в
СССР в 1920-1930-е годы, направленная на «ликвидацию
кулачества как класса»?
Коллективизация
С
Н
К
Раскулачивание
Репрессии
Приложение № 3.