Презентация "Казанский собор"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Строительство Казанского собора

Казанский кафедральный собор

Галерея

Архитектура и убранство собора

Собор Казанской иконы Божией Матери

Автор проекта

Традиции

Назад

Казанский кафедральный собор

Православный соборСобор Казанской иконы Божией Матери

СтранаРоссияГородСанкт-ПетербургНевский проспект, дом 25КонфессияПравославиеЕпархияСанкт-Петербургская Тип зданияСоборАрхитектурный стильКлассицизмАвтор проектаА. Н. ВоронихинСтроительство18011811 годыДата упразднения19321991 годыПриделыГлавный — Казанской иконы Божией Матери; северный — …; южный — …; пещерный — священномученика Гермогена.Реликвии и святыниЧудотворный список Казанской иконы Божией Матери; могила М. И. Кутузова.СтатусКультурное наследие Российской Федерации,объект№ 7810539000СостояниеОтличноеСайтОфициальный сайтСобор Казанской иконы Божией Матери на ВикискладеКоординаты59°56′03.22″ с. ш. 30°19′28.54″ в. д. (G) (O)

Каза́нский кафедра́льный собо́р (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 25) —православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Один из фасадов собора (полностью скрытый грандиозной колоннадой [1] ) выходит наНевский проспектабсида собора обращена в сторону Канала Грибоедова и с проспекта не видна. Перед западным фасадом расположена полукругом чугунная решётка, считающаяся шедевром литейного искусства.

Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы,Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и Казанской улице, которая отходит от собора.

Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был присвоен статус кафедрального и он стал главным храмомСанкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов

Строительство Казанского собора

  • В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. ГонзагаЧ. КамеронД. ТромбараЖ. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
  • Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
  • Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября1801 года в присутствии императора Александра I. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.
  • 15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Назад

  • Назад Далее

Назад В начало

Архитектура и убранство собора

  • Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе - вход, на востоке — алтарь. Потому многие[3] культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.
  • Внутреннее убранство Казанского кафедрального собора
  • Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. МартосомИ. П. Прокофьевым,Ф. Г. ГордеевымС. С. ПименовымВ. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
  • Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
  • Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.
  • Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
  • Образа исполнили академики живописи: В. К. ШебуевА. Е. ЕгоровА. И. Иванов,Ф. П. БрюллоС. С. ЩукинО. А. Кипренский и другие[4].
  • Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 18341836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен[5]. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
  • Назад Далее

Внутреннее убранство Казанского кафедрального собора Назад В начало

Страна

Россия

Город

Санкт-ПетербургНевский проспект, дом 25

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская 

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

А. Н. Воронихин

Строительство

18011811 годы

Дата упразднения

19321991 годы

Приделы

Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — …; южный — …; пещерный — священномученика Гермогена.

Реликвии и святыни

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери; могила М. И. Кутузова.

Статус

Культурное наследие Российской Федерации,объект№ 7810539000

Состояние

Отличное

Воронихин Андрей Никифорович

  • Назад Далее

Назад Далее

Годы жизни

Гражданство

 Российская империя

Дата рождения

17 (28) октября 1759

Место рождения

Новое УсольеПермская губерния

Дата смерти

21 февраля (5 марта1814 (54 года)

Место смерти

Санкт-Петербург

Работы и достижения

Работал в городах

Санкт-ПетербургПетергофСтрельна,ГатчинаПавловск

Архитектурный стиль

классицизм, русский ампир

Важнейшие постройки

Казанский собор

Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графаА. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов иМ. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге. В 1785 году Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств. К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеровСтрогановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьерыСтрогановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

  • Назад Далее

В 1797 году Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Чёрной речке в Петербурге. Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад вПетергофе, интерьеры дворцов в СтрельнеГатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях. Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

  • Назад В начало

Традиции Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах: 30 августа (12 сентября) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года - от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре. 4 (16) апреля, в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада. 4 (16) июля, в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади. В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом: Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте. 11 (24) мая, в день святых Кирилла и Мефодия, на молебне присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ. 14 (27) января, день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы. 25 декабря (7 января), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен. Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступилПлеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли. Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

  • Назад