Внеклассное мероприятие "Януш Корчак - Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Черняховского городского округа
Калининградской области
Внеклассное мероприятие
Януш Корчак – Король Детей.
Великий Человек и Великий Учитель.
Работа подготовлена учителем истории
МАОУ «Калиновская СОШ» Карбовской Т.Б.
п.Калиновка
2018
Может, в жизни было по-другому,
Только эта сказка вам не врёт…
А.Галич (из поэмы "Кадиш").
Слайд 1.
Моя работа называется «Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и
Великий Учитель». Она посвящена человеку, Доктору, педагогу, всего себя
посвятившего себя. Он не побоялся смерти. И погиб ради детей. Работу можно
использовать на классных часах, внешкольных мероприятиях, заседаниях МО
учителей-предметников. Дети и взрослые должны знать героев, и помнить о них.
Слайд 2
Вступление.
Война существовала на Земле во все времена. Она не прекращает свое
существование и по сей день. После войны человечество не останавливает свою
жизнедеятельность. Мы продолжаем жить, развиваться и поднимать будущее
поколение. Делаем это, чтобы после нас, наши дети жили в еще более развитой,
дружной и крепкой стране. Школа играет большую роль в развитии будущего
поколения. Она дает обучающимся первые початки патриотизма, любви к
природе, уважения друг к другу. Человек, о котором вы сегодня услышите,
удивительно цельный, отличающийся огромной душевной щедростью, искренней
любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу.
Януш Корчак. Человек, которого весь мир знает под этим псевдонимом, давно,
ещё при его жизни, стал символом – символом стойкости, самоотверженности,
всепоглощающей любви к детям, наконец, просто символом верности. Редко
вспоминают о том, что он в оккупированной нацистами Польше был последним
офицером, носившим мундир разгромленной польской армии как он сам
говорил "мундир солдата, которого предали". В мировой педагогике Януш Корчак,
так же, как и Макаренко, является знаковой фигурой. Он не разработал какую-то
супер методику или систему воспитания, он не открыл никаких неизвестных
доселе истин, не стал доктором наук, не защитил ни одной диссертации на
педагогическую тему. Все, что он делал, сводилось к одной простой вещи он по-
настоящему любил детей. И без умничания и многословия доказывал это своей
жизнью, а потом и своей смертью.
У него был еще один псевдоним – старый Доктор.Несмотря на то, что у него
никогда не было ни собственной семьи, ни своих детей, Януш Корчак одним из
первых заговорил о правах детей. Причем, задолго до того, как Организация
объединенных наций приняла Декларациюонвенцию) о правах ребенка.
Почему Доктор? Потому что Януш Корчак начинал свою деятельность, как врач.
Работая в детских больницах, он проникся любовью и уважением к детской душе,
обратив внимание на то, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет
умирать ребенок…». После этого он посещал детские приюты по всей Европе и
сделал целью всей своей жизни обеспечить обездоленным и осиротевшим детям
достойную жизнь. Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не
просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от
взрослых. Он не просто заявил, а многократно подтвердил на деле, что
воспринимает больных детей, как равных себе, и готов разделить все их
страдания.
Корчак написал более двадцати книг, в которых не было банальных советов
«по уходу и воспитанию», а также рекомендаций по «выращиванию послушных
гениев». Его педагогическая концепция сводилась к одной простой истине: уметь
слушать свое сердце и любить детей. Поэтому часто педагогику Януша Корчака
называют педагогикой сердца, а его книги «Король Матиуш Первый» (для детей),
«Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение», написанные в начале
прошлого века, актуальны и сегодня
Слайд 3
Ерш Хенрик родился 22 июля 1878 года в семье польских евреев Гольдшмитов.
Свое первое образование получал в русской гимназии в Варшаве. В 1889 году у
отца Ерша, успешного адвоката Юзефа Гольдшмита обнаружили душевную
болезнь. Отец так и не вылечился, чтобы помогать маме и маленькой сестре Ерш
начинает подрабатывать репетитором в 11 лет. В 1898 году решает стать врачом и
поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В 1907
году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит
практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными
учреждениями. Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во
враче - Гольдшмите просыпается педагог. Генрик твердо решил: да, он будет
лечить, но не тела, а души!
Слайд 4
Врач, педагог, журналист и писатель, он к началу Второй мировой Войны был
известен во всём мире под именем Януша Корчака, которым он подписывал свои
статьи и книги. . Под этим именем он и вошёл в историю. Корчак прожил свою
жизнь достойно.
Слайд 5
Литературное творчество
Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним- Янош
Корчак. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной»
(1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в
Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы,
статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии,
содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый
опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании
лавные из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение»,
1929).
Слайд 6
В книгах Корчака, в которых не было банальных советов «по уходу и
воспитанию», а также рекомендаций по «выращиванию послушных гениев». Его
педагогическая концепция сводилась к одной простой истине: уметь слушать свое
сердце и любить детей. Поэтому часто педагогику Януша Корчака называют
педагогикой сердца, а его книги «Король Матиуш Первый» (для детей), «Как
любить ребенка» и «Право ребенка на уважение», написанные в начале прошлого
века, актуальны и сегодня
Слайд 7
Участвуя в двух войнах, русско-японской и германской, как называли в России
Первую мировую войну, в качестве военного врача, он вернул к жизни множество
раненых. Начав работу в детских клиниках, он ощутил больных детей как самый
«обездоленный и распятый класс». Вся его дальнейшая медицинская,
педагогическая и литературная деятельность была посвящена борьбе за
исцеление душ и тел детей, этой единственной в своём роде «классовой борьбе».
Слайд 8
В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает в Варшаве
своеобразную детскую республику - «Дом сирот» для еврейских детей, которым
руководил до конца жизни. Этот дом выделялся из числа себе подобных.
Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и
настоящим домом не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.
Корчак говорил: Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,
иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Это было
маленькое "государство" детей, во главе которого стоял "Совет самоуправления".
По спорным вопросам проводились опросы общественного мнения. Большое
значение имел в доме "Товарищеский суд", кодекс для него сочинил сам "пан
доктор". И хотя в кодексе была тысяча параграфов, только тысячный гласил, что
подсудимый "опасен для окружающих и подлежит исключению" этот пункт был
применён за тридцать лет всего два раза. Детский суд в доме Корчака выносил
одно из двух решений: оправдать или... простить. Ведь в детском доме жили
сироты, и Корчак делал все, чтобы дать им настоящее детство. Простить,
простить, простить! Понять и простить — вот лейтмотив детского суда.
Слайд 9
В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский
суд и совет при суде. Решения суда были обязательны для руководства приюта,
причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его
воспитатели. Простить, простить, простить! Понять и простить — вот лейтмотив
детского суда.
Слайд 10
Дом жил по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть
трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. Дом учил быть достойными
людьми… Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний,
потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то
сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому
что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не
нарочно, в будущем будет осторожнее. Если сделал плохое, так как ему трудно
привыкнуть, постарается больше не делать этого. Если сделал плохое, потому,
что его подговорили, больше не послушается».
Слайд 11
Все эти педагогические проекты, новые книги достигались неимоверным трудом.
Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за
экономических проблем. Антисемитизм в Польше оставался настолько серьезной
проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись
еврейские поселения, впоследствии положившие начало государству Израиль. В
1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:
*Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.
*Наблюдать ребенка.
*Не давить на ребенка.
*Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
*Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным
ребенком.
В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый
Доктор. Однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как
воспитывать детей. В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше
достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать,
однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к
тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога.Но главное Януш
Корчак не был готов отказаться от своей Родины – Польши.
Слайд 12
Главная цель, которую преследовал этот «Дом сирот» в годы оккупации Польши,
заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их
жить. Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу
и медикаменты.
Слайд 13
Несмотря на весь ужас, происходивший в гетто, Дом сирот продолжал жить
обычной жизнью. Строго соблюдались чистота и порядок, шли уроки,
выпускалась газета, действовали детский сейм и товарищеский суд. Вот только
лица детей становились все печальнее, а одежда все свободнее.
«Час субботнего взвешивания — час сильных ощущений», запишет Корчак в
дневнике. Только по ночам, в дневнике, который 63-летний доктор начал вести за
три месяца до гибели, он мог выразить свою боль и отчаянье. Этот период время
величайшего героизма Януша Корчака.
Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское
гетто от остального мира, Януш Корчак остался со своими сиротами. В
cтихотворении А.Проскурнина "Жёлтые звёзды", есть такие строки:
Издан приказ: "Евреям надеть
жёлтые звёзды. Иначе – смерть!"
Старый Доктор отклонил все предложения вывести его из гетто. Никакие уговоры
не сломили его решение: он должен быть с детьми!!!
Вспоминает Ирена Кшивицкая: огда началась депортация евреев, друзья
молили и упрашивали Корчака бежать из гетто. Но какой святой убегает от своих
мук? Его смерть, разумеется, была не нужна, а сам он мог бы ещё пригодиться
другим. Не только же эти сироты были на свете. С точки зрения обычного
здравого смысла, смерть Корчака была не меньшим абсурдом, чем самоубийство
врача, у которого пациент умирает от неизлечимой болезни. Но такие, как Корчак,
думают другими категориями. Разве мог он остаться жить с тем горьким
сознанием, что бросил детей в смертный час? И чего уж там душой кривить,
именно он нужен был им, чтобы смягчить страшные мучения предсмертного
часа".
Соратник Корчака Игорь Неверли
рассказывал:
На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из
гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на
два лица техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак
взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня
подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же
своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить
их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?
Слайд 14
К лету 1942-го у Корчака уже не было никаких сомнений в том, какое будущее
ждет его и его детей. Он, конечно, не знал о директиве штурмбаннфюрера СС
Германа Хефле, предписывавшей начать “выселение на восток” (то есть в
концлагерь Треблинку), но по происходившему вокруг понимал, что немцы
начали методичную и планомерную работу уничтожения.Летом 1942 года
поступил указ о депортации «Дома сирот». Корчак пошёл вместе со своей
помощницей и другом , другими воспитателями и примерно 200 детьми на
станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.
Слайд 15
Последний марш детей «Дома Сирот» по платформе к вагонам, увозившим их на
смерть, превратился в грандиозное трагическое шествие, бросавшее вызов . Дети
шли по четыре вряд. Впереди Корчак. Над головами детей развивалось зеленое
знамя надежды, с четырехлистным золотым клевером. Зеленое зная бесстрашного
юного короля Матиуша: Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала
честь. Немцы, глядя на Корчака, спрашивали, кто этот человек?: «Корчак с
детьми» — был ответ.
Мы идём по четверо, рядами,
сквозь кордон эсэсовских ворон…
Дальше начинается преданье –
дальше мы выходим на перрон.
И бежит за мною переводчик,
робко прикасается к плечу:
"Вам разрешено остаться, Корчак!"
Если верить сказке, я молчу.
И. Перле (очевидец): Эти двести ребят не кричали, двести невинных существ не
плакали, ни один не побежал, ни один не спрятался, они только теснились, как
птенцы, возле своего учителя и воспитателя, своего отца и брата…
А. Шаров:Из Варшавы поезд повез детей в Треблинку. Один только мальчик
выбрался на волю: Корчак поднял его на руки, и мальчику удалось выскользнуть в
маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом, в Варшаве,
погиб.Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские
рисунки – больше ничего не сохранилось.
И. Неверли:… на Умшлагплац (привокзальная площадь в Варшаве, пункт
перегрузки),прибыл Дом сирот с Корчаком. Люди замерли, будто появилась сама
смерть, некоторые плакали. Вот так, стройной колонной, по четыре человека в
ряду, со знаменем, с руководителем во главе, сюда еще не приводили…
- Что это такое? - закричал комендант Умшлагплаца. Ему сказали: это Корчак с
детьми. Комендант задумался, начал вспоминать, но вспомнил, когда дети были
уже в вагонах. Он спросил у Доктора:
- Это Вы написали "Банкротство маленького Джека"?
- Да, а это имеет какое-нибудь отношение к эшелону?
- Нет, я просто читал в детстве, хорошая книга, вы можете остаться, доктор…
- А дети?
- Невозможно, детям придется поехать…
- Ну, нет, - крикнул Доктор, - дети - это главное! - и захлопнул за собой дверь
изнутри…
И в 1945 году в Варшаве говорили: "Они живы - Старый Доктор, дети. Их не взял
огонь – отступился…. Дети живы.… И Пан Доктор жив. Ходят по селам. Где
добрый человек живет - в дверь постучатся.… А если злой живет - не стучатся
Эммануэль Рингельблюм, сам позже расстрелянный, оставил такое
свидетельство:« Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский
приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом
конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти и вдруг
пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был
не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против
бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было.
Выстроенные четвёрками дети. Во главе Корчак с глазами, устремлёнными
вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала
смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот
человек?» Я не мог больше выдержать слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл
лицо руками…….»
А вот и действительно очевидец – И.Перле: "Горе глазам, видевшим тот ужас.
Януш Корчак, сгорбленный, берёт самого маленького ребёнка за руку и идёт
вперёд. Идут и несколько медсестёр в белых фартуках, а за ними двести только
что причёсанных детей, ведомых на смерть. Со всех сторон детей окружают
немецкие, украинские и еврейские полицаи. Тем временем в юденрате узнали о
происходящем… Бросились хлопотать, звонить, спасать. Кого спасать? Нет, не
двести детей, а одного Януша Корчака. Но он вежливо поблагодарил господ из
юденрата и пошёл вместе со своими детьми. Рыдали камни мостовых…".
За две недели до описываемых событий, председатель юденрата Варшавского
гетто Адам Черняков, когда немцы приказали ему подготовить отправку на
уничтожение транспорта детей, покончил с собой. В предсмертной записке он
написал: "От меня требуют, чтобы я собственными руками убивал детей своего
народа. Мне остаётся только умереть". На похоронах Чернякова траурную хвалу
ему признёс Януш Корчак.
Слайд 16. Треблинка.
6 августа, эта дата смерти Корчака в концлагере Треблинка, директору «Дома
сирот» в последний раз предложили спастись, однако Корчак категорически
отказался. Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к
смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал сказку,
ничего не подозревающим малышам.Как известно, апостол Петр, один из
любимейших учеников Иисуса Христа, трижды отрекся от своего учителя.
Трижды десять раз искушаемый Януш Корчак, не оставил своих обездоленных
учеников. Мы до сих пор не знаем — и никогда не узнаем, — что он говорил
своим детям в этот день. С какими словами одевал самых маленьких, что говорил
старшим? Сказал ли он им правду? Вся педагогика старого доктора — педагогика,
сохранившаяся в его книгах, — построена на том, чтобы не врать ребенку. Скорее
всего, он не обманывал детей и в этот раз. Наверное, он поддерживал их не
столько словами, сколько собственной уверенностью и спокойствием. Великий
педагог и мыслитель умер вместе со своими детьми, которым посвятил всего себя.
Он до последнего хранил веру, что детей гитлеровцы не тронут, что у них просто
не подымется на это рука. Но, благородный детский писатель приписывал
благородство тем, кто его не имел. Януш Корчак погиб, ни на одну секунду не
оставив своих воспитанников, вселял им надежду и оптимизм, веселил и дарил