Конспект урока "Реформация и религиозные войны в Европе" 7 класс

УРОК 7
Тема. РЕФОРМАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ (1 ч)
Цели урока
образовательная:
раскрыть причинно-следственные связи между Реформацией и религиозными
войнами в Европе. Рассказать о ходе европейских вооруженных конфликтов на
религиозной почве, а также об их последствиях;
воспитательная:
способствовать формированию у учащихся веротерпимости, уважительного
отношения к чужим взглядам и убеждениям;
развивающая:
формировать у учащихся навыки самостоятельного поиска причинно-следственных
связей в социальных процессах и явлениях.
Тип урока - комбинированный урок.
Этапы урока
1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
На данном этапе следует восстановить в памяти учащихся ряд опорных знаний,
умений и навыков:
умение пользоваться историческими картами;
умение анализировать исторические источники;
знания о политическом, социально-экономическом, культурном развитии стран
Западной Европы в Позднем средневековье;
знания о положении католической церкви в Западной Европе Позднего
средневековья;
знаний о религиозном, социально-экономическом и политическом аспектах
движения гуситов в Чехии;
знаний о Реформации в Германии, об учении М. Лютера и о становлении
лютеранской церкви в Германии;
знаний об исторических личностях (Дж. Виклифе, Я. Гусе, Я. Жижке, М. Лютере);
знаний о понятиях «Реформация», «Гуманизм», «лютеранство», «конфессия»,
«индульгенция» и др.
2. Формирование новых понятий и способов деятельности
Для успешного усвоения учащимися нового материала учителю следует:
рассказать о социально-экономических, политических и религиозных причинах и
предпосылках Реформации в странах Западной Европы;
поведать о распространении протестантизма в Англии, Франции, Нидерландах,
Швейцарии, Польше, Швеции и др. европейских странах;
раскрыть особенности кальвинистской и англиканской доктрин. Рассказать о
личности и деятельности Ж. Кальвина, У. Цвингли и английского короля Генриха VIII;
рассказать о борьбе католиков и протестантов во Франции, раскрыть значение
понятий «кальвинизм», «гугеноты», «контрреформация», «иезуиты»;
изложить ход событий Варфоломеевской ночи 1572 г., принятие Нантского эдикта о
веротерпимости 1598 г.;
рассказать о личности и деятельности И Лойолы, а также о создании ордена
иезуитов, о целях и методах этой организации.
3. Формирование новых знаний, умений и навыков, их систематизация и
углубление
Предложить учащимся внимательно прочитать отрывок из исторического источника и
ответить на вопросы.
Учение Кальвина о церковной иерархии
«Существует четыре степени должностей, установленных господом нашим для
управления его церковью: во-первых, пасторы, затем - доктора, далее - старейшины, в-
четвертых - диаконы.
Если мы желаем иметь хорошо управляемую церковь, мы должны соблюдать этот
порядок.
Что касается пасторов... их обязанностью является возвещать слово божие...
совершать таинства и вместе со старейшинами и приставами налагать братские
наказания.
Чтобы ничто в церкви не совершалось беспорядочно, никто не должен вступать в эту
должность без призвания, причем следует принимать во внимание три вещи: во-первых и
во-вторых, экзамен, который [состоит из двух частей] и является главным делом; в-
третьих, какую церемонию следует сохранить для возведения их в сан.
Экзамен состоит из двух частей. Во-первых, имеет ли тот, кто подлежит посвящению,
хорошее и святое знание Писания. Затем, способен ли он сообщать его народу. Далее, во
избежание всякой опасности, что кандидат может посеять какое-либо дурное мнение,
будет уместным, чтобы он заявил о том, что принимает принятое церковью учение.
Чтобы знать, способен ли он учить, следует вести экзамен путем вопросов. Вторая часть
- о жизни, именно добрых ли он нравов».
Учение Кальвина о церковной иерархии // Хрестоматия по истории Средних веков в
2-х т. Подред. Н. П. Грацианского и С.Д. Сказкина. - Т. 2, ч. 2, - М.: Учпедгиз, 1938. - С.
153.
Вопросы
1. Что можно сказать о личности Ж. Кальвина на основании этого отрывка? 2. Какие
критерии предлагает Кальвин для утверждения пастора в его сане? 3. Чем отличается
кальвинистская церковная иерархия от католической?
Варфоломеевская ночь (из книги И. Клула «Екатерина Медичи»)
«Глубокой ночью во дворец были срочно вызваны два главных чиновника
магистратуры - Клод Марсель и купеческий старшина Ле Шаррон. Им сообщили о якобы
существующем заговоре протестантов и поручили закрыть городские ворота, лодками
перегородить Сену, вооружить горожан и подготовить пушки для защиты Городской
ратуши. В каждом доме, где живет ополченец,
должен быть вооруженный часовой с факелом, а его левая рука должна быть обернута
белым шарфом. Все пути к бегству будут перекрыты ополчениями, которые займут
площади и мосты, проходы и ворота.
Названы и исполнители: католики дворяне из свиты Гиза и гвардейцы короля. К
раннему утру все готово. <...> В эту ночь в Лувре почти никто не спал. Казнь началась на
заре 24 августа 1572 г., в воскресенье, в праздник Святого Варфоломея. Сигнал должны
были дать с дозорной башни Дворца Правосудия. Его опередил набатный колокол Сен-
Жермен-Л’Осера. Его заунывный звон раздался в три часа ночи. Первыми были убиты
дворяне, разместившиеся в Лувре, - этим занялся капитан королевских гвардейцев Нансе.
Протестантов стянули с постели и протащили через весь замок к большому двору, где
стрелки толкали их на алебарды швейцарцев, прокалывавших насквозь. <...>
Большинству дворян-протестантов, жившим в городе, перерезали горло в их постелях
или расстреляли из пищалей, какТелиньи, который пытался спрятаться на крыше. Их
тела были свалены в кучу во дворце Лувра. Спастись удалось только тем протестантам,
которые остановились в пригороде Сен-Жермен <...>. Было уже пять часов утра. Казнь,
разрешенная Карлом IX по предложению Екатерины [Медичи, матери короля],
закончена: убито около двухсот человек, в основном аристократы, мелкие дворяне и
солдаты.
Именно в этот момент исступленный и голодный народ, выйдя из-под контроля,
превратил в резню полицейскую акцию. Уже давно назревал бунт. Об этом
свидетельствовали слишком многие признаки. Екатерина и ее сын не могли не знать, что
Париж превратился в пороховую бочку и что одной только искры хватило бы, чтобы
произошел взрыв. Сознавая опасность, они все-таки приняли некоторые меры
предосторожности: призвали ополчение для охраны кварталов и отправили герцога
Анжуйского обеспечивать неприкосновенность богатых лавок.
Когда голодная и исступленная беднота вдруг понимает, что казнь, осуществленная
по приказу короля, направлена на тех же самых гугенотов, которых обвиняют
католические проповедники, врожденный инстинкт охотника побуждает нищих начать
травлю протестантов. Власти духовные и светские как бы дают разрешение на убийства
и грабежи. Голод и нужда вместе с ненавистью распаляют народную жестокость.
Это смертоносное безумие продлится три долгих дня, в течение которых королевская
семья в ужасе закроется в Лувре, откуда король тщетно будет отдавать приказы прево,
старшинам и ополчению прекратить зверства. Не особенно разбираясь в религиозных
настроениях своих жертв, толпа, в которой смешались ополченцы, солдаты охраны
короля, фанатики и бродяги, бросается в лавки и зажиточные дома. Жертвами становятся
аристократы и буржуа. <...>
25-го в письме к своему послу в Англии Ламотт-Фенелону король констатирует, что
«возбуждение», то есть народный бунт, «еще не успокоилось»; он добавляет, что
выявился «заговор, который так называемые сторонники новой религии замышляли
против меня самого, моей матери и моих братьев».
<...> 26-го Карл IX приказывает возвестить на всех перекрестках о запрещении
убийств и грабежей. Король в Лувре, а герцог Гиз в своем особняке, дают приют сотням
беженцев. 27 августа в королевских повелениях наместникам в провинциях
приказывается следит за тем, чтобы «не было никаких волнений между жителями и не
происходили убийства». Он хочет предотвратить резню, вызванную местью. Гонцы,
посланные во все верноподданные города королевства, оповестили о королевском указе,
и вскоре начался «сезон» Варфоломеевской ночи. С 24 августа происходит взрыв
народной жестокости в городах, расположенных недалеко от Парижа. Начинается резня
гугенотов в Ла Шарите, Мо, Бурже, Орлеане, Анжере, Сомюре, Труа и, наконец, в Руане
17 и 28 сентября. После некоторой передышки наступает очередь юга: 3 октября - Бордо,
4-го - Тулуза, Гайяк и Апьби - 5-го. <...> Сколько же всего погибло людей во время этих
событий? Цифры очень разняться. По всей Франции могло быть убито от двадцати до
тридцати тысяч человек. Но такая оценка не может считаться точной и проверить ее
невозможно. <...>
Никого не интересовал страх и возмущение протестантов. Только пасторы могли
теперь своими пламенными проповедями возродить в верующих стремление защитить
истинную веру. Укрепленные города протестантского юга - Монтобан, Ним, Обена и
Прива, пытаясь защититься от жестокости католиков, закрыли городские ворота и
приготовились к сопротивлению. В Сансере, самом сердце королевства, буржуа,
намеревавшиеся подчиниться королю, были вынуждены присоединиться к большинству
простого люда, решивших защищаться».
Клула, И. Екатерина Медичи. - Ростов-на-Дону «Феникс», 1997. - 448 с., С. 224-229.
Вопросы