Презентация "Власть и церковь. Церковный раскол" 7 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Власть и церковь. Церковный раскол.

  • План урока
  • Истоки церковной реформы.
  • Реформы Никона.
  • Раскол: причины, понятие, протопоп Аввакум.
  • Социальные силы. Формы сопротивления.
  • Значение раскола.

Основная проблема урока: Значение раскола для государства, церкви и русского общества?

Царь Алексей Михайлович Романов (1629-1676гг.)

Вопросы к пункту: «Реформа патриарха Никона»

  • Какой кружок сложился в Москве в конце 40-х гг.XVII века?
  • Кто вошёл в этот кружок?
  • Что не нравилось духовным лицам в жизни церкви?
  • Что необходимо было сделать, по их мнению, чтобы это изменить?

Патриарх Никон (1605-1681гг.)

  • Задание №1
  • Прочитать биографию патриарха Никона и ответить на вопросы от первого лица:
  • « Никон родился в крестьянской семье села Вельяминова близ Нижнего Новгорода в 1605г. При крещении был назван Никитой. Мальчишкой сбежал от злой мачехи в Макарьев-Желтоводский монастырь (под Костромой), стал самым рьяным послушником: даже спать ложился у благовестного колокола, чтобы не пропустить ни одной службы. Затем стал священником, обзавёлся семьёй и 10 лет прожил мирно и счастливо. Но в одночасье все его трое сыновей умерли. Горе потрясло Никиту и его жену, в смерти детей они увидели знамение Божие, призыв уйти из «мира». На тридцать первом году жизни он постригается в монахи под именем Никона, затем становится игуменом Кожеозсрского монастыря в Поморье.
  • Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же - «чудотворца», провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович. В 1646г. Никон приехал в Москву и стал архимандритом Новоспасского монастыря, а спустя два года митрополитом новгородским. После смерти патриарха Иосифа царь способствовал тому, чтобы его преемником стал Никон(1652 г.).
  • Никон отстаивал идею преобладания духовной власти над светской. «Священство...- писал Никон,- от самого Бога, и древнее и нынешнее, а не от царей...Священство всюду пречестнейше есть царства...». Патриарх начал претендовать на усиление церковной власти, именуя себя «велики государем». Царь, сам стремившийся к усилению личной власти, охладел к недавнему любимцу. В 1658 г. между царем и патриархом произошёл открытый разрыв, в результате которого Никон покинул Москву, в1666 г. над Никоном начался судебный процесс за самовольное оставление поста, в 1667 г. снят сан патриарха, а он сам отправлен в ссылку в Белозерский Ферапонтов монастырь. Вопросы:
    • Где, когда и в какой семье родился будущий патриарх?
    • Какое обстоятельство окончательно убедило его уйти из «мира»?
    • Что сделало его имя известным, и не только в церковных кругах?
    • Какие факты свидетельствуют о быстром возвышении Никона?
    • Какой точки зрения придерживался патриарх в вопросе, что выше «священство» или «царство»? Как это повлияло на его жизнь?

Вопросы к пункту: «Реформа патриарха Никона»

  • По какому образцу исправлялись богослужебные книги?
  • Что изменяется в русской православной церкви»

Раскол- религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Протопоп Аввакум (1621-1682гг.)

Социальный состав раскола

  • 1)Служители церкви
  • -оскорблены властолюбием Никона, его высокомерным отношением к рядовому духовенству;
  • -многие были малограмотны (не могли осваивать новые тексты богослужения)
  • 2) Посадские люди
  • -из-за враждебного отношения Никона к ликвидации «белых слобод», вмешательством церкви в торговлю и промышленность
  • 3) Крестьяне –основная масса
  • -скрывались от барских и монастырских поборов, произвола властей, искали в скитах не только старины, но и воли
  • 4)Представители господствующего сословия (бояре и дворяне)
  • -против усиления самодержавия через реформу церкви

В.И.Суриков «Боярыня Морозова»

  • Найдите в тексте ошибки.
  • В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы церкви. Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, так как значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела церкви, хотя царское окружение выражало явную симпатию Аввакуму.