Конспект урока "Крещение Руси" 11 класс

27-28 Крещение Руси.
Цель:
-понять причины принятия христианства по византийскому образцу, познакомиться с
событиями и методами крещения Руси.
Задачи:
-образовательные: познакомить учащихся с великим событием в истории нашего
государства – крещением Руси; принятием христианской веры;
-развивающие: развивать умение излагать свое мнение по поводу значения
православной культуры в жизни людей, общества;
-воспитательные: воспитать уважение и интерес у школьников к православной
культуре; приобщать детей к христианской культуре посредством музыки,
литературы, предметов искусства.
Основные понятия: культура, религия, язычество, христианство, православие.
Оборудование: карта “Русь в IX XII вв.”; иллюстративный материал; документы
(отрывки из “Повести временных лет” и исторической литературы).
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний
Преподаватель проводит опрос по понятиям, необходимым при изучении новой
темы: восточнославянские племена, язычество, христианство, православие, католицизм,
ислам, боги славян.
3. Этап мотивация.
Показать фото храма Князя Владимира в Херсонесе.
Ребята, что изображено на этом фото?
Что это за храм и где он находится?
Этот вопрос у нас остается без ответа и мы его оставим на потом.
преподаватель: послушайте стихотворение «Русь».
Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп.
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И кресты, кресты, кресты…
Сколько бед прошло над Русью,
Подсчитать и не берусь.
Только низко поклонюсь я,
И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»
Е. Санин
- О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле)
- Когда нашу родину называли Русью?
Одним из ключевых слов нашего урока и название темы связано со словом Русь.
Преподаватель:
А теперь прошу обратить внимание на доску, на ней зашифровано слово, его вы
отгадаете, ответив на вопрос. Какой двунадесятый праздник православные люди отмечают
19 января?
Студенты отвечают: (крещение)
Преподаватель: Спасибо за работу ключевое слово разгадано, итак, формулируем тему
урока. Напоминаю, ключевыми словами является название стихотворения и наше
разгаданное слово с доски.
4. Сообщение темы и цели урока.
Как христианство повлияло на историю Руси: положительно или отрицательно?
5. Изучение нового материала.
Что такое культура и что она в себя включает?
Нарисуйте схему:
Разделите на две группы по какому-либо признаку понятия:
традиции, храмы, право, обычаи, книги, законы, религия, идеи, теории,
иконы, картины.
По каким признакам вы разбили группы? Итак, что относится
к материальной, а что к духовной культуре?
Добавьте свои понятия в данные группы.
Учитель: Именно культура помогает передавать из поколения в поколения опыт,
знания, традиции, обычаи. А русская культура вся пронизана христианством, которое
впитало в себя лучшие традиции древних славян. Образование межплеменных этнических
культура
материальная
духовная
общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической
жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории
большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.
Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов,
древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. от Р.Х стала превращаться в
народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное
распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX
веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на
Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время
очень часто совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени
проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели
прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской
верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании
воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих
силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со
специфическими занятиями населения. Поэтому серьезные изменения в быте ставили под
сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так,
поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них,
переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к
перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые
историки, как ОСоловьев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на
Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем
не менее, крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего
населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа
христианского народа над язычниками: "Чужо Бог" сильнее. Известны также и
миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.
Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя обряды любили и
совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди которых было
много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В то время, в
середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой половине X в.
Существовали православные храмы в Новгороде, в других городах на пути из варяг в
греки.
Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла
крещение. Мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись
связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела
переговоры с императором Константином. Однако в его подробных записках о крещении
Ольги не упоминается. Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом,
оставался языческим.
В X веке. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти
не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно
приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной.
Распространение христианства в княжеской и дружинной среде то время они в
известной степени совпадали) происходило, как я уже отмечал, быстрее.
Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии
и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться
во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко.
Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов на
Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-Запад и др.
Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и
основал там свою, как бы военную столицу - Переяславец.
Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,
Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский
престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав
отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем
ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а
славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не женой, а
скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место). Владимира, еще ребенка,
сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица.
Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход закончился
победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его
войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в
ров; такая участь постигла и Олега).
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в
Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска, пополненного
жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом
для похода стали действия Ярополка, приведшие к братоубийству. По дороге воины
Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк,
явившийся к победителю-брату, был убит. Усобица завершилась победой Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался
веротерпимостью и даже благоволил сторонникам "греческой веры", то Владимир в
момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый князь
приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 г. Были
поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.
Так в конце X в. в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное
язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось,
переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число
горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в
предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (особенно в Киеве).
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и
принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена
предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими
причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно
пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого
переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир
не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к
крещению жителей огромной языческой державы.
В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно
оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен
(обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за
государство, за его авторитет).
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что
получил ответ: "Где тебе любо". Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив
городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к
Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в
противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь
крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать
согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от
слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По
окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он
рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное
дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II
сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного
варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму
греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины,
подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир
приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как
государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен
проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же
спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто
общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы
взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). В южных, западных
городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия,
чем как оформившаяся религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное
отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье
подчинение воле князя, основывалось на традиции и было безграничным. В сельской
местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники,
поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с
элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков,
лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей.
Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение подданных в
христианском духе. Эту задачу выпол