Теория и методология исторической науки. Источники изучения истории и историография отечественной истории

1. Теория и методология исторической науки. Источники изучения
истории и историография отечественной истории
Предмет истории России: закономерности социально-экономического и
политического развития России и ее народов, конкретные формы которых
проявляются в исторических событиях и фактах. История России освещает
весь исторический путь России на конкретном фактографическом материале;
обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского
государства, его преобразовательскую деятельность, организационно-
государственное строительство в различных исторических условиях.
Развитие России и ее народов подчиняется закономерностям двух видов:
одни из них действуют на протяжении всего времени существования России
и ее народов, другие – лишь на определенном историческом отрезке и
проявляются только в известных условиях. С изменением исторической
обстановки некоторые закономерности могут утратить свое действие и,
наоборот, может проявиться действие других.
К методам изучения истории относятся следующие:
1. Сравнительный метод изучения истории заключается в сопоставлении
исторических объектов в пространстве и времени.
2. Типологический метод в классификации исторических явлений,
событий, объектов
3. Идеографический метод изучения истории заключается в описании
исторических событий и явлений.
4. Проблемно – хронологический метод изучения истории заключается в
изучении последовательности исторических событий во времени.
5. Системный метод заключается в раскрытии внутренних механизмов
функционирования и развития.
Объектом изучения истории является общество.
Предметом изучения истории являются закономерности социально-
экономического и политического развития общества и государства.
Закономерность это объективно существующая, повторяющаяся
связь явлений объективной жизни или этапов исторических
процессов, выражающихся в исторических событиях и фактах.
Факты составляют основу исторического знания, это фрагмент уже
состоявшейся действительности. Сами по себе «голые» факты ничего
не выражают. Только историк дает факту известный смысл, который
зависит от общенаучных и идейно-теоретических взглядов историка.
При изучении Отечественной истории важно понять, какие функции
выполняет этот курс. Выделяются следующие функции:
1. Познавательная функция – функция выявления закономерностей
исторического развития (сохранение, обобщение, обработка
накопленного социального опыта).
2. Мировоззренческая функция заключается в формировании системы
обобщенных взглядов, убеждений на факты, события, деятельность
исторических личностей и т.д. Изучение истории формирует научное
мировоззрение человека.
3. Воспитательная функция – формирование гражданских,
нравственных ценностей и качеств. История вырабатывает такие
нравственные качества как патриотизм, интернационализм,
моральные качества (долг, честь, совесть).
4. Функция социальной памяти – способ идентификации и
ориентации общества, личности.
5. Практически-рекомендательная функция – выработка научно-
обоснованного политического курса.
6. Прогностическая функция исторического познания заключается в
предвидении будущего.
Т. О. изучение истории представляет собой сложный процесс
реконструкции прошлого, а предметом ее является процесс
формирования предпосылок, зарождения, развития и становления
российского общества и государства как части мирового процесса
истории человечества.
Именно история является фундаментом науки об обществе. История России
является неотъемлемой частью этого фундамента.
Источники изучения истории. являются летописи. XI-XII вв. «Повесть
временных лет», написанная в 7 в. до 17 век. Летописи были общерусскими
(Николаевская летопись) и местными (Новгородские летописи). Судебник
1497 г., соборное уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие
грамоты. Великолепным источником по древней Руси является «Повесть о
полку Игореве», написанное неизвестным автором. Что касается истории
России с 18 в. по настоящее время, то здесь архивы документы и материалы
5. Проблемы этногенеза восточных славян. Быт, хозяйство и религия
восточных славян
Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп
индоевропейских народов. По мере расселения индоевропейцев по Европе и
Азии их единство распадалось. Как самостоятельные народы начали свое
существование греки, латины, славяне и др. Изучая этногенез славян,
ученые сталкиваются с проблемой определения славянской прародины.
Современная наука располагает прародину славян в Европе, на пространстве
от Вислы до среднего течения Днепра. По данным лингвистов,
самостоятельный славянский язык сформировался еще во 2ом – начале 1го
тыс. до н.э.Значительное число исследователей считает правомерным видеть
славян начала н.э. в племенах венедов, склавинов и антов. К 7-8 векам
окончательно распалось единство древнего славянства. Тогда же оформились
три славянские ветви: западные славяне (поляки, чехи, словаки), южные
(болгары, сербы, хорваты и др), восточные (русские, украинцы,
белорусы). Вначале восточные славяне заселили територии,
протянувшиеся вдоль великого торгового пути \из варяг в греки/.
Особенности славянской колонизации: 1) восточные славяне попали на
територии с суровым климатом и без каких-либо достижений древней
цивилизации, вследствие чего медленное развитие восточнославянского мира
по сравнению с Западом. 2) колонизуемые славянами просторы отличались
неравномерностью природных условий (на севере плотность населения была
меньше чем на юге) 3) колонизация носила мирный характер, так как
територий вдоволь хватало всем. 4) вследствие колонизации славяне
постепенно обложили данью многих угро-финских и балтских соседей. 5)
шел процесс асимиляции, культурных заимствований. ПВР упоминает
более десятка восточнославянских племен: древляне, поляне, дряговичи и др.
Каждое племя жило своим княжением, имело свой центр –
городище. Хоз-во славян было натуральным. Главным занятием являлось
земледелие. На севере преобладало подсечно-огневое земледелие, на юге –
пашенное с перелогом. В 6-9 веках славяне жили первобытно-общинным
строем. Несколько поколений (деды, отцы, дети, внуки) составляли большую
семью, т.е. родовую общину. Во главе рода стоял старейшина. Родовая
община постепенно стала сменяться соседской. Несколько общин, живших
рядом, объединялись в племя.Родственные племена составляли племенные
союзы. Со временем стала появляться чатсная собственность, что и привело к
имущественному, а потом и социальному неравенству. Основную массу
составляли свободные общинники, имелись также рабы(челядь). Была и
социальная элита(нарочитая чадь) – князья, их родичи, дружинники,
старейшины родов. Имущественное и социальное расслоение, формирование
правовых норм – все это являлось объективными внутренними
предпосылками возникновения в будущем государства. Кньзья и
нарочитая чадь играли важную роль во внутриплеменной жизни. Они
поддерживали порядок и безопасность, за это люди платили князю дань, т.е.
налог. Главным органом власти в племенах было вече. Князья и старейшины
веришили суд, опираясь на традиции, кот составялили обычное право(Закон
Русский). В верованиях славян господствовал политеизм. Известны их
боги: Сварог, бог огня, Стрибог, бог ветра, Велес, скотий бог, Перун, бог
грома и молнии. У славян были и свои языческие святилища – капища. Были
свои праздники: масленица, ивана купала. В семейных отношениях
господствовало многоженство, от которого отказались после принятия
христианства. Свято почитали слаяне обычай кровной мести. За убитого
родича мстил весь род.
6. Возникновение и развитие государственности восточных славян: от
Киевской Руси к политической раздробленности
Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения
Восточной Европы. Крупными восточно-славянскими племенными
группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи,
половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Славяне жили соседскими
общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного
строя, зарождения классов. В середине I тысячелетия основными занятием
восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашённое
земледелие).
Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено,
прежде всего внутренними социально-экономическими процессами. В
первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях
территории восточных славян начался процесс разложения первобытно-
общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-
славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с
появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой
силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном
труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство
самостоятельно.
Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство,
продукт труда и частное пользование, и владение участком пахотной земли.
Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.
Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно
внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали
возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается
процесс социального расслоения, выделение богатой верхушки,
обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а
затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в
зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).
Родоплемённые вожди, военачальники, их приближённые (дружинники)
захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати
(дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и
значительная часть рабов из пленных.
Из родоплемённой знати и бывших богатых общинников складывается
постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и
рядовых крестьян-общинников.
Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового
общества способствовали многочисленнее войны, ставшие средством
обогащения путём захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов.
В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от
князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от
внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань
становится обязательной, прекращается в подать. Кроме того, князья
облагали данью покорённые соседние племена, что способствовало
княжескому обогащению. Таким образом, социально-экономический строй
восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э.
характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формирование
классового общества, превращением родовых органов власти в органы
экономически господствующего класса и, наконец, появлением государства.
Помимо внутренних социально-экономических процессов, большое
значение имели и другие факторы – необходимость ликвидации конфликтов,
возникавших с соседними племенами, ведение войн, организация торговых
отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием
различного рода противоречий.
Власть вождей племенных союзов, значительно увеличивалась, усиливалась,
видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления.
Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.
Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности,
но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения
ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но
родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить
главное богатство – землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли
покорённых народов, знать, не сгоняла крестьян с земли, ранее им
принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое
население, обязанное оброком или барщиной новому собственники земли.
В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив
крестьянину, его собственное хозяйство, получать от него доход. Тут можно
отметить, что и рабов наделяли землёй, хозяйством и превращали, по
существу, в крепостных-крестьян.
Киевская Русь
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до
2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры
братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах
Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь
старшего брата, Киевом.
Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили
хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей
безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской
горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится
нынешний Подол.
В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под
своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится
политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской
Руси - древнеславянского феодального государства. В силу своего
расположения на торговых путях "из варяг в греки", Киев долгое время
поддерживал прочные политические и экономические связи со странами
Центральной и Западной Европы.
Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира
Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и
увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г.
крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные
политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития
письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен
первый каменный храм - Десятинная церковь.
В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из
крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены
Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена
город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для
сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси,
было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был
в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.
Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс
дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в.
Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств.
Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г.
бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими
стенами.
Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной
битвы. Тысячи киевлян были убиты, большая часть города сровнена с
землёй. В истории Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти
сто лет монголо-татары господствовали на украинских землях. И всё же
Киеву удалось сохранить свои древние , ремесленные, купеческие и
культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и
экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом
зарождавшейся украинской народности.
В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо
большую независимость города в вопросах международной торговли и
значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников,
купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и
Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь
Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость
и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского
народа.
Политическая раздробленность
1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и
провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый
держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не
доставался самому старшему во всей великокняжеской семье а наследование
престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель.
Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором
распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.
Политическая раздробленность была явлением неизбежным.
Причины: На протяжении XI в. у русских земель росло население, крепло
хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение,
богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой.
Для поддержания порядка внутри своей «вотчины» у князя было достаточно
сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их
стремлении к самостоятельности, лучше могли защитить их интересы.
К внутренним причинам добавились внешние: Население уходило из
беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-
западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и
экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении
общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси
сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла
обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские
распри.
Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель
способствовало их экономическому и культурному развитию. Формально
признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное
и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы
Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили
представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси. В
конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу
независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-
Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское
княжество; на северо-западе — Новгородская республика.
Последствия политической раздробленности
Позитивные:
- рост городов,
- развитие регионов.
Негативные:
- ослабление обороноспособности страны.
7. Византия и Русь: проблема политико-культурного влияния.
Крещение Руси.
Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие
Древней Руси до сих пор остается объектом многих исследований со стороны
историков, политиков, правоведов, культурологов.
В августе 1991г. в Москве проведен 18-й Всемирный конгресс
византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700
ученых почти из 40 стран мира, и на котором проблема отношений Руси и
Византии была одной из самых приоритетных. На самом разном уровне
знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся
некогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях
развития и о возможных глубоких и давних причинах часто поражающих
Россию бедствий и крутых поворотов в её истории.
Политическое влияние
Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью,
были обусловлены традиционализмом идеологических установок. Они
заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом
противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с
идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия.
Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в
балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий.
Принципы и методы византийской дипломатии во взаимоотношениях с
Русью включали в себя установление межгосударственных договорных
отношений, вводивших международную политику в правовое русло,
препятствовавшее совершению неожиданных набегов, разгромов городов,
оказанию военного давления.
Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении
Московского княжества (XIII-XVв.в.) и формировании великорусского
государства (XV-XVI вв.) [17; 119].
Очень важное место в отношениях между государствами уделялось
церемониям приемов, торжественных обедов, официальных и
неофициальных бесед.
Брак Московского государя - князя Ивана III Васильевича с племянницей
последнего византийского императора Софьей был важным событием в
русской истории. При Софье утвердились многие порядки и обычаи
византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам
Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые
заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора
явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной
недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и
Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из
подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим
видом. Этот брак укрепил положение Древней Руси на международной арене.
Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей
Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство.
Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского
Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом.
Позднее, Иван IV Грозный стал именовать себя царем по аналогии с
византийским императором. До XV века митрополит на Руси назначался с
согласия византийского патриарха. Так же как в Византии, на Руси стали
возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию,
обладавшую многочисленными земельными владениями.
Учет византийской концепции политической иерархии в мире и
дипломатической практики империи в отношениях с другими государствами
помогает оценить русско-византийские договоры и взаимоотношения обоих
государств.
В каком году было Крещение Руси?
Ответ на вопрос, в каком году было Крещение Руси, должен знать каждый
христианин. Крещение Руси было грандиозным событием, так как за
короткий период времени произошли ключевые перемены, которые
перевернули ход истории.
Крещение Руси было в 1 марта в 988 году по приказу князя Владимира.
От решения одного правителя может зависеть участь всего народа. Так было
и во время правления святого князя Владимира. О том, что необходимо его
подданным принять именно православную веру, он пришел к такому
решению не сразу. У него были колебания между религиозными учениями,
которые являются монотеистическими, то есть признают существование
единого Бога, а не множества божеств. То, что князь Владимир уже был
склонен к принятию монотеистической религии, свидетельствует о его
мудрости, как правителя и желании объединить свой народ.
Причины принятия христианства
При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них
было то, что бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая
Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала
распространить христианство на Руси.
Вторая причина носила прагматичные цели — князь почувствовал, что
языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих
мифических существ не очень соответствовала его государственным планам.
Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть.
Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрения.
Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов,
впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических
религий.
Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике
решил, что просто так стать православным он не может, а должен
непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на
Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь
отправил к византийским императорам Василию и Константину послов.
Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если
византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру
Анну, он возьмет и Константинополь.
Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города
должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же
некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь
крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла
туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица
объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь
показал ему свою неизреченную славу.
Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову
князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я
Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется
тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.
Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и
многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не
страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей
пребывает Божия благодать.
Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого
Василия (это имя он получил при крещении)
После того, как Владимир вновь обрел зрение, он стал смотреть на свою
прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее
стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ
людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он
помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.
Последствия христианизации
· Принятие Русью христианства ускорило консолидацию древнерусской
народности.
· Христианство укрепило государственную власть и территориальное
единство. Появилась своеобразная дополнительная структура власти,
поддерживавшая первую – государственную.
· Введение христианства приобщило Русь к великой культурной традиции
Византии, а через нее, в определенной степени, – к античной культуре. Это
способствовало развитию правовых устоев и культуры русского общества.
· Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно
осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого
себя».
· Принятие христианства имело большое международное значение,
заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество,
становится равной другим христианским странам.
· Увеличился культурный разрыв (первый по времени) между высшими
слоями и основной массой населения.
· Принятие православия как наиболее зависимой от государства
разновидности христианства после падения Византии привело к изоляции от
католического мира Европы.
Выбор веры Владимиром
Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную
систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех
племён Древней Руси.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело
место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от
волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали
князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете
на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие
пити», после чего отверг предложение булгар.
После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским
папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё
во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда
пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять
иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом
Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что
у них нет своей земли Бог рассеял их по другим странам. Владимир
отказался от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость
назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и
христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного
решения и советовался со своими ближайшими боярами.
Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у
мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя
посланники вернулись в Киев они с восторгом сообщили князю: «Не ведали
где мы есть на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в
пользу христианства по греческому обряду.
Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.
9. Иноземные нашествия в XIII веке. Золотая орда и Русь:
проблема политико – культурных контактов.
В 1206 г. образовалась монгольская империя во главе с Темучином
ингисханом). Монголы разгромили Приморье, Северный Китай, Среднюю
Азию, Закавказье, напали на половцев. На помощь половцам выступили
русские князья (киевский, черниговский, волынский и др.), но в 1223 г. на
Калке они были разбиты из-за несогласованности действий.
В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые
Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли,
в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г.
началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в
Европу, откуда вернулся в 1242 г.
Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное
превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика,
отсутствие на Руси каменных крепостей.
Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в Поволжье.
Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и
поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее
сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим
среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в
распри князей и многократно разоряли Русь. Нашествие нанесло большой
урон военной и экономической мощи Руси, ее международному престижу,
культуре. Южные и западные земли Руси (Галич, Смоленск, Полоцк и др.)
позднее перешли к Литве и Польше.
В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких
крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в
Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились
шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в
Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари,
взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере,
прекратив набеги ливонцев на 10 лет.
Золотая орда и Русь: проблема политико – культурных контактов.
Татаро-монгольское иго, продолжавшееся почти два с половиной века,
нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и
культурному развитию Руси. Большинство историков сходятся во
мнении, что татаро-монгольское иго существенно задержало
социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского
государства, изменило характер государственности, придав ей форму
отношений, характерных для кочевых народов Азии. Непосредственное
воздействие на экономику выразилось в разорении территорий во время
ордынских походов и набегов. Все население покоренных земель (за
исключением духовенства) было переписано и обложено тяжелой
татарской данью. Значительная часть доходов всех русских земель
систематически направлялись в Орду. Массовому разорению и
уничтожению подверглись многие древнерусские города.
Традиционные ремесла были утрачены. Монголо-татарское иго унесло
жизни десятков тысяч лучших талантливых русских людей. В этот
период замедлились или нарушились политические и торговые связи с
другими странами. Все это обусловило длительное отставание Русского
государства особенно от стран Западной Европы.
В борьбе с татаро-монголами погибло большинство княжеских дружин,
а вместе с ними уходили традиции вассально-дружинных отношений.
(Вассал- от лат. слуга - феодал, зависимый от более крупного феодала,
получивший от него земельный участок и обязанный за это ему
служить). По мере формирования новой знати утверждались отношения
подданичества. 240-летнее подчинение Орде с ее деспотическим
режимом существенно ослабило зачатки демократических вечевых
свобод, существовавших в Древней Руси. Золотоордынское иго
предстало перед русскими княжествами властью, которой надо
полностью подчиняться, предполагавшей нарастание в обществе
холопской (рабской) психологии. Русская государственность начинает
приобретать черты восточной деспотии с ее жесткостью, произволом,
полным пренебрежением к народу и личности. Другими словами
монгольское иго определило то “азиатское начало”, которое обернулось
на Руси крепостным правом и формированием “догоняющей” модели
социально-экономического развития и деспотизмом политической
власти.
10. Образование Московского централизованного государства (XIV –
XV)
Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали
предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос – вокруг
какого центра объединятся русские земли. В начале Х1У в. стремительно
возвышается Московское княжество. Москва занимает географически важное
положение: с юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений
Суздальско-Нижегородское и Рязанские княжества, с севера-запада –
Тверское княжество и Великий Новгород. Леса вокруг Москвы были
непроходимы для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток
населения на земли Московского княжества. Москва стала центром развитого
ремесла, сельско - хозяйственого производства и торговли. Она оказалась
важным центром сухопутных и водных торговых путей. Возвышение
Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских
князей, сумевших привлечь на свою сторону другие княжества и церковь.
Основателем династии московских князей был младший сын Александра
Невского – Даниил. При нем быстро росла территория Московского
княжества. В 1301 г. вошла Коломны, в 1302 г. земли переяславльского князя
по завещанию перешли к Москве. В 1303 г. был присоединен Можайск.
Таким обр. территория Моск. Княжества увеличилась почти вдвое.
Присоединение Москва-реки и плодородных земель северо-востока усилило
экономический потенциал Моск.кн-ва. Московский князь Юрий Данилович
вступил в борьбу за великое княжение Владимирское с Тверью.
Ярлык на великое княжение выдавала Орда. И выдала его Твери, т.к там
правил представитель старшей ветви Михаил Ярославович. Юрий Данилович
обещал увеличить дань с русских земель и тогда ему передали ярлык на
великокняжеский престол. Михаил начал войну с Юрием, захватил в плен
жену Юрия (она была сестрой хана Узбека). Она умерла в плену и Михаила
обвинили в ее смерти, вызвали в Орду и казнили.В 1319 г. московский князь
получил ярлык на великокняжеское правление. В 1325 г. Юрий был убит
сыном Михаила Дмитрием. Хан Узбек казнил его, а ярлык правления
передал его брату. (хан вел политику стравливания русских князей) В 1327г.
произошло восстание в Твери против сборщиков налогов. Перебили татар.
Восстание было подавлено московским князем Иваном Даниловичем
(Второй сын Данилы Александровича) и монголо-татарским войском. Ценой
жизни населением другой русской земли он способствовал возвышению
собственного княжества. Но в то же время разгром Твери отвел удар от
остальных русских земель. Иван Калита прозвище Ив.Даниловича получил
ярлык на княжение и почти постоянно он оставался в руках московских
князей. При Ив.калите усилась роль Москвы как центра объединения всех
русских земель. Он добился передышки от одынских вторжений, давшей
возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-
татарами. Не прибегая к оружию он расширил свои владения. Подчинились
район Кострома, Углич, Вологда. При сыновьях Калиты в московское
княжество вошли Дмитровское, Костромское княжества, Стародубские земли
и район Калуги. Младший сын - Дмитрий Донской, был талантливым
полководцем. Он разгромил орду на Куликовском поле. Битва показала мощь
и силу Москвы как политического так и экономического центра в борьбе за
свержение ига и объединения русского народа. Перед смертью Донской
передал великое княжение Владимирское своему сыну Владимиру, не
спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества
Владимирского и Московского. Феодальная война ХУ в., т.е распри между
наследниками Дмитрия Донского за власть закончилась победой сил
централизации. Василии 11 отказался признать союз между католической и
православной церквями под главенством папы. Митрополитом был выбран
рязанский епископ . Этим было положено начало независимости русской
церкви от константинопольского патриарха. Православная церковь активно
поддержала борьбу за единство русских земель. Русская церковь стала
независимой. В 1458 церковь разделилась на Киевскую и Московскую.
Появились еретики. Они отрицали влас