Сценарий "Святые заступники земли Русской" 7 класс

Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое
Святые заступники
земли Русской
Подготовила и провела: учитель истории и
обществознания Калмыкова Т. А.
«Святые заступники земли Русской»
Цели: расширить представления детей о святых заступниках русской земли, способствовать
формированию позитивной нравственной оценки жизни святых подвижников; способствовать
развитию у детей интереса к духовным традициям своего народа, побуждать детей к
углубленному изучению нравственного опыта православных подвижников.
Форма проведения: нравственный практикум.
Мотивация учащихся.
"Светло светлая и красноукрашенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами
многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами
высокими, дубравами частыми... городами великими, селами дивными, садами монастырскими...
всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская!" – писал неизвестный
автор XI в.
Учитель:
1. Кем были славяне до принятия христианства? (язычниками)
2. Когда на Руси появилось христианство? Во время правления какого князя произошло это
историческое событие? (988 г, князь Владимир Святой)
3. В чем историческое значение принятия христианства?
4. Как вы понимаете значение слова «заступники», «святые»?
Ребята, обратимся к словарю. Заступники – небесные покровители русского народа, городов и
земель русских.
Значение слова Святой по В. Далю
Святой - духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; угодный Богу ( Толковый
словарь Даля, 1863-1866).
Значение слова Святой по Ефремовой:
Святой - тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью
покровителем верующих.
Святой - высоконравственный, безупречный в жизни, поведении человек.
Значение слова Святой по Ожегову:
Святой - человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный
образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы
Святой - обладающий божественной благодатью.
Наша история, наш духовный опыт неотделим от православия. После крещения Руси князем
Владимиром, у русского народа появились православные святые покровители. На протяжении
нескольких тысячелетий к лику святых были причислены русские князья, монахи. Есть такая
пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник—такой человек, который живет
правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые
заступники—так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает
свидетельства очевидцев, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы
познакомимся с жизнью великих подвижников Русской земли: Сергием Радонежским и
Серафимом Саровским , к их именам прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет
добавляется к имени монаха, который признан святым.
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало,
И преподобный Сергий в ней.
Учитель: Сергий Радонежский был великим русским святым, молитвенником и заступником
земли Русской, «Игумен земли Русской»- называли его в народе. Игумен—это настоятель
православного монастыря. Можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным
наставником всех русских людей.
Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 г. в селе Варницы и был сыном ростовских бояр
Кирилла и Марии. Родители его отличались горячей верой в Бога. За их праведную жизнь
Господь послал им удивительного сына. В детстве и отрочестве святой Сергий носил имя
Варфоломея. Еще в младенчестве Варфоломей не пил материнского молока по средам и
пятницам. А кто из вас догадается, почему именно по средам и пятницам, а не в остальные дни
недели? (Среда и пятница — постные дни, когда не едят мяса и не пьют молока).
Варфоломей был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда
слушался своих родителей. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но
грамота не давалась ему, и он не мог научиться писать, считать, читать. Скорбя об этом, он днем и
ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших
жеребят, он увидел под дубом незнакомого старца, монаха, который молился. Мальчик подошел к
нему и поведал свою скорбь: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».
Чудесный старец дал мальчику просфору (хлеб) и благословил хорошо учиться. С тех пор
Варфоломей стал лучшим учеником в школе. По сей день, учащиеся молятся святому Сергию
Радонежскому о хорошей учебе.
В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж.
Любовь к родителям удерживала его в родной семье, до их смерти. Ради них он не уходил в
монастырь. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко
от Радонежа в глухом лесу.
Они в лесу уединились.
Вдали мирская суета.
Здесь Богу горячо молились
У возведенного креста.
Потом построить храм решили,
И вот средь зелени густой
С любовью церковку срубили
Во имя Троицы Святой.
Помолившись, братья начали своими руками лес рубить и на плечах своих бревна переносить на
выбранное место. Сначала они соорудили хижину для жилья, затем келью, а затем и церковь. И
освящена была церковь во имя Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-
Сергиевской Лавре.
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Стефан не перенес тяжелого испытания пустынножительства и скоро ушел в Москву, в
Богоявленский монастырь, но Варфоломей остался тверд и, расставшись с братом, постригся в
монахи у некоего игумена Митрофана, настоятеля одного из окрестных приходов, и принял имя
Сергия в честь мученика, память которого празднуется 8 октября. В это время Варфоломею было
23 года. После пострижения, молодой инок остался один в лесу безмолвствовать и провел в
полном уединении около двух лет. К нему приходил медведь. Самому Сергию было почти нечего
есть, но он делился с медведем последним куском хлеба. И зверь его не трогал.
Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространялась
повсюду. Постепенно к нему стали приходить ученики, образовалась обитель, которая в 1345
оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). Монастырь
был очень бедным. В церкви служили при свете лучины, чаша для Причастия была деревянной,
молитвы писали на древесной коре. Когда вокруг Сергия собралась братия, игуменом стал
Митрофан, который умер спустя год. Тогда монахи стали просить Сергия стать священником
(принять сан). Он долгое время не соглашался, говорил, что «желал бы лучше повиноваться, чем
начальствовать». Братия настаивала, Сергий и сам видел, что монастырю нужен руководитель, и
он отправился к епископу. Епископ давно прослышал о Сергии. Посмотрел на него и сказал так:
«Ты сам будешь отцом и игуменом братии своей». Сергий снова стал отказываться. Епископ
покачал головой: «Я много слышал о тебе. Но одного качества тебе не хватает
послушания».
Устыдился Сергий своего упрямства. И вот на следующий день Афанасий посвятил его в сан и
благословил. Став игуменом, начальником над монахами, он не возгордился, а вел себя как самый
простой монах, всем помогая и всех жалея. Сергий оставался таким же, как раньше: мягкая
поступь, внимательный и светлый взгляд. Вставал поутру раньше всех, первым являлся в церковь.
Был не только игуменом для братии, но, как и прежде, поваром, дровосеком, портным,
плотником. А теперь стал еще и писцом – переписывал книги, некоторые из них хранятся в
библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Он управлял только посредством своего примера: строил
кельи, рубил и колол дрова, носил их к кельям, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу,
кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах. Одним словом, по выражению
блаженного Епифана, он служил братии как купленный раб.
Жил Сергий скромно. Рассказывают, что однажды в обитель попал кусок сукна старого
и очень грубого. Монахи, хоть и привыкли к простой одежде, но от этого куска все отказались
никто не хотел ходить в такой рясе. Тогда Сергий сам взял сукно, сшил одежду и носил ее, пока
не протерлась до дыр. Вот такой игумен был в Троицкой обители.
Сергий подавал всем пример смирения и трудолюбия. Преподобный Сергий даже запретил
ходить и просить подаяние, все должны были жить своим трудом или за счет добровольных, ни в
коем случае не выпрошенных подаяний. Мало того, он посылал своих братьев помогать
селившимся поблизости крестьянам по хозяйству, и это обстоятельство приносило громадную
воспитательную пользу. Сергий твердо знал, что рука дающего не оскудеет. И в самом деле,
слухи о чудной обители все шире расходились по Земле Русской, приходили новые люди и
приносили новые средства. Все избытки монастырские шли на подаяние и питание просящим.
Ученик: (читает стихотворение)
При нем обитель укреплялась
Во всех делах ее благих.
И много там чудес случалось.
Вот только несколько из них.
Во искушенье все припасы
Закончились в монастыре.
Монахов жалобные гласы!
Ведь нет ни крохи на дворе.
И многие тогда взроптали:
«Уж мочи нету так терпеть!»
Но тут в ворота постучали.
Стоит обоз. В телегах – снедь.
Так трое суток продолжалось,
Что неизвестный доброхот,
К насельникам имея жалость,
Привез провизии на год.
Все по молитвам совершилось,
Напрасно незачем роптать!
И с той поры установилось:
Во всем на Бога уповать.
Однажды батюшке в обитель
Больного сына на руках
Принес благочестивый житель,
Но мальчик умер на глазах.
Тогда отец, убитый горем,
Уходит. Гробик мастерит.
Но, возвратившись, видит вскоре:
Малютка жив и в келье спит.
Он бросился к ногам святого,
Но тот его остановил,
Мол, нет тут чуда никакого!
Так думать даже запретил.
В каждом монастыре есть свои правила, свой устав. В Троицкой обители было такое: по вечерам
братья, каждый у себя, занимались чем-то полезным, сидели за книгой, молились или что-то
мастерили, но не тратили свободные часы на пустые разговоры. Если ночью Сергий слышал, что у
кого-то в келье посиделки, он тихонько стучал в окно или в дверь, а наутро звал провинившихся, но не
ругал их, не читал длинных нотаций, не заставлял краснеть, а тихо убеждал.
Ученик: (читает стихотворение)
Желал безмолвствовать в пустыне,
Но воля Божия сильней!
Он служит людям и поныне –
Наставник братии своей.
Проводит время, и однажды
Сказали иноки: «Беда!
Как часто мы томимы жаждой,
Но далеко от нас вода».
Игумен, выслушав, спустился
В овраг вблизи монастыря,
К земле иссохшей преклонился,
Молитву кроткую творя.
И тут Господь являет чудо:
Родник из недр фонтаном бьет!
К нему доныне отовсюду
Честной стекается народ.
Идут на Сергиев источник
От скверны сердце очищать,
Омыть заплаканные очи,
Вкусить надежды благодать.
С увеличением числа монахов стал ощущаться недостаток питьевой воды. Раз Сергий взял
с собою одного инока и пошел с ним в лесной овраг под монастырем, тут он нашел немного
дождевой воды и помолился Богу, чтобы он даровал воду. По его молитве из-под земли пробился
источник холодной воды, и она потекла быстрым ручьем по долине. С той поры братия не знала
недостатка в воде. От нее было много исцелений. Это было первое чудо, совершенное по
молитвам Сергия Радонежского. Источник стали называть Сергиевым, но Сергий Радонежский
запретил это делать.
Венцом всех благочестивых подвигов Сергия Радонежского было чудесное видение,
которого он удостоился. Однажды ночью в келье, после того как он пропел канон, позвал ученика
Михея: «Чадо! Трезвися и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам в сей
час!» Ослепительный свет залил келью. Богоматерь, коснувшись Сергия, упавшего на колени,
сказала, что молитва его об учениках услышана, отныне изобильна будет его обитель и будет
находиться под покровом и защитой самой Владычицы. Вместе с Богородицей были два апостола
Иоанн и Петр.
Постепенно слава о Сергии росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян
и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала
терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.
Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым
посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и
давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с
благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав,
принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена
митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно
отказался.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать
на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой
князей, он мирил их и молился святой Троице, во имя которой был построен монастырь,
уговаривал их подчиняться великому князю московскому, то есть сделал многое для объединения
Руси. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав
ему победу; два монаха из его обители—Пересвет и Ослябя—участвовали в сражении.
С надеждой ждал их преподобный,
Молитву в храме возносил.
Он предсказал и плач надгробный,
И славу ратную Руси.
Благословил идти без страха,
Коль Русь святая дорога!
И в подкрепленье двух монахов
Послал на злобного врага.
Семь дней убитых хоронили
С залитых кровию холмов.
На небо ангелы носили
Их души под святой Покров.
Все время, пока шла битва, в Троицкой обители Сергий и братья молились за русское войско.
Духом Сергий был на поле брани, называл по именам павших, сообщал об успехах и неудачах русского
войска и, наконец, возвестил о полном поражении врага. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы
русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождения Руси от монголо-
татарского ига. Слаба была у русских надежда на свои силы, но пламенна была их молитва к
Богу о помощи. Даже язычник Мамай, видя поражение своих полчищ, воскликнул: «Велик
Бог христианский!».
Старость и кончина преподобного Сергия
Вот Сергий-старец на исходе дней,
Остались в прошлом подвиги, затворы,
В нем ищут люди мудрости, опоры,
И жизнь его, окидывая взором,
Хотят постичь, что было главным в ней?
Упорный труд с зари и до зари,
Уклад простой, но чистый и суровый,
Он строил души и монастыри,
Чтоб на Руси звучало Божье слово.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе
братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика,
преподобного Никона. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить
чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь
нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою
гордыню, проявлять милосердие.( ..иметь чистоту душевную и телесную и любовь
нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что
ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных
вечных благ наслаждения).
Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это
день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года, прожил 78 лет.
Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в
Троице-Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику
святых.
Позднее лавра преподобного Сергия всегда была на защите нашего Отечества. Недаром же
она была построена как монастырь-крепость. Она защищала сердце Руси — ее столицу, Москву,
от врагов. Сейчас этот монастырь называется Троице-Сергиевой лаврой, находится в городе
Сергиеве Посаде в Подмосковье. Когда Сергий был уже старцем, ему явилась Богородица и
сказала: «Не печалься, я не оставлю это святое место. Обитель сия и после смерти твоей будет
изобиловать». И по сей день лавра процветает. Народ со всех концов земли стекается к мощам
преподобного — просить помощи в своих бедах. И в наше время здесь не прекращаются чудеса
по молитвам преподобного Сергия. Исцеляются больные, подается помощь в учебе (помните, как
он сам в детстве молился об этом — и Бог ему помог?), улаживаются семейные несчастья,
сглаживаются неприятности на работе, подается помощь в беде и горе.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую на
Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Га
Ученик: (читает стихотворение)
Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют.
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
Он отвращал молитвой беды,
И в грозный час у Бога сил,
Дар славы, силы и победы
Стране родимой испросил.
Толпы несчетные народа
К святыням дивным на поклон
Сюда приходят год от года
Со всех концов, со всех сторон.
Его святую память ныне
Почтим молитвой от души.
Придя туда, где он в пустыне
Молился Господу в тиши.
Учитель: «История нашего государства наполнена славными ратными, трудовыми и
нравственными подвигами, которые и сегодня укрепляют духовные силы народа. И таким ярким
примером беззаветного служения своему Отечеству, ценностям добра, справедливости,
милосердия является подвижническая жизнь преподобного Серафима Саровского» - этими
возвышенными словами приветствовал Президент России в июле 2004 года участников торжеств,
посвященных 250-летию со дня рождения одного из самых почитаемых русских святых.
Преподобный старец Серафим Саровский, чудотворец, угодник Божий, чтим и любим
нашим народом. Он родился в городе Курске, а его родители – купец Исидор Мошнин и мать
Агафья – занимались постройкой Божиих храмов, и немало их построили. На закате своих дней
Исидор предпринял постройку храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, и когда он
трудился над созданием храма, у него родился сын, которого назвали Прохором. Это радостное
событие произошло 19 июля 1759 года. Когда ребенку было три года, Исидор умер, Прохор
остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру, Агафья продолжила дело мужа
по строительству храма. Однажды семилетний Прохор пошел с матерью на постройку
Сергиевского храма и взошел на высокую колокольню. Мальчик забрался на колокольню и,
оступившись, камнем полетел на землю. Только чудом можно было объяснить то, что мальчик
остался жив. Как, объяснил сам Прохор, его подхватила, какая-то неведомая сила, которая
понесла его на крыльях. Он, даже не испугался, а был восхищен красотой русской земли.
Прохор с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам
Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое
Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне
мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор их
усадьбы прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора
на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Ученик (читает стихотворение)
Свет дивный озарил его кровать,
И мальчику почудилось сквозь сон:
К нему склонилась нежно Божья Мать
И прошептала: "Будешь исцелен!"
Назавтра шел с иконой крестный ход.
Вдруг небо затянуло пеленой,
Ударил гром, дождь хлынул проливной.
Спасая образ, завернул народ
В подворье, где умирал больной.
Мать сына вынесла, мольбам его покорна,
И прикоснулся он к иконе чудотворной...
И тотчас небо озарилось с краю,
И искры солнца вспыхнули в воде,
И сотни радуг, в капельках играя,
Затрепетали в золотом дожде.
В высоком небе радуга легла,
Блеснули позолотой купола,
Запели над землей колокола!
Звучит торжественная музыка.
Учитель: Прохор поступил учиться в церковную школу. Учится с удовольствием. Много читает.
А еще любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними, в 17 лет Прохор
решил всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Мать не препятствовала этому и
благословила его медным крестом, который сын всю жизнь носил на груди. В 24 года (1778г.)
Прохор приходит в Тамбовскую область, где в г. Сарове был монастырь. Сейчас город Саров
находится в Нижегородской области. В 1778 г. Прохор был принят в монастырь в качестве
послушника. В монастыре исполнял обязанности пономаря, столярничал, пек просфоры и хлеб
для братии, из кипариса вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение. С
благословения настоятеля в свободное время удалялся в лес для уединенной молитвы. Через 8 лет
он принял монашество с именем Серафим.
Ребята, давайте прочтем документ и узнаем, как выглядел Серафим Саровский? Вот какое
описание сохранилось в истории:
«Был он высок. Он имел полное, покрытое приятной белизною, лицо, прямой и острый нос,
светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-
русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которой на
оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение,
обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью».
- Как понимать слова и выражения «увлекательный дар слова и счастливая память»? (учащиеся
рассуждают).
Учитель: В1793 году Серафиму исполнилось 34 года. Он оставил монастырь и поселился в
деревянной келье в густом лесу на берегу реки Саровки в пяти верстах от Саровского монастыря.
Келья состояла из одной деревянной комнатки с печкой, пень служил стулом. Постелью служил
ему мешок с песком и камнями. Ни на минуту не прекращал он молитвы
В продолжение всей своей жизни отец Серафим носил постоянно одну и ту же убогую
одежду: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх
которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел тот самый крест, а за
плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие и камни. В морозы он
накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. В холодную пору он топил
келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз.
Серафим сам себе добывал пропитание. Около кельи он развел огород и устроил пчельник. Летом
он возделывал грядки на своем огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках,
удобренных мхом, он сажал лук и другие овощи, которыми питался летом. Около трех лет
преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Труд был ему
в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к
нему за благословлением. Вскоре он перестал есть хлеб, питался только овощами, которые сам
вырастил. Преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу
совершенно воздерживался от пищи. Пустынножительство подвижника продолжалось много лет,
сопровождаясь, помимо искушений и скорбей, многими знамениями милости Божией и
неоднократными явлениями Божией Матери.
Никому никогда не желал старец Серафим зла, умел прощать даже людей, сделавших ему
зло.
Ученик 3 (читает стихотворение)
Раз, забравши топор, он пошел в темный бор,
Чтобы дров для себя нарубить.
Вдруг увидел старик трех злодеев лихих.
И злодеи те стали грозить:
«Деньги нам подавай! У тебя денег, чай,
Много. Куры, поди, не клюют.
К тебе ходят всегда богачи, господа,
Да и денег немало несут».
«Денег нет у меня, бессребреник я», -
Улыбаяся, старец сказал.
Но никто из воров не послушал тех слов,
Будто Божий угодник им лгал.
Был силен Серафим и топор острый с ним,
Но противиться, кроткий, не стал.
«Нож поднявший, ножом и погибнет потом» -
Как нам мира Спаситель сказал.
Он отбросил топор, и схватил его вор
И на старца святого напал.
И с разбитым челом топора обухом
Без сознанья угодник упал.
Изо рта, из ушей и пробитых костей
Головы его хлынула кровь.
Но злодеи опять его стали терзать
И избили всего его вновь.
Не найдя ничего во всей келье его,
Испугались злодеи деянья,
И напал на них страх; и они второпях
Убежали, страшась наказанья.
Долго, долго в беспамятстве старец лежал,
Но пришел понемногу в сознанье.
Кое-как свои руки от пут развязал
И тотчас, несмотря на страданье,
Он в молитве Творцу упадает немой,
Вознося Ему пылко моленье
За спасенье свое. А злодеям, святой,
Просит Бога простить согрешенье.
На другой только день и с ужасным трудом,
Через силу в обитель добрался
И всех в ужас привел жалким видом своим,
Как лишь только он там показался.
Его уши, чело, волоса головы –
Все запекшейся кровью покрыты,
И лицо и уста запеклися в крови,
Зубы выбиты, руки избиты.
В монастырской больнице пять месяцев он,
Временами теряя сознанье,
Пролежать после этого был принужден,
Но он крепко сносил испытанье.
Для злодеев своих сам пощады молил,
Угрожая покинуть обитель,
Коль их будут казнить. Суд людской их простил,
Но Господь не простил, Вседержатель:
И дома, и дворы их пожаром пожег,
Обратил все добро в пепелище,
На бродячую жизнь трех злодеев обрек
И лишил он их крова и пищи.
Учитель: Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или
топорик, однако своих обидчиков простил и просил их не наказывать. Оправившись от болезни,
Серафим опять ушел в пустынную келью. К нему все чаще стали приходить люди за советом и
благословением, но это мешало его уединению. По молитве Серафима, дорогу в его пустынную
келью преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы и дикие звери посещали
его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.
Много испытаний пришлось вынести преподобному Серафиму в лесном уединении, но он все
претерпел. Главным его спасением были молитва и молчание.
3 года преподобный Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Если
святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся.
Преподобный Серафим усилил свой молитвенный подвиг до столпничества, он 1000 дней и
1000 ночей простоял на камне в молитвах. Камней, на которых он стоял, было два: один
находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия
пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь
до рассвета с воздетыми к небу руками, молясь Богу словами мытаря: Боже, милостив буди мне,
грешному!
Ученик:(читает стихотворение "Столпничество".)
В Саровской пустыни в лесу глухом лежит
Седой от времени, весь в трещинах гранит.
Ночной порою темною, один,
На нем молился старец Серафим.
Не возроптав и не сомкнув очей,
Провел в молениях он тысячу ночей.
Сквозь ветви инеем усыпанных берез
Венцы сияли из алмазных звезд,
Полей искрились снежные холсты,
Христос смотрел с небесной высоты
С отеческой любовью и тревогой,
И духом укреплял, и посылал подмогу,
И слабости не ведал Серафим.
Дух человеческий тогда неодолим,
Когда Отец Небесный рядом с ним!
Исхлестанный дождем, засыпанный метелью,
Он на рассвете возвращался в келью.
Весь просветленный, с ясною душой,
Вставал он вновь на камень небольшой
И целый день молился до заката.
Учитель: 15 лет пребывал Серафим в пустыне. С Божией помощью святой приобрел верх над
дикими зверями. Старице Дивеевского монастыря Матроне довелось увидеть, как в одно
прекрасное время кормил Серафим с руки огромного медведя, тот, что слушался его, как будто
был комнатной собачкой, и по первому слову преподобного послушно ложился у его ног….Когда
старец Серафим вернулся в монастырь в 1825, избрал затвор—полное уединение и молитву. Его
затворничество продолжалось 15 лет. В затворе Святой старец Серафим Саровский награжден
был Господом даром прорицания и целительства. 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с
празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему
выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления,
утешения, руководства и исцеления. После этого Знамения Серафим открыл дверь своей кельи
для всех страждущих. К нему стали приходить люди со своими бедами и болезнями. Он никого не
осуждал, ко всем он обращался с необыкновенной нежностью и любовью: "...радость моя,
сокровище мое", в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Люди
называли его «батюшка Серафим». Он с одного взгляда видел душу каждого, и словечко его
исцеляло более того зачерствевших людей. Рассказывают, что какой-то генерал, посетивший
Саров из простого любопытства — осмотреть на святого, как на диковинку, вышел из кельи
Серафима весь в слезах, а следом провидец вынес его ордена, которые свалились с мундира
бравого воителя сами собой. «Это оттого, что ты их получил незаслуженно», — объяснил
святитель…»
Ученик:
Он омывал в источнике святом,
Он врачевал молитвой и постом.
Одним прикосновеньем рук своих
Он исцелял увечных и слепых.
От тяжести грехов освобождая души,
Из тьмы глухой он выводил заблудших.
Так говорил он с каждым человеком,
Как будто знал его давным-давно
И видел все, что в жизни суждено.
Он повторял: "Я, Серафим, – убог.
Не я лечу, а Всемогущий Бог!"
Учитель: В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем
любимом, детище - Дивеевской женской обители. За год и десять месяцев до своей кончины, в
праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в
сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев,
святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, закончив
беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном
посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее
преподобного.
Ученик: (читает стихотворение "Пророчество преподобного Серафима")
В последний раз он в храме причастился
И с братьями-монахами простился:
"На холм могильный приходите мой,
Я буду помогать вам, как живой!"
Вошел он в храм чрез южные врата,
А после службы в северные вышел,
Звон колокольный над рекой был слышен:
Он пел, что жизнь земная коротка,
Что входим мы в нее одним путем,
А в вечность звездную совсем другим войдем.
Он пел о том, что все мы Божьи дети,
И все, что есть у нас: таланты, счастье, дом –
Все щедро нам даровано Христом,
И за грехи придется нам ответить!
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой
кончине. Он знал дату своей смерти, сам себе изготовил гроб, его часто видели у гроба,
стоявшего в сенях его кельи. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, -
близ алтаря Успенского собора. В кельи святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив,
пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли,
оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой
Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Преподобный Серафим умер в 1833 г., прожил 72 года. В 1891 году над его могилой построили
часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму
Саровскому.
Предсказания о России
Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи,
революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава. Он говорил:
“Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих”.
В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован. Согласно пророчеству
Серафима Саровского, спустя сто лет после “обретения его мощей”, то есть с 2003 года,
Россия начнет возрождаться: “Господь через страдания приведет ее к великой славе”. Но
произойдет это после всенародного покаяния. Из письма Серафима Саровского: “Славяне же
любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся
великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства
более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле”.
Рефлексия.
Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Сергия Радонежского и Серафима
Саровского – святых русской земли, сердце и душа которых были посвящены родной земле и ее
людям. Их нет, а дела их живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к
местам их захоронения, чтобы попросить защиты, здоровья себе и близким, утешения. Многие
люди, преклонившись к мощам святых, чудесным образом получают исцеление. Сергия
Радонежского и Серафима Саровского называют «святыми подвижниками». «Подвижник» - от
слова «подвиг»
- Как вы думаете, какой подвиг совершили эти великие святые?
- Чем святые заступники отличались от обычных людей?
- Какими качествами характера были наделены Сергий Радонежский и Серафим Саровский?
-Что вы сегодня узнали нового?
- Что вас удивило?
- Что вас заставило задуматься?
Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не
словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе—вот к
чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около себя.
Великие праведники и подвижники, «святыми заступники» нашего народа поныне молятся о нас.
Без Бога нация—толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней,--жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
иеромонах Роман