Презентация "Нарышкинское барокко"

Подписи к слайдам:
Нарышкинское барокко Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко.

Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Хронологические границы стиля с1680-х до1710-х гг.в Москве и несколько дольше на периферии ок.60-90 л.

В XVII веке мир начинает восприниматься как вертикальный: некоторые вещи оказываются недостижимыми,а хочется подняться выше В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся
  • в распространении светских научных знаний,
  • отходе от религиозных канонов.
  • Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.
  • В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего
  • в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости,
  • в стремлении к внешней живописности и нарядности.

Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

Отсюда появление башнеобразных храмов, спиралей и т.д., уносящих туда, где над нами только Господь.

Предпосылки к возникновению
  • Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины,
  • что играло важную роль в характере возводимых построек.
  • Был возведён ряд светски нарядных церквей,

Строители «нарышкинских» храмов пытались соединить черты запрещенного Никоном шатрового типа с более вместительным традиционным пятиглавым храмом. «Нарышкинские» храмы — бесстолпные, многоярусные.

В убранстве находят широкое применение элементы ордера; окна украшены наличниками; стены обрамляются колонками и карнизами.

Это не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала.

Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов

Нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты

А в своей основе —

архитектурной композиции - соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.

  • Нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты
  • как барокко, так и ренессанса и маньеризма

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке

Храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах.
  • Русский зодчий Василий Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве и «ярко национальным» творением. Архитектор сравнивал ее и с Храмом Климента Римского в Замоскворечье и Храмом Василия Блаженного. Но говорил, что церковь Успения «больше обольстит имущего вкус, ибо созиждена по единому благоволению строителя», отмечая тем необыкновенную целостность и многосложность её облика.
  • Восхищался Успенской церковью и прославленный В. В. Растрелли. По мнению специалистов она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге, «наиболее русского» из всех произведений Растрелли, по выражению И. Э. Грабаря.
Храм Успения на Покровке по праву считают вершиной развития допетровского церковного зодчества и одним из краеугольных камней русской архитектуры нового времени.
  • По инициативе Наркома Просвещения Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь крепостного мастера, построившего церковь. Малый Успенский — Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен Храм. Луначарский использовал свой авторитет и власть, чтобы сохранить храм.
  • В 1936 году Храм был уничтожен под предлогом того, что слегка выступающая на тротуар галерея мешает движению пешеходов.

Даже Наполеон был восхищён этой церковью. Сохранилась легенда, что он распорядился поставить особый караул охранять ее от пожара и мародеров. Храм от пожара 1812 года не пострадал. А другая легенда сообщает, что будто бы Наполеон собирался церковь распилить на большие куски и перенести в Париж.

На её месте находится сквер на углу Покровки и Потаповского переулка.

Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана.

Сейчас в бывшем доме причта находится пивной ресторан

  • Казалось, что шедевр утрачен безвозвратно и в начале 2000-х уже велись разговоры о строительстве гостиницы на его месте. Но в 2004 году в составе соседнего дома была обнаружена прекрасно сохранившаяся стена галереи колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора.
  • Новое поколение реставраторов добилось сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.

Сохранённые элементы декора открыты для обозрения.

  • В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке.Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было «архитектурных масс». Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученным мной тогда. . Д. С. Лихачёв
Главный критерий в том, Главный критерий в том, что стиль в своем развитии проходит несколько этапов:
  • зарождение,
  • развитие,
  • расцвет и упадок.
  • Так, существуют
  • ранние памятники нарышкинского стиля
  • Большой собор Донского монастыря, где появляются первые черты нового стиля:
  • лепестковая форма храма,
  • постановка глав по странам света,
  • поэтажное деление фасада,
  • ордерные элементы в декоре,

Большой собор Донского монастыря

памятники, знаменующие собой расцвет стиля, как всем известные
  • памятники, знаменующие собой расцвет стиля, как всем известные
  • церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь или Спасская церковь в Уборах и
  • поздненарышкинские памятники:
  • церковь Иоанна Воина на Якиманке или
  • церковь Ризположения на Донской, где стиль уже на излете
  • детали становятся плоскими,
  • цвет — невыразительным,
  • появляются элементы других стилей.

Спасская церковь в Уборах

Иоанна Воина на Якиманке

Нарышкинский стиль использует формы: 1) заимствованные из западноевропейской архитектуры позднего ренессанса и барокко:
  • разорванные фронтоны,
  • раковины,
  • картуши, маскароны, геммы,
  • балюстрады с вазами,
  • волюты,
  • спиралевидные колонны на кроншейнах и т.д

Картуш – (франц. cartouche, от итал. cartoccio – сверток, кулек) – украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись.

Маскарон— маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы животного. 

Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями.

Нарышкинскому стилю характерно использование
  • ордерных элементов,
  • типичной для архитектуры того времени двуцветности,
  • полихромных изразцов
  • позолоченной резьбы в интерьерах
  • традиций русского узорочья и травного орнамента.
Черты нарышкинского стиля Для нарышкинского барокко характерны:
  • центричность,
  • ярусность,
  • симметрия, равновесие масс, известные по отдельности и ранее, и сложившиеся здесь в целостную систему, дополненную ордерными деталями.
  • нарышкинские памятники обычно красные с белым декором, но мы не можем с уверенностью сказать, какой цвет они имели изначально: так, первый красочный слой церкви
  • Воскресения в Кадашах оказался желто-голубым.
  • Типичные его постройки — церкви в подмосковных усадьбах, ярусные, на подклете, с галереями.

Подклет- нижний, нежилой этаж каменного или деревянного дома

Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.

Наличник Строгановской церкви в Нижнем Новгороде

Наличник часовни Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде Московской области

Наличник надвратной Предтеченской церкви в Троице-Сергиевой лавре

Стиль манерен, театрален:
  • колонны, которые ничего не поддерживают
  • фронтоны, которые ничего не прикрывают,
  • кронштейны, которые ничего не держат,
  • окна-обманки и т.д.
  • Так, в церкви Покрова в Филях кирпичные стены гладко оштукатурены и поверх штукатурки нарисована кирпичная кладка.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва

«Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной,

так и деревянной.

При этом нижняя часть представляет собой кубический объём

(в деревянном зодчестве — сруб),

а верхняя — поставленный

на него восьмигранник

(сруб «со скошенными углами»).

Выше может быть расположен

ещё один или два восьмерика,

с завершением в виде

шатра или купола.

В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках

(в эпоху барокко).

Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля Памятники, знаменующие собой расцвет нарышкинского стиля В плане это восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках.
  • Четверик — символ власти,
  • восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок.
  • На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами. Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания,
  • вверху становится более легким.
  • Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх.

Церковь Троицы в Хохлах,

в Москве 1696 г

Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634. Москва.

Церковь венчают три ряда перспективных кокошников и декоративное пятиглавие, они придают внешнему облику храма особую праздничную торжественность.

В  архитектуре русских церквей

XVI-XVII веков украшение в виде множества полукруглых, килевидных ложных закомар, часто расположенных ярусами, называется КОКОШНИКОМ.

Закомара

(от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, соответствующее кривизне закрываемого свода

Кокошники обычно располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

Церковь Собора Пресвятой Богородицы Строгановская церковь в Нижнем Новгороде

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах Московской обл. Одинцовский р-н

Церковь Покрова в Филях 16901694 гг.

Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектура XVII в., представляет собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике.

Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова,

а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя

Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом[8].

На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви.

У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи.

В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта).

В XVII в. обрели завершенный облик многие монастырские архитектурные ансамбли:
  • Новодевичий и Донской в Москве,Спасо-Евфимиев и Покровский в Суздале, Алексеевский с прекрасной Успенской «дивной» церковью в Угличе, знаменитый Новоиерусалимский монастырь, сооружать который начали при патриархе Никоне в 1656 г.
Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране.
  • Искусство конца XVII в. получает широчайшее распространение по всей стране.
  • Выдающиеся произведения зодчества, живописи, декоративно-прикладного искусства в это время создаются в Рязани, Калуге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Костроме, Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Угличе, Вологде, Устюге, Сольвычегодске, Архангельске.

Сергиевская надкладезная часовня в Троице-Сергиевой лавре

Архитектура светская, гражданская, выходит в конце XVII в. на первое место.
  • Ориентация на Европу и обмирщение — все это еще с конца XVII в. сказалось в московском зодчестве. Появились новые сооружения гражданского предназначения.
  • Среди них Сретенские ворота Земляного города в Москве (Сухарева башня, зодчий М. Чоглоков), здание Монетного двора и Земского приказа на Красной площади.

Правда, каменные палаты строят для себя преимущественно представители высшей знати.

Эти дворцы нового типа представляют собой единичные явления.

В них находят выражение новые формы быта и новые художественные вкусы.  

  • Демонстративно отошли от канонов древнерусского зодчества строители церкви Знамения в Дубровицах (в вотчине воспитателя Петра I Б.А. Голицына). Ее пышное резное убранство включало запрещенные ранее круглые скульптуры, а двухъярусный восьмерик завершался не церковной главой, а ажурной вызолоченной короной! Дубровицая церковь — пример ярко выраженного барочного мышления, противопоставленного вековым традициям древнерусской ар.хитектуры.
Церковь Иоанна Воина на Якиманке(1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве,

Храм архангела Гавриила

(Меншикова башня) в Москве 1707 г.

Поздненарышкинские памятники:

Элементы западного влияния сказались в творчестве крупного мастера начала XVIII в. И.П. Зарудного (?—1727). Выходец с Украины, Зарудный был очень одарен: ему удавались и живопись, и резьба по дереву. По проекту Зарудного в 1701—1707 гг. была возведена знаменитая Меншикова башня в Москве (церковь Архангела Гавриила, «что у Чистого пруда»).
  • Однако подлинное обновление стилистики зодчества состоялось лишь с рождением петербургской регулярной архитектуры.

Вертикальная устремленность башни и мотив шпиля в ее завершении явно предвосхищает торжественную архитектуру светского типа.

Знаменская церковь на Шереметьевом дворе

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском -Тюрикове в Москве 1758 

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга

Значение для русской архитектуры
  • Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы,
  • но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга.
  • Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде:
  • в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени,
во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (176269 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский)
  • во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (176269 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский)

Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

храм Святого Климента

также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.

Выводы
  • Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским,
  • и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства.
  • Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной —
  • отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга,
  • а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.
  • Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.
Нарышкинский стиль - это один из самых самобытных стилей в русской архитектуре. Он вобрал в себя все лучшее из русской и западной архитектуры:
  • четкую композицию,
  • симметрию,
  • красивый и оригинальный декор —
  • и при этом не перестал быть функциональным.
Своеобразное возрождение нарышкинское барокко переживает в ХХ веке (его черты можно видеть, например, в здании гостиницы "Лениниградская", где используются ярусность построения, башенки и разорванные фронтоны; декоре станции метро "Комсомольская-кольцевая" и, конечно, Казанского вокзала).

станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии