Истоки Возрождения 7 класс

Тема: Истоки Возрождения.
Задачи: - рассмотрим как зарождались и развивались идеи Гуманизма в
Раннее Новое время.
Новые термины: гуманизм, утопия.
План.
1. Истоки и последствия Возрождения.
2. От Средневековья - к Возрождению.
3. Рождение гуманизма.
4. «Я ставлю тебя в центре мира»
5. Флоренция – очаг гуманизма.
Проверь себя:
Напишите сочинение-эссе на тему «На обеде у аристократа».
Разрешается пользоваться учебниками, своими записями и прочими
материалами.
I. Истоки и последствия Возрождения.
В конце XV – начале XVI вв. большинство стран Западной Европы и
Центральной Европы переживало небывалый подъем:
1) повсюду появлялись мануфактуры;
2) оживлялась торговля;
3) купцы и путешественники добирались до самых отдаленных земель;
4) возникали крупнейшие торговые союзы и компании.
Последствия:
1) Изменились представления людей об окружающем мире;
2) Значительно расширились культурные связи;
3) Произошло разрушение старых феодальных традиций;
4) Возник интерес к античной культуре;
5) Началось духовное обновление общества.
II. От Средневековья к Возрождению.
Родиной Возрождения стала Италия.
Причины:
1) Раньше и быстрее чем в других европейских странах, в Италии
разворачивалось капиталистическое производство;
2) Богатые купцы и банкиры много путешествовали;
3) Буржуазные верхи общества вынуждены были повышать свой уровень
знаний, расширять кругозор.
Изменения в культуре и быте людей:
1) Увлечение верхов общества образованием, наукой, искусством;
2) Состоятельные горожане начали собирать коллекции редкостей или
произведений искусства;
3) Важную роль стали играть развлечения, народные празднества, театр;
4) Кардинальные изменения в моде и полный отказ от аскетизма.
Записать в словарь:
Аскетизм ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное
перенесение физических лишений, отказ от радостей жизни.
Гуманизм (humanus (лат.) – человечный) – светский, человеческий
взгляд на окружающий мир.
III. Рождение гуманизма.
Причины рождения гуманизма:
1) Появление большого количества грамотных и образованных людей;
2) Люди научились ценить радости земной жизни;
3) Появление новых взглядов на природу, общество, человека.
IV. “Я ставлю тебя в центре мира».
В центре внимания – человек.
Купец Джованни Морелли написал для сыновей «Записки» (надо читать
древних авторов и размышлять над их поучениями. В основе
человеческой жизни лежат знания).
Философы: «Речь о достоинстве человека» - «Я ставлю тебя в центре
мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире».
V. Флоренция – очаг гуманизма.
Население Флоренции
Тощий народ
мелкие ремесленники,
наемные рабочие, банкиры, купцы, владельцы
мануфактур,
городская беднота юристы.
Проверь себя:
1. Какое направление культуры и искусства господствовало в Европе в
XV в.?
2. Как Вы думаете, какое техническое изобретение способствовало
становлению философии гуманизма?
3. Что такое утопии и как Вы думаете, почему в эпоху гуманизма
появляются
первые утопии?
4. Каких авторов Высокого Возрождения Вы знаете?
5. Какие пьесы Шекспира Вы знаете?
6. Какое произведение Сервантеса Вы знаете?
Итог.
Итак, как мы видим, в это время происходит изменение в понимании
человеком окружающего мира, изменения в его мировоззрении. На первое
место выходит человек – как высшее творение Бога и природы.
Домашнее задание:
- § 7,
- ответить на вопросы стр. 62 (вспомните из раннее изученного),
- ответить на вопрос №1, стр. 66.
Дополнительный материал.
На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолеп-
ные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.
Расположение их всех также одинаково; одинакова повсюду и внеш-
ность, насколько это допускает местность. Самые близкие из них от-
стоят друг от друга на двадцать четыре мили. С другой стороны, ни
один город не является настолько уединенным, чтобы из него нельзя
было добраться до другого пешком за один день.
Жирный народ
Из каждого города три старых и опытных гражданина ежегодно со-
бираются в Амауроте для обсуждения общих дел острова. Город Амау-
рот считается первым и главенствующим, так как, находясь в центре
страны, он по своему расположению удобен для представителей всех
областей. Поля распределены между городами так удачно, что каждый
в отдельности не имеет ни с какой стороны менее двадцати миль зем-
ли, а с одной стороны даже и значительно больше, именно с той, где
города дальше всего разъединены друг с другом. Ни у одного города
нет желания раздвинуть свои пределы, так как жители его считают себя
скорее земледельцами, чем господами этих владений.
В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома,
снабженные земледельческими орудиями.
В домах этих живут граждане, переселяющиеся туда по очереди.
Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек
мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов.
Во главе всех стоят отец и мать семейства, люди уважаемые и пожилые, а
во главе каждых тридцати семейств - один филарх. Из каждого семейства
двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город; это те, что
пробыли в деревне два года.
Их место занимают столько же новых из города, чтобы их обучали
пробывшие в деревне год и потому более опытные в сельском хозяйстве; эти
приезжие на следующий год должны учить других, чтобы в снабжении
хлебом не произошло какой-либо заминки, если все одинаково будут
новичками и несведущими в земледелии.
Хотя этот способ обновления земледельцев является общепринятым,
чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд
вести суровую жизнь, однако многие имеющие природную склонность
к деревенской жизни, выпрашивают себе большее число лет. Земле-
дельцы обрабатывают землю, кормят скот, заготовляют дрова и отвозят
их в город каким удобно путем - по суше или по морю. Цыплят они
выращивают в беспредельном количестве, с изумительным уменьем.
Они не подкладывают под курицу яиц, но согревают большое коли-
чество их равномерной теплотою и таким образом оживляют и выра-
щивают. Едва лишь цыплята вылупятся из скорлупы, как уже бегают за
людьми, словно за матками, и признают их. Лошадей они держат очень
немногих, при этом только ретивых и исключительно для упражнения
молодежи в верховой езде. Весь труд по земледелию или перевозке
несут быки. Утопийцы признают, что они уступают лошадям в рыси,
но, с другой стороны, берут над ними верх выносливостью; кроме того,
они не считают быков подверженными многим болезням, и содержание
их стоит меньших затрат и расходов.
Зерно они сеют только ради хлеба, а вино пьют или виноградное,
или грушевое, или, наконец, иногда чистую воду, часто также отвар
меда или солодкового корня, которого у них немалое количество. Хотя
они определяют (и делают это весьма точно), сколько хлеба потребляет
город и прилегающий к нему округ, однако они и посевы делают, и скот
выращивают в гораздо большем количестве, чем это требуется для их
нужд, имея в виду поделиться остатком с соседями. Все, что им нуж-
но и чего нет в деревне, все подобные предметы они просят у города
и получают от тамошних властей очень легко, без какого-либо обмена.
В город они сходятся каждый месяц на праздник. Когда настанет день
уборки урожая, то филархи земледельцев сообщают городским властям,
какое количество граждан надо им прислать; так как эта толпа работ-
ников является вовремя к самому сроку, то они почти в один ясный
день справляются со всей уборкой...
Каждые тридцать семейств избирают себе ежегодно должностное
лицо, именуемое на их прежнем языке сифогрантом, а на новом - фи-
лархом. Во главе десяти сифогрантов с их семействами стоит человек,
называемый по-старинному транибор, а ныне протофиларх.
Все сифогранты, числом двести, после клятвы, что они выберут
того, кого признают наиболее пригодным, тайным голосованием на-
мечают князя, именно - одного из тех четырех кандидатов, которых
им предложил народ. Каждая четвертая часть города избирает одного
и рекомендует его сенату. Должность князя несменяема в течение всей
его жизни, если этому не помешает подозрение в стремлении к тира-
нии. Траниборов они избирают ежегодно, но не меняют их зря. Все
остальные должностные лица избираются только на год. Траниборы
каждые три дня, а иногда, если потребуют обстоятельства, и чаще,
ходят на совещания с князем. Они совещаются о делах общественных
и своевременно прекращают, если какие есть, частные споры, которых
там чрезвычайно мало. Из сифогрантов постоянно допускаются в сенат
двое, и всякий день различные. Имеется постановление, чтобы из дел,
касающихся республики, ни одно не приводилось в исполнение, если
оно не подвергалось обсуждению в сенате за три дня до принятия ре-
шения. Уголовным преступлением считается принимать решения по
общественным делам помимо сената или народного собрания. Эта мера,
говорят, принята с тою целью, чтобы нелегко было переменить госу-
дарственный строй путем заговора князя с траниборами и угнетения
народа тиранией. Поэтому всякое дело, представляющее значительную
важность, докладывается собранию сифогрантов, которые сообщают
его семействам своего отдела, а затем совещаются между собою и свое
решение сообщают сенату. Иногда дело переносится на собрание всего
острова. Сенат имеет сверх того и такой обычай, что ни одно из пред-
ложений не подвергается обсуждению в тот день, когда оно впервые
внесено, но откладывается до следующего заседания сената, чтобы
никто не болтал зря первое, что ему взбредет на ум, ибо потом он будет
более думать о том, как подкрепить свое первое решение, а не о пользе
государства; извращенный и ложный стыд заставит его пожертвовать
скорее общественным благом, нежели мнением о себе, что якобы вна-
чале он мало позаботился о том, о чем ему надлежало позаботиться,
а именно - говорить лучше обдуманно, чем быстро...
У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие,
от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в
школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу
полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они
не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также
и работают.
Кроме земледелия (которым, как я сказал, занимаются все), каждый
изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Это обыкновенно
или пряжа шерсти, или выделка льна, или ремесло каменщиков, или
рабочих по металлу и по дереву. Можно сказать, что, кроме перечис-
ленных, нет никакого иного занятия, которое имело бы у них значение,
достойное упоминания. Что же касается одежды, то, за исключением
того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола, равно как у
одиноких и состоящих в супружестве, покрой ее остается
одинаковым, неизменным и постоянным на все время, будучи вполне
пристойным для взора, удобным для телодвижений и приспособлен-
ным к холоду и жаре. И вот эту одежду каждая семья приготовляет
себе сама. Но из других ремесел всякий изучает какое-либо, и притом
не только мужчины, но также и женщины. Впрочем, эти последние, как
более слабые, имеют более легкие занятия: они обычно обрабатывают
шерсть и лен. Мужчинам поручаются остальные ремесла, более труд-
ные. По большей части каждый вырастает, учась отцовскому ремеслу:
к нему большинство питает склонность от природы. Но если кто имеет
влечение к другому занятию, то такого человека путем усыновления
переводят в какое-либо семейство, к ремеслу которого он питает лю-
бовь; при этом не только отец этого лица, но и власти заботятся о том,
чтобы передать его солидному и благородному отцу семейства. Кроме
того, если кто, изучив одно ремесло, пожелает еще и другого, то по-
лучает на это позволение тем же самым способом. Овладев обоими,
он занимается которым хочет, если государство не нуждается скорее
в каком-либо одном.
Главное и почти исключительное занятие сифогрантов состоит
в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый
усердно занимался своим ремеслом, но не с раннего утра и до поздней
ночи и не утомлялся подобно скоту. Такой тяжелый труд превосходит
даже долю рабов, но подобную жизнь и ведут рабочие почти повсюду,
кроме утопийцев. А они делят день на двадцать четыре равных часа,
причисляя сюда и ночь, и отводят для работы только шесть: три до по-
лудня, после чего идут обедать; затем, отдохнув после обеда в течение
двух послеполуденных часов, они опять продолжают работу в течение
трех часов и заканчивают ее ужином. Так как они считают первый час
начиная с полудня, то около восьми идут спать; сон требует восемь
часов. Все время, остающееся между часами работы, сна и принятия
пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того,
чтобы злоупотреблять им в излишествах или лености, а чтобы на сво-
боде от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить
эти часы на какое-либо другое занятие. Эти промежутки большинство
уделяет наукам. Они имеют обыкновение устраивать ежедневно в пред-
рассветные часы публичные лекции; участвовать в них обязаны только
те, кто специально отобран для занятий науками. Кроме них, как муж-
чины, так и женщины всякого звания огромной толпой стекаются для
слушания подобных лекций, одни - одних, другие - других, сообразно
с естественным влечением каждого. Впрочем, если кто предпочтет
посвятить это время своему ремеслу, - а это случается со многими,
у кого нет стремления к проникновению в какую-либо науку, - то в этом
никто ему не мешает; мало того, такое лицо даже получает похвалу,
как приносящее пользу государству.
После ужина они проводят один час в забавах: летом в садах, а зи-
мой в тех общих залах, где совместно кушают. Там они или занимаются
музыкой, иди отдыхают за разговорами. Что касается игры в кости
и других нелепых и гибельных забав подобного рода, то они даже
не известны утопийцам. Впрочем, у них имеются в ходу две игры,
более или менее похожие на игру в шашки: одна - это бой чисел, где
одно число ловит другое; другая - в которой пороки в боевом порядке
борются с добродетелями. В этой игре в высшей степени умело ука-
зуется и раздор пороков между собою, и согласие их в борьбе с доб-
родетелями, а также то, какие пороки каким добродетелям противопо-
лагаются, с какими силами они оказывают открытое сопротивление,
с какими ухищрениями нападают искоса, с помощью чего добродетели
ослабляют силы пороков, какими искусствами уклоняются они от их
нападений и, наконец, каким способом та или другая сторона одержи-
вает победу.
Томас Мор. Из «Утопии»
Вопросы к тексту:
- Как Вы думаете, какие недостатки Англии Мор стремился
избежать на острове Утопия?
- Какова социальная структура на острове Утопия?