Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ М. ЯРАГСКОГО"


Магомедова У.
Магистрант (ОЗО) 2 года обучения ДГПУ
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗГЛЯДОВ М.ЯРАГСКОГО.
Жизнь и деятельность руководителей борьбы горцев против царизма в
20-50 годы XIX века, в том числе М. Ярагского, связаны с переломной
эпохой всемирной истории. Героическая борьба горцев в 20-50-х годах -
главное событие Кавказской истории в XIX веке, в которой выдающуюся
роль сыграл Мухаммад Ярагский.
В 1824 г. А.П. Ермолов впервые упомянул его имя как «кюринского
шейха» и «главного виновника» волнений в Южном Дагестане и Кубинском
вилаяте. Ермолов решил уничтожить «самый источник учения и его главу»
1
.
Однако ни Ермолову, ни его преемникам фельдмаршалу Паскевичу, генерал-
адъютантам Розену и Головину не удалось расправиться с Ярагским, горы и
горцы не выдали своего сына, отчаянные усилия подавить движение горцев в
зародыше не увенчались успехом. Борьба горцев развивалась с нарастающим
размахом, охватывая все новые и новые районы.
2
Мухаммад Ярагский стал главным идеологом освободительной борьбы
горцев Кавказа, являясь мюршидом с 1821 по 1838 годы. Он органично
сочетал в себе мыслителя, религиозного деятеля, поэта, да и просто
высоконравственного и смелого человека.
Родился Ярагский в лезгинском ауле Вини-Яраг в 1771 году. Есть версия
о том, что предки Ярагского из агульского аула Квардал (ныне Курахский
район)
3
. Подробно рассказать об обстоятельствах переселения прадеда
Ярагского в Вини-Яраг пока нет возможности.
Ярагский назвал своего сына Исмаилом в честь отца, а Исмаил своего
сына Мухаммадом в честь Ярагского. В роду Ярагского двое являлись
1
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля. Махачкала, 2004.С.48.
2
Там же.
3
Садыки Г. Шейх Мухаммед Ярагский //Тарих. Февраль. 1991.№1.С.4.
хафисами, знавшими наизусть Коран, - это он сам и его сын Исмаил. О том,
был ли кто-нибудь из рода в Мекке или Медине, данных нет.
Учился Ярагский в примечетской школе, в медресе отца Исмаила.
Большое значение для формирования его мировоззрения имело обучение у
известных дагестанских ученых. Есть сведения о том, что он учился у Саида
Хачмасского, Саида Шиназского. Хасана Кудалинского. Мухаммада-эфенди
Ахтынского, а также в Согратлинеком медресе.
Он получил фундаментальные знания по арабскому языку, философии,
логике, риторике, теологии. Обучение у учителей разных национальностей
закладывало в мальчике основы интернационализма.
Магомед, по традициям своего времени, уже в раннем возрасте вступил
в брак. Жена его была ахтынкой, дочерью известного педагога и ученого. Он
был учеником своего тестя Магарам-эфенди аль-Ахты, который был весьма
популярным во всем Дагестане ученым, знатоком не только духовных наук,
но и естественно-математических.
1
У Ярагского было трое детей: сыновья Гаджи-Исмаил. Исак и дочь
Хафисат. Он был примерным семьянином, требовательным, справедливым и
любящим, что позволяло семье с честью переносить все невзгоды. Из-за
преследования царских властей и местных феодалов семья покинула Вини-
Яраг, жила в Табасаране и Аварии. После смерти отца семья вернулась в
родной аул в 1838 году. Оба сына Ярагского стали учеными. Старший сын
был учителем крупнейшего лезгинского поэта ЕтимаЭмпна. известного
ученого, просветителя ГасанаАлкадари.
2
О благородной внешности Мухаммада Ярагского немецкий историк
барон фон Гакстгаузен писал: «Мулла Магомед был весьма замечательной
наружности, высокого роста, худощав, имел выразительное лицо, умные
глаза, хотя опухшие от частых ночных бдений, совершенно белые волосы и
короткую седую бороду, окаймлявшую смуглое лицо его. Кротость и
1
Ученый, мыслитель и поэт Мухаммед аль-Яраги // Исламские новости. 31 декабря. 1990.
2
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С.50.
добродушие в чертах, хотя утомленных постоянными умственными
занятиями, обозначали ученого, аскета муллу, это обозначалось также его
зеленою чалмою, архалуком того же цвета и синею мантию»
1
.
Аллах даровал Ярагскому блестящий ум, незаурядный природный
талант, позволивший ему понять высшие истины и доносить их до людей. Он
осознавал, что надвигается опасность разрушения векового уклада жизни
местного населения, и выступил инициатором предотвращения этого.
Ученость позволила ему выступить в качестве духовного вождя
освободительной борьбы против феодально-колониального гнета за
восстановление национальной независимости народов.
2
После окончания отцовской школы Магомед в пределах Кюры мог
отправиться на продолжение учебы разве только в Ага-Стальское медресе.
Только там существовала школа второй, но не высшей ступени. Каких-либо
документов или иных следов, подтверждающих, что он учился в ахтынских
или цахурских медресе, нами не обнаружено.
Ценные, хотя не подкрепленные документально сведения о дальнейшей
учебе Магомеда из Ярага дает ЗагидВарисов. Причину поступления
Магомеда на учебу в Согратлинскую мусульманскую школу он объяснил так:
«Весьма интересен и поучителен факт первого приезда его в конце XVIII
века. Не имея в Согратле кунаков и знакомых, юный Махаммад слез на
окраине села с мула, пустил его перед собой и открыл первые ворота, перед
которыми остановилось животное. Хозяином этого дома, где и поселился ал-
Яраги, был Риза (старший), потомок родственника казикумухского хана.
Несколько поколений представителей этого дома в память о кунаке своих
предков (ярагинце) считают своей обязанностью давать одному из сыновей
имя Яралияв. У Магомеда Ризаева хранится Коран, принадлежавший
Магомеду-эфенди».
3
1
Гакстгаузен А. Закавказский край. (Пер.с нем.) СПб, 1857, 4.2.С.23.
2
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С.51.
3
Варисов 3. Он стоял у истоков //Дагестанская правда. 6 июня. 1992.
Выбор Согратля для продолжения образования объяснялся разными
причинами. Во-первых, в Дагестане, по традиции, талантливые люди
получали образование в разных исламских центрах. Это давало возможность
освоить различные формы и методы учебы, пройти школу разных по
педагогическому опыту алимов, заодно и приобщиться к этническим,
историческим и культурным ценностям разных народов Дагестана.
1
В Согратле собралась группа весьма одаренных учителей по наиболее
престижным научным дисциплинам. Окончившие курс учебы в Согратле, как
и в Ахтах, Тарках, Кумухе и других мусульманских образовательных
центрах, получали документы, официально разрешающие им поступить в
Каирский исламский университет Ал-Ахзар, занимать ответственные
должности в соборных мечетях, религиозных учебных заведениях и
шариатских судах.
2
Магомед Ярагский обладал всеми этими качествами. Поэтому
совместный труд ученика и учителей-мударисовпринес желанный результат.
К концу многолетней учебы в кюринских краях и в остальном Дагестане он
стал знатоком исламской догматики, шариата (законодательства) и марифата
(морали), хорошо освоился в философии, логике, риторике, в арабском
языке, астрономии, математике и естествознании.
Магомед из Ярага жил, учился, а затем и занимался науками в условиях
возрождения арабской культуры в Дагестане. Это культурное движение,
происходило в XVIII-XIX веках, вовлекая в свою орбиту все более широкие
массы населения. Причем в то время, когда Дагестан пробуждался к высокой
культуре и цивилизации, собственно арабские страны, став колониями
европейских держав, пребывали в застое.
3
Во время учебы у Магомеда Ярагского одновременно формировались
философская, естественнонаучная и религиозная картины бытия. Они то
противоречили друг другу, то, напротив, дополняли, придавая душе
1
Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996. С.52.
2
Абдуллаев М. А. Мыслители Дагестана. Махачкала,2007.С.383.
3
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С. 52.
гармонию. Чтобы составить себе ясное представление о реальном объёме и
содержании образования, полученного М. Ярагскимвшкольной и
самостоятельной формах, следует назвать основные предметы и учебники,
которые он основательно усвоил. Начал он учебу с овладения арабским
языком, затем книжек «Мухтасаруль-мингаж» («Сокращение пути») и
«Марипатуль-ислам» («Познание ислама»). За ними приступил к изучению
«Правил ислама» по учебнику «Усулладинъ». Затем взялся за «Тасрифъ»
(«Превращение»), который представляет собой начальный курс арабской
грамматики.
1
Магомеду Ярагскому было далеко за двадцать пять лет, когда он,
«завершив курс науки и знаний в Кюринском округе и в остальном
Дагестане», возвратился на родину, в Вини-Яраг. Сельчане встретили его
весьма радушно. Они уже были наслышаны о его успехах в учебе и в родном
селении, и особенно в Ахтах, Согратле и других исламских образовательных
центрах Дагестана. Кроме того, велик был авторитет его отца Исмаила-
эфенди, который, как и дед его Шихкамал, занимался преподавательской и
проповеднической деятельностью в Вини-Яраге.
2
Благодаря их стараниям в селении строилась мечеть, при ней открылась
исламская школа. Сельчанам было приятно сознавать, что Магомед пошел по
отцовскому и дедовскому пути. Династия священнослужителей укреплялась
от поколения к поколению, причем каждое новое поколение вносило в
распространение и исповедание мусульманских норм определенные
новшества.
В радостных увеселениях, приятных встречах со сверстниками, беседах
с близкими и родственниками, угощениях «эли-фар» и мавлидах прошли
первые дни после возвращения в отчий край. В первую же пятницу, когда все
верующие мужчины села посещают мечеть для совершения богослужения,
Магомед явился туда с отцом Исмаилом-эфенди в окружении аульских
1
Агаев. А.Г. Указ.соч. С.55.
2
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С.52.
светил. Впервые Магомед по инициативе почтенного своего родителя начал
полуденную пятничную молитву. По принятой традиции мулла, который
проводит молитву, поднимается на помост, чтобы он был виден со всех
сторон и чтобы ему была видна масса молельщиков, собравшихся в мечети, а
главное, чтобы его молитва дошла до слуха и сознания каждого
прихожанина.
1
Проповедническое искусство Магомеда Ярагского достигло такого
совершенства и известности, что даже русский историк-религиовед А.
Ипполитов через тридцать лет после его смерти, в 1868 году, в статье об
учении «зикр» в Чечне и Аргунском округе назвал его первым в кратком
списке авторитетных мусульманских проповедников Кавказа. Их сила
состояла в том, что они «умели учитывать настроение масс, хорошо
пользовались принципами ислама... Подобными проповедниками были люди,
подобные, например, Мулле Магомеду, Кази-мулле или, наконец,
последнему горскому имаму... народ шел за ними»
2
,- заключал историк.
Наиболее сильнодействующим средством проповедей М. Ярагского
была молитва. Она представляла собой обрядовое действие с чтением
конкретных сур Корана. Обрядовое действие совершалось в форме намаза.
Опыт учебы в Ахтынской, Согратлинской и других мусульманских
школах второй ступени убедил Ярагского в необходимости проведения не
только структурной, но и образовательной реформы медресе. Остро встала
задача дополнения исламского образования светским, религиозно-научным.
Они различны по целям и функциям, но Богу угодно, чтобы мусульмане
владели знаниями.
Задуманная Магомедом-мударисом реформа ярагской школы была
одобрительно встречена и священнослужителями, и населением. Разумеется,
в первую очередь муллой Исмаилом-эфенди, отцом и наставником его.
1
Агаев А.Г. Указ.соч. С.57.
2
Ипполитов А. Учение «зикр» и его последователи //Кавказские горцы. Сборник
сведений. Тифлис, 1869. Гл. II.
Ярагское медресе стало широко известно и за границами Лезгистана. В
исторических источниках и научной литературе называется имя лакца,
жителя КазикумухаДжемалутдина, как его воспитанника. Об этом, в
частности, пишет родной сын Джемалутдина Сайд Абдурахман в
предисловии к рукописному сочинению отца о тарикате.
1
Свои святые речи Мухаммад Ярагский начал на рубеже 10-20-х годов
XIX в., в мечети своего родного аула. Очевидец давал описание мечети: «В
селении Яраг среди прочих незначительных лачужек стоит бедное
двухэтажное здание. Узенькая лесенка снаружи ведет на деревянный балкон
второго этажа, который навесом предохраняется от дождя и палящих лучей
солнца. Это бедная деревенская мечеть, обличающая назначение свое
висящим над нею полулунием. Внутри все просто, голо, бедно. Вообще
мечети устроены очень незатейливо, однако часто встречаются в них
прекрасные портики, красивые водохранигельные сосуды для омовения рук и
прочее. Но здесь ничего такого нет.Это продолговатый четырехугольник в 30
шагов длины и 18 ширины, едва освещенный тремя круглыми окнами вроде
амбразур; стены серо-коричневого цвета, пол покрыт старым войлочным
ковром. Посередине стоит что-то вроде кафедры из орехового дерева
довольно грубой выделки, на стенах видны полустертые изречения из
Корана. Эта маленькая мечеть, помещающая в себя не более 200 человек,
сделалась колыбелью восстания, которое воспламенило Дагестан и вскоре
распространилось по всему Кавказу. Здесь с восточным красноречием
проповедовал мулла Магомед - отец и основатель мюридизма»
2
.
Из выступлений, писем, обращений Ярагского сложилась программа,
обретшая к середине 20-х годов XIX века четкие контуры и принципиальное
содержание. В ней большое внимание было уделено исламу. Благодаря
Ярагскому «религия стана огнем, от жара которого разнородные элементы,
очистившись, слились воедино, стала раствором, который продолжительное
1
Абдурахман С. Предисловие к рукописному сочинению Джемалутдина о тарикате//
ССКГ. Тифлис, 1869.Гл.3.С. 2-3.
2
Гакстгаузен А. Указ.соч. С.190.
время соединял раздробленные обычаями, верованиями и наследственной
ненавистью племена Дагестана, стала в конечном итоге мощной
объединяющей силой этих народов»
1
.
Основные положения программы Ярагского свелись к следующему:
мусульманин должен быть свободен и не должен платить подать ни царю, ни
ханам, он не может быть ничьим рабом. Мусульманину, попавшему под
власть христианского царя, следует вернуться в лоно мусульманства.
2
Он не ограничился изложением своего учения и четко указал народам
пути его реализации, заявив, что свержение двойного гнета невозможно
мирным путем. Понимая, что колонизаторы и их местные лакеи-феодалы
никогда не откажутся добровольно от своей позорной власти, Ярагский
объявил газават.
3
Ярагский развернул кипучую деятельность по разъяснению нещадно
подвергавшимся двойному гнету мискинам, факирам своей программы
борьбы. Начал со своего аула Вини-Яраг, с зажигательных речей,
производивших впечатление на слушателей. Вскоре круг мусульман,
охваченных этой деятельностью, расширился за счет окрестных селений.
Идеи Ярагского быстро разошлись в Кюринском ханстве. По образному
выражению немецкого историка Боденштедта, весть о Ярагском и его учении
«со скоростью молнии облетела весь Дагестан». Русский историк Потто ту
же мысль выразил так: «Весть о новом учении и чудесном ораторе с
быстротой электрического тока охватила собой все углы Дагестана и
пронеслась оттуда в Чечню»
4
.
К Ярагскому потянулись представители народов, чтобы увидеть и
услышать его. В широком распространении и разъяснении программы
Ярагского исключительную роль сыграл созванный им в 1825 г. в Ярагесъезд
1
Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских.
Махачкала, 1996.С. 14.
2
Абдуллаев М. А. Указ.соч.С.386.
3
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С.52.
4
Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПБ,
1886. Т.З, СПБ, 1889. Т.5.С.38.
представителей дагестанской интеллигенции, на котором он ярко, остро и
эмоционально изложил свое учение и пути его осуществления. На съезде
были ДжамалудинКазикумухский (лакец), шейх Шабан из Бахнода (аварец),
Гази-Мухаммад (аварец), Гаджи-Юсуф из Губдена (даргинец), Хан-
Мухаммад (табасаранец), Курбан-Мухаммад ибн Сунгурбек из Ругуджи, Хас-
Мухаммад Ширвани и другие.
В своем обращении к присутствующим Ярагский заявил: «Вернитесь на
свою родину, соберите мужчин вашего племени, сообщите им мое учение и
призовите их к борьбе... Угнетенные должны освободить себя, а свободные
отвести от себя рабство! Я призываю вас обратиться к народу от моего
имени. Если нас объединит вера в Аллаха и Его пророков, нам нечего
бояться»
1
.
Период его личного участия в событиях Южного Дагестана и Северного
Азербайджана начался с 20-х годов до 1831 г. Он действовал в Кюре,
Табасаране, Кайтаге, Кубинской провинции и Самурской долине, где он, по
словам генерала Ермолова, был подстрекателем «беспорядков», «мятежа»,
«вредных сборищ», «беспокойств», «возмущений».
2
В Южном Дагестане почти повсеместно жители перестали платить
подати в казну, исполнять трудовые повинности. Именно в эти годы военное
командование с помощью войск «арестовывало» стада скота горцев на
равнине с тем, чтобы принудить их исправно платить казенные подати.
Немало фактов, когда зависимые крестьяне открыто, выступали против
своих беков.
В 1830-1831 гг. в Табасаране и Кайтаге произошли кровопролитные бои
между царскими войсками и местными жителями
3
. В 1831 году Ярагский
лично руководил обороной аула Чиркей от трехтысячного отряда царских
1
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С.53.
2
Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60 -
годы XIXвека.Махачкала, 2006.С.186.
3
Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммад Ярагский- идейный вождь освободительной
борьбы народов Кавказа. Махачкала, 1996.С.59-62.
войск генерала Панкратова с 22 пушками. Затем Ярагский перебрался в аул
Игали, жил в родном ауле двух имамов в Гимрах.
1
В 1832 году Ярагский участвовал в походе Гази-Мухаммада в Чечню.
После гимринской трагедии он в Балахане. Последние годы жизни и борьбы
Ярагского связаны с аулом Согратль. Ярагский активно участвовал в
определении кандидатур имамов и их избрании в 1832 и 1834 годах. Гибель в
1832 году первого имама была двойным горем для Ярагского - погиб не
только умный, талантливый руководитель борьбы, но и зять. Любимая дочь,
будучи счастлива в семье чуть более года, погрузилась в траур.
Таким образом, в последние двадцать лет своей жизни (1818-1838)
Ярагский действовал наиболее интенсивно. Первый этап - это 1818-1823 гг.,
когда было разработано учение освободительной борьбы. Второй этап - это
1824-1828 гг., когда учение интенсивно разъяснялось среди горцев. Третий
этап - это 1829-1831 гг., когда Ярагский стал во главе борьбы горцев в
Южном Дагестане. Четвертый этап - это 1832-1838 гг., связанные с
постоянным пребыванием в Аварии, ставшей эпицентром народной войны.
В 1838 году М.Ярагский умирает в аварском ауле Согратль. На
похоронах были ДжамалудинКазикумухский, Шамиль, Абдурахман-Хаджи и
др. Историк имамата Мухаммад Карахский писал: «Разлука с нашим Саидом
и похороны нашего избавителя Мухаммада по милости (Аллаха) - самое
губительное несчастье. Смерть аль-Яраги, друга Аллаха, тяжелее всего, что
мы испытали от некоторых поражений»
2
. М. Ярагский являлся для
мусульман мерилом нравственной чистоты и духовного богатства. Им
двигало не властолюбие, а свободолюбие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля.Махачкала, 2004.
2. Садыки Г. Шейх Мухаммед Ярагский //Тарих. Февраль. 1991.№1.С.4.
3. Ученый, мыслитель и поэт Мухаммед аль-Яраги // Исламские новости. 31 декабря.
1990.
4. Гакстгаузен А. Закавказский край. (Пер.с нем.) СПб, 1857, 4.2.
1
Рамазанов Х. Х. Эпоха Шамиля….С.52.
2
Мухаммед-Тахир аль Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских
битвах .Ч. 1-2. Махачкала, 1990.С.40.
5. Варисов 3. Он стоял у истоков //Дагестанская правда. 6 июня. 1992.
6. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996.
7. Абдуллаев М. А. Мыслители Дагестана. Махачкала,2007.
8. Ипполитов А. Учение «зикр» и его последователи //Кавказские горцы. Сборник
сведений. Тифлис, 1869. Гл. II.
9. Абдурахман Предисловие к рукописному сочинению Джемалутдина о тарикате//
ССКГ. Тифлис, 1869.Гл.3.
10. Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских.
Махачкала, 1996.
11. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях.
СПБ, 1886. Т.З, СПБ, 1889. Т.5.
12. Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60
-годы XIX века. Махачкала, 2006.
13. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммад Ярагский- идейный вождь
освободительной борьбы народов Кавказа. Махачкала, 1996.
14. Мухаммед-Тахир аль Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских
битвах. Ч. 1-2. Махачкала, 1990.