Конспект урока "Основы объектно-ориентированного программирования" 9 класс

1
Ф.И.О. учителя Долгушина Анна Владимировна
Предмет: информатика
Класс: 9
Тема урока: Основы объектно-ориентированного программирования
Цели:
Образовательная: создание условий для формирования представлений об объектно-
ориентированном программировании, этапах языков программирования, основных
понятиях ООП, интегрированной среде программирования Visual Basic.
Развивающая: создание условий для развития аналитического мышления.
Воспитательная: создание условий для воспитания мотивов учения, положительного
отношения к знаниям.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, доска.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап 2 мин
2. Актуализация субъектного опыта или опорных знаний 2 мин
3. Этап изучения новых знаний и способов действий 25 мин
4. Этап повторения новых знаний и способов действий 3 мин
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий 9 мин
6. Этап информации о домашнем задании 2 мин
7. Этап подведения итогов занятия 2 мин
2
Ход урока
Этапы урока
Содержание деятельности
Методические
рекомендации
Организационно-
мотивационный
этап
Здравствуйте ребята! Я рад видеть вас здесь.
Мы продолжаем изучение темы «Звук в памяти компьютера» и
сегодня на уроке вам предстоит решить несколько задач.
На доске дата,
тема урока.
Актуализация
субъектного
опыта или
опорных знаний
Каждый процессор имеет свою систему команд. Компьютер
способен понять только последовательность команд, понятных
процессору, - машинный код. Первоначально программы для
компьютеров писались с использованием машинного кода.
Программирование в машинном коде трудоемкий процесс, в ходе
которого трудно избежать ошибок. Упростить этот процесс можно,
если автоматизировать работу, поручив часть ее самому
компьютеру. Поэтому сегодня для записи программ используются
языки программирования. Язык программирования - это
формальный язык для записи алгоритмов в виде, допускающем их
автоматическую подготовку к выполнению на компьютере. Для
преобразования программы в машинный код служит специальное
программное средство – транслятор.
Трансляторы делятся на две группы по их работе компиляторы и
интерпретаторы.
Интерпретатор преобразует команды исходного текста программы
в машинные команды и немедленно их выполняет. Можно сказать,
что программа выполняется по стокам исходного текста. При этом
происходит проверка правильности написания строк программы с
точки зрения правил языка.
Компилятор просматривает текст программы и создает
последовательность данных, которая называется объектным кодом
Результатом этого этапа является так называемый исполнимый код
он представляет собой набор машинных команд, реализующих
алгоритм, записанный в программе.
И компиляторы, и интерпретаторы имеют свои достоинства.
Граница между ними постепенно стираются. Некоторые системы
разработки программ содержат в своем составе, как компилятор, так
и интерпретатор для поддерживаемого языка программирования. В
некоторых случаях используются смешанные технологии.
Ученики
записывают
определения
(то, что
красным
цветом)
слайд 2
Этап изучения
новых знаний и
способов
действий
Язык программирования содержит три основных компонента:
алфавит, синтаксис и семантику. Эти компоненты определяют
правила записи программ.
Алфавит языка это набор символов, которые можно применять в
инструкциях языка программирования. Другие символы допустимы
только в особых случаях, например в строковых константах.
Синтаксис языка определяет правила построения операторов.
Семантика это смысловое содержание операторов языка
программирования. Семантические правила определяют действия,
описываемые различными операторами, и, в итоге сущность всего
алгоритма.
Языки программирования можно разделить на две группы языки
высокого уровня и языки низкого уровня (машинные).
Все языки программирования высокого уровня делятся на
процедурные, логические и объектно-ориентированные. Несмотря
на различия между языками, все они позволяют написать программу
любого назначения.
3
Каждый язык программирования имеет свое название. История этих
названий восходит к моменту создания языков. Правила программ в
некоторых языках неоднократно менялись, но названия языков
остались без изменения.
Поколения языков программирования
1 этап.
Операционное программирование. (ЭВМ 1-го поколения с 1945-1959
год). ЭВМ того времени понимали только цифровые команды, и
программы состояли из множества строк, состоящих из цифр,
интерпретируемых центральным процессором. Например, команда
05 825 631 трактовалась как сложение двух чисел (код 05),
записанных в ячейки с номерами 825 и 631.
2 этап.
Мало отличается от первого. Он связан с ЭВМ 2-го поколения.
Появились языки программирования типа Ассемблер и автокод.
Теперь команда сложения записывалась с использованием
служебных слов ADD (сложить) PR1, ZET, где ADD код
команды, PR1, ZET имена ячеек. Перевод программы
(трансляция), записанных таким образом в цифровое представление,
а только такое понимает ЭВМ, осуществляется с помощью
специальных программ, называемых ассемблерами.
3 этап.
Развиваются языки программирования высокого уровня. В них
реализуются новые идеи: подпрограммы и раздельная компиляция
(Фортран 2); блочная структура и типы данных (Алгол 60); описание
данных и работа с файлами (Кобол); обработка списков и указателей
(Лисп). В следующих версиях языков продолжается развитие: PL/1
(Фортран+Алгол+Кобол), Алгол 68 (приемник Алгол 60), Паскаль
(развитие Алгол 60), Simula (классы абстрактные данные).
4 этап.
Связан с применением объектно-ориентированных языков 4-го
поколения. В основе объектно-ориентированного программирования
(ООП) лежит идея объединения в одной структуре данных и
действий, которые производятся с этими данными. При таком
подходе организация данных и программная реализация действий
над ними оказываются гораздо сильнее связаны, чем при
традиционном структурном программировании.
Первым языком с элементами ООП был язык Симула-67. В Турбо-
Паскале, начиная с версии 5.5, появились средства ООП. Итогом
развития Турбо-Паскаля в этом направлении стало создание фирмой
Borland системы программирования Delphi (Делфи).
5 этап.
ЭВМ будущего 5-го поколения называют машинами
«искусственного интеллекта». Прототипы языков для этих машин
были созданы много раньше их физического появления. Это языки
Лисп и Пролог. Эти языки относятся к языкам логического
программирования.
Основы ООП
Системы ООП дают возможность визуализировать процесс создания
графического интерфейса разрабатываемого приложения, то есть
позволяют создать объекты и задавать значения их свойств с
помощью диалоговых окон системы программирования.
Взаимодействия объектов между собой и их изменения описываются
с помощью программного кода. Создание программного кода
Ученики
записывают
под диктовку
основные
тезисы
Слайд 3
Ученики
записывают
определение
Слайд 4
4
базируется на исполнении алгоритмических структур различных
типов. Основной единицей в ООП является объект, который
объединяет в себе как описывающие его данные, так и средства
обработки этих данных, т.е. программные объекты обладают
свойствами, могут, использовать методы и реагирует на
события.
Свойства объектов
Семейство объектов представляет собой объект, содержащий
несколько объектов, экземпляров одного класса.
Объекты
Свойства
Каждый объект
обладает набором
свойств. Значение
свойств можно
изменить в
программном коде.
Объект. Свойство =
Значение свойства
Методы
Для того чтобы
объект выполнил
какую-либо
операцию,
необходимо
применить метод,
которым он
обладает. Методы
имеют аргументы,
которые позволяют
задать параметры
выполняемых
действий.
Объект. Метод арг 1:
= зн, арг 2: = знач.
Visual Basic - это универсальный язык программирования для
начинающих.
Программа, в которой вы будете создавать новые программы,
называется среда программирования Visual Basic.
Поскольку эта среда выполняется на компьютере вместе с
операционной средой Windows, то и создавать вы будете
программы, называемые Windows-приложения или просто:
приложения. Для создания приложения необходимо составить
проект. Этим Вы и будете заниматься в среде программирования
Visual Basic.
Достоинства Visual Basic:
1. Visual Basic выгодно отличается от других языков
программирования своей простотой и наглядностью.
2. Visual Basic динамично развивающийся язык.
3. Visual Basic встроен в такие программы как Word, Excel и др.
С его помощью можно управлять этими программами из
других программ.
Visual Basic - это объектно-ориентированный язык. Основой языка
являются объекты. Например: окно, кнопка, поле со списком, с
которыми работает программа.
Каждый объект имеет:
o свойства
o методы
o события
Свойства - это показатели, характеризующие объект.
Слайд 5
Ученики
записывают
определения
Слайд 6