Конспект урока "Управление и алгоритмы. Ролевая игра «Педсовет»" 9 класс


Ролевая игра «Педсовет»
Южанина Анастасия Владимировна
Учитель информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ №151
Тема урока: Управление и алгоритмы
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Время: 45 минут
Дидактическая цель занятия:
Закрепить знания по теме «Управление и алгоритмы».
Закрепить навыки пользования Перволого.
Развивать у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию.
Оборудование: компьютеры, столы, листочки, цветные ручки, фломастеры.
Подготовительный этап: игра рассчитывается на 10 человек. Дети заранее готовятся к
уроку, а именно повторяют изученный раздел. Перед уроком делаем «круглый стол», где будет
проходить педсовет.
Роли:
МО учителей историк (2 человека).
1. Светлана Петровна - рассказывает историю возникновения кибернетики, называет
основателя этой науки и указывает, в каком году вышла первая книга по кибернетике.
2. Галина Николаевна - рассказывает, что такое управление, что такое алгоритм
управления, как он возник и где применяется.
МО учителей математики(5 человек).
1. Дмитрий Владимирович - объясняет понятие управления с обратной связью, рисует
схему на листке.
2. Святослав Иванович поясняет, что такое алгоритм и кто является исполнителем
алгоритма?
3. Александр Вадимович рассказывает о свойствах алгоритма, поясняет понятие
алгоритмического языка.
4. Екатерина Васильевна–рассказывает о вспомогательных алгоритмах.
5. Ян Иванович- учит рисовать квадрат двумя способами, рассказывает про
циклические и линейные алгоритмы.
МО учителей информатики (3 человека).
1. Екатерина Яковлевна поясняет, что такое программа.
2. Александра Сергеевна рассказывает о ГРИС, выделяя назначение и возможности.
3. Петр Иванович создает программу написания слова «ШКОЛА» в ПервоЛого.
Ход мероприятия:
Ребята, мы изучили еще одну главу, но перед тем, как написать контрольную работу, мы
проведем ролевую игру. На предыдущем уроке я вас об этом предупреждала, вы должны были
повторить теоретический материал. Давайте сядем за круглый стол. Сегодня представим, что вы
окончили школу и все стали учителями. Кто-то историком, кто-то математиком, а кто-то
информатиком. Но перед тем, как мы распределим роли, вы должны выполнить несколько
заданий. На столах лежат листочки, используя ГРИС, вы должны написать программный код для
буквы Ш(кто первый правильновыполнит это задание, тот получает роль 3 информатика,
следующие 2 человека - роли других двух учителей информатики). Ребята, кто основоположник
кибернетики? (кто первый ответ, тот будет историком 1, который расскажет об этом
подробнее).Что такое управление? (поясните кратко своими словами). Этот человек нам и
расскажет об этом подробнее и получает роль историка№2. Остальным достается роль учителей
математики.
Чтобы вы отвечали с ходу, четко, ясно, я вам дам 7 минут на подготовку для того, чтобы
найти этот материал у вас в учебнике и в раздаточном материале. Сегодня у нас в школе
внеплановый педсовет. Но будут присутствовать не все учителя, сейчас я объясню почему.
Нам в школу поступило следующее письмо «Проводится конкурс директоров школ,
которые должны предоставить на конкурс обучающую программу по теме «Управление
алгоритмами, и создание рисунков в программе Перволого». Вот такое необычное задание,
казалось бы не связанное с работой директора школы. Но все же, чтобы защитить честь своей
школы, я тоже решила поучаствовать. Но, так как я в этом совсем не разбираюсь, я попрошу вас
мне помочь. Подготовьте меня по данному направлению, у меня уже появилась тысяча вопросов,
на которые мне необходимы ответы опытных специалистов, поэтому я собрала не всех
предметников, а только тех, которые разбираются в этой области. Вы мне поможете?
Основной этап: Дети сидят за «круглым столом». Педсовет начинается.
Директор: Давайте начнем с возникновения кибернетики, как она возникла и кто ее
основоположник? Я думаю, здесь мне может помочь Светлана Петровна.
Историк 1. Возникновение кибернетики
В 1948 году в США и Европе вышла книга американского математика Норберта Винера
«Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение
новой науки — кибернетики.
Не случайно время появления этого научного направления совпало с созданием первых
ЭВМ. Н. Винер предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших
их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализ самого процесса
управления. Этому и посвящена наука кибернетика.
Директор: Спасибо, Светлана Петровна. Теперь я знаю, что это за наука и кто ее создатель.
А что же тогда такое управление? Думаю, Галина Николаевна знает.
Историк 2. Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые
являются управляющими, на другие объекты управляемые.
Простейшая ситуация два объекта: один — управляющий, второй управляемый.
Например: человек и телевизор, хозяин и собака, светофор и автомобиль. В первом приближении
взаимодействие между такими объектами можно описать схемой, изображенной на листочке.
Рис.3.1. Схема системы управления без обратной связи
С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует
рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.
В примере с телевизором через пульт управления передаются команды следующего типа:
«включить/выключить», «переключить канал», «увеличить/уменьшить громкость». Хозяин
передает собаке команды голосом: «Сидеть!», «Лежать!», «Взять!». Световые сигналы светофора
шофер воспринимает как команды: красный «стоять», зеленый «ехать», желтый
«приготовиться».
Директор: я видела, что существует управление с обратной связью. Что это такое? Как это
можно зарисовать схематично и объяснить. Дмитрий Владимирович, объясните мне, пожалуйста,
со своими примерами.
Математик 1.
Если мы возьмем все тот же пример, что приводили нам историки ( хозяин с собакой) то
объяснить это можно так: Совсем иначе протекает процесс управления телевизором или собакой.
Прежде чем отдать очередную команду, человек смотрит на состояние объекта управления, на
результат выполнения предыдущей команды. Если он не нашел нужную передачу на данном
канале, то он переключит телевизор на следующий канал; если собака не выполнила команду
«лежать!», хозяин повторит эту команду.
Из этих примеров можно сделать вывод, что управление происходит эффективнее, если
управляющий не только отдает команды, т. е. работает прямая связь, но и принимает
информацию от объекта управления о его состоянии. Этот процесс называется обратной связью.
Обратная связь это процесс передачи информации о состоянии объектауправления
управляющему объекту.
Модель управления с обратной связью
Управлению с обратной связью соответствует схема, которую я изобразил на листке.