Презентация "Программируем на Pascal"


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

Turbo Pascal

  • Содержание
  • Типы данных
  • Структура
  • программы
  • Алфавит языка
  • Операторы

Типы данных

  • Целые
  • Символь-
  • ные
  • Логичес-
  • кие
  • Вещест-
  • венные
  • Типы
  • данных

Структура программы

  • Программа в Turbo Pascal состоит из следующих разделов:
  • {заголовок};
  • {описательная часть};
  • {исполнительная часть}.

Структура программы

  • Рассмотрим общий вид программы
  • program ИмяПрограммы;
  • uses
  • ИмяМодуля1,…;
  • label
  • ИмяМетки1,…;
  • const
  • ИмяКонстанты = Значение константы
  • type
  • ИмяТипа = ЗначениеТипа;
  • var
  • ИмяПеременной : Тип;
  • {объявление процедур и функций программиста}
  • Begin
  • {инструкции}
  • end.
  • ЗАГОЛОВОК
  • ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Целые

  • В Turbo Pascal поддерживается четыре целочисленных типа данных, каждый из которых имеет свой диапазон значений.
  • Тип
  • Диапазон
  • Память в байтах
  • Byte
  • 0…255
  • 1
  • Integer
  • -128…127
  • 1
  • Word
  • 0…65535
  • 2
  • Longint
  • -2147483648..214748 3647
  • 4

Целые

  • В каких рядах все данные относятся к целому типу:
  • 1) 2; 56; 6,5
  • 2) 56; 67; 1
  • 3) 2; g3e; 3
  • 4) 6; -7; 88
  • 5) 3,4; 65; -56
  • 6) -2; -77,00; 9
  • 7) -4; -fr3; 6,789
  • нет
  • нет
  • нет
  • нет
  • да
  • да
  • да

Вещественные

  • В стандартном Pascal вещественный (real) тип данных включает в себя нецелые числа. Например 5,65. Все вещественные типы данных различаются по диапазону чисел после запятой.
  • Тип
  • Диапазон
  • Память в байтах
  • Real
  • 2.9х10Е-39..1.7х10Е38
  • 6
  • Single
  • 1.5х10Е-45..3.4х10Е38
  • 4
  • Double
  • 5.0х10Е-324..1.7х10Е308
  • 8
  • Comp
  • -2Е+63+1..2Е+63-1
  • 8

Вещественные

  • В каких рядах все данные НЕ относятся к целому типу:
  • 1) 4; 8; 7,94
  • 2) 9; -56; 1
  • 3) 7,00; 6,7; -5,4
  • 4) -4,01; 0,75; -0.1
  • 5) 0; -22,4; 7
  • 6) 0,1; 0,2; 0,5
  • 7) 345; 657; 6
  • нет
  • нет
  • нет
  • нет
  • да
  • да
  • нет

Логические

  • Булевское выражение - это выражение, которое принимает значение True или False.
  • Тип
  • Диапазон
  • Память в байтах
  • boolean
  • False - True
  • 2

Символьные

  • В Pascal также есть тип данных, определяющий символ. Символы заключаются в кавычки ‘s’. Заметьте, ‘2’ – символьный тип, а 2 – уже целый.
  • Символьные переменные можно складывать и вычитать (‘мама’ + ‘_мыла’ + ‘_раму’ = ‘мама_мыла_раму’), все остальные арфметические действия запрещены.
  • Тип
  • Диапазон
  • Память в байтах
  • Char
  • (символьный)
  • 1
  • 1
  • String
  • (строковый)
  • 255
  • 30

Алфавит языка

  • Алфавит
  • языка
  • Символы
  • Зарезервирован-
  • ные слова

Символы

  • СИМВОЛЫ
  • Специальные
  • Составные

Специальные символы

  • Символ
  • Название
  • Символ
  • Название
  • +
  • Плюс
  • {}
  • Фигурные скобки
  • -
  • Минус
  • .
  • Точка
  • *
  • Звёздочка
  • ,
  • Запятая
  • /
  • Дробная черта
  • :
  • Двоеточие
  • =
  • Равно
  • ;
  • Точка с запятой
  • >
  • Больше
  • Апостроф
  • <
  • Меньше
  • #
  • Номер
  • []
  • Квадратные скобки
  • $
  • Денежная единица
  • ()
  • Круглые скобки
  • ^
  • Тильда (каре)

Составные символы

  • Символ
  • Название
  • Символ
  • Название
  • <>
  • Не равно
  • <=
  • Меньше или равно
  • ..
  • Диапазон значений
  • >=
  • Больше или равно
  • :=
  • Присваивание
  • (. .)
  • Альтернатива []
  • (* *)
  • Альтернатива {}

Зарезервированные слова

  • Слово
  • Смысл слова
  • Слово
  • Смысл слова
  • end
  • Конец блока
  • Of
  • Из
  • Export
  • Экспорт
  • Or
  • Логическое ИЛИ
  • External
  • Внешний
  • Packed
  • Упакованный
  • File
  • Файл
  • Procedure
  • Процедура
  • For
  • Для
  • Program
  • Программа
  • Function
  • Функция
  • Record
  • Запись
  • Forward
  • Опережающий
  • Repeat
  • Повторять
  • Goto
  • Переход на
  • Set
  • Множество

Зарезервированные слова

  • Слово
  • Смысл слова
  • Слово
  • Смысл Слова
  • Absolute
  • Абсолютный
  • If
  • Если
  • And
  • Логическое И
  • Implementation
  • Реализация
  • Array
  • Массив
  • In
  • В
  • Asm
  • Ассемблер
  • Inherited
  • Наследование
  • Do
  • Выполнять
  • Nil
  • Отсутствие
  • Downto
  • Уменьшить до
  • Not
  • Логическое НЕ
  • Else
  • Иначе
  • Object
  • Объект
  • Begin
  • Начало блока
  • Inline
  • Основной
  • Case
  • Вариант
  • Interface
  • Интерфейс
  • Const
  • Константа
  • Interrupt
  • Прерывание
  • Constructor
  • Конструктор
  • Label
  • Метка
  • Destructor
  • Деструктор
  • Library
  • Библиотека
  • div
  • Деление нацело
  • Mod
  • Остаток от

Операторы

  • Операторы языка Turbo Pascal можно разделить на простые и сложные. Простые не содержат внутри себя других операторов. Сложные (структурные) операторы представляют собой конструкции, содержащие простые операторы

Ввод данных

  • Рассмотрим кусок программы ввода данных.
  • В блоке VAR задаются переменные и их типы. Как мы видим переменные ‘I’ и ‘a’ числовые, а ‘ch’ символьный.
  • Сам ввод данных задаётся в теле программы. Это можно сделать с помощью команды ‘readln(перементая)’. Как вы видите, нельзя одновременно задавать числовые и символьные типы. Они задаются раздельно друг от друга.

Вывод данных

  • Рассмотрим кусок программы вывода данных.
  • Задаём значения каждой переменной
  • Ввод данных производится командой writeln(значение). Помимо переменных можно выводить сообщения, которые вводятся в кавычках. Письменные сообщения и сами переменные разделяются запятыми. В нашем случае на экран выведется ‘2 + 4 = 6’.

Операции Div и Mod

  • Целочисленной деление Div. Показывает целую часть числа, образовавшуюся в результате деления. Поделим, 5 / 2 = 2.5, и div этого числа = 2.
  • Например:
  • 11 div 5 = 2
  • 10 div 3 = 3
  • 2 div 3 = 0
  • 123 div 4 = 30
  • 17 div -5 = -3
  • Оператор MOD вычисляет остаток после целочисленного деления. Поделим, 10/3 = 3 + 1, значит mod этого числа равен = 1.
  • Например:
  • 10 mod 5 =0
  • 14 mod 5 = 4
  • 22 mod 5 = 2
  • -17 mod 5 = -2
  • -17 mod -5 = -2

Операции Div и Mod

  • Выполните задания:
  • 1) 18 mod 6 = ?
  • a) 3
  • б) 5
  • в) 0
  • г) 0.3
  • да
  • нет
  • нет
  • нет
  • 2) 121 mod 10 = ?
  • а) 12
  • б) 1
  • в) 0.1
  • г) 10
  • нет
  • нет
  • нет
  • да
  • 3) 44 div 4 =?
  • а) 11
  • б) 4
  • в) 1
  • г) 0
  • нет
  • нет
  • нет
  • да
  • 4) 17 div 3 = ?
  • а) 2
  • б) 3
  • в) 4
  • г) 5
  • нет
  • нет
  • нет
  • да

Арифметические функции

  • Стандартная функция
  • Выполняемое действие
  • Abs(x)
  • |x|
  • Sqr(x)
  • X
  • Sqrt(x)
  • X
  • Exp(x)
  • e
  • Ln(x)
  • Ln(x)
  • Pi
  • Число пи
  • Sin(x)
  • Sin(x)
  • Cos(x)
  • Cos(x)
  • Arctan(x)
  • Arctg(x)
  • 2
  • 1/2
  • x

Условный оператор IF

  • Ключевые слова if, then, else обозначают “если ”, “то”, “иначе”.
  • Задаём тип переменной
  • Вводи целое число
  • Если число >0, то выводим ‘положительное’
  • Если число равно 0, то выводим ‘нулевое’
  • Иначе, то есть во всех остальных случаях выводим‘отрицательное’.

Условный оператор IF

  • С помощью оператора условия можно подключаться к подпрограмме. Подпрограмма – это программа внутри программы, операции которой не зависят от внешней программы.
  • Если число =0, то подключается подпрограмма. Она также начинается с ‘begin’, а заканчивается ‘end’.

Условный оператор IF

  • Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему1; если отрицательным, то вычесть из него2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.
  • Составьте программу:
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ

Условный оператор IF

  • Даны три числа. Найти наименьшее из них.
  • Составьте программу:
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ

Оператор Case

  • Иногда в программе приходится очень много раз употреблять оператор IF, что очень загромождает программу. В этом случае можно использовать оператор CASE, который заменяет собой несколько условий.
  • Эта программа делает тоже, что и прежняя, но теперь, когда мы заменили If на Case, программа стала выглядеть аккуратней, понятней, и она меньше нагружает компьютер.
  • =

Оператор Case

  • Составьте программу:
  • Дан номер месяца – целое число в диапазоне 1-12 (1-январь, 2-февраль и т.д.). Определить количество дней в этом  месяце для не високосного года.
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ

Оператор While

  • Этот оператор состоит из следующих ключевых слов “while” и “do”. ‘Делать до тех пор, пока’ и ‘выполняй’ соответственно.
  • Задаём переменные
  • Пока число i<10 выполняем по кругу действия подпрограммы. Программа будет увеличивать переменные ‘s’ и ‘i’ на 1, пока ‘I’ не станет >=10.

Оператор While

  • Составьте программу:
  • Дано целое число N (N>0). Найти наименьшее целое  положительное число K, квадрат  которого превосходит  N: K^2>N. Функцию извлечения квадратного корня не использовать.
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ

Оператор For

  • Этот вид оператора цикла называют циклом со счётчиком или циклом с параметром. Этот оператор используется чаще остальных.
  • Пример For a:=1 to 10 do . В данном примере программа выполнит какое-то действие по счётчику а (от 1 до 10).
  • Цикл For задаёт счётчик от 1 до 45, и для каждого числа будет выполняться действие в подпрограмме. ВАЖНО, после предыдущего действия значение ‘f’ сохраняется. После того, как счётчик закончится подпрограмма закончит выполнять своё действие.

Оператор For

  • Составьте программу:
  • Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K 
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ

Оператор For

  • Составьте программу:
  • Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от А до В включительно.
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ

Сцепление строк

  • Символьные(char) и строковые(string) могут сцепляться друг с помощью +. Рассмотрим пример.
  • Мы видим, что переменная ‘F’ равна сумме переменных ‘a’ + ‘b’. И в нашем случае F=‘Мама_мыла_раму’.

Удаление и вставка символов

  • Удаление производится с помощью оператора delete(st,poz,n), где:
  • st – строковая переменная, из которой производится удаление;
  • poz – номер символа, с которого будем удалять;
  • n – количество символов, которое требуется удалить

Удаление и вставка символов

  • Вставка происходит с помощью оператора insert(s1,s2,n), где:
  • s1 – строка, куда вставляем;
  • s2 - строка, которую вставляем;
  • n – номер символа, куда происходит вставка.

Функции для работы со строками

  • Оператор length(st) вычисляет длину строки ‘ST’ в результате получается целое число, равное количеству символов с строке.

Функции для работы со строками

  • Для того, чтобы скопировать определённую часть строки можно воспользоваться оператором copy(st,poz,n), где:
  • st - строковая переменная, откуда копируем;
  • poz – номер символа, с которого начинаем копировать;
  • n – количество символов, которое надо скопировать.

Функции для работы со строками

  • Для того, чтобы обнаружить символ или группу символов в строке, можно использовать оператор pos(str1,str2), где:
  • str1 – подстрока, которую ищем;
  • str2 – строка, в которой ищем подстроку;
  • Результатом команды Pos является номер первого символа найденной подстроки.
  • Рассмотрим пример:

Символы и строки

  • Составьте программу:
  • Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Найти количество слов в строке.
  • ПОКАЗАТЬ РЕШЕНИЕ