Конспект урока "Алфавит языка Pascal ABC. Переменные. Типы данных" 9 класс


Дубоделов Николай Павлович
МБОУ – Ущерпская СОШ
Учитель информатики
ТЕМА: «Алфавит языка Pascal ABC. Переменные. Типы данных.»
Цели урока:
Воспитательная: дать основные сведения о переменных, константах,
описания типов в Pascal.
Развивающая: развитие навыков логического мышления у учеников.
Обучающая: Ознакомить с типами данных и основными операторами
Pascal ABC.
Оборудование: компьютер, проектор
План урока.
1.
Оргмомент
2мин.
2.
Теоретическая часть
25мин.
3.
Закрепление
10мин.
4.
Домашнее задание
ин.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Теоретическая часть.
В языке Pascal все данные, используемые программой, должны
принадлежать к какому-либо заранее известному типу данных.
Тип данных определяет:
- формат представления данных в памяти ЭВМ;
- множество допустимых значений;
- множество допустимых операций.
Типы данных в языке программирования Pascal делятся на пять
основных классов:
- простые типы;
- структурированные типы;
- ссылочные типы;
- процедурные типы;
- объектные типы.
В данный момент нас больше всего интересуют простые типы.
Простые типы данных делятся на порядковые и вещественный типы данных.
В математике порядковым числом называется номер элемента при
перечислении. Под порядковым типом понимают тип данных, областью
значений которых является упорядоченное счетное множество. Каждому
элементу такого множества соответствует некоторое порядковое число,
являющееся как раз его номером при перечислении.
В любом порядковом типе для каждого значения, кроме первого,
существует предшествующее значение, и для каждого значения, кроме
последнего, существует последующее значение. В языке Pascal существуют
стандартные функции, которые позволяют определять соответствующие
значения для заданного значения:
функция Pred(x) определяет предыдущее значение величины х,
функция Succ(x) определяет последующее значение величины х;
функция Ord(x) возвращает порядковый номер величины х.
Целочисленные типы
Ти
п
Диапазон
возможных значений
Формат
Shorting
-128.. 127
1 байт со знаком
Integer
-32768.32767
2 байта со знаком
Longint
-2147483648..2147483647
4 байта со знаком
Byte
0..255
1 байт без знака
Word
0..65535
2 байта без знака
Вещественные типы
Диапазон возможных
значений
Точность
Формат
2.9Е-39..1.7Е38
11-12
знаков
6 байт
I.5E-45..3.4E38
7-8 знаков
4 байта
5.0E-324..I.7E308
15-16
знаков
8 байт
3.4Е-4932..1.1Е4932
19-20
знаков
10 байт
-9.2Е18..9.2Е18
19-20
знаков
8 байт
Логический тип и логические выражения. (BOOLEAN)
Переменные, константы и выражения логического типа имеют только
два значения: TRUE (истина) или FALSE (ложь).
Например, при сравнении чисел А и В результат будет TRUE (истина)
или FALSE (ложь в зависимости от значений А и В).
Кроме операций сравнения, логический результат дает функция целой
величины Odd (нечетный), которая имеет значение TRUE, если ее аргумент
нечетный, и FALSE, если ее аргумент четный. Для логических переменных
определены операции: NOT, AND, OR, XOR.
Логический тип, как и целые типы, относится к порядковым типам.
Порядковый тип - это тип данных, для которого определены отношения
порядка, то есть для любого элемента можно определить последующий и
предыдущий элемент.
Логические операции, операции отношения и арифметические
операции часто встречаются в одном выражении. Причем отношения,
стоящие слева и справа от знака логической операции, должны быть
заключены в скобки, поскольку логические операции имеют более высокий
приоритет. Вообще, в логическом выражении принят следующий приоритет
операций:
NOT
AND, *, DIV, MOD
OR, XOR, +, -
операции сравнения
Порядок выполнения операций определяется скобками.
Например, в логическом выражении A OR В AND NOT(A OR В)
сначала выполняется заключенная в скобки операция OR, а затем операции
NOT, AND, OR.
В языке Turbo Pascal 7.0 нет возможности ввода логических данных с
помощью оператора read. Однако предусмотрен вывод значений переменных
логического типа с помощью оператора write. В этом случае для
идентификаторов FALSE и TRUE автоматически отводится по 6 позиций: две
- перед словом TRUE и одна - перед FALSE.
Перечисляемый тип данных.
Этот тип данных получил название перечисляемого, потому что он
задается в виде перечисления некоторых значений. Эти значения образуют
упорядоченное множество и являются константами этого типа. Для
объявления переменной список возможных значений, разделенных запятой,
указывается в круглых скобках. Например,
Var month: (January, february, marth, april, may, June, July, august,
September, October, november, december).
Упорядоченность элементов перечисляемого типа определяется
порядком их следования. Самый левый имеет минимальное значение
(значение функции ord для него равно 0), а наиболее правый - максимальное.
Символьный тип данных.
Описание: идентификатор Char.
Диапазон значений: значением переменной этого типа может быть
любой символ - это буквы, цифры, знаки препинания и специальные
символы. Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный
числовой код от 0 до 255.
Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным
применимы операции сравнения. Операция сравнения осуществляется
следующим образом: из двух символов меньше тот, который встречается в
таблице ASCII раньше.
Обычно значения для переменных типа char задаются в апострофах:
ch:= '*';
letter='G'.
Кроме того, имеется возможность задавать значения указанием
непосредственного числового значения ASCII-кода:
kd:=#65 {символ 'A'};
s:=#10 {клавиша <Enter>}.
Так как символьный тип является порядковым типом данных, то для
него справедливо все, что было сказано о порядковых типах.
Интервальный (ограниченный) тип данных.
Интервальный (ограниченный) тип данных представляет собой
интервал значений порядкового типа, называемого базовым типом. Описание
типа задает наименьшее и наибольшее значения, входящие в этот интервал.
Например,
Var a:1..25;
ch: 'a'..'z'.
Здесь переменные а и ch могут принимать значения только из
указанного интервала; базовым типом для переменной а является целый тип,
а для переменной ch - символьный.
Переменная ограниченного типа сохраняет все свойства переменных
базового типа.
Для чего вводится ограниченный тип данных?
Использование ограниченного типа делает программу более наглядной
и понятной. Например, если в программе переменная b может принимать
только значения 3, 4, 5, 6, 7, 8, то лучше описать ее следующим образом: var
b:3..8; чем var b: integer; так как в случае выхода значения b за диапазон 3..8 в
первом случае будет выдано диагностическое сообщение, которое поможет
найти ошибку. Во втором случае будет получен неправильный результат, что
затруднит поиск ошибки. Таким образом, второй вариант описания
переменной следует использовать в тех случаях, когда диапазон значений
заранее неизвестен либо занимает весь допустимый интервал значений для
рассматриваемого типа.
Константы и типизированные константы.
Числа, символы, строки множества, которые не изменяют своего
значения в процессе выполнения программы, должны объявляться как
постоянные, т. е. константы.
Например:
CONST Е=2.718281828; (Число Эйлера)
С=2.99792458Е+8; (скорость света в м\с)
CUBE =12; (число ребер куба)
HELLO = 'Привет'; (строка - приветствие)
On = true; (логические константы)
Off=false;
Кроме констант, не изменяющих своего значения, последние версии
языка допускают так называемые типизированные константы, которые могут
изменять свое значение в процессе выполнения программы. Типизированные
константы, в сущности, правильнее считать переменными, но правила их
объявления ближе к правилу объявления констант, поэтому они получили
такое название.
Например:
CONST FLAG: BOOLENT=TRUE;
A:INTEGER=90;
3. Закрепление.
На сегодняшнем занятии мы с вами узнали что существуют такие
программы (языки программирования) с помощью которых можно создавать
другие, необходимые нам программы и приложения. Так же мы узнали о
структуре построения программного кода, которая в свою очередь является
не чем иным как «АЛГОРИТМ».
4. Домашнее задание.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Чем характеризуется переменная?
2. Перечислите типы данных?
3. Как описываются переменные?
4. Какова структура программы?
5. С чего начинается основная программа?
6. Чем заканчивается программа?