Конспект урока "Окна, формы и объекты, события и методы"

1
Шабашная Людмила Николаевна
КГУ СОШ № 61 г. Караганды.
Учитель физики, информатики и ВТ.
Тема урока. Окна, формы и объекты, события и методы.
Цель урока:
Познакомить учащихся со способами работы с формой и компонентами,
основными свойствами компонентов и способами их изменения.
Задачи урока:
Изучить способы работы с формой и компонентами, их основные свойства и
методы; научиться добавлять и удалять форму из проекта, изменять ее свойства;
научиться помещать компоненты на форму, выделять копировать, изменять свойства в
Инспекторе объектов и динамически;
Сформировать представление о связи события и его обработчика –
подпрограммы-процедуры;
Сформировать представление о важности комментирования исходного кода;
Развивать умение добавлять и удалять компоненты на форму; изменять
свойства компонентов.
Воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.
План урока:
I. Организационный момент (2 мин).
II. Актуализация знаний (5 мин).
III. Теоретическая часть (20 мин).
IV. Практическая часть (10 мин).
V. Домашнее задание (1 мин).
VI. Вопросы учащихся (5 мин).
VII. Итоги урока (2 мин).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка присутствующих, определение задач урока.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы познакомились с интегрированной средой разработки
Lazarus. Изучили назначение основных окон и команд меню.
Сегодня мы продолжим изучать возможность среды программирования и
создадим свой первый проект.
Вспомним окна среды программирования, их названия и назначение.
Задание 1. На рисунке изображено окно среды программирования. Слева
расположены названия окон.
Разместите название над соответствующим окном.
Назовите назначение соответствующего окна.
2
траница 3 флипчарта. Справа находятся названия окон среды
программирования. Разместить название над соответствующим окном. В
задании использован эффект Контейнер.)
Задание 2. На рисунке изображено Главное окно. Назовите состав окна и
назначение его частей.
(Страница 4 флипчарта. Назвать части Главного окна. Проверить ответ с
помощью Волшебного ластика.)
III. Теоретическая часть
Форма – будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться
компоненты.
Форм в проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой:
Файл Создать Форму
На палитре компонентов располагаются различные объекты пользовательского
интерфейса. Наиболее востребованные объекты:
Во вкладке Standart:
Кнопка – TButton ;
3
Текстовое поле - TEdit ;
Метка - TLabel
Во вкладке Additional:
Рамка для картинки – TImage
Размещение объектов на окне формы:
Выделите на палитре компонентов нужный вам объект (левая кнопка
мышки). Для примера, выделите объект - TButton
Разместите курсор в нужном вам месте на окне формы и щелкнете левой
кнопкой мышки
Размеры объекта можно изменить (на форме или в свойствах)
Все эти объекты характеризуются:
свойствами (цвет, положение на экране и пр.),
методами (действия или задачи которые выполняет объект),
событиями (на какое событие должен реагировать объект).
Рассмотрим некоторые основные свойства поподробнее:
Объект
Свойства
Методы
События
TForm (форма)
Name (Имя)
Caption (Надпись
заголовка)
Font (Шрифт)
Height
Width
Show
Hide
OnCreate
OnClick
TButton (кнопка)
Name (Имя)
Caption (Надпись
заголовка)
Font (Шрифт)
Height
Width
Show
Hide
OnClick
TEdit (текстовое
поле)
Name
Text
Font (Шрифт)
Alignment (Выравнивание)
Height
Width
Clear
OnClick
Многие объекты, в том числе и кнопки, должны как-то реагировать на
различные события, например на пользовательское щелканье мышкой. Чтобы сделать
их способными на ответные действия, нужно написать процедуру обработки
события. Самое распространенное событие – Click (Щелчок), пользователь навел
курсором на объект и щелкнул кнопкой мыши.
Итак, чтобы написать процедуру обработки события для какого-то объекта
формы нужно сделать следующее:
4
Дважды щелкните левой кнопкой мыши по объекту. Lazarus откроет окно
кода, в котором автоматически будет сгенерирована шапка процедуры обработки
события Click для объекта.
Структура процедур обработки событий
PROCEDURE TForm1.Button1Click( );
CONST {описание постоянных}
<имя постоянной> = <значение>;
VAR {определение лок. переменных}
<имя переменной> : <тип данных>;
<имя переменной> : <тип данных>;
BEGIN
{код процедуры обработки события}
END;
Между строками Begin и End напишите код, который должен выполняться
после наступления события. Все необходимые переменные необходимо определить в
области определения переменных после ключевого слова VAR.
Рассмотрим способы работы с формой и компонентами на примере
создаваемого проекта.
IV. Практическая часть
Создадим проект в котором содержатся:
текстовое поле и три кнопки.
При нажатии на кнопку "Привет" в тектовом поле должна появиться надпись
"Привет, мир!". При нажатии на кнопку "Очистить" тектовое поле будет очищено.
При нажатии на кнопку "Выход" приложение будет закрыто.
1. Загрузите Lazarus.
Создайте новый проект. Для этого:
1) Выполнить команду Проект → Создать проект
2)В появившемся диалоговом окне выбрать слово Приложение и нажать
кнопку ОК.
5
2. Сохранить созданный проект.
Для этого:
1) Выполнить команду Проект → Сохранить проект как…
Сохраняйте каждый проект в отдельный каталог!
3. Разместите на форме Текстовое поле и 3 Кнопки.
4. Измените свойства объектов:
Объект
Свойство
Значение
Форма Form1
Caption
Color
Привет
Выберите цвет из палитры
Текстовое поле
Edit1
Alignment
Font
Text
taCenter
Выберите шрифт из списка
Пустое текстовое поле
Кнопка
Button1
Button2
Button3
Caption
Caption
Caption
Привет
Очистить
Выход
Мы закончили дизайн нашего проекта. Переходим к написанию программного
кода.
Для кнопки "Привет" запишем код:
Edit1.Text := 'Привет, мир!';
Для кнопки "Очистить" запишем код:
Edit1.Text := ' ';
Для кнопки "Выход" запишем код:
halt;
Закончив вводить код, выполните программу.
Это можно сделать одним из трех способов:
1) щелкнув по кнопке Run (Выполнить) на панели инструментов;
2) выбрав команду Run-Run в главном меню;
3) нажав клавишу <F9>.
Происходит сравнительно недолгий процесс компиляции, в результате
которого в папке проекта создается EXE файл.
6
В окне Сообщения выводится протокол сборки проекта:
Далее этот файл, в случае успешного создания, запускается на выполнение.
В случае, если были допущены ошибки, сообщение об этом появляется в протоколе.
При успешной компиляции на экране появиться форма с тремя кнопками,
текстовое поле не содержит надписи. Если теперь щелкнуть на кнопке «Привет», то в
текстовом поле появиться надпись. При нажатии на кнопку «Очистить», из текстовое
поле надпись удаляется. При нажатии на кнопку «Выход» приложение закрывается.
Таким образом, вы создали приложение, реагирующее на действия
пользователя. Скомпилированная программа сохраниться в папке проекта в виде
файла с расширением .EXE. Он может быть выполнен на компьютере без среды
разработки Lazarus.
Сегодня на уроке мы познакомились с формой, наиболее употребляемыми
объектами и их свойствами.
Повторим основные моменты урока. Заполните таблицу. Для каждого объекта
укажите свойства, методы и события, которыми они могут обладать. Дайте краткую
характеристику этим свойствам, методам и событиям.
Форма
Кнопка
Метка
Текстовое поле
Свойства
Name
Caption
Text
Color
Font
Height
Width
Методы
Show
Hide
События
Clear
OnClick
OnCreate
(Используя инструмент пера, написать какие свойствами могут обладать
соответствующие объекты.)
7
V. Домашнее задание
§ 7 8 учебника, контрольные вопросы.
VI. Вопросы учащихся
VII. Итоги урока
Сегодня на уроке мы познакомились:
со способы работы с формой и компонентами,
с их основные свойствами и методами;
научились добавлять и удалять форму из проекта, изменять ее свойства;
научились помещать компоненты на форму, выделять копировать,
изменять свойства в Инспекторе объектов и динамически;
получили представление о связи события и его обработчика –
подпрограммы-процедуры;
Литература:
1. Информатика. Учебник. Методическое пособие. Е. Вьюшкова, Н. Параскун.
Астана: Арман-ПВ, 2014 г.
2. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus. Алексеев Е. Р.,
Чеснокова О. В., Кучер Т. В.. Донецк: Унитех, 2009 г.
3. Основы программирования в среде Lazarus. Мансуров К. Т.