Конспект урока "Компьютерная графика. Графический редактор Paint" 5 класс

Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
Методическая разработка
урока по информатике
для 5 класса по теме
«Графический редактор»
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
Методическая разработка урока информатики в 5 классе
Предмет:
информатика
Класс:
5
Тема:
«Компьютерная графика. Графический редактор Paint.».
Тип:
Планируемые
образовательные
результаты
урок новых знаний
предметные умение создавать несложные изображения с помощью
графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией;
метапредметные развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую
решаемой задаче;
личностные чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Цель:
I. Образовательные:
1. Познакомить с компьютерной графикой как изображением, созданным при помощи компьютера;
2. Систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения при работе с графическими
примитивами;
3. Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления
за счет графики;
4. Дать учащимся конкретные представления о компьютерной графике, графической информации, о программе, с
помощью которой обрабатывается графическая информация, рассмотреть интерфейс программы, познакомить с
инструментами графического редактора.
5. Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера;
6. Формировать знания, умения и навыки работы с инструментами графического редактора Paint;
II. Развивающие:
1. Развивать творческие способности, память, внимание, воображение навыки самостоятельной, групповой и парной
работы;
2. Сформировать навыки работы учащихся с различными инструментами в редакторе Paint;
3. Развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
4. Развить художественный вкус и творческое воображение;
5. Развить навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях.
III. Воспитывающие:
1. Воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость, самостоятельность и коммуникативные умения и навыки;
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
Решаемые учебные
задачи:
Основные
понятия,
рассматриваемые
на уроке:
2. Воспитывать умение рационально использовать время урока; Воспитать выраженное индивидуальное восприятие мира
через средства искусства;
3. Повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.
4. Развивать мотивационный компонент учебной деятельности через создание эмоционального настроя;
5. Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
1) закрепить умения построения диаграмм;
2) акцентировать внимание на графических возможностях компьютера;
3) актуализировать знания о графическом редакторе и навыки работы в нем;
4) сформировать умение определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию
изображений.
компьютерная графика;
графический редактор;
инструменты графического редактора.
Методы:
Проблемно-поисковый, наглядный метод, словесный метод
Оборудование:
Компьютеры IBM PC с системой MS Windows и графическим редактором Paint
Мультимедийный проектор.
Рабочие тетради. Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Карточки учета знаний.
Мультимедийная презентация по теме урока.
Интерактивная доска
Формы работы:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа.
Продолжительность занятия: 45 минут
Этапы урока:
1.Организационный (2 мин)
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала(3 мин)
3. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (5 мин)
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 мин)
5. Первичное усвоение новых знаний. (3 мин)
6. Физкультминутка( 1 мин)
7. Первичная проверка понимания (2 мин)
8. Этап подготовки учащихся к выполнению практической работы.(1 мин)
9. Первичное закрепление.
Организация практической деятельности (10 мин)
10. Этап обобщения и систематизации ( 4 мин)
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
(3 мин)
12. Домашнее задание( 1 мин)
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оформление доски
1.Организационный
(2 мин)
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами
превратимся в художников! А что у художника самое
главное? Правильно . Карандаши и лист бумаги. Чем больше
цветов художник использует в своей работе, тем ярче его
картины!
Перед вами на партах коробочки с карандашами, а
сколько цветов вы сможете использовать на уроке, будет
зависеть только от ваших знаний и внимания.
Для записи основных понятий изучаемого материала у вас на
столах лежат опорные конспекты. Послушайте правила
работы с опорным конспектом: работа на уроке
сопровождается слайдовой презентацией. Слушая
объяснение, участвуя в обсуждении вопросов, вы должны
следить за содержанием слайда и выполнять необходимые
записи в опорном конспекте в специально отведённых для
этого строчках. Ответы в опорном конспекте мы будем писать
синими ручками, а исправления будем вносить красной,
поэтому у вас на парте две ручки.
Помощником нам на уроке будет Незнайка и его друзья..
Встают. Приветствуют
учителя. Удобно
располагаются.
Слушают инструктаж о
правилах работы с
опорным конспектом.
2. Актуализация и
проверка усвоения
изученного
материала(3 мин)
Чтобы взять первые цвета карандашей нам нужно
вернуться к теме прошедших уроков - «Наглядные формы
представления информации».
Незнайка поможет вам проверить домашнее задание.
Производится визуальная проверка домашнего задания
№134,
Для проверки №135 вызывается учащийся к доске и при
помощи инструмента ИД « перо» записывает ответы на
вопросы кроссворда
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
( используется элемент работы на интерактивной доске)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение
домашней работы у соседа по парте. ( исправления делаем
красной ручкой)
Отгадайте ребусы ( работа в парах):
1.Как называется наука о методах и процессах сбора,
хранения, обработки, анализа и оценивания информации,
обеспечивающих возможность её использования для принятия
решений?
2. При помощи какого периферийного устройства можно
вводить текстовую и числовую информацию?
3. Какая кнопка является основным средством доступа к
программам, папкам и параметрам
Кто не допустил ни одной ошибки может вынуть из
коробочки 3 цветных карандаша.
Кто допустил 1-2 ошибки – 2 цвета.
Кто 3-4 ошибки – 1 цвет.
Первые цвета уже определены. Мы готовы к рисованию.
3. Постановка цели
урока и мотивация
учебной
деятельности (5
мин)
С уроков истории нам известны примеры информации,
которая дошла до наших дней . Таким образом люди
передавали информацию друг другу. Из поколения в
поколение переходили их опыт и быт, а как же они это
делали?
У меня на столе стоит волшебный сундучок. Если вы
отвечаете правильно, то на экране появляется сопровождение
вашего ответа.
Сопровождается показом презентации.
Открывается вкладка «графический редактор Paint».
Ученики: наскальные
рисунки, картины,
книги, музыка, кино и
т.д.
Учащиеся
выстраивают
историческую
цепочку эволюции
рисунка.(работа в
парах в опорном
конспекте задание
№1)
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
Если нам сегодня необходимо передать информацию, то при
помощи чего мы это делали?
Чтобы узнать каким одним словом можно объединить все эти
объекты, Незнайка приготовил вам в помощь ребус
( графика).
А как вы понимаете, что такое графика?
Слайд2,3.
4. Этап усвоения
новых знаний и
способов действий
(10 мин)
Все виды изображений, составленные при помощи
инструментов рисования и черчения, называются графикой.
А что такое компьютерная графика?
Для проверки обратимся к Незнайке.
Изображения, созданные при помощи компьютера,
называются компьютерной графикой.
Приведите примеры компьютерной графики.
(Демонстрация одного из видов компьютерной графики-
мультфильм)
Люди каких профессий применяют компьютерную графику?
Компьютерную графику применяют представители самых
разных профессий:
Учащиеся высказывают
свои определения.
Учащиеся перечисляют
профессии, где может
применяться
компьютерная графика.
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
архитекторы при проектировании зданий;
инженеры-конструкторы при создании новых видов
техники;
астрономы при нанесении новых объектов на карту
звёздного неба;
модельеры при конструировании новых моделей одежды;
мультипликаторы при создании новых мультфильмов;
специалисты по рекламе.
Как вы думаете, чем удобна программа компьютерной
графики?
Важно, что при использовании программ компьютерной
графики нет необходимости брать новый лист бумаги, чтобы
из-за допущенной ошибки начинать все с начала.
Неправильный фрагмент (элемент) просто удаляется из
памяти компьютера, и работа продолжается дальше.
Существуют специальные программы для работы с текстом
текстовые редакторы, а для работы с графикой –
(соберите анаграмму и ответите на вопрос, в подарок
получите красивый рисунок) ( работа в группе)
Как вы думаете, что можно сделать с помощью
графического редактора?
Графический редактор это программа,
предназначенная для создания и редактирования картинок,
поздравительных открыток, рекламных объявлений,
приглашений и различных иллюстраций.
Записываем в опорный конспект:
Графический редактор программа для создания и
редактирования рисунков.
Мы познакомимся с простейшей программой, которая
Формулируют ответ на
вопрос.
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
позволяет обрабатывать графическую информацию с
помощью мыши – это графический редактор Paint. Учитель
демонстрирует запуск программы Paint.
Итак, давайте запишем в опорном конспекте, алгоритм
запуска программы Paint.
Запуск программы:
Пуск
Программы
Стандартные
Paint.
Взаимопроверка. Если есть ошибки, то исправление
ведется красной ручкой.
Учитель показывает инструменты программы Рaint,
принцип работы с ними.
Можно воспользоваться вкладкой « Инструменты
графического редактора Paint»
Учащиеся сами
стараются записать
алгоритм после
демонстрации запуска
учителем.
Перед началом работы
учащиеся напоминают
технику безопасности,
затем открывают
ноутбуки и работают
вместе с учителем
5. Первичное
усвоение новых
знаний. (3 мин)
Незнайка подготовил вам интересное задание.
Задание №2. Работаем с опорным конспектом. Соедини
стрелками надписи с соответствующими им элементами
рисунка.
Проверим правильность выполнения работы при
помощи ИД: строка меню, …
Выполнить тест Paint1.
Снова берем свою коробочку с карандашами: если вы не
допустили ни одной ошибки, то вынимаем еще 2 цвета; если
допустили 1-2 ошибки – 1 цвет; если 3-4 то, вы не можете
открыть новый цвет.
11. Физкультми
нутка( 1
мин)
Во время показа кадров с веселыми бабочками, учитель
рисует в воздухе фигуры при помощи светящейся бабочки-
игрушки.
Учащиеся следят
глазами за бабочкой,
затем делают
упражнения из ролика.
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
7. Первичная
проверка
понимания (2 мин)
Незнайка многое вам поведал о графическом редакторе Paint
и правилах работы в среде этой программы. И сейчас он
предлагает выполнить задания, а для этого разделитесь на
группы по 3-4 человека и выполните задание №3 в опорном
конспекте.
Рассаживаются по
группам.
Обсуждают задания,
представитель группы
озвучивает вариант
ответа.
8. Этап подготовки
учащихся к
выполнению
практической
работы.(1 мин)
Прежде, чем вы приступите к выполнению практической
работы, Незнайка еще раз напоминает о необходимости
соблюдения правил Техники безопасности при работе за
компьютером.
Назовите основные из них.
9. Первичное
закрепление.
Организация
практической
деятельности
(10 мин)
1. Запустите программу графического редактора Paint.
2. Выполнить практическую работу №11.
Практическая работа выполняется с точки зрения
дифференцированного подхода к обучающимся под
контролем учителя:
1. Ребята, имеющие предварительные навыки
работы в программе могут работать
самостоятельно, опираясь на свои знания .
2. Ребята, не имеющие предварительных навыков
работы в программе, работают с Алгоритмом –
подсказкой.
3. Ребята, не имеющие навыков работы с мышью и
программой, работают с Алгоритмом под
руководством учителя.
Кто не сделал ни одной ошибки – добавляет к своим цветным
карандашам еще два цвета; а кто допустил 1-2 ошибки, тот
ничего не получает.
При выполнении практической работы вам приходилось
Учащиеся выполняют
практическую работу.
В случае затруднения
могут использовать
инструкционную карту
(Подсказки от
Незнайки).
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
использовать инструмент Лупа (Масштаб) для многократного
увеличения элементов рисунка. Что вы заметили при
изменении масштаба изображения?
Все изображения, созданные в среде графического редактора,
состоят из мельчайших частичек квадратной формы, которые
называются пикселями.
Пиксель - элементарный объект графического редактора
Paint, минимальный элемент рисунка.
Отвечают на вопрос.
При увеличении
масштаба границы
графических объектов
неровные, состоят из
маленьких
квадратиков.
Делают записи в своих
опорных конспектах.
10.Этап обобщения
и систематизации.
(4 мин)
Учитель организует обсуждение изученного материала и
просит выдвинуть гипотезы о теме урока и ключевых
понятиях данной темы. (запись в опорный конспект)
Учащиеся выдвигают
предположения о теме
урока. Формулируют
основные понятия.
11. Подведение
итогов урока.
Рефлексия.
(3 мин)
А теперь подсчитаем, кто сегодня больше всех
использовал на уроке цветных карандашей, а значит показал
отличные знания материала и стал настоящим художником.
Если вы использовали 7-6 цветов – вы получаете оценку
«5».
Если 5-4 цвета – «4».
Если меньше 4 цветов – «3».
Поднимите руки кто заработал оценку «5»; «4»; «3»
Если у вас есть исправления красной ручкой, то вам
необходимо внимательно поработать с домашним заданием.
По окончании урока, давайте соберем корзину нашего
настроения.
12. Домашнее
задание
( 1 мин)
На слайде представлено домашнее задание, подготовленное
Незнайкой.
Эта информация есть в ваших опорных конспектах.
Прочитайте внимательно §11 стр. 75.
Выполните задания в РТ №141,145
Составить 5 предложений по теме:
Если не было бы…, то…
Слушают информацию
о домашнем задании,
делают пометки в
опорных конспектах и
записывают в
дневниках.
Смирнова Е.И.
Учитель информатики МБОУ «ФСОШ №2»
Всю разработку урока можно просмотреть и скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/swSnODbmVYBKu