Сценарий "Путешествие в страну информатики" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Конспект внеклассного занятия по информатике в 5 классе
«Путешествие в страну информатики»
составила:
Ратегова Светлана Сергеевна,
учитель информатики
Кочево
2014
Цель: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по
теме: «Текстовый редактор».
Задачи:
воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства
ответственности; формирование культуры общения «учитель» «ученик», «ученик» –
ученик».
развивающие: развитие логического мышления, способности рассуждать, убеждать,
логически доказывать;
образовательные: закрепление пройденного материала по теме: «Текстовый редактор»,
повторение основных понятий.
Форма занятия: игра.
В качестве членов жюри приглашаются учителя математики или информатики.
Учащиеся делятся на две команды. Члены команд выбирают капитанов. Команды
придумывают название, девиз, эмблему, получают домашние задания накануне
внеклассного занятия. Занятие проходит в кабинете информатики.
Оборудование: заранее приготовленные лепестки ромашки, карточки с вопросами.
План занятия:
1. Представление команд.
2. Конкурс «Отгадай загадки».
3. Конкурс «Ромашка».
4. «Лучший художник».
5. «Портрет капитана».
6. «Умники и умницы».
7. Конкурс капитанов «Цепочка терминов».
8. Конкурс «Из двух слов третье».
9. Подведение итогов Награждение команд.
Ход занятия:
1. Представление команд.
Чтобы определить, какая команда будет отвечать первой, ведущий задаёт загадки, и
чья команда набирает большее количество баллов за правильные ответы, та команда
начинает игру.
2. Отгадай загадки: (1 балл за верную отгадку).
Без меня сплошной бардак
Что ты делаешь? И как?
Даже если постараться,
Без меня не разобраться!
И не слушай никого -
Не увидишь ничего! (монитор).
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (мышка).
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... (джойстик).
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (системным).
И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... (модем).
По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура.
Это вот – ... (клавиатура).
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Это ... (принтер).
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (дискета).
3. Конкурс «Ромашка». (1 балл за правильный ответ)
На доске приклеены лепестки «ромашки», на которых написаны основные команды
работы с текстовым редактором. Учащиеся должны назвать правильно их значение.
ALT + F4 (быстрое закрытие окна).
DELETE (удаляет символ, стоящий справа от курсора).
ENTER (перевод курсора на новую строку).
BACKSPACE (удаляет символ, стоящий слева от курсора).
SHIFT + буква (написать заглавную букву).
CAPS LOSK (переключатель: первое нажатие её включает режим ввода прописных букв, а
следующее - выключает).
HOME (перемещение курсора в начало строки).
END (перемещение курсора в конец строки).
CTRL + SHIFT (переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода
латинских букв и обратно).
4. Конкурс «Лучший художник». (3 балла)
Задание: нарисовать военный грузовик в графическом редакторе «Paint» по образцу.
Критерии: быстрота и качество.
5. Конкурс «Портрет капитана». (3 балла)
Изобразить рисунок, используя знаки препинания в программе «WordPad».
^
#########
##### КАПИТАН#####
###########################
! @ @ !
O! % !O
! \_____/ !
! !
$$$$$$$$$
$$$$$$$
$$$$$
$$$
6. Конкурс «Умники и умницы». (1 балл за правильный ответ)
Разгадайте кроссворд.
Кроссворд выдается на карточках вместе с вопросами.
Вопросы:
1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер
лавиатура).
2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных символов од).
3. Устройство, при помощи которого люди считали с XVII до XX века включительно
рифмометр).
4. Устройство, позволяющее выводить информацию из памяти компьютера на бумагу
(принтер).
5. Запоминающее устройство (память).
6. Список, из которого можно выбрать команду. В этой строке находятся слова: файл,
правка, вид и т.д. еню).
7. Устройство, на которое выводится информация онитор).
8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков
четы).
9. Главное устройство, «мозг» компьютера, который управляет всеми устройствами
компьютера (процессор).
Если все отгадано верно, то в результате получится слово «компьютер».
7. Конкурс капитанов. Кодирование. (1 балл за верный ответ).
Капитанам выдаются карточки с вопросами. Ответ приведен на карточках, только
его надо найти в прямоугольниках и квадратах, где буквы слов переставлены «змейкой».
Под каждой фигурой написана буква, если отвечать на вопросы по порядку и верно, то в
итоге получится слово «молодцы».
Вопросы:
1. Универсальное устройство для обработки информации (компьютер).
2. Устройство ввода информации (клавиатура).
3. Как иначе можно назвать новости, знания, сообщения (информация).
4. Единица измерения информации (килобайт).
5. Устройство ввода информации в компьютер с листа бумаги (сканер).
6. Способ общения программы с пользователем («внешний вид» программы)
(интерфейс).
7. Действие над информацией (передача).
8. Антианаграмма. Конкурс «Из двух слов третье». (1 балл за правильное слово).
(Анаграмма: «монитор» можно составить слова рот, мир и т.д., но нельзя составить
слово «ротор», т.к. два раза встречается буква «р»).
Из слов на карточке составить слова, связанные с информатикой и компьютером.
Буквы в словах могут повторяться, и все имеются в слове.
Овод, диск (дисковод).
Детка, си (дискета).
Миф, нота, икра (информатика).
Ель, писк (пиксель).
Сор, процесс (процессор).
Кол, кони (колонки).
Грамм, порог (программа).
Бег, май, там (мегабайт).
Итог занятия:
Награждение команд. Предоставляется слово жюри, которое объявляет результат игры и
вручает дипломы.
Список использованных источников:
1. «Клуб весёлых информатиков», авторы Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина, - Волгоград,
2009.
2. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике, автор Златопольский
Д.М. – М.:, Чистые пруды, 2006г. (Библиотечка «Первого сентября», выпуск №1(7)).
3. Интернет-ресурсы:
http://easyen.ru/