Технологическая карта урока "Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы" 9 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»
1. Учитель: Снадина Наталья Анатольевна
2. Учреждение: МБОУ «Жуковская СОШ» Зубово-Полянского
муниципального района РМ
3. Информатика и ИКТ
4. Класс: 9
5. Тема урока: «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы». Это-
шестой урок раздела «Управление и алгоритмы», для изучения
раздела отводится 11 часов. На 5 предыдущих уроках раздела
учащиеся познакомились с понятиями: кибернетика, управление с
обратной связью, определением и свойствами алгоритма, со средой
графического учебного исполнения Стрелочка, освоили правила
составления линейных алгоритмов в среде этого исполнителя.
6. Базовый учебник: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.,
Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9
класса. ЛБЗ. 2012 г.
7. Цель урока:
Формирование у учащихся понятий вспомогательный алгоритм,
подпрограмма (процедура); умений практического применения этих
понятий в среде графического учебного исполнителя.
8. Задачи урока:
Обучающие: знать понятия: вспомогательный алгоритм,
подпрограмма (процедура); уметь строить алгоритмы с использованием
процедуры в среде учебного исполнителя Стрелочка;
Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти,
внимания, логического мышления, познавательного интереса,
коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
Воспитательные: формировать познавательную активность;
способствовать воспитанию в детях ответственности,
взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
9. Тип урока: урок изучения нового материала.
10. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
11. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютерный
класс.
12. Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Название
используе-
мых ЭОР
(с указанием
порядкового
номера из
Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с
ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организацио
нный момент
Проверяет готовность
учащихся к уроку
Демонстрируют
учителю готов-
ность к уроку.
1 мин.
2
Постановка
цели занятия
перед
учащимися
Ставит цель и задачи
перед учащимися
Слушают учителя
1 мин.
3
Проверка
домашнего
задания
1) Предлагает учащимся
проверить
правильность
составленных в
тетрадях алгоритмов
рисования своих
инициалов.
2) Предлагает разгадать
ребусы с
использованием
презентаций.
Выполняют
составленные
алгоритмы
(индивидуальная
работа)
Отгадывают ребусы
и выбирают
правильный ответ.
4 мин.
4 мин.
4
Актуализация
знаний
учащихся.
Предлагает учащимся
вспомнить принципы
работы в среде
графического учебного
исполнителя (ГРИС)
Стрелочка:
1) Каково назначение
графического
учебного
исполнителя?
2) Назовите пункты
меню среды
Стрелочка;
3) Какова система
команд этого
графического
учебного
исполнителя?
4) Какой пункт меню
обеспечивает
возможность
составления
алгоритма?
5) Какие разделы среды
ГРИС Стрелочка не
применялись в
предыдущих
задачах?
Отвечают на
вопросы учителя.
5 мин
5
Объяснение
темы
Интерактив-
ный объект
1
Интерактив
ный объект
2
Демонстрация
интерактивного объекта
1 (страница 1).
Предлагает
проанализировать
алгоритм и ответить на
вопросы:
1) какие команды
алгоритма повторяются?
2) можно ли записать
алгоритм короче?
3) Какая подзадача
выполняется
многократно?
4) Какие команды можно
включить во
вспомогательный
алгоритм?
После ответов учащихся
открывается страница 2 с
иллюстрацией процедуры.
Демонстрация
интерактивного объекта 2.
Предлагает
проанализировать и
ответить на вопросы:
1) Сколько процедур
используется в
алгоритме рисования
числа 1919?
2) Каковы первые
действия при
составлении каждой
процедуры?
3) Какие команды входят
в каждую процедуру?
4) Какой командой
обеспечивается
соблюдение расстояния
между цифрами?
Отвечают на
вопросы и
сверяют свои
ответы с
иллюстрацией.
Анализируют
иллюстрацию и
отвечают на
вопросы.
4 мин.
4 мин
6
Закрепление
нового
материала
Интерактив
ный объект
3
Предлагает составить
алгоритм рисования числа
1919 в среде графического
исполнителя Стрелочка с
помощью процедуры.
Фиксирует выполнение
задания.
Составляют
алгоритмы,
выполнение
которых
проверяется в среде
Стрелочка.
3 мин.
7
Первичная
проверка
усвоенного
Интерактив
ный объект
№3
Предлагает изменить
составленный алгоритм
так, чтобы выполнялось
рисование числа 1010
Выполняют
задания учебных
модулей.
4 мин
8
Физкультур-
ная разминка
«Космическая» .
Внимание на экран.
Демонстрация
презентаций.
Выполняют
разминку для глаз.
Наблюдают за
появляющимися на
экране рисунками.
1 мин.
9
Применение
знаний в
новой
ситуации
Интерактив
ные объекты
4, 5
Предлагает учащимся
выполнить задания
учебных модулей
практического типа:
составить с
использованием
процедуры алгоритмы
выполнения рисунков.
Выполняют задания
учебных модулей.
10 мин
10
Домашнее
задание к
следующему
уроку
Предлагает выполнить
творческое задание 7
стр.163 учебника, выбрав
один из рисунков.
Записывают
домашнее задание
2 мин.
11
Подведение
итогов урока
Предлагает учащимся
подвести итоги урока.
Делают выводы по
материалам урока
2 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название
ресурса
Тип, вид ресурса
Форма
предъявления
информации
(иллюстрация,
презентация,
видеофрагменты,
тест, модель и
т.д.)
Гиперссылка на
ресурс,
обеспечивающий
доступ к ЭОР
Интерактивный
объект №1
Демонстрация
лекции на тему
«Вспомогательные
алгоритмы»
Презентация
Презентация
Вспомогательные
алгоритмы
Интерактивный
объект №2
Интерактивное
задание
Интерактивное
задание
Демонстрация
алгоритма с
процедурами "Число
1919" в среде
исполнителя
"Стрелочка"
Интерактивный
объект №3
Интерактивное
задание
Интерактивное
задание
Конструирование
алгоритма с
процедурами "Число
1919" в среде
исполнителя
"Стрелочка"
Интерактивный
объект №4
Интерактивное
задание
Интерактивное
задание
Задача в среде
исполнителя
"Стрелочка" по теме
"Вспомогательные
алгоритмы" (1
уровень сложности)
Интерактивный
объект №5
Интерактивное
задание
Интерактивное
задание
Задача в среде
исполнителя
"Стрелочка" по теме
"Вспомогательные
алгоритмы" (2
уровень сложности)