Конспект урока "Процедура вывода WriteLn. Курсор" 9 класс


Процедура вывода WriteLn. Курсор
Оператор WriteLn - читается "райт 'лайн" , переводится - ПИШИ СТРОКУ. Правила его
записи и выполнения те же, что и у Write, с одним исключением - после выполнения оператора
Write следующий оператор Write или WriteLn печатает свою информацию в той же строке, а после
выполнения оператора WriteLn - с начала следующей. Примеры:
ПРОГРАММА
ЧТО ВИДИМ НА ЭКРАНЕ
BEGIN Write ( 'Ама' ); Write ( 'зонка' ) END.
Амазонка
BEGIN Write ( 'Ама' ); WriteLn( 'зонка' ) END.
Амазонка
BEGIN WriteLn( 'Ама' ); Write ( 'зонка' ) END.
Ама
зонка
BEGIN WriteLn( 'Ама' ); WriteLn( 'зонка' ) END.
Ама
зонка
Все вышесказанное можно более точно описать с помощью понятия курсора. Если вы когда-
нибудь вводили текст в компьютер с клавиатуры, то знаете, что вводимый вами текст для вашего
удобства автоматически появляется на экране монитора. Вы также, вероятно, обратили внимание
на короткую светлую черточку или прямоугольное пятнышко, которое "бежит" на экране перед
вводимым текстом. Так, если вы вводите с клавиатуры слово BEGIN, то:
после нажатия на клавишу B на экране вы увидите B_
после нажатия на клавишу E на экране вы увидите BE_
после нажатия на клавишу G на экране вы увидите BEG_ и т.д.
Курсор предназначен для того, чтобы показывать пользователю, где на экране
появится следующий символ, который он введет с клавиатуры. Курсор точно так же бежит по
экрану впереди текста и тогда, когда информация появляется на мониторе не при вводе с
клавиатуры, а во время исполнения программы в результате выполнения операторов Write или
WriteLn,
Так вот. Разница между процедурами Write и WriteLn в том, что после выполнения Write
курсор остается в той же строке, а после выполнения WriteLn курсор прыгает в начало следующей
строки, а значит и все следующие символы волей-неволей будут выводиться в следующей строке.
Оператор WriteLn можно использовать просто для перевода курсора в начало следующей
строки. Для этого достаточно написать одно слово WriteLn без скобок.
Задание 3: Определите без компьютера и изобразите на листке бумаги в клетку (один
символ – одна клетка), что напечатает программа:
BEGIN
Write (1992);
WriteLn ( ' Mы начинаем!' );
WriteLn (6*8);
WriteLn;
WriteLn ('Шестью шесть ' , 6*6, '. Арифметика:' , (6+4)*3)
END.
Пояснение: Значок * обозначает умножение. Выполнив задание на бумаге, выполните
программу на компьютере и сверьте результаты. Совпадает ли число пробелов между
символами? Если не совпадает, еще раз прочтите материал, чтобы понять, почему. Измените
число пробелов в разных местах последнего WriteLn. Как изменилась картинка на экране?
Почему? Добавте рядом с пустым WriteLn еще один. Что изменилось? Почему?