Презентация "Знакомство с алгоритмическим языком стрелок" 4 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Тема урока: " Знакомство с алгоритмическим языком стрелок".

  • 4 класс
  • Учитель информатики Адав-Тулумбаевской СОШ Хусниева И.И.

Цели:

  • Знакомство с краткой и доступной формой записи простейших алгоритмов для вычерчивания геометрических фигур с помощью алгоритмического языка стрелок.
  • Введение понятия Исполнителя и его основных характеристик.
  • Знакомство с основными характеристиками Исполнителя "Колобок".
  • Составление простейших программ.

Оборудование:

  • Плакат для проведения разминки
  • Прикладная программа "Колобок"

Организационный момент. Разминка

  • Расшифруйте пословицу по алгоритму, представленному в виде схемы.
  • (Всяк своего счастья кузнец)
  • ВС
  • СЧ
  • ТЬ
  • АС
  • Я
  • ЯК
  • СВ
  • КУ
  • СЕ
  • ЗН
  • ЕЦ
  • ГО
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 2
  • 5 3
  • 6
  • 8
  • 9 12 11

Изучение нового материала. "Знакомство с алгоритмическим языком стрелок"

    • Команды алгоритмического языка стрелок – числа от 1 до 9 и стрелки:
  • и - передвинуться вверх на одну клеточку;
  • и - передвинуться вниз на одну клеточку;
  • и - передвинуться вправо на одну клеточку;
  • и передвинуться влево на одну клеточку;
  • и - передвинуться вправо вверх на одну клеточку;
  • и - передвинуться вправо вниз на одну клеточку;
  • и - передвинуться влево вниз на одну клеточку;
  • и - передвинуться влево вверх на одну клеточку.

Перечёркнутые стрелки означают, что надо передвинуться в указанном направлении, не рисуя, не перечеркнутые стрелки означают, что линия движения должна быть нарисована.

    • Стрелки указывают направление, а числа указывают, сколько раз нужно выполнить команду, т.е. на какое число клеток надо передвинуться в указанном направлении. Команды пишутся одна за другой и ничем не отделяются друг от друга. Число пишется сразу за стрелкой, например, алгоритм рисования квадрата от указанной точки: ↑2→2↓2←2 .

  • Если после стрелки нет числа, то команда выполняется только один раз, т.е. передвинуться нужно только на одну клеточку в указанном направлении.
  • Запишем с помощью алгоритмического языка стрелок алгоритм рисования треугольника. Составлять алгоритм начнём от левого верхнего угла (от точки на рисунке):
  • 2 7 4 4 8

  • Выполнять команды, записанные на алгоритмическом языке стрелок, у нас будет Исполнитель Колобок.
  • Знакомство с любым Исполнителем всегда начинается с изучением его основных характеристик:
    • Среда обитания – то место, окружение, где Исполнитель выполняет команды, алгоритмы.
    • Система команд Исполнителя (СКИ) – команды, которые Исполнитель понимает и может выполнить.
    • Элементарное действие – действие Исполнителя при выполнении одной команды.
    • Отказы – случаи невыполнения команды из-за того, что она не понятна Исполнителю или он не может её выполнить в сложившейся ситуации.

  • В систему команд Исполнителя Колобка входят команды перемещения Колобка в нужном направлении, которые записываются с помощью стрелок и цифр от 1 до 9. Средой обитания Исполнителя Колобка является поле размером 12*8 клеток. Элементарное действие Колобка – передвижение в соседнюю клетку. Отказы возникают в следующих случаях:
      • Колобок не понимает команду, например команду, в которой используется число, большее 9.
      • Колобок не может выполнить команду, в результате которой он оказался бы за пределами среды обитания.

Домашнее задание

  • С помощью алгоритмического языка стрелок запишите алгоритм рисования пирамидки. Составлять алгоритм начните от левого верхнего угла клетки, в которой находится Колобок.

  • При составлении урока использовала методическое пособие (к нему ещё прилагается CD-ROM), которое можно приобрести (но сначала заказать!), щелкнув по этой книге.